«Анализ исторических причин гонений на христианство»




Скачать 157.74 Kb.
Дата29.07.2016
Размер157.74 Kb.


Санкт-Петербургская православная духовная академия

заочное отделение семинарии

РЕФЕРАТ

Тема: «Анализ исторических причин гонений на христианство »



Выполнил: Устинов Глеб Станиславович ,

Студент 1 курса семинарии

Проверил: ______________________

Санкт - Петербург

2012 г.

Cодержание.

I. Введение

II. Причины гонений

III. Хронология гонений на христиан.

IV. Заключение.

V. Список использованной литературы.



I. Введение

Данная работа посвящена анализу исторических причин гонений на христианство. Поистине, немного можно найти отрезков в исторической перспективе, когда христианство не подвергалось каким либо преследованиям. Даже в так называемые «золотые времена» о спокойствии приходилось лишь мечтать. И тому было множество причин. Недовольство со стороны народных масс, по большей части языческих, вызванное по большей части непониманием основных идей христианства, а временами и сознательным их искажением, клеветой как на отдельных представителей христианства так и на целые общины.

Языческое общество под влиянием заинтересованных в существовании язычества: жрецов, прорицателей, и т.п. обвиняющих христиан в отступничестве от отечественной религии, считало христиан безбожниками.

Более коварные язычники приписывали христианам различные преступления, обвиняя их в умерщвлении младенцев ради их тела и крови.

«Ненависть к христианству объясняется совершенно естественной ненавистью толпы ко всему духовно значимому, ко всему из ряда вон выходящему»1

Государственная же власть до времени считающая христианство «национальной религией», имеющей право на существование, постепенно стало видеть в нем угрозу государственному устройству империи. Поводом к этому были и отказы христиан приносить жертвы языческим богам, и нежелание обожествлять кесаря.

Зачастую государству было очень удобно направить бунтарский дух населения на христиан, замаскировав тем самым собственные ошибки и просчеты в управлении империей.

Вообще же люди, большая их часть ,находилась в растерянности от множества философских систем, не находя нигде удовлетворения своим религиозным исканиям. При отсутствии же определённой веры возникали различные суеверия. Перед пришествием Спасителя в греко-римском мире широко распространились восточные культы, со своими гаданиями, волшебством .

Языческий мир к моменту появления христианства был в состоянии кризиса и разложения, в то время как Церковь была полна сильной жизненной энергии. Первые христиане резко выделялись на фоне общества и представляли из себя удобную мишень для нападок.

II. Причины гонений

В истории Церкви первых веков привлекает к себе внимание борьба Церкви за завоевание себе места , определенного положения в мире. «Мир ненавидел и гнал христиан: non licet vos esse (вам не должно существовать)! Церковь закрепляется в мире — сначала при помощи чрезвычайных знамений и чудес, разнообразных действий Св. Духа (I в.), благодаря своим безбоязненным “свидетелям” за имя Христово (μάρτυρες) также воодушевленных Св. Духом. Победа, которой, наконец, достигло христианство над иудейством и язычеством, над сильнейшим государством древнего мира и всею его культурою, и одержало эту победу именно без внешней силы, а только чрез нравственную мощь веры и любви, терпения и постоянства — есть одно из возвышеннейших зрелищ истории и вернейший аргумент за его Божественный характер.»2

Первый период жизни Церкви- время мучеников и апологетов. Стоял вопрос самого существования христианства-и у Церкви на него нашелся достойный ответ- мученики, исповедники, великие апостолы. Значение этого разъясняет проф.В.Болотов.

“Мученичество в высшей степени характеристичное явление ... Слово “мученик,” которым переводится у славян греческое “ μάρτυς ” (соб. свидетель), передает лишь второстепенную черту факта и явилось как бы отзывом непосредственным человеческого чувства на повествование о тех ужасных стра-даниях, которые переносили μάρτυρες. Такой перевод указывает, что в мученичестве эти народы больше всего поражены истязаниями мучеников, а не свидетельством за веру. Но христианин-грек смотрел на явление с другой стороны. Мученики — это борцы веры; их мучение — это подвиг, с оттенком торжественности, следовательно, не пассивный мученик -страдалец, а герой — деятель. Сам Иисус Христос называл Себя— свидетелем верным (Откр. 3:14; 1:5) и мучеников по славянскому словоупотреблению своими свидетелями (Откр. 2:13. Откр. 17:6; Деян . 22:20).»3

Вывод в том ,что мученичество есть продолжение апостольского служения .Его задача пробудить религиозную совесть окружавшего христиан язычества, заставить их серьезнее взглянуть на свои религиозные обязанности, своим личным примером показать окружающему их миру, что в известных случаях приходится лучше пожертвовать самою жизнью, чем поступаться ею. Мученики предлагали свою кровь вместо доказательств той истины, в которой они были убеждены. Мученичество поражало более простой народ , нежели холодную интеллигенцию.

Гонения на христиан со стороны иудеев.

Первые гонения начались со стороны среды в которой зародилось христианство. Причина гонений -« христианство доказывало отмену божественного характера Моисеева закона и Храма с пришествием Иисуса Христа (Деян. 6:11, 13-15). Это воспринимается, как “хульные глаголы на Моисея и на Бога, на место святое сие и закон.” Значит христианское свидетельство что весь Ветхий Завет Бога с евреями, с пришествием Иисуса Христа утратил свое значение — вот что раздражало иудеев и возбуждало их к истреблению, убиению всех христиан.»4 Примером жертвенности является первомученик Стефан. Дальнейшие гонения связаны с именем Ирод Агриппа I- казнь Иакова, брата Иоанна Зеведеева ,заключение Петра (Деян. 12 гл.).Затем основным обьектом преследования иудействующих был ап. Павел. Враждебная деятельность иудейства против христиан не прекращалась до окончательного разрушения Иерусалима при Адриане в 135 г.



Гонение на христиан со стороны язычников.

Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные, про-должавшиеся два века с половиною гонения на язычников в Римской империи.

Главная и более общая причина гонений на христиан со стороны язычников — это совершенная противоположность учения христианского утвердившимся обычаям, нравам и воззрениям язычества. “Язычники и христиане чужды друг другу” (Тертуллиан). Язычники терпели всякую веру, которая не мешала им жить по-прежнему. Христианство же во всем изменяло образ жизни.Его сила была такова,что организм империи должен был распасться. На ее место пришли новые народы из Азии.

Простой народ часто был слепым орудием, которым действовали враги христианства. «Христиане не приносили жертв языческих — за это называли их безбожниками; христиане не участвовали в языческих увеселениях, противных их нравственности, — за это называли их врагами человеческого рода, человеконенавистниками. Бывали где-либо общественные бедствия, например: засуха, язва — жрецы и оракулы винили в них христиан, которые будто бы не почитанием богов навлекали на свою страну гнев их. И вот поднималась против христиан ярость кровожадной толпы.»5

С другой стороны философы считали суеверием веру в Господа пострадавшего за человеческий род на кресте. А мужественность переносимых страданий обьявляли слепым и вредным фанатизмом. Даже такие ученые, как Тацит и Плиний Младший, называли христианство суеверием .А когда христианство стало подрывать сами основы язычества, стали появляться ученые и писатели пытающиеся опровергнуть и унизить христианство, а по слабости своей они старались вооружить против него царей и правителей. Это очень показательный момент, т.к. он повторяется регулярно вплоть до сегодняшних времен.

Христианство между тем лишало заработка и средств к существованию различных жрецов, оракулов, прорицателей. Соответственно из их среды выходила ненависть, клевета и поношения. На любые вопросы, касающиеся засухи, поражения в битвах, других неблагоприятных происшествий, оракулы давали ответы обвиняющие во всем христиан.

«Посвящение в наши таинства —даже и для благочестивых людей, сопряжено с удалением непосвященных. Изолированная, замкнутая жизнь христиан стала казаться подозрительною. Простолюдины живут в тесном общении друг с другом, открыто соблюдая одни и те же нравы и обычаи и мало различаясь друг от друга в своих потребностях и средствах их удовлетворения. Между тем христиане скрываются. Значит, они допускают в своей жизни что-то предосудительное, или прямо преступное, что действительно надо скрывать.»6 Гонение язычников на христиан в общем продолжалось около 3-ех веков. Были и другие причины гонений, в частности религиозно-государственные. .

Христианство оказалось в противоречии с основными законами Рима касательно религиозной жизни его граждан. Правовой порядок империи предъявил христианам такие требования, которых последние не могли выполнить, оставаясь христианами. Служение богам рассматривалось, как государственное дело, или обязанность. « В Риме — Сенат, а в провинции — проконсулы и вообще местный магистрат ведали религиозными делами на основании того же права, во имя которого вели и общие дела. На римском юридическом языке это право обозначалось техническим термином — “Jus coercendi,” т.е. понималось как право, данное представителям государственной власти, всеми способами принуждать к соблюдению ими государственных повинностей. Религия, таким образом, носила государственный характер.» 7 Другою отличительною чертою её был консерватизм; у римлян было инстинктивное уважение ко всему древнему.

Благодаря завоеваниям, в Римском государстве, рядом с национальным культом, появились новые религии. В частности иудейство было признано национальной религией, из-за древности и других факторов.

Иное положение заняло христианство, не имеющее своих исповедников известного народа, и в то же время, исключающее все другие религии . У христиан не было ни храмов, ни статуй богов, ни жертв, ни курений, т.е. не было того, в чем язычники полагали сущность религии. «Вследствие этого, римская власть и народ рассматривали христианство, как отрицание всякой религии, нечестивое учение, враждебное богам и ниспровергающее основные законы государства об обязанности религии для каждого подданного. Эта nova religio есть prava et immodica superstitio (грубое и безмерное суеверие). Неизбежность гонения на христианство лежала, таким образом, в самом существе языческого государства и отличительных особенностях христианства, как религии абсолютной, исключающей все другие культы. Для этого вовсе не было надобности в каких-либо особых специальных указаниях касательно непозволительности христианства. Весь строй языческого государства восставал против христиан и требовал их уничтожения.»8

Большую роль оказали политические причины гонений. Христиан обвиняли в создании тайных обществ, в непочитании культа цезарей. Нужно знать, что римский закон наказывал не убеждения, а действия. Речи и сочинения против религии, осмеяния и порицания не составляли преступления. Св. Иустин имел в Риме школу и проповедовал там о христианском Боге. Вот уклонение от чествований богам, как обязательное дело для всех граждан, — есть преступление.. Христианство - это возможность совершения преступления, а не само преступление, как доказанный факт. Каждый христианин мог быть привлечен к суду за нарушение закона о почитании Цезаря, но он наказывался не как христианин и не за христианство, а как только противник культа цезарей. Юридически над каждым христианином висел Дамоклов меч.

III. Хронология гонений на христиан.

Общеизвестная хронологическая схема насчитывает 10 периодов гонений.В то же время проф. Болотов считает ее устаревшей. «Теперь уже выходит из употребления державшаяся прежде схема, по которой гонений насчитывалось 10. Эта цифра не имеет под собою твердой исторической почвы (их можно насчитать и больше и меньше). Появилась она довольно давно, но только потому, что число гонений хотели приурочить к 10 казням египетским или 10 рогам апокалипсического зверя. Далее, точно определить особенности преследования христиан в каждое известное царствование затруднительно. Но в общем все согласны, что христиане первоначально жили под покровом дозволенной иудейской религии и, как такие, со стороны правительства преследованию не подвергались. Это положение дела сменилось при Траяне тем, что христиане были признаны последователями религии недозволенной и в принципе объявлены подлежащими наказанию, но инициатива преследования предоставлена государством самому обществу. Наконец, последний период гонений, с Декия, характеризуется тем, что само правительство принимает на себя почин в преследовании христиан. Таким образом, история гонений на христиан распадается на три периода: первый простирается до времени Траяна, второй — до Декия, третий — до конца гонений.»9 Для полноты картины рассмотрим общую хронологию гонений.



44 г. Гонение при Ироде.

62 г. Гонение на христиан в Иудее.

64 г. 1-е общее гонение при Нероне.

Существует вероятное предположение, однако нет данных выдавать его за факт, что сам император Нерон велел поджечь Рим, а потом, испуганный народным возбуждением, отклонил от себя подозрение, указав на христиан, как виновников пожара. Пожар начался в ночь с 19 на 20 июля 64 г., бушевал 6 дней и 7 ночей. Из 14-ти кварталов Рима остались не поврежденными только четыре. Как уже сказано, источники считают гонение при Нероне последним иудейским гонением на христиан. Религия служила если не причиною, то, по крайней мере, юридическим основанием для начала этого процесса. Искали поджигателей; но для самой римской полиции нужна была примета, по которой можно было бы их искать, и их надеялись открыть в рядах последователей подозрительной религии, которые сами сознавались в принадлежности к этому обществу. Стало быть, при Нероне христиане пострадали за имя Христово.



67 г. Мученичество апп. Петра и Павла.

96 г. 2-е гонение при Домициане.

«Домициан был государь подозрительный и жадный до денег. Злоба его в особенности преследовала богатых людей, имения которых поступали в его казну. Он предал смерти своего близкого родственника Флавия Клемента за исповедание святой веры, а жену его Домитиллу сослал на отдаленный пустынный остров. Раз Домициан услышал, что в Палестине живут родственники Господа Иисуса Христа, которые ожидают Его пришествия. Их вытребовали в Рим. Это были внуки апостола Иуды, брата Господня. Подозрительный царь тогда только успокоился, когда удостоверился в их бедности и узнал, что они ожидают не земного, а небесного царства.»10



106 г. 3-е гонение при Траяне.

На время царствования Траяна падают три знаменитых мученичества — Св. Игнатия, епископа Антиохийского, Климента Римского и Симеона Иерусалимского.



166 г. 4-е гонение при Марке Аврелии.

Император Марк Аврелий ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное учение. Теперь правительство стало их разыскивать, введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить у них отречение от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, как в это время; бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах городов. К ослаблению этого страшного гонения послужило необыкновенное событие во время военных действий.По молитве христиан находящихся в войске были спасены воины и одержана победа.С этого времени император под страхом смертной казни воспретил преследовать христиан .



202 г. 5-е гонение при Севере.

Септимий Север (193-211 г.) был одним из лучших императоров данного периода. Человек деятельный, справедливый, он сначала проявил много милостей христианам. По Тертуллиану, он был исцелен от болезни христианином Проклом, которого повелел содержать во дворце до самой смерти. В 10-ый год своего царствования, во время своей поездки по Востоку, где было так много христиан, он издал закон, которым под страхом тяжелых наказаний запрещал принятие христианства (и иудейства). В Африке пострадали св. жены — Перпетуя и Фелицитата и др.; в Египте — Леонид, отец ученого Оригена, девица Потамиена с её матерью Марцеллою и многие другие.



235 г. 6-е гонение при Максимине.

250 г. 7-е гонение при Деции.

Римское правительство теперь берет само на себя инициативу в преследованиях христиан. Оно издает специальные законы против христиан, определяет способ их применения и следит за точностью исполнения. Оно вносит в преследования христиан характер систематичности, делает их всеобщими и повсеместными. Начало этому радикальному перевороту в отношениях между христианством и империей полагает император Декий (249-251 г). « Он был первым на троне убежденным противником христианства, хорошо понимавшим его универсальные стремления и их несоединимость с римской идеей о государстве. Эдикт Декия против христиан был издан, вероятно, в январе 250 года. О нем говорят Киприан и Дионисий Александрийский, но не сообщают его текста. Путем вывода из исторических данных можно заключить, что эдикт предписывал, чтобы все державшиеся христианства открыто отреклись от него и самым делом засвидетельствовали свое признание национальных богов. Правителям, по-видимому, вменялось в обязанность разыскивать христиан. Но, привлекая всех христиан к ответственности, эдикт, главным образом, направлялся против представителей Церкви.» 11 Киприан называет Декия врагом священников Божьих. При нем пострадали смертью мучеников — Фабиан, еп. римский, Александр Иерусалимский, Вавила Антиохийский.



257 г. 8-е гонение при Валериане.

Это дальнейшая попытка принудить христиан к подчинению государству в области религиозной . В первые годы своего правления император Валериан относился к христианам очень благосклонно. Валериан издал летом 257 г. указ против епископов Церкви и богослужебных собраний христиан.

Под страхом тяжелых наказаний предписывалось всем христианским епископам исполнять государственные церемонии, не устраивать своих христианских собраний и не посещать усыпальниц. Летом 258 года было приказано: “епископов, пресвитеров и диаконов забирать под стражу и казнить мечем; сенаторов, высокопоставленных лиц и всадников римских лишать достоинств и отбирать от них имущество, и если они и после этого останутся твердыми в христианстве, то отсекать им головы; благородных женщин по лишению имущества ссылать в изгнание”12 В силу этого указа был казнен Киприан Карфагенский 14 апр. 258 г. и Фруктуоз, еп. Терраконский.

275 г. 9-е гонение при Аврелиане.

303 г. 10-е великое гонение.

Галерий, заклятый враг христиан, женился на дочери Диоклетиана и под конец его царства имел на него сильное влияние. Он и возбудил его против христиан. Четыре эдикта, изданные Диоклетианом, один другого жесточе, имели целью истребить хри-стианство. Все богослужебные собрания христиан запрещаются; христианские храмы должны быть разрушены; списки Священного Писания должны быть отбираемы и сжигаемы .все христиане лишаются своего достоинства и гражданских прав; при суде над христианами дозволяются пытки и не принимаются со стороны их никакие жалобы; требовать принесения жертвы идолам; кто принесет, тех освободить от заключения, а кто останется непреклонным, тех мучить жестокими пытками. Назначен был срок для существования христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г.). На самом рассвете этого дня отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломаны, священные книги сожжены, драгоценности разграблены — и весь храм разрушен до основания. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных снова лечили, чтобы мучить; мучили в одном месте от десяти до ста человек в день без различия пола и возраста. «Но в самое страшное время гонения Диоклетианова при дворе его возрастал и укреплялся силою защитник христианства Константин, и после ужаснейшего испытания настали для церкви дни мира.»13



IV. Заключение.

Таким образом мы видим, что гонения на христиан шли со стороны простого народа, жрецов и служителей культов, интеллигенции-философов, ученых, собственно среды из которой они вышли-иудеев, и ,наконец, государства. С одной стороны поражает всеобщее непонимание и жестокое неприятие Божественного Откровения. С другой же стороны –чего можно ждать от закосневшей, одряхлевшей империи, неспособной впитать в себя ничего нового, отказаться от разврата и праздности, вместить в себя Слово Божие.

Закончить хотелось бы обобщающими словами проф. Болотова.: «Таким образом, закончилась трехсотлетняя эпоха гонений на христиан со стороны язычников, закончилась со славою для новой религии и с позором для язычества. Став, наконец, на точку чисто религиозного воззрения, что религия должна быть свободна, императоры положили предел эпохе долговременного преследования христиан. Христианство окончательно признано религиею дозволенною наравне со всеми другими культами, существовавшими в римской империи. Христианам обеспечивается дальнейшая свобода существования и дозволяется всем беспрепятственный переход в эту религию; следовательно, дается все то, что только для христиан было желательно. Язычество дало ясное свидетельство своей внутренней несостоятельности, потому что духовной силе своего противника противопоставляло внешнюю силу и на его завоевания отвечало оружием государственной власти, пользуясь установившимся у государственных людей предрассудком, что римская империя не может существовать без римского язычества. Против христианства выдвинуты были и самые темные силы, в виде предрассудков массы и деморализованных инстинктов, и романистические стремления лучшего цвета империи, государей, оживленных высшими идеалами нравственными и политическими. Такой разнородный состав противников христианства лишь возвышает значение одержанной им победы. Но само язычество как религия в собственном смысле во время борьбы оставалось как бы вне строя и лишь от времени до времени являлось на сцену для того, чтобы натравливать на своих противников ярость языческих масс. Поэтому только языческая религия и пострадала от объявления христианства религиею дозволенною.»14

V. Список использованной литературы.

Источники:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.М.,2007.

2. Творения отцов восточной Церкви.Сборник.,М.,2005.

3. Тертуллиан. Избранные мысли и высказывания.М.,Альтерра,1998

Пособия:


1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т.2, М., 1994.

2. Поснов М.Э. История христианской Церкви.,М.1999

3. Прот.Петр Смирнов.История Церкви.,Свято –Троицкая миссия,2004

4. Мансуров С., свящ. Очерки по истории Церкви. М., 1994 г.



1 Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Москва, Директ-Медиа,

2008.с.62



2 Поснов М.Э. История христианской Церкви.,М.1999,с.53

3 Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т.2, М., 1994.с.86

4 Поснов М.Э. История христианской Церкви.,М.1999,с.62

5 Прот.Петр Смирнов.История Церкви.,Свято –Троицкая миссия,2004,стр 112

6 Тертуллиан.Избранные мысли и высказывания.М.,Альтерра,1998,с.27

7 Поснов М.Э. История христианской Церкви.,М.1999,с.78

8 Прот.Петр Смирнов.История Церкви.,Свято –Троицкая миссия,2004,стр 168

9 Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т.2, М., 1994.с.184

10 Прот.Петр Смирнов.История Церкви.,Свято –Троицкая миссия,2004,стр 185

11 Поснов М.Э. История христианской Церкви.,М.1999,с.111

12 Творения отцов восточной Церкви.Сборник.,М.,2005.

13Прот.Петр Смирнов.История Церкви.,Свято –Троицкая миссия,2004,стр 199

14 Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т.2, М., 1994.с.249


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница