Актуальные проблемы современной когнитивной науки




страница1/39
Дата23.07.2016
Размер1.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Ивановский государственный химико-технологический университет

Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта РАН

НОЦ «Центр мониторинга когнитивных проблем образования, науки, культуры» ИГХТУ

Ивановское отделение РФО

&$[¿:
Актуальные проблемы современной когнитивной науки
Материалы седьмой всероссийской

научно-практической конференции

с международным участием

(16-18 октября 2014 года)

Иваново

2014


УДК 001

ББК 87.25

А 437
Отв. редакторы: д. филос. н. Т.Б. Кудряшова, д. филос. н. М.Г Зеленцова
Статьи и тезисы публикуются в авторской редакции
Рецензенты:

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Ивановского государственного политехнического университета,

доктор политических наук, профессор

Воронов Юрий Михайлович;

кандидат философских наук, доцент Смирнова Елена Львовна


А

Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы седьмой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (16-18 октября 2014 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»», 2014. – 130 с.






ISBN 978-5-85229-490-6

В сборник включены тезисы докладов участников седьмой всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной когнитивной науки». Материалы посвящены когнитивным проблемам науки, образования, конвергентных технологий, искусства, социальной деятельности и коммуникации. Особое внимание уделяется обсуждению возможностей когнитивистики в актуализации культур-антропологического потенциала познавательных способностей человека в условиях техногенной информационной среды и электронной культуры. Полные тексты ряда докладов публикуются в «Вестнике гуманитарного факультета ИГХТУ» Вып. 7, 2014 г. http://www.isuct.ru/e-publ/vgf/.

Для философов, психологов, лингвистов, педагогов, социологов, науковедов и всех, интересующихся проблемами образования, познания, сознания, языка, науки, искусственного интеллекта, электронной культуры - с позиции когнитивной науки.
ББК 87.25

ISBN 978-5-85229-490-6

© ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный

химико-технологический университет», 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ



РАЗДЕЛ 1. Когнитивно-антропологические проблемы исследования и моделирования сознания. Роль конвергентных технологий в понимании познавательных процессов живой природы и мира артефактов 4

О.Е. Баксанский 4



КОНВЕРГЕНЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 4

А.Ю. Алексеев 5



ТЕСТОВЫЙ КОМПЬЮТЕРИЗМ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ФУНКЦИОНАЛИЗМА 5

В. О. Волкова 6



КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ТЕАТРА 6

А.Г. Кислов 7



К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ АКЦИОНАЛЬНОГО И ДЕОНТИЧЕСКОГО 7

А.Ю.Алексеев, Т.Пожарев, С.М.Хабибрахманова (1), А.В.Карпук (2), Н.А.Попов (3) 8



ЛОГИЧЕСКИЕ И ВНЕЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ «СМЫСЛА» В ПРОЕКТЕ «ИСКУССТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ» 8

П. Е. Калинин 9



ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТА ТЕОРИИ ГРУПП К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. 10

Т.Б. Кудряшова 11



РИСК МЕТОДА: КОГНИТИВНЫЕ ВАРИАЦИИ 11

Е.А.Никитина 12



ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В УСЛОВИЯХ ТЕХНОСОЦИАЛИЗАЦИИ 12

М.Г. Зеленцова 13



КОГНИТИВНЫЙ И ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТЫ «ИНКАРНИРОВАННОГО» СОЗНАНИЯ 13

К.И. Кузнецов 13



РОЛЬ ВОЛН-УБИЙЦ В КОГНИТИВНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ МИРА 14

Р.Р. Гарифуллин 14



НАНОПСИХОЛОГИЯ КАК НОВОЕ ОСНОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ. 14

РАЗДЕЛ 2. Когнитивные аспекты художественного, эмоционально-чувственного. Визуальный образ. 16

В.В. Савчук 16



ПОИСК КРИТЕРИЕВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ 16

В.Л.Васюков 17



КОНСТРУКТИВИЗАЦИЯ КОГНИТИВНЫХ АСПЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА 17

В.М. Маслов 18



ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 18

Л.Б. Султанова 19



СПЕЦИФИКА НАУЧНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ 19

А. Н. Букреева 20



СИМВОЛИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА: МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 20

А.Ю.Алексеев, Т.Б.Бадмаева, М.Веску, О.М.Плотницкая, В.П.Уляхина 21



ИДЕЯ КОГНИТИВНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ХОРЕОГРАФИИ 21

И.А. Белая 22

КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА 22

А. М. Старченкова 23



КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ 23

Т. Пожарев 25



КОГНИТИВНАЯ ВИДЕОМУЛЬТИПЛИКАЦИЯ: АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 25

А. Н. Таганов, С.Г. Шишкина 26



АНТИУТОПИЯ КАК ИТОГ УТОПИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: СМЕНА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПАРАДИГМ. 26

И.Е. Озерова 27



ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ИНДИВИДА 27

РАЗДЕЛ 3. Социальная и культурно-историческая когнитивистика 28

Е.Н.Шульга 28



СООТНОШЕНИЕ ПОНИМАНИЯ И СМЫСЛА КАК КОГНИТИВНАЯ, ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ И ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 28

В.М. Адров 29



ТРАНСВЕРСАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И КОГНИТИВНАЯ НАУКА 29

Т.П. Белова 29



ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ ОБЩЕСТВО КАК КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС 29

И. Е. Волков 30



КИБЕРПРОСТРАНСТВО КАК МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 31

И. И. Булычёв 31



ВОЗМОЖЕН ЛИ ТЕХНОГЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК? 32

А.В. Ерахтин 32



АПРИОРИЗМ КАНТА И КОГНИТИВНАЯ НАУКА 33

К.Л.Ерофеева 33



КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПЛЮРАЛИЗМА 34

М.В. Жульков 34



ОЗАРЕНИЕ: СОЮЗ ДВУХ СОЗНАНИЙ 35

М.Ю. Иванов 36



ПУТЕШЕСТВИЕ КАК КОГНИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 36

М.Б. Клейман 36



КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ БРЕНДИНГА ГОРОДА И ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 36

К.И. Кузнецов 37



СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМА КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 37

О.Б. Куликова 38



НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ПРАКТИКА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ 38

Е.В. Махевская 39



О МАНИПУЛЯЦИИ В НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ 39

А.С. Михалевская 40



ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ МИФИЧЕСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 40

Д.В. Мун, В.В. Попета 41



СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАК ИСТОЧНИК РИСКОВ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ 41

Т.Н. Овчинникова 42



К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 42

Д.Г. Смирнов 43



К ВОПРОСУ О ПАРАДИГМЕ «MIND DETERMINATION» В СОЦИАЛЬНОЙ КОГНИТИВИСТИКЕ: ОНТОЛОГО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 43

М.А. Пилюгина 44



СПЕЦИФИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ 44

Г.А. Ширшин 45



КОГНИТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ СВЯЗИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 45

Е.В. Ширяева 47



СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ КАК ОСНОВАНИЕ ИДЕИ БЕССМЕРТИЯ 47

РАЗДЕЛ 4. Семиотические, лингвистические аспекты когнитивной науки 49

Н.К. Иванова 49



НОВАЯ АНГЛИЙСКАЯ ЛЕКСИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛИЙ ИЗ СФЕРЫ «НАУКА» ( на материале словаря Word Spy) 49

Ф.И. Карташкова 49



ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИНТЕРПРЕТАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 49

Е.Э. Былина 50



АНАЛИЗ ОБЕЩАНИЯ В ПРОТОТИПИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 51

Е.А. Вансяцкая 52



РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ КОММУНИКАНТАМИ-ДЕТЬМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 52

К.А. Врыганова 53



КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ 53

С.Г. Виноградова 54



РОЛЬ ЯЗЫКОВОГО ЗНАНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ ЧЛЕНЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 54

Е.В. Дзюба 55



ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИЗАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ 55

Ю.Н. Здорикова 57



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО РАЗЛИЧИЯ В ЯЗЫКЕ: СЕМАНТИКА ПРОТИВИТЕЛЬНОСТИ 57

С. С. Калинин 58



ПОНЯТИЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И КАТЕГОРИЗАЦИИ В ЯЗЫКОВЕДЧЕСКИХ РАБОТАХ У. МАТУРАНЫ И Ф. ВАРЕЛЫ 58

С. С. Калинин 59



ИМЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЖА КАК ОБЪЕКТ КОГНИТИВНОГО И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕСЕН «СТАРШЕЙ ЭДДЫ») 59

Е.И. Крашенинникова, Н.Н. Крашенинникова 60



ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (на примере романов С. Коллинз и В. Рот) 60

С.В. Мощева 61



ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД 61

М.А. Орехова 62



МОЛОДЕЖНЫЙ ЖАРГОН КАК ЧАСТЬ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ПОДРОСТКОВ 62

Н.Н. Орехова 64



СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 64

Л.Д. Петряков 65



ДИСКУРС КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 65

Н.И. Петев 66



КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВ «ОТКРОВЕНИЯ» ИОАННА БОГОСЛОВА. 66

Е.В. Платонова 67



СЕМАНТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТА «ПОКАЯНИЕ»/ «APOLOGY» 67

М.В. Рубец 68



ФОРМЫ АССИМИЛЯЦИИ КИТАЙСКИМ ЯЗЫКОМ НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ФИЗИКИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ) 69

А.В. Сахарова 70



ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ VS КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА 70

С.В. Чебанов 71



ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ИКМ 71

А.В. Степукова 72



СОБИРАТЕЛЬНОСТЬ, РАЗДЕЛИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕЖНЫЕ КАТЕГОРИИ В ЛИНГВИСТИКЕ И ЛОГИКЕ 72

В.А. Шатохина 73



ЯЗЫКОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 73

РАЗДЕЛ 5. Рефлексия профессионального саморазвития участников педагогического процесса и уровни ее обеспеченности в современной информационной среде. Интересы, ценности и движущие мотивы как когнитивная проблема образования. 75

C.В. Лещёв 75



ИНФОГЕНЕЗ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ 75

Т.А. Кувалдина 75



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ 76

П.А. Белоусов 77



КОГНИТИВНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО МИРА ЛИЧНОСТИ 77

С.Ю. Карпук 78



ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА 78

С.Р. Когаловский 79



МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 79

Е.В. Палей 80



ФЕНОМЕН ОТКРЫТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 80

А.И. Субботин 81



О КОГНИТИВНОЙ СТРУКТУРЕ МОТИВАЦИИ 82

А.Р. Латыпова, М.Е. Торшинин 82



"ЭФФЕКТ ДОМИНО", КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛИСТА В АВТОРИТАРНОМ МЕТОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 83

А.Е.Фомин 84



ЗНАКОМОСТЬ МАТЕРИАЛА: МЕШАЕТ ОНА ИЛИ ПОМОГАЕТ ПРИ ОЦЕНКЕ СОБСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ? 84

С.В. Чебанов 85



ГЕРМЕНЕВТИКА В ЦИКЛЕ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫХ ДИСЦИПЛИН 85

О. В. Янковская 86



ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ОПЫТ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ 86

Е.А. Янковская 87



ПРЕОДОЛЕНИЕ КОГНИТИВНОГО РАЗРЫВА 87

В.В. Голофаст 88



ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИЗБЫТОЧНОМ ЗНАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА 88

НАШИ АВТОРЫ 90



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница