Алчина Светлана Владимировна мбоу дод «Детская музыкальная школа»




Скачать 77.52 Kb.
Дата10.08.2016
Размер77.52 Kb.
Алчина Светлана Владимировна

МБОУ ДОД « Детская музыкальная школа» № 40, г. Новокузнецк

История развития шестиструнной гитары в России

В Россию гитара попала поздно, если иметь в виду, что в Европе она была известна уже 5 веков. Но можно взглянуть по-другому: вообще западная музыка стала более или менее широко проникать в Россию лишь в начале XVIIIв. Именно тогда русские любители музыки познакомились с клавесином, клавикордоле, оперными оркестрами. И тогда окажется, что гитара опоздала не на много: уже во второй половине XVIIIв она становится известной в больших русских городах благодаря в основном итальянским музыкантам, а чуть позже и французским. История сохранила имена двух итальянцев, Джузеппе Сарти и Карло Каннобио, которые были в числе первых, познакомивших публику с гитарой.

Несколько расширить круг почитателей гитары удалось музыканту-виртуозу, Паскуале Тальяни, тоже итальянцу. Как и его предшественники, он выступал лишь в салонах, а не в концертных залах.

В 1821г. в Россию приехал Марк Аврелий Цани де Ферронти, приглашённый русским вельможей Мятлевым работать в его библиотеке. Цани де Ферранти не был профессиональным музыкантом, но именно ему Россия обязана тем, что гитара стала здесь широко известна. Он был и композитором и сочинял ноктюрны, фантазии, танцевальную музыку. Желающим Цани де Ферранти давал уроки игры на гитаре.

Большой след в истории классической гитары в России оставили гастроли Мауро Джулиани и Фернандо Сора. Джулиани в память о поездке написал «Шесть вариаций на русские темы». А деятельность Сора в России не ограничилась только концертами. В 1824г. на сцене Большого театра был поставлен балет «Сандрильона». Как и Джулиани, Сор запечатлел в музыкальном произведении для гитары, российский период своей биографии. Написав изящное «Воспоминание о России».

Западные гитары пробудили у русских музыкантов интерес к классической гитаре. В концертных афишах стали появляться имена наших соотечественников. Первые из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнной гитаре, был Николай Петрович Макаров.

Макаров родился в 1810 году в помещичьей семье. Ещё в детстве он учился играть на скрипке, но этот инструмент плохо поддавался ему. В Варшаве Макаров побывал на концерте великого Паганини. Он был потрясён его игрой и после этого вновь взялся за скрипку. Однако не помогло и вдохновение от концерта - на скрипке он играл заурядно, а вскоре и совсем её забросил.

А гитарой Макаров увлёкся в 28 лет - опять же после концерта гастролирующего гитариста. Родные и близкие отнеслись к его новому увлечению скептически, ведь любой из музыкальных инструментов надо осваивать как можно раньше. Но Макаров своим трудом и упорством опроверг это устоявшееся правило. Он занимался по 12-14 часов в день. А для тех случаев, когда в дороге выпадало свободное время, он соорудил своеобразный тренажёр - маленькую дощечку с натянутыми на ней струнами. Навыки игры на скрипке помогли в развитии левой руки, ну а правую нужно было упражнять заново. У Макарова мизинец был разработан наравне с остальными пальцами и равноправно участвовал в игре. Поэтому некоторые технические приёмы выработанные Макаровым и сейчас считаются трудными для освоения и далеко не всем гитаристам удаются. Через 2 года упорных занятий Макаров исполнял уже довольно сложные произведения, например: «III концерт для гитары с оркестром» Джулиани.

В 1840 году Макаров приехал в Петербург и здесь сочинил концерт для гитары. А ещё через год отважился на своё первое выступление.

Отзывы о его выступлении были весьма противоречивы: Макаров блестяще владеет техникой игры, однако его исполнение не слишком выразительно, а порой монотонно.

Выступления за рубежом тоже прошли не удачно. Макаров объяснял свои неудачи, упадком интереса к гитаре. И тогда он загорелся другой идеей, решил способствовать возрождению интереса к гитаре. Макаров организовал в Брюсселе международный конкурс гитары, в котором оценивались сочинения для этого инструмента и сами инструменты. Премии получили композиторы Мертц и Кост.

Пусть Макаров и не состоялся, как музыкант – поверим критикам тех времён. Однако память о себе он оставил добрую: упорство, трудолюбие, настойчивость и энтузиазм всегда заслуживают глубочайшего уважения.

Другой русский гитарист Марк Данилович Соколовский во многом был как-бы противоположностью Макарова. Он играл проще и не стремился поразить публику сложными техническими приёмами. Но его исключительная музыкальность покоряла слушателей и обезоруживала критиков. Соколовский был на 8 лет моложе Макарова, но концертировать начал, когда Макаров ещё только осваивал гитару.

В 20 лет Соколовский приезжает в Москву и с первых же концертов завоёвывает внимание взыскательных московских слушателей.

В 1860 году он едет на гастроли в Европу и 2 года с успехом там гастролирует. В Россию возвращается, как артист получивший признание. И только в конце своей жизни Соколовский ощутил на себе, что отношение к гитаре изменилось. Когда он предложил открыть и ввести класс гитары в Московский консерваторий – ему отказали.

В России упадок гитары сказывался очень остро. Распадались общества гитаристов, почти перестала издаваться нотная литература, и постепенно почти всё преподавание гитары перешло в руки частных слушателей.

Но и в те тяжёлые времена находились подлинные энтузиасты этого инструмента: один из них Пётр Спиридонович Агафошин.

Ещё в детстве он научился играть на семиструнной гитаре у своего отца. Самостоятельно, по школе М.Каркасси, освоил классическую гитару, после чего оставил семиструнную несмотря на то, что хорошо ей владел. Почти вся музыкальная деятельность Агофошина проходила в очень не лёгких условиях: к середине 20 –ых годов, когда в западных странах гитара была уже на подъёме, у нас её блестящее прошлое было полностью забыто – гитара считалась мещанским инструментом. И вот в этих условиях к нам на гастроли приезжает Андрес Сеговия, концерты которого прошли с большим успехом. После приезда Сеговии Агофошин смог уйти с бухгалтерской должности и целиком посвятить себя музыке. В 1928 году вышла его книга «Новое о гитаре», затем была издана «Школа игры на шестиструнной гитаре».

Учеником Агофошина был выдающийся советский гитарист А. И. Иванов-Крамской, который был страстным пропагандистом классической гитары. Композитор, исполнитель, педагог. С его творчеством начался подъём классической шестиструнной гитары в России.

А.М. Иванов-Крамской родился в 1912 году в Москве. Будучи мальчиком, он научился играть на балалайке. А в 1922 году Начал обучаться в музыкальной школе (ныне ДМШ имени К. Игумнова) по классу скрипки, однако под впечатлением от посещения в 1926 году концерта Андреса Сеговии в Большом зале Московской консерватории принял решение посвятить себя гитаре.

В 1930 году поступил в музыкальный техникум имени Октябрьской революции в класс гитары Петра Агофошина (который в 1899 году присутствовал как делегат от России на Международном конгрессе гитаристов в Мюнхене, где был основан Международный союз гитаристов, в состав которого он и вошел), параллельно обучался композиции у Николая Речменского и дирижированию у Константина Сараджева, у Агафошина же затем учился в Московской консерватории на курсах повышения квалификации.

Творческая карьера Иванова-Крамского началась в1932 году, когда он впервые выступил на Всесоюзном радио. В дальнейшем работал в Малом театре, в1939—1945 руководил Ансамблем песни и пляски НКВД СССР, с 1946 по1952 — оркестром народных инструментов Гостелерадио.

В 1939 году получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В качестве дирижёра и исполнителя записал более 40 грампластинок.

Иванов-Крамской часто выступал в ансамбле с певцами, в числе которых — Надежда Обухова, Иван Козловский,Александра Яблочкина, а также в ансамблях со струнными квартетами имени Бетховена и имени Комитаса, Леонидом Коганом, Александром Корнеевым , и другими выдающимися музыкантами.

В 1936-м году Иванов-Крамской дебютировал как композитор, сочинив "Лирический вальс для гитары соло". Этот вальс стал украшением репертуара отечественных гитаристов. Иванов-Крамской - автор более пятисот сочинений для гитары: двух концертов, сонат, обработок народных песен, многочисленных пьес. Его музыка звучит в фильме «Несрочная весна ».

Иванов-Крамской активно выступал перед бойцами во время Великой Отечественной войны.После войны Иванову-Крамскому - первому отечественному концертирующему гитаристу - пришлось практически в одиночку вести борьбу за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по классу гитары, которые были прекращены в середине 30-х гг.

Жизненный путь Иванова-Крамского не был усыпан розами. Ситуация усугублялась тем, что он играл не на традиционной русской, семиструнной гитаре, а на классической шестиструнной. "40-е - 50-е годы – это гонение на все иностранное, и моего отца буквально преследовали за то, что он играл на "испанской" гитаре, как ее тогда называли, – вспоминает дочь музыканта Наталья Иванова-Крамская. На какое-то время его даже отстранили от сцены, не давали работать – и все только потому, что он играл на "космополитическом" инструменте. Сейчас трудно даже представить, что такое может быть. Но такое было".

В 1960 году по инициативе Иванова-Крамского класс шестиструнной гитары был открыт в музыкальном училище при Московской консерватории, он его и возглавил. Среди его учеников — Николай Комолятов, Феликс Акопов и другие известные гитаристы.

В 1970 году способствовал открытию класса гитары в Институте культуры. Иванов-Крамской написал "Школу игры для шестиструнной гитары".

Опубликованные в многочисленной прессе рецензии на концерты сохранили до нашего времени восторженные отзывы благодарных слушателей, отмечавших изумительную по технике, проникновенную игру музыканта на инструменте, звучавшем в его руках романтично, строго и вдохновенно. Иванов-Крамской побывал буквально во всех уголках нашей страны. Был он в Сибири, его концерты проходили в Прокопьевске, Новокузнецке и других городах, и везде на его концертах были переполненные залы.

Сорок лет отдал Иванов-Крамской педагогической деятельности. Требовательный педагог, он щедро передавал свой богатый опыт ученикам, а его произведения воспитывают новое поколение музыкантов, верных замечательному инструменту - шестиструнной гитаре.

После корифеев шестиструнной гитары Макарова, Соколовского, Агофошина, Иванова-Крамского, были известны и другие представители её, пусть не с такими громкими именами, но оставившие заметный след в истории этого инструмента в России.

- Иван Фёдорович Деккер-Шенк. (Родился в 1825 году в Вене - умер в 1899 году в Петербурге).

- Иван Андреевич Клингер - родился в двадцатых годах XIX столетия- умер 27 марта 1897 года.

- Пётр Иванович Исаков (1885-1958) г. Петербург. Ученики: Л. Андронов, Я. Ковалевская, В.Вавилов, А.Ковалёв.

-Василий Иванович Яшнев. (1879-1962)- Петербург.

- Леонид Васильевич Девятов. (1887-1948)- в Сибири. Организовал класс гитары в Куйбышеве.

- Александр Петрович Шулер. Ведущий гитарист в г.Саратове, в предреволюционные годы. Ученики: А.И.Чапурин, Н.А.Птров и П.А.Петров- добавившие концерты в Томске, Новосибирске, Красноярске.

- Георгий Адольфович Клотд .(умер в 1905 году)- ученик Деккер-Шенка. В одессе объединил гитаристов и организовал кружок любителей игры на шестиструнной гитаре.

- Арсений Владимирович Попов. В 1942 году по инициативе Попова в Томском музыкальном училище был открыт первый и единственный в Сибири класс гитары. Ученики Попова- Л.Димидкина, Е.Обоянцев, А.Кручинин, П.Реплингер, А.Фролов, Н.Строева и другие успешно работали и работают в филармониях, театрах, мукальных учебных заведениях Сибири.



Конечно, невозможно рассказать обо всех гитаристах, исполнителях, композиторах, сочинявших музыку для гитары. Но мы знаем ещё об одном ценнейшем её качестве- она умеет быть самым интимным из музыкальных инструментов. Кто-то заметил, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создаёт!

Список литературы:


  1. Вольман Б. «Гитара и гитаристы: изд. «Музыка Ленинграда» 1968г.

  2. Вольман Б. «Гитара» «Музыка» 1980г.

  3. Газарян С. «Рассказ о гитаре» Москва «Детская литература» 1987г.

  4. Ширялин А. «Поэма о гитаре» Москва изд. «Молодёжная эстрада» 1994г.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница