Аналитические материалы о положении детей и семей с детьми в Новосибирской области в 2014 г




страница1/10
Дата10.07.2016
Размер1.59 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Информационно-аналитические материалы о положении детей и семей с детьми в Новосибирской области в 2014 г.
Содержание
1. Основные демографические характеристики

Численность населения. Показатели рождаемости, смертности. Браки, разводы.

2. Уровень жизни семей, имеющих детей

Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.Меры поддержки многодетных семей.

3. Жилищные условия семей, имеющих детей

Обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Состояние здоровья женщин и детей

Организация медицинской помощи детям.Психиатрическая помощь детям.Распространенность наркологических заболеваний среди несовершеннолетних.Формирование здорового образа жизни детей.

5. Образование, воспитание и развитие детей

Доступность дошкольных образовательных учреждений.Общее образование.

Профессиональное образование.Воспитание и развитие детей. Меры по гармонизации межэтнических и межкультурных отношений.Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.Поддержка одарённых детей.

6. Развитие досуга детей и семей, имеющих детей

Участие в культурной, творческой жизни.Развитие детского и семейного спорта, физической культуры и туризма.Организация отдыха и оздоровления детей. Нормативы. Подготовка кадров. Основные показатели. Профильные смены. Обеспечение безопасности детей.

7. Трудовая занятость подростков и родителей, имеющих детей

8Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми

Развитие системы социального облуживания семей с детьми. Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей, и детям, в том числе находящимся в социально опасном положении.Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов.Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.Устройство детей в учреждения для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.Деятельность органов опеки и попечительства по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

8. Укрепление института семьи, духовно-нравственных традиций, семейных отношений

9. Перечень основных нормативно-правовых актов, принятых в 2013-2014 годах
1. Основные демографические характеристики

Численность населения. Показатели рождаемости, смертности. Браки, разводы.

Решение демографических проблем в Новосибирской области осуществляется в соответствии с Программой мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 № 539, приоритетными задачами которой являются: повышение рождаемости и укрепление семьи; снижение смертности и рост продолжительности жизни; оптимизация миграционных процессов. Подобные программы разработаны и реализуются во всех муниципальных образованиях Новосибирской области. Кроме того, в большинстве муниципальных районов области разработаны поселковые планы, направленные на улучшение качества жизни, создание условий для повышения рождаемости и снижение смертности населения.

Принята Стратегия действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы, план по её реализации, в котором использованы ресурсы 22 долгосрочных целевых и ведомственных программ.

На 01.01.2015 численность населения Новосибирской области составляет 2 млн.746 тыс. 822 человека, из них 501 843 человека – это дети, в том числе в городских округах – 291 754 человека, в муниципальных районах – 210 089 человек.

Количество семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории Новосибирской области – более 310 тыс. семей.

Положительные экономические и социальные тенденции, реализация программ по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми, модернизация системы здравоохранения обеспечили улучшение демографической ситуации Новосибирской области в 2014 году.

Третий год подряд в области сохранен естественный прирост населения.

За 2014 год по данным Управления по делам ЗАГС в Новосибирской области зарегистрировано 38 839 записей актов о рождении детей (100,2 % к уровню 2013 года) и 36 450 записей актов о государственной регистрации смерти (100,9 % к уровню 2013 года).

Разница между количеством зарегистрированных актов о рождении и актов о смерти в 2014 году составила 2 389. Больше записей актов о рождении, чем о смерти зарегистрировано в отделах ЗАГС города Новосибирска (на 5 282), города Бердска (на 125), города Оби (на 107) и Новосибирского района (на 122).

Количество семей, в которых зарегистрировано рождение первого ребёнка, составило 16 889 - 44 % от общего количества родившихся детей.

На территории области наблюдается устойчивая динамика роста рождений 2-х и 3-х детей. Вторыми родились14 921 ребёнок - 39 % (в 2012 г. – 13717 детей, в 2013 г. - 14135 детей), третьего – 4 416 - 11 % % (в 2012 г. – 4281ребенок, в 2013 г. - 3949детей), четвёртого и более – 1 738 семей или 4,5% от общего количества семей, в которых родились дети.

В общем количестве записей актов о рождении зарегистрировано 413 двоен (в 2013 г. - 378, в 2012 г. – 393) и 5 троен (такое же количество троен зафиксировано в 2012, 2013 годах).

Зарегистрированы 5 763 записи акта гражданского состояния об установлении отцовства, что на 3 % меньше, чем в 2013 году (5 921); об усыновлении (удочерении) - 326, что на 18 % меньше, чем в 2013 году (396); о перемене имени – 1 876, что на 0,8 % выше показателей 2013 года (1 862).

Основные показатели демографического развития

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Браки

общее число

26 857

25603

24571

с участием несовершеннолетних

226

193

226

Разводы

общее число

14 482

15 475

15 871

с участием несовершеннолетних

2

6

0

В целях дальнейшего улучшения демографической ситуации, формирования у молодежи готовности к созданию и сохранению семьи и ответственному деторождению, повышения осведомленности граждан в вопросах укрепления семьи и брака органами ЗАГС было организовано 325 выступлений перед аудиторией (выступления перед учащимися учебных заведений и на родительских лекториях, в «школах молодой семьи», на приемах населения на территории сельских и поселковых администраций и на предприятиях), размещено 395 публикаций в СМИ, 121 выступление - на телевидении и радио.

В торжественной обстановке органами ЗАГС зарегистрировано 1267 рождений детей с проведением обряда «имянаречение»(3,2% от количества зарегистрированных рождений), поздравлено 330 пар, отмечающих юбилеи супружеской жизни, из них 207 семейных пар, отметивших «золотой» или «бриллиантовый» юбилей супружеской жизни.

В соответствии со статистикой, в 2014 году наибольшее количество несовершеннолетних иностранных граждан прибыло в Новосибирскую область с территорий стран с безвизовым порядком въезда: Казахстана (3 455 человек), Кыргызстана (2 096 человек), Таджикистана (1 655 чел.), Узбекистана (1 163 человек), Азербайджана (390 человек), Армении (250 человек).

Большинство несовершеннолетних иностранных граждан прибывало совместно с родителями, въехавшими на территорию области с целью осуществления трудовой деятельности (1 672 ребенка); 15 несовершеннолетних иностранных граждан, поставленных в 2014 году на миграционный учет в Новосибирской области, являются членами семей высококвалифицированных иностранных специалистов.

Значительное количество несовершеннолетних иностранных граждан въезжает на территорию Новосибирской области с целью обучения. В течение 2014 года 793 иностранных гражданина обучались в учебных заведениях области. Наиболее востребованы в этом отношении Новосибирский государственный хореографический колледж, в котором в 2014 году обучалось 14 иностранных студентов, Новосибирская специальная музыкальная школа (17 учащихся), Колледж культуры и искусств (5 учащихся), Новосибирский государственный театральный институт (5 студентов), Училище Олимпийского резерва (3 учащихся). Востребованы и другие высшие и средние специальные учебные заведения.

Особенностью 2014 года, в связи со сложившейся геополитической ситуацией в мире, стало резко возросшее число поставленных на миграционный учет по месту пребывания граждан Украины. По данным УФМС России по Новосибирской области за статусом Временного убежища в течение 2014 года обратилось 4 260 граждан Украины, из них 1207 детей.

Достигнутые результаты реализуемой в Новосибирской области демографической политики в 2014 году являются свидетельством повышения качества жизни населения и комфортности Новосибирской области как места проживания, работы, обучения детей и ведения бизнеса.

Основными задачами на 2015 год в демографическом развитии остаются закрепление полученной положительной динамики и сохранение естественного прироста населения; содействие в улучшении демографической ситуации, развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей; укрепление института семьи, повышение ценности семейного образа жизни, ответственного родительства, материнства и отцовства, качества оказания медицинской помощи, предупреждение случаев гибели детей от внешних причин.
2. Уровень жизни семей, имеющих детей

Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии с достигнутыми результатами Новосибирская область отнесена к числу субъектов Российской Федерации, в которых сложилась благоприятная демографическая ситуация.Демографическая политика Новосибирской области ориентирована, в первую очередь, на стимулирование рождения 2 и 3 детей.

Предоставление мер государственной поддержкии выплатагосударственных пособий и компенсаций семьям, имеющим детей, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Закону Новосибирской области от 29.12.2004 № 255-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка в Новосибирской области» и постановлению Правительства Новосибирской области от 19.03.2012 № 145-п «Об установлении Порядка предоставления ежемесячного пособия на ребенка в Новосибирской области и Порядка учета и порядка исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка в Новосибирской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более, чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Новосибирской области по основным социально-демографическим группам населения на момент подачи заявления.

С 01.01.2014 размер ежемесячного пособия на ребенка в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную на территории Новосибирской области, составляет 318,88 руб.;

на ребенка одиноким матерям (одиноким отцам)– 478, 31 руб.;

на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно,– 478,31 руб.;

на ребенка военнослужащих срочной службы– 478,31 руб.;

на ребенка разведенным родителям - 478,31 руб.;

на ребенка, потерявшего одного из родителей, в случае смерти или признания его безвестно отсутствующим– 478,31 руб.

Законом Новосибирской области от 24.06.2004 № 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области» установлено, что молодой семье, проживающей на территории Новосибирской области, при рождении ребенка предусмотрена государственная поддержка в виде выплаты дополнительного пособия.

Постановлением администрации Новосибирской области от 18.05.2006 № 38-па «О Порядке и условиях предоставления выплаты молодой семье дополнительного пособия при рождении ребенка» утверждены порядок и условия предоставления государственной поддержки молодой семье, а также единственному родителю в неполной семье.

Размер дополнительного пособия при рождении ребенка:

6 000 руб. – при рождении в данной семье первого ребенка;

12 000 руб. – при рождении в данной семье второго ребенка;

18 000руб. – при рождении в данной семье третьего и последующих детей.

Численность получателей дополнительного пособия при рождении ребенка в 2014 году составляет 19516 человек.

С 2010 года в  Новосибирской области действует пилотный проект по оказанию материальной помощи на основе Социального контракта. Данная мера поддержки – одна из наиболее эффективных технологий по оказанию адресной социальной помощи, которая не только способствует выходу семьи из трудной жизненной ситуации, но и формирует активную жизненную позицию участников проекта. В 2013 году были внесены изменения в Закон Новосибирской области «О социальной помощи на территории Новосибирской области» (от 06.12.2013 № 395-ОЗ), согласно которым социальная помощь в регионе с 2014 года оказывается в т.ч. на основании социального контракта.

С 2013 года он был внедрен во все районы области (в 2010 году реализован в 3 районах, в 2011 году – в 6районах, в 2012 году – в 23районах).

В 2014 году наибольшее распространение получили направления по развитию личного подсобного хозяйства и обеспечению пожаробезопасности домовладений граждан. В течение 2014 года материальная помощь на основе Социального контракта оказана 821 семьям с детьми (из них 428 многодетных семей)на общую сумму 14,4 млн. руб.

В целях материальной поддержки семей с детьми-инвалидами на территории Новосибирской области обеспечены следующие выплаты из областного бюджета:

1. Ежемесячные денежные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг (распространяются на ребенка-инвалида, его родителей, несовершеннолетних братьев и сестер) в соответствии с Законом Новосибирской области от 06.12.2013 г. № 380-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области.

2. Ежемесячная дотация на питание ребенка-инвалида с гематологическим, онкологическим заболеванием и с инсулиновой формой сахарного диабета с 01.01.2012 г. - 583,00 рубля в соответствии с Постановлением главы администрации Новосибирской области от 13.03.2001 г. № 233 «Об установлении ежемесячной дотации на питание детям-инвалидам с онкологическими, гематологическими заболеваниями и с инсулинозависимой формой сахарного диабета, проживающим на территории Новосибирской области».

3. Ежемесячная социальная выплата на ребенка-инвалида до 18 лет с 01.01.2012 г. - 318,00 рублей в соответствии с Постановлением главы администрации Новосибирской области от 26.03.2001 г. № 273 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячной социальной выплаты гражданам, имеющим ребенка-инвалида, а также родителям и иным законном представителям ВИЧ - инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет, проживающим на территории Новосибирской области».

4. Ежемесячная стипендия Правительства Новосибирской области одаренным детям-инвалидам в сфере культуры и искусства сроком на один год в размере 1000,00 рублей в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 17.09.2013 № 394-п «О стипендиях Правительства Новосибирской области для одаренных детей-инвалидов в сфере культуры и искусства». Стипендии Правительства Новосибирской области получают 30 одаренных детей-инвалидов в сфере культуры и искусства (1000 рублей). Еще 30 детей–инвалидов, одаренных в сфере культуры и искусства получают ежемесячную стипендию Благотворительного Фонда «Наш день».За прошедшие 12 лет свидетельства стипендиатов Правительства Новосибирской области   и Благотворительного фонда «Наш день» были вручены 480 детям-инвалидам. 

В 2014 году в рамках подпрограммы «Долгосрочная целевая программа «Семья и дети» на 2012-2015 годы» государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения Новосибирской области» на 2014 - 2019 годы произведена оплата обучения и содержания 6-ти несовершеннолетних из малообеспеченных семей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Кадетская школа-интернат «Сибирский кадетский корпус» (349,14 тыс. рублей).



Меры поддержки многодетных семей.

Особое внимание уделяется социальной поддержке многодетных семей.

Законом Новосибирской области от 06.10.2010 № 533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» многодетным семьям предусмотрены следующие меры социальной поддержки:

1) первоочередное предоставление мест в областных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для детей из многодетных семей, сдавших единый государственный экзамен, при прочих равных условиях;

2) первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях Новосибирской области;

3) первоочередное обеспечение учебной литературой из библиотечного фонда областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области;

4) компенсация в размере 30 процентов платы фактических расходов на оплату коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе поставок бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления);

5) обеспечение питанием на льготных условиях обучающихся, воспитанников областных государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений - детей из многодетных семей;

6) право проезда на муниципальных маршрутах регулярного сообщения пассажирского автомобильного (кроме такси), электрического (трамвай, троллейбус, метрополитен) транспорта, а также на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения пассажирского автомобильного транспорта на территории Новосибирской области без взимания платы для детей - учащихся образовательных учреждений всех типов на основании специального месячного проездного билета;

7) бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

8) ежегодная денежная выплата на приобретение одежды для посещения школьных занятий для детей - учащихся общеобразовательных учреждений (2000 руб.);

9) бесплатные образовательные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Новосибирской области;

10) посещение на льготных условиях детьми из многодетных семей учреждений и организаций культуры, находящихся в ведении Новосибирской области;

11) содействие многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, в выделении земельных участков;

11.1) первоочередное бесплатное предоставление земельных участков осуществляется в случаях и порядке, определенных Законом Новосибирской области от 14.04.2003 № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области»;

12) содействие в трудоустройстве многодетных родителей;

13) ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума для детей, установленного на территории Новосибирской области, при рождении 3-го и последующих детей в многодетных малообеспеченных семьях до достижения ребенком 3-х летнего возраста.

Многодетным семьям, воспитывающим пять и более детей, устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки:

1) компенсация в размере 50 процентов платы фактических расходов на оплату коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе поставок бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления);

2) предоставление в первоочередном порядке детям из многодетных семей в возрасте от 7 лет и до 15 лет включительно путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные на территории Новосибирской области;

3) право проезда на муниципальных маршрутах регулярного сообщения пассажирского автомобильного (кроме такси), электрического (трамвай, троллейбус, метрополитен) транспорта, а также на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения пассажирского автомобильного транспорта на территории Новосибирской области и без взимания платы на основании приобретаемого специального месячного проездного билета для одного из родителей.

В числе мер социальной поддержки многодетным семьям - более 20 видов социальной помощи. Среди них меры, реализуемые в рамках подпрограммы «Долгосрочная целевая программа «Семья и дети» на 2012-2015 годы» государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения Новосибирской области» на 2014 - 2019 годы:



  • ежегодная денежная выплата многодетным семьям на приобретение одежды для посещения школьных занятий детей-учащихся общеобразовательных учреждений – 57,517 млн. рублей (28 539 детей);

  • ежегодная выплата на приобретение школьно-письменных принадлежностей на каждого ребенка школьного возраста из малообеспеченной многодетной семьи – 2,649 млн. рублей (8 763 детей);

  • единовременная денежная выплата на ремонт, строительство и приобретение жилья, многодетным семьям, имеющих пять и более детей, – 5,033 млн. рублей (50 семей);

  • единовременная материальная помощь при поступлении ребенка из многодетной семьи в высшее учебное заведение в размере 10 тыс. рублей (517 человек) и в первый класс в размере 5 тыс. рублей (3374 ребенка) – 5,206 млн. рублей и 16,997 млн. рублей соответственно;

  • поощрение (при успешном обучении) в период учебного процесса в виде ежемесячной стипендии студентам высших государственных и муниципальных учебных заведений из многодетных семей с 5-ю и более детьми (в учебном году 2013-2014 – стипендии получали 4 человека) – 46,264 тыс. рублей;

  • приобретение автомобильного транспорта– 9,067 млн. руб.(20 многодетных семей, воспитывающих 7 и более детей);

  • выплата семьям, воспитывающим 3-х и более детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, ежемесячной компенсации расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами в домашних условиях, включая доставку получателям (15,0 тыс. рублей в месяц на 1 ребенка),544,32 тыс. руб. (одна семья, 3 ребенка-инвалида, 6 месяцев);

  • единовременная выплата при рождении двух и более детей одновременно в размере 5,0 тыс. руб. выплачена 239 семьям (1,2 млн. руб.).

В соответствии с Законом Новосибирской области от 30.09.2011
№ 125-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области» устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки многодетным семьям в форме областного семейного капитала на детей.

Лица, получившие сертификат, вправе распоряжаться средствами семейного капитала (в полном объеме либо по частям) по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части

трудовой пенсии;

4) приобретение автотранспорта.

Выдано 10 665 сертификатов на областной семейный капитал. Выплата произведена 2182 гражданам, из них 1185 заявителей направили средства семейного капитала на улучшение жилищных условий, 938 на приобретение автотранспортного средства и 59 человек воспользовались средствами семейного капитала на обучение ребенка.

Согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 21.01.2013 № 12-п «Об установлении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты в размере прожиточного минимума для детей, установленного на территории Новосибирской области» ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в размере прожиточного минимума для детей, установленного на территории Новосибирской области, семьям, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, при рождении третьего ребенка или последующих детей после 31 декабря 2012 г., до достижения ребенком возраста трех лет.

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 24.10.2014 № 163 прожиточный минимум составил 8 712 руб.

В 2014 году 92 многодетным матерям, достойно воспитавшим 5 и более детей, Губернатором Новосибирской области вручена награда Новосибирской области - Знак отличия «За материнскую доблесть».

На содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, проживающих в приемных семьях, выплачиваются денежные средства в расчете на одного ребенка в месяц:

- на ребенка в возрасте до шести лет – 7 070,0 рублей (учитывая коэффициент индексации);

- на ребенка в возрасте от шести до восемнадцати лет – 8 403,2 рубля (учитывая коэффициент индексации).

Утвержден порядок обеспечения денежными средствами на личные расходы и культурно-массовые мероприятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Перерасчет размера расходов на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, денежными средствами на личные расходы и культурно-массовые мероприятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится ежегодно с учетом изменения фактических цен.

С 01.01.2014 детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, предусмотрены ежемесячные выплаты на личные расходы:

- на ребенка в возрасте до шести лет – 282,80 рубля;

- на ребенка в возрасте от шести до восемнадцати лет – 336,13 рублей.

Также выплачиваются денежные средства, выделяемые для проезда ребенка, оставшегося без попечения родителей, по единому социальному проездному билету на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси).

Приемному родителю выплачивается вознаграждение в размере 11 433,25 рубля, устанавливаются доплаты:

- за каждого ребенка, принятого на воспитание сверх одного приемного ребенка, - в размере 20% от базовой части вознаграждения;

- за каждого принятого на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, хронически больного на основании медицинского заключения - в размере 20% от базовой части вознаграждения.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница