Анализ проблем статистики малого и среднего бизнеса



страница1/4
Дата11.08.2016
Размер0.67 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4
Секретариат Комитета развития малого и среднего бизнеса


Анализ проблем

статистики малого и среднего бизнеса

Астана 2014 год



«Развитие малого и среднего бизнеса – вот главный инструмент индустриальной и социальной модернизации Казахстана в ХХI веке... Чем больше доля малого и среднего бизнеса в нашей экономике – тем более устойчивым будет развитие Казахстана...».
Из Послания Президента Республики Казахстан от 17.01.2014 года «Казахстанский путь–2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»


Доля малого и среднего бизнеса в экономике развитых стран достаточно высока: в США свыше 50%, в странах Евросоюза – 50-60%, в Японии около 60% ВВП, тогда как в Казахстане лишь 17,3%.
Существенным тормозом в развитии казахстанских малых и средних предприятий является отсутствие доступных методов оценки эффективности деятельности предприятий, отраслей, регионов и т.д., чему, в свою очередь, «способствует» отсутствие достоверной статистики. Поэтому решение проблем статистики, используемой для такой оценки, приобретает особую актуальность, особенно в свете послания Президента Республики Казахстан «Казахстанский путь - 2050», где развитию малого и среднего предпринимательства уделено решающее внимание.


СОДЕРЖАНИЕ

страница

  1. Введение

5

  1. Цель

5

  1. Задачи

6

  1. Исследования

7

    1. Критерии отнесения к субъектам предпринимательства для целей господдержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан

7

    1. Критерии отнесения к субъектам предпринимательства для целей государственной статистики

9

    1. Примеры расхождений при отнесении к тем или иным субъектам по двум и одному критериям

10

    1. Примеры некорректности статистических данных

11

    1. «Резкие скачки» в статистических данных

15

    1. Анализ объемов выпускаемой продукции и количества занятых субъектов МСП по видам хозяйствующих субъектов

15

    1. Количество статистических форм

19

    1. Лишняя статистика

23

    1. Методологические рекомендации

28

    1. Метод выборочного обследования

29

    1. Экстраполяция

31

    1. Контрольно-надзорная функция статистики

32

    1. Реестр субъектов частного предпринимательства

34

    1. Касательно платных услуг

36

  1. Выводы и предложения

37

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1


Бюллетень основных показателей по состоянию на 01 ноября 2013 года;

Экспресс – информация на 01 ноября 2013 года.


Приложение № 2


Бюллетень основных показателей по состоянию на 01 января 2014 года;

Экспресс – информация на 01 января 2014 года.


Приложение № 3

Бюллетень основных показателей по состоянию на 01 января 2013 года;

Экспресс – информация по состоянию на 01 января 2013 г.

Приложение № 4

Экспресс – информация по состоянию на 01 декабря 2013 года;

Экспресс – информация по состоянию на 01 января 2014 года.


Приложение № 5

Экспресс – информация по состоянию на 01 февраля 2014 года.


Приложение № 6

Экспресс – информация по состоянию на 30 июля 2013 года.


Приложение № 7

График представления отчетов и перечень статистических форм


Приложение № 8

Статистическая форма «Отчет по труду»;

«Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, по гражданам РК (Налоговая форма 200);

«Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса» (Налоговая форма 910.00).


Приложение № 9

Данные имеющиеся в формах налоговой отчетности


Приложение № 10

Методологические рекомендации

по расчету малого и среднего

предпринимательства


Приложение № 11

Методика проведения конъюнктурных обследований предприятий и

организаций Республики Казахстан


Приложение № 12

Статистические формы:

1 – ПФ (квартальная, годовая);

1 – Т вакансия (годовая);

1 – Т условия труда (годовая);

1 – Т отчет по труду (ежемесячно, год);

2 – Т Проф (годовая);

1 – инвест (ежемесячная, годовая)

2 – МП (квартальная, годовая);

2 – услуги (квартальная, годовая);

1 – СР (годовая);

1 – ЦП (ежемесячно);

1 – П (ежемесячная, квартальная, годовая);

1 – ТС (ежемесячная);

1 – инновация (годовая);

3 – информ (годовая);

2 – торговля (ежемесячная);

1 – ВТ (квартальная, годовая).



  1. Введение

Термин «статистика» возник во второй половине XVIII в. в связи с познанием государств, как тогда предпочитали говорить, описанием их особенностей, достопримечательностей. К тому же времени относится начало преподавания статистики в университетах Германии.


История человечества показала, что без статистических данных невозможны управление государством, развитие отдельных отраслей и секторов экономики, обеспечение оптимальных пропорций между ними. Необходимость сбора и обобщения множества данных о населении страны, предприятиях, банках, фермерских хозяйствах и т.д. привела к возникновению специальных статистических служб — учреждений государственной статистики. В зависимости от отрасли, по которой организуются измерения, сбор, обработка и анализ статистических данных, различают статистику населения, промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, финансов и др. Все эти разделы статистики призваны вырабатывать методы статистической работы для отражения процессов в соответствующей отрасли. Рассчитываются статистические показатели и для экономики в целом — валовый национальный продукт, валовый внутренний продукт, совокупная добавленная стоимость, уровень инфляции и т.д. Статистика нужна и для страны, и для предприятия, и для региона. Статистические методы позволяют разрабатывать стратегию развития конкретного бизнеса на основе прогнозирования динамики основных показателей и соотношений между ними. Динамика макроэкономических показателей дает основание для разработки перспективных планов развития экономики в целом, измерения эффективности общественного производства и т.д.
Статистика позволяет выявлять и измерять закономерности развития социально-экономических явлений и процессов, взаимосвязи между ними. Познание закономерностей возможно только в тех случаях, если изучаются не отдельные явления, а совокупности явлений — ведь закономерности общественной жизни проявляются в полной мере лишь в массе явлений. В каждом отдельном явлении необходимое — то, что присуще всем явлениям данного вида, проявляется в единстве со случайным, индивидуальным, присущим лишь этому конкретному явлению.



  1. Цель


Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан требует четкого понимания его фактического состояния, как в целом, так и в частных параметрах: регионы, отрасли, размерность и т.д. Невозможно развивать тот или иной регион, ту или иную отрасль и сектора экономики, не имея полной уверенности состояния, динамики развития, прогресса (регресса) и т.д.
Учитывая, какое значение придается развитию малого и среднего предпринимательства, в целях разработки перспективных и текущих планов (мер) развития МСБ, необходимо иметь достоверные данные о его динамике по основным социально-экономическим показателям.
Цель данного анализа – оценка текущей ситуации по данному вопросу и поиск альтернативных путей сбора и формирования статистики по показателям малого и среднего бизнеса.



  1. Задачи

Мы не ставим перед собой задачу критиковать государственные органы, предоставляющие статистические данные, а хотим только выявить проблемы, которые, на наш взгляд, не позволяют видеть реальную картину состояния малого и среднего предпринимательства, как в статике, так и в динамике, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве разработки и реализации государственных, отраслевых и региональных программ развития.


Немаловажно иметь реальную статистику экономического развития Республики Казахстан и для определения правильных критериев отнесения к субъектам МСБ. Тема, которая много лет прорабатывается, но реально не меняется (за исключением изменения показателя «активы» на показатель «доход»). Наивно считать, что с развитием бизнеса в РК (которое, несомненно, произошло за последние годы) не меняется сама структура бизнеса, а значит должны меняться и его критерии.
На наш взгляд, в данной отрасли присутствует некий «консерватизм», который в большей степени и оправдан, но, тем не менее, препятствует точному (точечному) и своевременному реагированию на изменение той или иной ситуации, сложившейся в экономике РК в целом, в регионах, в отраслях, а также в МСБ.
Государственная статистика представляет собой одно из важнейших межотраслевых звеньев в системе управления экономикой страны. Она призвана способствовать решению задачи по изучению массовых явлений, выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, а также давать научно обоснованную оценку функционирования и развития экономики.

Принципами государственной статистики являются:


  1. согласованность и сопоставимость государственной статистики с общепринятыми международными стандартами, классификациями и методами;

  2. профессиональная независимость и самостоятельность при осуществлении статистической деятельности;

  3. обеспечение равного доступа пользователей к официальной статистической информации;

  4. конфиденциальность и использование первичных статистических данных исключительно для статистических целей;

  5. использование всех видов источников информации с учетом качества, своевременности, затрат и нагрузки на респондентов;

  6. достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации;

  7. обеспечение сохранности и безопасности статистической информации, первичных статистических и административных данных.

На наш взгляд задача по получению научно обоснованной оценки функционирования и развития экономики Республики Казахстан на современном этапе развития становится наиболее актуальной.





  1. Исследование

Нами изучены:




  1. статистические данные уполномоченного государственного органа;

  2. источники формирования статистических данных (только по субъектам МСБ);

  3. статистические формы, представляющие субъектами МСБ в уполномоченный государственный орган;

  4. методы статистики, применяемые уполномоченными государственными органами;

  5. формы налоговой отчетности, представляющие субъектами МСБ в налоговые органы.




    1. Критерии отнесения к субъектам предпринимательства для целей господдержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан

Согласно Закону Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124 «О частном предпринимательстве» критериями отнесения субъектов частного предпринимательства к категориям являются:



  • среднегодовая численность работников;

  • среднегодовой доход.

Отнесение субъектов частного предпринимательства к категориям используется для целей:



  • государственной статистики;

  • оказания государственной поддержки;

  • применения иных норм законодательства Республики Казахстан.

Для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: по среднегодовой численности и среднегодовому доходу. При этом программами государственной поддержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии для ее оказания.


Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовым доходом не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Для целей государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

  1. деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

  2. производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

  3. деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

  4. проведение лотереи;

  5. деятельность в сфере игорного бизнеса;

  6. деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;

  7. деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

  8. банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

  9. аудиторскую деятельность;

  10. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

  11. деятельность кредитных бюро;

  12. охранную деятельность;

  13. деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие вышеуказанные виды деятельности, относятся к субъектам среднего предпринимательства, а в случае соответствия критериям крупного предпринимательства, - к субъектам крупного предпринимательства.


Для субъектов частного предпринимательства, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан являющихся плательщиками налога на игорный бизнес, фиксированного налога и единого земельного налога, используется критерий по численности работников.
Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя.
Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства.



    1. Критерии отнесения к субъектам предпринимательства для целей государственной статистики

Необходимо отметить, что в этом же Законе «О частном предпринимательстве», регламентировано, что для целей государственной статистики используется только критерий по среднегодовой численности работников.


Получается, что критериев два (не считая ограничений по видам деятельности), для целей государственной поддержки используются два, а для целей государственной статистики используется только один критерий – по численности работников. То есть, сложилась парадоксальная ситуация: статистика, которая призвана показывать реалии развития Казахстана, как в региональном и отраслевом разрезе, так и по категориям субъектов предпринимательства (малый, средний, крупный), априори относит субъектов предпринимательства к малым, средним или крупным по своим, присущим только статистике, критериям.


    1. Примеры расхождений при отнесении к тем или иным субъектам по двум и одному критериям

Приведем пример:



Юридическое лицо (основной вид деятельности – производство стройматериалов) с численностью работников 60 человек и доходом 100 млн. тенге относится к субъектам среднего предпринимательства (по критерию численность работников);

Юридическое лицо (основной вид деятельности – оптовая реализация стройматериалов) с численностью работников 8 человек и доходом 3 млрд. тенге также относится к субъектам среднего предпринимательства (по критерию доход).

Но для целей государственной статистики (согласно ЗРК «О частном предпринимательстве») первое юридическое лицо будет отнесено к субъектам среднего предпринимательства, а второе – к субъектам малого предпринимательства и большая вероятность получения поддержки со стороны государства будет именно у второго юридического лица, так как численность работников не превышает установленное количество для малого бизнеса.


Приведем второй пример:

Индивидуальный предприниматель (вид деятельности оптово – розничная продажа алкогольной продукции) с численностью работников 10 человек. Согласно ЗРК «О частном предпринимательстве» данный индивидуальный предприниматель относится субъекту среднего предпринимательства, но для целей статистики его отнесут к субъектам малого предпринимательства.
Следовательно, по приведенным примерам понятно, что уже изначально данные статистики не отражают реальную картину, хотя именно достоверность официальной статистической информации является одним из основных принципов государственной статистики.
Отнесение к соответствующим категориям предпринимательства в целях статистики только по численности работников, на наш взгляд, не отражает действительной картины общего количества малого и среднего предпринимательства, количества занятых, выпуска продукции и других показателей.
Считаем, что официальная статистика должна являться, прежде всего, объективным и точным отражением социально-экономических тенденций экономики страны, а также повышать уровень доверия общества к производимым статистическим данным. Достоверность, качество и надежность – вот основные принципы, которые должна содержать в себе статистика.
Вывод напрашивается сам собой: что данная статистика возможно нужна только самим органам статистики. По – видимому, из–за отсутствия достоверных сведений по доходу и видам деятельности, государственный орган упростил себе работу до минимума, оставив только один критерий. Но сведения по доходам и видам деятельности есть в других государственных органах (например, в Налоговом комитете Министерства финансов РК). Почему бы не наладить совместную работу с такими государственными органами, и иметь реальную статистику по субъектам МСБ?
Известно, что между Агентством Республики Казахстан по статистике и Министерства финансов Республики Казахстан имеется совместный приказ, по которому Налоговый комитет Министерства финансов РК ежеквартально представляет Агентству РК по статистике информацию «Отчет о деятельности индивидуальных предпринимателей». На наш взгляд есть необходимость расширять взаимодействие данных госорганов для определения более точных статистических данных.


    1. Примеры некорректности статистических данных

Даже несмотря на упрощение порядка формирования статистических данных, достоверность статистически оставляет желать лучшего.

К примеру, в бюллетене основных показателей количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 ноября 2013 года юридических лиц:

активных субъектов малого бизнеса: 100 962 единиц,

активных субъектов среднего бизнеса: 12 749 единиц.

в экспресс – информации о зарегистрированных юридических лицах:

активных субъектов малого бизнеса: 64 225 единиц,

активных субъектов среднего бизнеса: 8 373 единиц (приложение № 1).

Разница в процентах:

по субъектам малого бизнеса – 57,2%

по субъектам среднего бизнеса- 52,3%
Следующий пример, в бюллетене основных показателей количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъектов малого предпринимательства по состоянию на 01 января 2014 года составляет 322 121 единиц. Тогда как в экспресс – информации «Показатели малого предпринимательства и деятельность микрокредитных организации Республики Казахстан», количество субъектов малого бизнеса 247 745 единиц. Разница 74 376 единиц (приложение № 2)
Приведем еще пример, в бюллетене основных показателей количества юридических лиц в Казахстане по состоянию на 01 января 2013 года (Бизнес – Регистр) указано, что общее количество юридических лиц субъектов малого предпринимательства 301 305 единиц.

Тогда как в экспресс информации количество зарегистрированных юридических лиц субъектов малого предпринимательства на 1 января 2013 года составляет 229 865 единиц. Разница 71 440 единиц (приложение № 3).
И это данные одного и того же государственного органа, на одну и ту же дату, единственно только в разных информациях. Тем не менее, при этих обстоятельствах возникают очень большие расхождения (доходят до 50%) и пользователь данной статистической информации поставлен перед выбором, какие данные использовать для работы. Но это в том случае если пользователь выявил расхождения одного и того же показателя в различных статистических отчетах. Чаще всего один пользователь руководствуется только одним отчетом, другой – другим, и возникают значительные расхождения, которые негативно отражаются на результатах использования статистических данных.

Необходимо отметить, что органом статистики для отражения степени экономической активности предприятий применяется ситуационный код, который присваивается при регистрации предприятия и изменяется в процессе актуализации информации.

Ситуационный код может иметь следующие значения:

«0» - Вновь зарегистрированное предприятие (ситуационный код присваивается при первичной регистрации и может сохраняться в течение года). После представления первого статистического отчета данный ситуационный код изменяется на «1». В случае если после первичной регистрации более 1 года не было представлено ни одного статистического отчета, проставляется ситуационный код = «4».

«1» - Активное. Данный ситуационный код присваивается после сдачи первого статистического отчета. В дальнейшем может быть актуализирована дата проставления ситуационного кода, либо может быть изменение ситуационного кода в зависимости от информации, поступающей в органы статистики. Данный ситуационный код так же может быть проставлен на основе данных из административных источников.

«2» - Временно приостановившее деятельность. Присваивается в случае если предприятие временно (более 1 месяца, но не более 1 года) приостановило деятельность и может существовать не более 1 года. По истечению 1 года может быть проставлен код = «6».

«3» - Ликвидированное. Присваивается на основе информации МЮРК в случае официальной ликвидации.

«4» - Нет информации. Присваивается в случае, если по малым более 1 года, а по средним и крупным более 2 лет не было представлено ни одного статистического отчета, и из административных источников тоже нет никакой информации об осуществлении деятельности.

«6» - Временно приостановившее деятельность более чем на один год по основному и вторичному видам деятельности. Присваивается в случае если предприятие временно (более 1 года) приостановило деятельность (При возобновлении деятельности ситуационный код изменяется на «1»).

«7» - Временно приостановившее деятельность по основному виду экономической деятельности, но осуществляющее деятельность по вторичному виду экономической деятельности. Проставляется в случае прекращения деятельности (временного) по основному виду экономической деятельности и может существовать не более 1 года. В конце отчетного года, в случае изменения основного вида экономической деятельности, может быть изменен на ситуационный код = «1».

«9» - В процессе ликвидации. Присваивается на основании информации полученной от респондента и других административных источников

(решение суда).

Таким образом, орган статистики к действующим юридическим лицам относит:

а) юридических лиц, в настоящий момент осуществляющих экономическую деятельность, то есть активных;

б) новых юридических лиц или недавно зарегистрированных и еще не осуществляющих экономическую деятельность;

в) юридических лиц, временно не осуществляющих экономическую деятельность.

При этом все они будут считаться действующими или даже активными на протяжении 1 года после сдачи первого отчета или на протяжении 1 года после сдачи последнего отчета в орган статистики. Тем самым отражаясь в статистических данных как действующее предприятие. Тогда как возможно оно уже не осуществляет деятельность на протяжении 1 года.
Также необходимо отметить, как правило, при регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями указываются несколько видов деятельности согласно ОКЭД, которыми планируют заниматься. На практике вновь создаваемые субъекты малого и среднего предпринимательства занимаются одним – двумя видами деятельности. При составлении статистических данных такие субъекты могут учитываться органами статистики по всем заявленным видам деятельности (одновременно), что также негативно сказывается на качестве формируемой статистической информации.
Очень наглядные выводы можно сделать из сопоставления сведений Агентства РК по статистике и Налогового комитета Министерства финансов РК. Так, сведения о налогоплательщиках, применяющих специальные налоговые режимы, показывают, что по состоянию на 1.01.2014 года:

количество налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, составляет 427 762 (30 507 юридических лиц и 397 255 индивидуальных предпринимателей);

количество налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, составляет – 338 807 индивидуальных предпринимателей;

количество налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, – 144 157 крестьянских (фермерских) хозяйств;

количество налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим для юридических лиц – сельхозтоваропроизводителей, - 2 530 субъектов.
Т.е. это те субъекты предпринимательства, которые в 20013 году реально работали и уплачивали налоги. Сумма всех этих субъектов (в подавляющем большинстве – это субъекты МСБ) составляет 913 256 (из их числа количество субъектов, не относящихся к МСБ, по самым крупным подсчетам, составит менее 0,5%, т.е. ту величину, которую можно не учитывать).
По данным же Агентства РК по статистике количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства на ту же дату (1.01.2014 года) составляет 871 497 единиц.
Разница – 41 759 субъектов МСБ. И это еще без учета субъектов МСБ работающих в других налоговых режимах (общеустановленный, по фиксированному налогу и т.д.), которые составят еще десятки тысяч субъектов. Т.е. органы статистики записали какую-то часть субъектов МСБ, реально работающих и уплачивающих налоги, в «пассивные» субъекты МСБ.
Если же смотреть в разрезе организационно-правовых форм субъектов МСБ, то картина будет еще хуже: ИП (активные по статистике) - 637 686, ИП (по упрощенной декларации и патенту) - 736 062, разница – 98 376 или 15,4%; крестьянские (фермерские) хозяйства (активные по статистике) - 164 423, К(Ф)Х (по СНР на основе уплаты единого земельного налога) – 144 157, разница – 20 266 или 14,1% и т.д.

На наш взгляд это недопустимые отклонения для пользователей статистической информации, которые могут привести к серьезным ошибкам при разработке и реализации каких-либо государственных программ.







    1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница