Альбиков р. Ф




страница1/7
Дата09.07.2016
Размер1.37 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
00.0054.01.01

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество студента _______________

Факультет____________________________________

АЛЬБИКОВ Р.Ф.

«КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

МОДУЛЬ 3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА




МОСКВА – 2014
АВТОР: кандидат юридических наук, доцент Р.Ф. Альбиков
Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Модуль 1. Основные положения и институты теории конституционного (государственного права зарубежных стран.

Модуль 2. Основы конституционно-правового статуса высших органов государственной власти и управления в зарубежных странах.

Модуль 3. Основы конституционного (государственного)права отдельных стран .


МОДУЛЬ 3

В модуле рассматриваются основы конституционного права ведущих стран мира: Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Индии, Китайской Народной Республики, Японии и Испании.

Для студентов Российского нового университета

00.0054.01.01

© Р.Ф. Альбиков, 2014

содержание
Модуль 3. Основы конституционного права ведущих государств мира

Тема 13. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки

13.1 Общая характеристика Конституции США

Принятие и структура конституции. Действующая конституция США была принята в 1787 г. в г. Филадельфия конвентом – учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов – государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке.

Конституция США состоит из преамбулы, а также из семи довольно пространных статей, обозначенных римскими цифрами (некоторые из статей занимают несколько страниц). Большинство статей делятся на разделы. Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них – в 1992 г. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма.

Декларация независимости 1776 г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость от британской короны, исходя из концепции естественных прав. Декларация, а затем и конституции закрепляли некоторые неотъемлемые права человека – на жизнь, свободу и стремление к счастью. Многие конституционные вопросы были урегулированы поправками к конституции. Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями Верховного суда США. Последний своими толкованиями без изменения текста конституции создает новые конституционные нормы («живая конституция»).

Конституция США – жесткая конституция. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа – конгресса – либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва не было). Они подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса.

Конституционный контроль осуществляется общими судами, а окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд США, по актам штатов – обычно верховные суды штатов, если жалоба пройдет необходимые судебные инстанции Верховный суд США может принять окончательное решение.

13.2 Основы правового статуса личности

Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776г., в которой заявлялось о неотъемлемых правах человека – оправе на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобритании).

Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы, которые презюмируются. Это относится и к политическим правам. Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека.

Решающее значение в политической жизни США имеют в основном две политические партии: Республиканская и Демократическая, созданные еще в XIX в. При их возникновении и в первые десятилетия существования между ними были принципиальные разногласия: «демократы» южных штатов выступали за сохранение подневольного труда негров, республиканцы Севера требовали отмены рабства негров и их равноправия с белыми гражданами. После Гражданской войны 1861–1865 гг. существенные различия между этими партиями постепенно стерлись, хотя многие разногласия по вопросам внутренней и внешней политики есть и сейчас. Обе главные партии не имеют постоянных программ – они принимают лишь предвыборные манифеста, и то главным образом в год выборов президента, не имеют постоянного членства, у них нет обязательных членских взносов, хотя в некоторых штатах у республиканцев бывают членские билеты. Национальные съезды партий созываются раз в четыре года для выдвижения кандидатуры президента, между съездами функционируют национальные партийные комитеты, избираемые съездами.

Обе партии пользуются определенными привилегиями в избирательной борьбе. Выдвинутые ими кандидаты (и не только на президентских выборах) регистрируются автоматически, тогда как кандидаты других партий, для того чтобы баллотироваться, должны получить на первичных выборах (праймериз) определенное число голосов или собрать под своим заявлением (петицией) определенное число подписей избирателей (в разных штатах от 3 до 5%). Вся партийная деятельность, равно как и порядок выборов, приспособлена в США к двухпартийной системе.

Большое влияние на политику государства, особенно экономическую, оказывают предпринимательские союзы, действующие в различных формах (отраслевые и национальная ассоциации, торговые палаты и др.). Всего их насчитывается в стране около 3 тыс. В общефедеральном масштабе действуют Национальная ассоциация промышленников, включающая руководителей около 25 тыс. промышленных фирм, и Торговая палата, членами которой являются более 3600 торговых фирм.

Профессиональные союзы США строятся частично по цеховому, а частично по производственному признаку. Они немногочисленны, в США в профсоюзах состоит менее 1 /5 всех работающих по найму. Крупнейшее профсоюзное объединение имеет двойное название: Американская федерация труда – Конгресс производственных профсоюзов, – принятое после их слияния. В состав этого объединения входит более 90% всех членов профсоюзов.

В США существует несколько фермерских организаций, которые в основном заняты тем, что стремятся удерживать высокие цены на сельскохозяйственную продукцию, и в политической жизни участвуют не очень активно, преимущественно в качестве группы давления на законодательную власть.

Весьма важной группой давления в США являются лоббисты, действующие при конгрессе. Это американское изобретение теперь находит применение и в некоторых других странах, хотя и в меньших масштабах. Лоббисты – представители фирм, банков, общественных объединений, ставящие своей целью способствовать или препятствовать принятию определенного законодательства в интересах тех лиц и организаций, которых они представляют. В США действует закон о лоббизме 1946 г. По этому закону лоббисты обязаны зарегистрироваться у клерков конгресса и сообщить, чьи интересы они представляют, кто финансирует их деятельность и каков их личный гонорар. С одной стороны, лоббизм – проявление силы денег, их влияния на законодательство, с другой – регистрация и определенная открытость лоббизма дает возможность осуществлять общественный контроль за тем, в чьих интересах принимается тот или иной закон.

13.3 Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

В США выборы регламентируются в основном законодательством штатов, поскольку конституция передает вопросы о требованиях к избирателям на усмотрение штатов (разд. 2 ст. I). В федеральном конституционном законодательстве США не фиксируются принципы избирательного права. Практически выборы являются всеобщими (ценз оседлости составляет 30 дней для президентских выборов и от 1 до 30 дней – для других, что устанавливается законодательством каждого штата), равными, так как каких-либо преимуществ для определенных социальных групп или категорий населения не существует и приняты законы (1972 г.) и решения Верховного суда (1964 и 1969 гг. и др.) о необходимом равенстве избирательных округов. Во все представительные органы выборы прямые (в сенат – с 1913 г.), но президент и вице-президент США избираются путем косвенных выборов (выборщиками). На выборах применяется тайное голосование (бюллетени, избирательные машины, специальные электронные карточки избирателей).

Избирательные округа в палату представителей одномандатные, в сенат – двухмандатные (от каждого штата избираются два сенатора, обычно выдвинутые той или иной партией). Для выборов президента и вице-президента вся страна составляет единый национальный (федеральный) избирательный округ. В большинстве штатов США регистрация избирателей необязательна. Не включаются в списки избирателей умалишенные и осужденные к лишению свободы.

Для кандидатов в парламент, на высшие федеральные должности кроме обладания полнотой политических и гражданских прав устанавливаются дополнительные условия: повышенный возраст (например, для президента – не менее 35 лет), срок пребывания в гражданстве США (для сенатора – 9 лет, для кандидата на должность президента – 14 лет), проживание в штате, от которого лицо избирается (это относится к членам конгресса). Существует и норма обычного права, согласно которой кандидат в парламент должен проживать в том округе, от которого баллотируется.

Кандидаты в представительные органы или на какую-либо должность в государственном аппарате (в США избираются многие должностные лица) выдвигаются различным образом: на партийных съездах (конвентах), общими собраниями партийных фракций в конгрессе, на так называемых праймериз – первичных выборах, где избиратели, считающие себя членами той или иной партии, путем голосования определяют кандидата в кандидаты. Лицо, получившее большинство голосов, будет затем официально предложено в качестве кандидата.

Победитель определяется в США на основе мажоритарной системы относительного большинства (президент и вице-президент – на основе абсолютного большинства). Какого-либо обязательного процента явки избирателей для голосования не существует, выборы признаются состоявшимися при любом числе голосующих (в парламентских выборах обычно участвует менее половины избирателей, в президентских – иногда более половины). Федеральные выборы, проводимые раз в четыре года одновременно для избрания президента и вице-президента, а также членов конгресса, называются генеральными, а выборы раз в два года, когда избираются только члены палаты представителей и часть сената, – промежуточными.



13.4 Законодательная власть

Конституция США исходит из принципа разделения властей в его «жестком» варианте. Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее семи лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу.

Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года (в самом первом составе сената треть сенаторов избиралась на два года, еще треть – на четыре года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности шесть лет). Для избрания сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США не менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается.

Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение общественного порядка они могут быть арестованы и в этот период.

Полномочия конгресса. К числу общих полномочий конгресса относятся полномочия: финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монеты, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монеты); в области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел и др.); в области обороны (обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими); в области охраны общественного порядка (создание милиции для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей; милиция вправе карать морской разбой и тяжкие преступления в открытом море в соответствии с международным правом).

В конституции говорится также и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства, а также на территориях, приобретенных у какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и т.д.

Конгресс работает в сессионном порядке. Ежегодно созывается одна сессия, и длится она обычно 7–8 месяцев (с перерывами). Во время сессии проводятся пленарные заседания, работают постоянные и другие комитеты, принимаются законы и резолюции, проводятся парламентские слушания, организуются дебаты по общественно значимым вопросам внешней и внутренней политики.

Законы в США подразделяются на публичные (общего характера) и частные (индивидуального действия – это обычно акты о выплатах из казны, об иммиграции, натурализации отдельных лиц и др.). Законы принимаются в трех чтениях, по той системе, которая уже была рассмотрена в Общей части учебника. Обыкновенные законы принимаются простым большинством состава обеих палат. Для принятия конституционных законов (в США это только поправки к конституции) требуются особые условия, указанные выше. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет.



13.5 Исполнительная власть

Согласно конституции исполнительную власть в федерации осуществляет президент.Под руководством президента помимо министров работают различные ведомства, некоторые из них имеют более важный статус, чем министерства (например, Совет национальной безопасности). Президент непосредственно назначает множество федеральных должностные лиц (один только сенат утверждает более полутора тысяч таких наиболее важных назначений).

Вице-президент (его кандидатура предлагается кандидатом в президенты и голосуется одновременно с кандидатурой президента от соответствующей партии) существенных полномочий не имеет. Он замещает президента, председательствует в сенате и выполняет отдельные поручения президента.

Выборы президента и вице-президента. Президент и вице-президент США избираются косвенным путем – выборщиками сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух раз (это автоматически распространяется и на вице-президента, поскольку, как уже говорилось, они баллотируются в паре от той или иной партии). Для пассивного избирательного права существуют повышенные требования по сравнению с требованиями к кандидатам в члены конгресса: кандидат в президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению (а не натурализованное гражданство), проживать в США постоянно не менее 14 лет.

В первых числах ноября (в первый вторник после первого понедельника) високосного года (раз в четыре года) избиратели голосуют за выборщиков от своего штата, представляющих ту или иную партию (в том числе за выборщиков от независимого кандидата). В каждом штате должно быть избрано такое число выборщиков, которое соответствует числу конгрессменов (депутатов и сенаторов), избираемых от данного штата. Три выборщика избираются также от округа Колумбия (всего выборщиков 538 человек). Каждый штат составляет один избирательный округ. Избирателям обычно предлагается два списка выборщиков от двух партий, иногда – третий от имени независимого кандидата или третьей партии (такая ситуация хотя и редко, но встречалась в истории США). После того как выборщики избраны, они голосуют за кандидатуру президента. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков, т.е. 270.

Полномочия президента. В общем виде конституция устанавливает что президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Президент представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры (некоторые из них называются исполнительными соглашениями и потому не подлежат ратификации сенатом, хотя должны представляться в обе палаты конгресса); он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией (милицией штатов). Президент имеет важные полномочия по отношению к конгрессу: он обращается к нему с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие определенных законов, созывает конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагательного вето, которое преодолевается обеими палатами (2/3 голосов присутствующих парламентариев в каждой), причем, по разным подсчетам, на практике преодолевается значительное меньшинство всех вето президента. Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате). Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями (орденов в США нет), другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.

Конституция США не знает понятия кабинета. Он существует по обычаю. Кабинет президента США невелик, в его состав входят министры и те лица, которым президент предоставил этот ранг. В настоящее время это менее двух десятков человек: руководители 14 министерств, 3 министра без портфеля, в том числе постоянный представитель США при ООН. Командующие тремя родами войск тоже имеют ранг министра, но в состав кабинета не входят – они приглашаются на заседания по мере надобности. Наряду с министрами большую роль в управлении государством играют руководители других ведомств; некоторые из них даже более влиятельны, чем министры (помощник президента по национальной безопасности, директор ЦРУ и др.). Число различных ведомств при президенте достигает нескольких сот, решающие их них он возглавляет сам (Совет национальной безопасности, Совет по экономической политике и др.). Поэтому в США принято говорить не о правительстве, а об администрации президента.

13.6 Судебная власть

В США самое большое в мире число юристов на душу населения, а в среднем в год бывает 25 млн. судебных процессов. Здесь существуют две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных судов (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению конгресса, их судьи назначаются президентом с согласия сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно (т.е. пожизненно).

Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются президентом США с согласия сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. С 1803 г. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу. Конституции США институт судебного конституционного контроля неизвестен, он оформился на основе судебного прецедента. Верховный суд толкует конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты), если положения, сформулированные судом, представляют собой не «попутно сказанные», а относятся к существу дела. Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль (как и остальные суды, для которых он является решающей инстанцией) и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности.

Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам (по обычным делам последней инстанцией является верховный суд штата, по вопросам конституционности – Верховный суд США). Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов – по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам, в прибрежных штатах – морские суды и т.д.

В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником учреждения. Он выносит лишь предварительные решения пс жалобам граждан. Если такое решение не опротестовано в общий суд или не отменено начальником учреждения, оно становится окончательным.

Суды формируются по-разному: судьи избираются населением, назначаются мэрами городов, муниципальными властями, председателям? вышестоящих судов.



13.7 Американский федерализм

Субъектами федерации США являются 50 штатов. Территория США включает также острова Пуэрто-Рико и Гуама. Острова Микронезии (Республика Палау, Соединенные Штаты Микронезии и др.) являются «ассоциированными государствами» с США. Большинство из них – члены ООН, у них есть избираемые парламенты и президенты. Пуэрто-Рико считается «свободно присоединившимся государством», этот остров – не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США имеют здесь верховенство (как и в штатах), но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют представительства в сенате, а в палату представителей они посылают только по одному делегату (резиденту-комиссару) с правом совещательного голоса. В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа и Виргинские острова, имеющие статус территорий США. Там существует практически назначаемая администрация. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия.

Штаты – это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США Они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США (конституции штатов в отличие от конституции США принимались неоднократно и являются часто гораздо более пространными). Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска.

Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами (в одном из штатов – выборщиками) на 2–4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации).

Федерация США – относительно централизованная. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов.

13.8 Местное самоуправление и управление

Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления. Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея – представителя штата, казначея и др. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального исполнительного органа совет не образует. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития.

Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют три системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система совет – управляющий Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист – чиновник-менеджер. Он отвечает за исполнение бюджета, нанимает чиновников для управления конкретными сферами, руководит их работой. Графства подразделяются на тауны и тауншипы.

Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. На службе в его органах занято более половины работников управленческого труда, доходы муниципальных бюджетов в совокупности равны приблизительно 40% федерального бюджета, хотя в местные бюджета отчисляются налоги со статей, дающих небольшие доходы. Полномочия местных органов расширяются по той же причине, что и полномочия штатов: им передаются социальные вопросы, отягощающие федеральный бюджет и бюджет штата.



  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница