Актуальность картографического контента в мобильных сервисах




Дата03.08.2016
Размер109 Kb.
Актуальность картографического контента в мобильных сервисах
Николаева И.П. (ГИС-менеджер ООО «Нижегородский GPS-клуб»)
«Не зря современные города сравнивают с непроходимыми лесами. Выражение «городские джунгли» уже не кажется чем-то смешным, когда понимаешь, что безнадёжно заблудился. Язык, как известно, доведёт до Киева и можно постоянно спрашивать дорогу у прохожих, рыться в старых изношенных картах и пытаться проложить оптимальный маршрут из точки А в точку Б с помощью циркуля, компаса и других предметов, присущих настоящим путешественникам. Но не стоит забывать, что мы с вами живём в 21-м веке, и сегодня для навигации используются точные электронные приборы, определяющие ваше местоположение по информации с космических спутников…» /1/

Именно в этом предисловье содержится вся суть современной навигации по городу, чтобы добраться из точка А в точку Б достаточно иметь при себе современное устройство с приемником спутникового сигнала для определения местоположения, удобную и функциональную навигационную программу для построения маршрута и самые свежие и актуальные карты интересующей территории для нахождения конечной точки маршрута.

Если с выбором устройства все относительно понятно (так как все они очень схожи в плане навигации), то вот загружаемые в устройства навигационные программы и карты могут отличаться. Не на каждое устройство можно установить определенную программу, она может быть разработана только для одного типа устройства и не работать на другом, также навигационные программы бывают разными по удобству и функциональности. Кроме этого загружаемые в различные навигационные программы карты могут очень сильно отличаться по содержанию, актуальности, детальности, охвату территории и прочим важным для навигации характеристикам.
Навигационные карты, их особенности, дорожный граф, производители
Навигационная карта – карта, используемая навигационной системой для показа текущего местоположения пользователя, определенного с помощью приемника спутниковой навигации (GPS и/или ГЛОНАСС), нахождения адресов/точек интереса, построения маршрута и выдачи в реальном времени информации для совершения маневров.

Навигационная карта, например, является обязательной компонентой автомобильной навигационной системы. Она представляет собой обычную векторную топографическую карту, обогащённую дополнительными атрибутами элементов карты и объектами, необходимыми для эффективной работы навигационной системы.

Навигационные карты могут применяться на бортовом компьютере автомобиля или переносном автомобильном навигаторе. В последнее время все чаще можно встретить навигационные системы с картами для использования на коммуникаторах, смартфонах и прочих мобильных устройствах, а также для применения не только автомобилистами, но и для пешей навигации (по городу, в походах и пр.)

Пространственные данные в навигационной карте состоят из двух составляющих: картографическая (географическая) информация, описывающая местоположение объекта на местности, и атрибутивная (непозиционная) описательная информация характеристик объектов.

В качестве картографической основы для навигационных карт очень часто используются топографические карты масштаба 1:10000 для городов и масштаба 1:200000 для областей, на которых отображаются слои зданий и сооружений, улично-дорожной сети, зеленых насаждений, гидрографии, населенных пунктов, административных границ и пр. Для этих слоев в базу данных вносится атрибутивная информация о названиях объектов, для зданий и сооружения основной составляющей являются их адреса.

Наиболее распространенной на данный момент является автомобильная навигация и наиболее интересной, важной и обязательной информацией в автомобильных навигационных картах являются данные об организации улично-дорожной сети. Эти данные содержат не только названия улиц и прочие характеристики, но и учитывают правила дорожного движения: разрешенные скоростные режимы, одностороннее движение, запреты поворотов, ограничения для проезда определенных видов транспорта, класс дорог.

Все эти данные в комплексе называются графом дорог - векторный слой карты, состоящий из связанных дуг и узлов, местоположение и свойства которых с заданной точностью и полнотой передают маршруты и организацию движения наземного транспорта. Элементы графа дорог предназначены для использования в задачах по автоматизированной прокладке маршрутов между любыми заданными точками на графе. /2/

Кроме информации о дорожном движении автомобильная навигационная карта должна содержать данные для поиска объектов, между которыми требуется проложить маршрут движения. К таким данным относятся адреса зданий и сооружений и так называемые точки интереса (POI): аэропорты, вокзалы, рестораны, отели, супермаркеты, стоянки, заправки и пр. с адресами, телефонами и другими атрибутами этих объектов.

В связи с часто изменяющейся обстановкой в дорожной сети автомобильные навигационные карты как никакие другие требуют наиболее частого обновления, и в большей степени именно в атрибутах дорожного графа, а не в пространственных данных, что может быть выполнено без участия профессиональных картографов, а, соответственно, исключать затраты на картографическое обновление информации, которое в таком случае достаточно выполнять 1-2 раза в год.

На данный момент самой глобальной проблемой навигационных программ является актуализация в них навигационных карт и их покрытие по России. Неактуальные и несвоевременные навигационные карты могут ввести пользователя в заблуждение и направить в незнакомом городе по несуществующей дороге или не по кратчайшему пути. Еще большей проблемой является отсутствие навигационных карт по некоторым регионам и отдаленным местам. Это в большей степени связано с тем, что в России нет полноценных исходных данных - так называемых базовых карт для навигационных картографических компаний, а именно 100 % покрытия топографическими картами со связным графом дорог, адресных планов всех населенных пунктов.

Еще одной из основных проблем недоверия навигационным программам является качество картографических баз данных, проще говоря – навигационных карт. Чем же на практике отличаются на первый взгляд такие одинаковые базы данных от разных производителей и почему одной из них можно доверять, а некоторых стоит даже избегать, чтобы не жалеть потом о потраченных деньгах и не попадать постоянно в аварийные ситуации? Но однозначно идеально точной и корректной базы данных (навигационной карты) не существует! /3/

Даже если самая крупная корпорация с действительно профессиональным штатом сотрудников и картографов, имеющая дорогостоящие технологии и соответствующую технику поставит себе цель создать такую карту, то уже в процессе работы над ней данные будут устаревать (появятся новые знаки, закроют проезды, поменяют направление движения, откроют новые развязки и т.д.). В новом релизе, а это минимум месяц кропотливой работы, пользователь получит данные именно месячной давности. И это еще лучший из всех возможных вариантов. Можно с полной ответственностью заявить, что за всеми изменениями в дорожной сети, а тем более изменениями в организации дорожного движения не успевает угнаться ни одна, даже самая именитая корпорация. Это просто не возможно. Однако это не означает, что данный продукт недостоверный или им нельзя пользоваться. Скорее наоборот, это как раз и есть самая достоверная и безопасная на рынке информация, так как занимаются ею профессионально и постоянно. Поэтому она и самая дорогая для конечного потребителя. /3/

Небольшие компании, не обладающие ни современным программно-аппаратным комплексом с соответствующей инфраструктурой, ни достаточным штатом профессиональных специалистов в области картографии, как правило, не в состоянии самостоятельно объехать и обрисовать всю дорожную сеть страны и, тем более, её постоянно актуализировать. Навигационные карты создаются на основе спутниковых снимков земной поверхности и аэрофотосъемки (или даже карты конкурентов или энтузиастов), а также на базе имеющихся топографических карт масштабов 1:10 000 (для крупных населенных пунктов) и 1:200 000 (для областей). По итогам полученных данных создается граф дорожной сети с указанием POI и с учетом правил дорожного движения. При таком подходе некоторые регионы могут не обновляться годами, а качество исходного материала часто очень низкое, так как на самых точных снимках не видно больше половины необходимых для навигационной карты атрибутов. В таком случае из релиза в релиз переносятся одни и те же ошибки и неточности. /3/

Существует еще один, сугубо российский вариант. В связи с долгим отсутствием каких-либо навигационных карт в регионах нашей страны, их начали самостоятельно рисовать энтузиасты и некоторые из них за длительное время превратились действительно в специалистов своего дела. Часто именно такие карты на некоторые территории являются самыми актуальными и точными. Так, например, некоторые популярные российские проекты дают картографическим отделам различных компаний множество достоверной и проверенной информации о состоянии дорожной сети в регионах и предоставляют некоторым отдельным компаниям возможность не тратить время и средства на создание собственной базы данных в данном регионе. Данные, выложенные этими энтузиастами в сеть, могут кочевать из программы в программу со всеми характерными ошибками и специально поставленными метками, так как наш закон позволяет это делать без каких-либо последствий. Исходя из изложенных выше данных, можно разбить представленные сегодня на российском рынке картографические базы данных на несколько условных классов:

Класс 1. Карты, созданные крупными картографическими компаниями, которые специализируются в данной области и представляют профессиональный продукт с одинаково стабильным качеством. Как правило, такие навигационные карты объезжены собственными экипажами на 85% - 95% и актуализируются опытными специалистами компании. Такие базы данных оптимизированы для навигационных задач и отвечают мировым стандартам, предъявляемым к данному продукту.

Класс 2. Картографические базы данных, созданные небольшими компаниями, имеющими соответствующую лицензию на данную деятельность. Навигационные карты создаются на основе спутниковых снимков земной поверхности и аэрофотосъемки, а также на базе топографических карт масштабов 1:10 000 (для крупных населенных пунктов) и 1:200 000 (для областей). Самостоятельно объезжаются только избранные регионы, либо привлекаются сторонние специалисты.

Класс 3. Картографические базы данных, созданные небольшими группами энтузиастов для собственных потребностей (данные собранные исключительно в отдельно взятом регионе и актуализируемые по мере сил и возможностей). Самостоятельно объезжается только собственный регион, и данные актуализируются так часто, как этого требует обстановка. /3/

По нашему мнению, идеальным является вариант создания актуальных автомобильных навигационных карт в пределах региона, то есть работы должны выполняться профессиональными картографами на картографической основе с возможным обновлением информации по космическим снимкам и с объездом и выверкой территории экипажами компании. Именно в таком случае будут соблюдены все правила и тонкости создания автомобильных навигационных карт с периодическим обновлением и актуализацией.



Автомобильные навигационные карты Нижнего Новгорода в различных навигационных программах и в навигационной системе CityGuide
На сегодняшний день на российском рынке представлено несколько навигационных программ с различными картами для навигации. На нижегородском рынке лидерами являются три навигационные программы: Навител, CityGuide и Garmin. Также есть и другие программы, например, Автоспутник, iGo, Nokia Maps и другие, но из-за слабо развитых в нашем регионе карт они не пользуются популярностью у населения.

Отличительными особенностями популярных у населения программ являются как функциональные характеристики, так и содержание, направленность используемых в них навигационных карт. Например, карты в навигационной программе Навител (одна из самых первых программ для индивидуальной навигации в России) характеризуются большой площадью покрытия и на данный момент охватывают большинство регионов РФ, но подробность карт и их актуальность в некоторых регионах оставляет желать лучшего. Навигационная программа Garmin пришла к нам из Америки, в картах этой программы, как ни в какой другой, очень подробно отображается топографическая ситуация на местности, также основные города по России неплохо детализированы.

Навигационная система CityGuide сравнительно молодая программа и выросла из питерской компании, занимающейся разработкой программного обеспечения для морской навигации. Основная цель навигационной программы – навигация по «городским джунглям», поэтому упор в картах этой программы делается на населенные пункты с детально прорисованными зданиями и сооружениями, а также учитывающими организацию улично-дорожной сети. На данный момент в этой системе возможно использование карт по более чем 55 регионам России.

У навигационной программы CityGuide есть ряд преимуществ именно для навигации по городу:

- подробное и детальное отображение городских территорий (в частности по Нижнему Новгороду);

- наличие запатентованного пробочного сервиса (информация о скоростном режиме пользователей системы отображается на карте);

- возможность оперативного внесения изменений в свойства дорожного графа без обновления картографической базы данных.

В Нижнем Новгороде автомобильная навигационная карта обновляется не реже одного раза в квартал, либо по необходимости (например, запуск автомобильного движения по метромосту). Такой сравнительно частый период обновления связан с поддержанием актуальности карт местными энтузиастами и пользователями навигационной системы CityGuide, которые, заметив малейшие изменения в дорожной обстановке или неточности в нумерации домов, сразу же сообщают об этом в местное представительство компании, официальному представителю в Нижнем Новгороде ООО «Нижегородский GPS-клуб», а эти данные уже комплексно после проверки передаются разработчику навигационной системы ООО «МИТ».

Такой частой и организованной системой обновления карт в нашем регионе не обладает ни одна автомобильная навигационная программа. За счет такого нестандартного подхода к обновлению и достигается постоянная актуализация информации на карте для пользователей.

Кроме этого навигационная система CityGuide предоставляет своим пользователям возможность загрузки ежедневной дорожной корректуры (на устройствах с выходом в Интернет она осуществляется автоматически), в которую практически ежедневно вносятся изменения о временно закрытых на ремонт дорогах, запретах или наоборот разрешениях поворотов и пр. Эти изменения также вносятся по вышеописанной технологии.




Навигационная система CityGuide для индивидуальной навигации
Автомобильная навигационная система City Guide предоставляет следующие уникальные возможности:

- Автоматическое обновление карт. Ежедневное обновление городских векторных карт и дорожной обстановки – знаки, проезды, скоростной режим (дорожная корректура).

- Пробки на дорогах. Круглосуточный автоматический сервис по предоставлению информации о том, какие дороги являются свободными для движения, где возникли «пробки» и как их объехать.

- Вся информация доставляется в навигатор и применяется полностью автоматически посредством связи навигатора с компьютером либо через Интернет.

City Guide - единственный GPS-навигатор с поддержкой пробок, охватывающий все популярные платформы. Версии City Guide доступны для: Windows Mobile, Windows CE, Windows XP/Vista/7, iPhone, Java, Brew, Symbian S60 ed.3 и S60 ed.5.

Пользователям системы City Guide доступны как бесплатные карты (Москва, Санкт-Петербург и т.д.), так и платные карты регионов России и зарубежных стран. Все карты поставляются высокопрофессиональными картографическими компаниями, регулярно обновляются и корректируются. На сегодняшний день доступная коллекция карт содержит более 52 регионов России.

City Guide - это персональная система GPS-навигации, которая поможет:

- сориентироваться в незнакомой местности с использованием карты (например, найти улицу);

- проложить маршрут до интересующего места (при этом маршрут будет оптимальным - система учтет расстановку знаков дорожного движения, информацию о пробках и среднюю скорость движения на маршруте);

- контролировать движение по маршруту (система выдает голосовые и визуальные подсказки, помогающие вовремя подготовится к маневру).



Уникальной особенностью автомобильной навигационной системы City Guide на любой платформе является возможность оперативного получения изменений дорожной обстановки, информации по "пробкам" и заторам, а также по участкам со стесненным движением автотранспорта, а также автоматическая корректура карт.

Список используемых источников:

1. HardwarePortal.Ru, «GPS в большом городе: спутниковая навигация с помощью КПК и программы PalmGIS GPS»


2. GisInfo.Ru, «Создание графа дорог»

3. GPS-Club.Ru, «Навигационные программы и картография 2010 – тест GPS Клуба»


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница