Актуальные проблемы современной когнитивной науки




страница1/61
Дата05.08.2016
Размер5.02 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61
Федеральное агентство по образованию

Ивановский государственный химико-технологический университет

Ивановский государственный университет

&$[¿:



Актуальные проблемы современной когнитивной науки
Материалы четвертой всероссийской

научно-практической конференции

с международным участием

(20-21 октября 2011 года)

Иваново

2011


УДК 001

ББК 87.25

А 437
Редакционная коллегия:

д. филос. н. Т.Б. Кудряшова (отв. ред.)

д. филос. н. М.Г. Зеленцова, к. филос. н. Л.А. Кривцова
Статьи и тезисы публикуются в авторской редакции
Рецензенты:

Кафедра философии Ярославского государственного педагогического университета им К.Д. Ушинского,

доктор философских наук, профессор

Азов Андрей Вадимович




А 437

Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20-21 октября 2011 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»», 2011. – 350 с.






ISBN 978-5-85229-415-9

В сборник включены выступления и тезисы докладов участников четвертой научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной когнитивной науки». Значительная часть выступлений посвящена когнитивным проблемам образования, причем, не только в собственно когнитивном аспекте, но и в широком контексте социальных цивилизационных реалий нашего времени. Также в содержании выступлений большое внимание уделяется обсуждению возможностей когнитивистики в актуализации и активизации культур-антропологического потенциала познавательных способностей человека в условиях техногенной информационной коммуникативной среды и электронной культуры.

Для философов, психологов, лингвистов, педагогов, социологов и всех, интересующихся проблемами образования, познания, сознания, языка, науки, искусственного интеллекта, искусства, электронной культуры - с позиции когнитивной науки.
ББК 87.25

ISBN 978-5-85229-415-9

© ГОУ ВПО «Ивановский государственный

химико-технологический университет», 2011

Оглавление


ПРЕДИСЛОВИЕ 4

Когнитивистика и образование 4

РАЗДЕЛ 1 6

Методологические возможности когнитивистики в активизации и расширении спектра познавательных способностей субъектов образования. Образовательные ценности в контексте когнитивистики. 6

О.Е. Баксанский 6

КОГНИТИВНАЯ НАУКА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ 6

С.В. Борисов 20

ОТ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО» К «СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ»: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИХ РОЛЬ В КОГНИТИВНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20

Т.А. Кувалдина 23

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АСПЕКТАХ ИНТЕГРАЦИИ И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ 23

Т.Б. Кудряшова 25

РОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ К КАТЕГОРИЗАЦИИ 26

М. Б. Клейман 30

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА 30

А.В. Древаль 34

НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ И ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 34

Ю.П. Емельянова, Н.А. Пакшина, А.А. Полякова. 36

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ КОМФОРТНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 36

Н.А. Пакшина, М.А. Кривоногова. 38

ПУТИ СОЗДАНИЯ ДРУЖЕЛЮБНОЙ АТМОСФЕРЫ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМАХ ВИРТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 38

К.Л.Ерофеева 41

ВУЗОВСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: АНТИНОМИЯ УНИВЕСАЛИЗАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 41

Н.Н. Князева 43

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 43

С.Р. Когаловский 46

ОБ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ГЕОМЕТРИИ С КОГНИТИВИСТСКИХ ПОЗИЦИЙ 46

А.П. Лобанов 56

ИНТЕЛЛЕКТ КАК ХАРАКТЕР МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ 56

В.М. Маслов 57

ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ИНТУИЦИЯ 57

И.Г. Ребещенкова 60

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ 60

М.А. Солоненко 63

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД 63

РАЗДЕЛ 2 68

Ценности и интересы как когнитивная проблема. Познавательная функция эмоций, эстетического чувства. Гносеологический потенциал тела. 68

М.А. Богданова 68

ПОВОРОТ К АНАЛИЗУ ТЕЛЕСНОСТИ В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ XX-XXI ВЕКОВ 68

О.Л. Краева 74

СМЫСЛОСОДЕРЖАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ 74

В.О. Волкова 79

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ МЕТОДОЛОГИИ: ОПЫТ СОГЛАСОВАНИЯ РАЗНОРОДНЫХ ПОЗИЦИЙ 79

О.В. Большакова 81

ЛЮБОВЬ КАК СПОСОБ ДОСТРАИВАНИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА 81

С.И. Масалова 83

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГАРМОНИИ ТЕЛА И РАЗУМА В ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 83

Н.В. Малахова 88

СУБЪЕКТИВНОСТЬ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-ТЕЛЕСНОГО ЕДИНСТВА 88

Ю.В. Пустовойт 90

РОЛЬ СТРАХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 90

С.В. Кудряшова 93

МОТИВАЦИЯ КАК КОГНИТИВНАЯ ПРОБЛЕМА 93

В.А. Шатохина 94

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ФЕНОМЕНЕ НЕГАТИВНЫХ КОГНИТИВНЫХ СХЕМ 94

М. Матсар 97

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЗНАНИЯ 97

О.В. Янковская 99

ОНТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЕ 99

С.А.Филипенок 101

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ЗНАНИЯ М. ПОЛАНИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 101

Ю.С. Моркина 104

АВТОПОЭЗИС ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 104

М.В. Федотов 107

КОГНИТИВНЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА 107

Т.И. Игнатьева 114

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ 114

А.Ю. Алексеев 117

Л.А.Фатуева 117

КОРСАКОВ С.Н. – ОСНОВАТЕЛЬ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 118

РАЗДЕЛ 3 125

Когнитивно-антропологические проблемы исследования и моделирования сознания. Когнитивные исследования в электронной культуре. Социальная когнитивистика. 125

В.Л. Васюков 125

СТРАТЕГИЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 125

А.В. Савельев 140

К ПРОБЛЕМЕ АНТРОПНОГО И НЕЙРОАНТРОПНОГО ПРИНЦИПА 140

А.Ю. Алексеев 153

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КУЛЬТУРЫ:КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 153

Т.П. Белова 164

КОНЦЕПЦИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ УЛЬРИХА БЕКА 164

В.М. Адров 167

ТЕОРЕМА НЁТЕР, ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СИММЕТРИЯ 167

C.В. Лещёв 172

КОНВЕРГЕНЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И КОНВЕРГЕНЦИЯ РАЗУМА: РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА КОГНИТИВНОСТИ 172

Н.С. Катунина 173

ПАРАДОКСЫ СОЗНАНИЯ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ. 173

Е. А. Янковская 174

ГЕТЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 175

И. Е. Волков 176

КОГНИТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ТЕКСТА И КОНТЕКСТА 176

Д.В. Куликов 179

СОЗНАНИЕ КАК МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 179

В.А. Медведев 180

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ПАРАМЕТРОВ ОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СЕБЯ 180

Т.Н. Овчинникова 182

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ 182

А.Ф. Корниенко 189

СОЗНАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 189

Ю.А.Ротенфельд 192

ФИЛОСОФАМ ОБ УМЕ 192

Р.Б. Калмыков 203

ФУНКЦИЯ ПОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 203

А.И. Субботин 206

КОГНИТИВИСТСКАЯ УСТАНОВКА КАК СРЕДСТВО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 206

Г.Н. Калинина 208

ПРОБЛЕМА КОГЕРЕНТНОСТИ РАЗУМА И КУЛЬТУРЫ В СПЕКТРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ 208

Е.В. Палей 210

ОБРАЗ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ 210

А.В. Туркулец 216

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 217

Ю.С. Шкурко 218

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОГНИТИВНОЙ НЕЙРОНАУКИ В ИЗУЧЕНИИ СОЗНАНИЯ 218

О.И.Тарасова 220

КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ГУМАНИТАРНАЯ ЭРУДИЦИЯ ОБЩЕСТВА 221

М.В. Жульков 222

КОГНИТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ЭПОХУ НООСФЕРЫ 222

А.В.Ерахтин 224

К ПРОБЛЕМЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ 224

Д.А. Ершов 230

КАРТОИДЫ КАК МЕТОД ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 230

К.В. Лихарев 231

КОГНИТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ WEB-НАВИГАЦИИ 231

РАЗДЕЛ 4 234

Семиотические, лингвистические аспекты когнитивной науки. Языковой потенциал как когнитивная проблема 234

Е.Н. Шульга 234

КОГНИТИВНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СПЕЦИФИКА ДИСКУРСА 234

С.В.Чебанов 246

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА И ПРАГМАЛИНГВИСТИКА КАК АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРМЕНЕВТИКЕ 246

Семиология 257

Филология 257

Историко-филологи-ческая геременевтика 258

Н.К. Иванова 261

СКРИПТОРИКА VS. ГРАММАТОЛОГИЯ ? 261

П.А. Белоусов 263

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГЕНЕЗИСА ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ 263

Е.А. Вансяцкая 266

СРЕДСТВА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КОММУНИКАНТАМИ-ДЕТЬМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 266

С.М. Марков 268

ЛОГИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ Л. КЭРРОЛЛА В КОНТЕКСТЕ НАРРАТИВНОЙ КОГНИТИВИСТИКИ 268

А.А. Агафонова 274

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ 274

Белая И.А. 276

КОНЦЕПТ ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 276

Л.Д. Петряков 279

ОБРАЗ, ИДЕЯ И ПОНЯТИЕ В КОГНИТИВНОЙ СРЕДЕ 279

К.А. Врыганова 282

МАСКИРОВКА ЭМОЦИЙ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 282

Д.Б. Цыбикова 285

ЭФФЕКТ КОМИЧЕСКОГО В ВИДЕОВЕРБАЛЬНОМ ТЕКСТЕ 285

М.А. Маякина 287

ОТРАЖЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЯЗЫКЕ: СООТНОШЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ И ЯЗЫКОВЫХ СТРУКТУР 288

С.В. Мощева 289

КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ ИНТЕНЦИИ И ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ 289

Е.А. Тихомирова 291

ПРЕППОЗИТИВНАЯ СЕМАНТИКА ОДНОВАЛЕНТНЫХ СОМАТИЧЕСКИХ ФЕ И ИХ ВАЛЕНТНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 291

М.А. Пилюгина 294

ТЕОРИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: ПОПЫТКА ОБОСНОВАНИЯ 294

Е.С. Антипина 300

АНТРОПОКОСМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА И.А. БУНИНА В ДНЕВНИКОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ «ВОДЫ МНОГИЕ» И «ОКАЯННЫЕ ДНИ» 300

С.С. Сдобнов 302

КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 302

РАЗДЕЛ 5 307

Рефлексия профессионального саморазвития участников педагогического процесса. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе когнитивной практико-ориентированной деятельности. 307

М.Е. Торшинин 307

РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ 307

Е.В. Тучина 310

РЕФЛЕКСИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА СО СТУДЕНТАМИ 310

В.А. Зобков, А.В. Зобков 314

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ 314

Л.Ю. Александрова 316

КОГНИТИВНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 316

А.Я.Кузнецова 318

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 318

С.В. Волкова 320

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АУТОКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТА 320

Л.Б. Сандакова 324

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 324

О.Б. Куликова 325

НАУЧНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРИ ЭПОХИ РОССИЙСКОЙ НАУКИ 326

О.А. Аристархова 328

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 328

А.В. Афонина 330

УЧИТЕЛЬ КАК ОСНОВНОЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 330

Н.В. Веремьёва 332

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 332

О.В. Никифоров 336

ОБ ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 336

Н.В. Боброва 338

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 338

ОБ АВТОРАХ 341




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница