Анализ и оценка результатов межрегиональной конференции «Модернизация дорожного хозяйства: опыт и перспективы», 2013г




Скачать 67.32 Kb.
Дата06.08.2016
Размер67.32 Kb.


АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Межрегиональной конференции

«Модернизация дорожного хозяйства: опыт и перспективы», 2013г.
Как показал анализ и оценка основных результатов и предложенных решений VI Межрегиональной конференции 2013 года «Модернизация дорожного хозяйства: опыт и перспективы», основные решения инновационного развития дорожного хозяйства в Уральском Федеральном Округе выполнены, а именно:

- при проведении дорожных работ учитываются и систематически внедряется инновационные технологии и материалы (на примере ФГУ «Уралуправтодор», по перечню внедренных инноваций в 2013г., - 70 объектов; объекты внедрения новых технологий ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» - 10 внедренных объектов новых технологий в 2013г.);

- при проектировании регулярно разрабатываются разделы проектов – «Внедрение новой техники, материалов и технологий» - 100% проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог и мостов, разрабатываемых Уральским филиалом ОАО «ГИПРОДОРНИИ» содержат указанные разделы;

- подрядными организациями проводится приобретение новой техники, применение и освоение новых технологий, использование которых повышает качество и производительность дорожных работ, выводит механизацию и автоматизацию производственной базы на новый технический уровень (ООО «Уралдортехнологии», ООО «Жасмин», ЗАО «Мелиострой», УДСР, УТСС, ЗАО СК «Дельта» и др. Устанавливаются системы 3D нивелирования на дорожно-строительную технику (ОАО «Трест Уралтрансспецстрой» - при работе на дорожных объектах в 2013 г., в т.ч. при строительстве развязки на ул. Объездная – Московская). ОАО «Свердловскавтодор» применяет холодную регенерацию асфальтобетонных покрытий с использованием фрезы-ресайклера и катионной битумной эмульсии, ведет устройство тонкослойных износостойких покрытий по прогрессивной технологии «Новачип». На федеральных и областных объектах начато в 2013г. широкое применение полимерно-битумных вяжущих (ПБВ 90) при устройстве асфальтобетонных покрытий с улучшенными физико-механическими характеристиками (повышается тепло- и морозостойкость, когезионная прочность, эластичность), широко используются комплексные модификаторы асфальтобетона на основе резины «КМА» и «УНИРЕМ», старт которым дали именно обсуждения на круглых столах конференций 2012-2013гг.

- информационное освещение инноваций дорожного хозяйства Уральского региона осуществляется в ряде изданий и на сайтах организаций: «Автострада», ГКУ СО УАД, ОАО «Свердловскавтодор», ОАО «Уралтрансспецстрой», «Жасмин», «Мелиострой», «РосдорНИИ», «ГИПРОДОРНИИ», Министерства транспорта СО, «Росавтодор» (представлены каталоги новых технологий, опыт внедрения инноваций).

По результатам многолетнего мониторинга и анализа эффективности внедрения в дорожном хозяйстве Среднего Урала инновационных технологий изданы печатные издания с рекомендациями для широкого круга специалистов дорожной отрасли: монографии, сборники трудов. Вопросы докладов Конференции освещены в статьях ежегодного сборника Конференции (издает «Автострада»), сборников научных трудов ОАО «ГИПРОДОРНИИ», ФГУП «РОСДОРНИИ».

В 2013г. вышел очередной сборник «Актуальные вопросы проектирования автомобильных дорог», вып. 4 (63) с разделом по разработке и внедрению новых технологий и по организационно-техническим вопросам инновационного развития отрасли. Соответствующие статьи опубликованы в отраслевых журналах «Транспорт Урала», «Инновационный Транспорт», «Дорожная Карта», «Дорожная Держава», издания «Информавтодор» (одна из статей на данную тему по опыту инноваций дорожного хозяйства Свердловской области – в прил. 3).

В то же время решения Конференции выполнены далеко не полностью:

1. До сих пор отсутствует отраслевой и региональный нормативно-технический документ общего применения на высококачественный фракционированный щебень «кубовидной формы»;

2. Мало применяются в основаниях дорожных одежд песчано-щебеночные смеси из активных металлургических шлаков, способные к омоноличиванию и созданию «долговечных» оснований, не разрушаемых за жизненный цикл автомобильной дороги (до 50-60 лет). Технология «Монолит», применена пока на отдельных участках, не широко.

3. Недостаточно применяются полимерные и резиновые модификаторы в асфальтобетоны, действие которых направлено в первую очередь на снижение колееобразования на дорогах. Необходимо их обязательное применение на дорогах I-II категории.

4. Не реализован план НИОКР прошлых лет в части намерений разработки методических рекомендаций и стандартов организации (СТО), распространяемых на дорожное хозяйство Свердловской области по применению типовой проектной и технологической документации технологий: холодной регенерации дорожных одежд, ЩМА с различными модифицирующими добавками, норм СТО на «кубовидный» щебень, укрепления грунта земляного полотна и основания дорожной одежды на основе комплексных вяжущих.

5. Следует усилить работу по стандартизации новых геотехнологий и геоматериалов на региональном уровне: разработка СТО и типовой проектной и типовой технологической документации на инновационную продукцию (геосетки, геокомпозиты, теплоизолирующие полимерные плиты, композитные материалы) для использования в проектах и дорожных работах на территории Свердловской области и УрФО.

В целом из недостатков можно назвать отсутствие до сих пор единого подхода и механизма внедрения эффективных инноваций для использования в проектах и дорожно-строительных работах. Что впрочем характерно и для всей общей системы дорожной деятельности. Отсутствуют нормативные документы и стандарты организаций. Последние, а их было всего 2 за 10-летнюю историю дорожного хозяйства регламентировали некоторый порядок инновационной деятельности для федеральных органов управления дорожным хозяйством и рекомендовались к руководству для территориальных. Но с того периода произошли значительные изменения как в практике, так и в технологиях и материалах, применяемых в дорожном строительстве.

Появились новые подходы и разработки в организации инновационной деятельности, за последние годы существенно увеличились транспортные нагрузки на дорожную сеть, выявились новые виды преобладающих массовых дефектов, например – колейность дорожных покрытий. До сих пор нормативно не применяются в исключительном порядке на высоконагруженных участках материалы и технологии, обеспечивающие противодействие колееобразованию: высокопрочные кубовидные фракционированные щебни, щебеночно-мастичные асфальтобетоны, полимерные добавки против колееобразования и т.д.

Необходимо перейти с оценки внедрения инноваций от единовременных затрат (которые как правило увеличиваются в связи с применением новой техники и улучшенных а следовательно более дорогих материалов) на оценку внедрения инноваций с точки зрения приведенных затрат и достигаемого экономического эффекта за жизненный цикл эксплуатации автомобильной дороги. Это базовый принцип оценки эффективности инноваций, который должен найти в нормативных документах по организации НИОКР и внедрению инноваций в дорожной отрасли. Сегодняшнее сравнение вариантов проекта строительства, реконструкции и капитального ремонта этого не учитывает или учитывает не в полной мере.

В этой связи следует развивать механизмы государственно-частного партнерства и передавать объекты дорожной инфраструктуры на длительную эксплуатацию подрядным организациям (по договорам жизненного цикла). Разрабатывать нормативную базу договоров «жизненного цикла». Перенимать положительный отечественный и мировой опыт. Данная практика отрабатывается в настоящее время на федеральных объектах ГК «АВТОДОР».

Необходим механизм вовлечения в практику дорожного строительства продуктов интеллектуальной деятельности организаций и разработчиков инноваций: зарегистрированных патентов на изобретения, полезные модели, опытные образцы инновационной продукции. К сожалению, этот момент инновационной деятельности не рассматривался в качестве эффективного рычага реализации и стимулятора инновационной политики в дорожной отрасли на федеральном и региональном уровнях. Следует рассмотреть международную и передовую отечественную практику, возможно создать фонд разработки и реализации в дорожной отрасли результатов научной и инжиниринговой деятельности – защищенных патентами научно-технических разработок.

Конференции последних лет были весьма эффективны, полезны для всех участников дорожного хозяйства (производителей, проектировщиков, дорожно-строительных организаций, дорожной науки, органов управления, контроля) и продолжают служить площадкой обмена опытом и дискуссий, где обсуждается мировой дорожный опыт, развитие дорожного хозяйства регионов Российской Федерации (в том числе – на примере Уральского федерального округа).

Оценку эффективности Конференции по результатам внедренных инноваций и их реализованному объему можно определить в технико-экономическом выражении как повышающих качество, производительность дорожных работ, долговечность конструкций автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Применение новых организационных подходов, технологий и материалов, рассмотренных на круглых столах и пленарных заседаниях Конференции, объективно отражается на практике дорожного строительства в регионе.

Согласно многочисленных ТЭО по оценке внедрения инноваций, выполненных УралГИПРОДОРНИИ, внедрение технологических инноваций увеличивает долговечность автомобильных дорог в среднем в 1,3 – 1,5 раза за жизненный цикл, что дает экономический эффект около 3-5 млн.руб./км дороги региональной сети (III – IV категории) или до 600-1000 млн.руб. в год для дорожного хозяйства Свердловской области. По существующему объему внедрения новых технологий и материалов при ремонте и строительстве автомобильных дорог эффект от внедрения инноваций и Конференции (косвенно) может быть оценен экономией 10-15% годового бюджета территориального дорожного фонда региона за счет снижения цикличности капитальных ремонтов при применении новых дорожных технологий и материалов в текущем периоде.

Подготовил:


д.э.н., академик Международной

Академии авторов научных открытий



и изобретений Е.В. Кошкаров



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница