Аксиологические подходы к изучению конвергентных медиа в зарубежной журналистике



Скачать 87.24 Kb.
Дата17.06.2016
Размер87.24 Kb.
Дмитрий Дроздов

Белорусский государственный университет



АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ КОНВЕРГЕНТНЫХ МЕДИА
В ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Со времени своего официального рождения в 1981г. интернет за короткий период времени достиг положения полноценного четвертого медиа и коммуникационной среды, заняв важное место среди традиционной триады пресса – радиовещание – телевидение. Научно-практическое осмысление корреляции старых и новых медиа началось достаточно давно, но на постсоветском пространстве теоретическое рассмотрение строится преимущественно в контексте конкурентного подхода, который кратко можно сформулировать выражениями «кто – кого?» или «заклятые друзья». А вот рассмотрение аксиологических аспектов этого взаимодействия пока, к сожалению, по ряду причин объективного характера остается вне поля зрения отечественных исследователей.

Между тем в западной системе массовой коммуникации, функционирующей в условиях так называемой «христианской цивилизации», вопросам положительного или негативного влияния информационных технологий на традиционные СМИ уделяется много внимания. Само определение интернет-журналистики до сих пор вызывает разногласия. Например, являются ли записи в блогах журналистикой? Отмечается, что интернет способствовал увеличению количества и расширению доступа к массовой информации, но это, с другой стороны, привело к значительному снижению качества новостей и в некоторой степени девальвации журналистики как профессии. Подписчики новостных рассылок из нескольких информационных веб-ресурсов отмечают сходство не только заголовков новостей, но и даже содержания, что является следствием распространенных в интернет-журналистике копипаста, рерайтинга и просто копированя. Новостные сообщения складываются в фрагментарную картину разовых событий, формируя у аудитории «мозаичное сознание». В традиционной журналистике, когда репортер вызывает у читателя или слушателя интерес к важному событию, возникает потребность в продолжении освещения происходящего, в получении ответа на вопрос: «Что будет дальше?». Издатели журнала «Readers Digest» определили публикации такого рода как «long interest stories». Очевидно, что в онлайн медиа с их обилием вторичной информации подобные материалы встречаются крайне редко. В результате это способствует развитию своеобразной «социальной амнезии», когда общественность не обращает должного внимания на важные события и легко забывает о них.

Каждая новая медиасреда располагает собственными методами и технологиями, которые определяют и соответствующие формы журналистики. Интернет и технологии web 2.0 привели к определенным метаморфозам массовой коммуникации. Мало того, что цифровой век сделал распространение информации более быстрым и эффективным, он в корне изменил направление основных потоков информации. Ушли в прошлое те дни, когда информация распространялась только в одном направлении: «сверху-вниз» от властных структур и крупных средств массовой информации на – пассивных читателей, слушателей и зрителей. Теперь, благодаря буму социальных медиа, аудитория активно участвует в производстве контента. Новые технологии породили новые формы журналистики, получившие названия «журналистика участия», «журналистика низов», «гражданская журналистика».

Социальные медиа-платформы (Twitter и др.) и социальные сети (Facebook, MySpace, Reditt и др.) стоят во главе этого нового феномена массовой коммуникации. Развитие таких удобных, недорогих или бесплатных онлайн-инструментов для управления контентом, как Blogger, BlogSpot, WordPress, Tumblr и т.д., способствовало быстрому росту и популярности независимо от официальных структур управляемых сайтов, которые теперь претендуют на ту роль, которую всегда играли традиционные средства массовой информации.

Сначала многие владельцы СМИ относились к интернету со скептицизмом, но другие с энтузиазмом приняли это новшество и интегрировали его в процесс производства массовой информации. Если добавить к этому уменьшение доходов от рекламы, с которыми сталкивается большое количество традиционных средств массовой информации во всем мире, то можно говорить о серьезном кризисе традиционных масс-медиа. Интернет-журналистика в виде новостных веб-сайтов, других информационных ресурсов с использованием мультимедийных платформ, блогов и гражданской журналистики теперь занимает место одного из основных СМИ. Сегодня новостные репортажи оперативно транслируются по телевидению и размещаются на соответвующих сайтах, что делает их появления в газетах на следующий день бессмысленным. Журналисты, имеющие смартфоны и другие мобильные коммуникаторы, могут публиковать тексты, фотографии или размещать видео прямо из того места, где они находятся в данный момент. Некоторые считают, что пресса предоставляет больше углубленного анализа фактов по сравнению с новостными веб-сайтами и блогами. Однако любой человек, хоть немного следящий за воздействием сегодня социальных медиа на общенственность, может заявить, что социальные сети и микроблоги на платформах Facebook и Twitter являются эффективными средствами для транслирования новостей наряду с их анализом и предоставлением возможности обсуждения, установления обратной связи с общественностью.

В качестве примера следует привести новость об убийстве Усамы бен Ладена, которая была впервые сообщена в Twitter пакистанским блоггером Сохаибом Атаром. Еще не зная о сути происходящего, он первым написал о том, что американские вертолеты совершили рейд в Абботтабад. Его последующие твиты по сути стали отчетом очевидца о всем рейде. Считается также, что сообщения о террористическом акте в Мумбаи были впервые опубликованы в Twitter. Характеризуя роль Twitter в распространении новостей, соучредитель Twitter Биз Стоун писал, как первое сообщение в Twitter об оползне во время землетрясения в Калифорнии появилось на девять минут раньше аналогичного предупреждения агентства Associated Press.

Хотя эти тенденции показывают, как новые технологии и новые концепции журналистики в настоящее время все больше захватывают средства массовой коммуникации, актуальной для работников традиционных СМИ является необходимость быть осторожными в использовании социальных медиа. Особое внимание необходимо уделять достоверности сообщений и их этичности. Безусловно, оперативность была, есть и будет главнейшим достоинством журналистского материала или редакционного коллектива. Использование новейших технологий является жизненно необходимым, однако оно не исключает приверженности основным принципам классической журналистики, если они не приносятся в жертву интересам информационного бизнеса. Американский веб-журналист Ник Дентон, характеризуя творческую концепцию своего сайта, заявил, что для него искренность, непосредственность и юмор являются более важными, чем точность. Еще одна проблема онлайн-журналистики заключается в том, что в большинстве случаев авторы не несут ответственности за некачественную информацию. Отсутствие образования в области массовой коммуникации также объективно ведет к снижению качества веб-контента. Размытость границы между журналистикой и интернетом, публикациями общественного и личного характера не позволяет четко определить адресата, выбрать и сегментировать целевую аудиторию.

С другой стороны, как справедливо утверждает профессор журналистики университета в Блумингтоне (Индиана, США) Дэвид Х. Уивер, в целом онлайн-журналистика является более либеральной и демократичной, чем традиционные средства массовой информации. Уивер отмечает, что средний доход американских интернет-журналистов гораздо выше, чем у их коллег, работающих в традиционных печатных и электронных СМИ. Кроме того, удовлетворенность работой у первых выше, чем у творческих работников прессы, но примерно такая же, как у теле- и радиожурналистов. Другой американский исследователь, Николас Карр из Университета Беркли в Калифорнии, отметил, что интернет через вовлечение в сферу коммуникации «массового автора» усилил конкуренцию в рядах профессиональных журналистов, работающих в традиционных СМИ, и привел к уменьшению их количества.

В 2011 году Николас Карр принял участие в дискуссии на сайте влиятельного британского журнала «The Economist» на тему «Делает интернет журналистику лучше или хуже?» Его оппонентом выступил «интернет-оптимист», профессор журналистики Университета Нью-Йорка, писатель и блоггер Джей Розен, который является одним из наиболее авторитетных аналитиков в сфере трансформации системы средств массовой коммуникации. По данным Н. Карра, распространение интернета привело к резкому падению занятости в редакциях прессы. С 2001 года американские газеты потеряли четверть своих творческих штатных сотрудников. Если в 1990 году в них было занято около 57 тысяч журналистов, то в 2010 эта цифра составила 42 000. Еще одним аргументом стало по выражению ученого увеличение производства, «информационного мусора» внутри и вокруг журналистики.

Наиболее значимыми аргументами Дж. Розена были следующие:

1. Значительно снижается количество первоначального капитала, необходимого для начала собственного информационного интернет-бизнеса.

2. Практически отсутствуют барьеры и фильтры на пути от производителя информационных продуктов и услуг до пользователя.

3. Интернет дает новые мощные технологические инструменты каждому заинтересованному, будь то поиск или онлайновые базы данных, создание диаграмм, редактирование и размещение аудио-, видеоподкастов, записи интервью по Skype с человеком на другом конце земного шара.

4. Теперь люди, имеют больше самостоятельности: у них есть не только более широкий выбор новостей и комментариев, но также и возможность разговаривать, чтобы узнавать мнения друг друга, консультироваться с первичными источниками информации, публиковать то, что они знают и думают. Это не означает, что каждый из них журналист. Но это требует от профессионалов постоянного совершенствования своей работы.

5. Молодому поколению журналистов, людям в возрасте от 20 лет, сразу предоставляются большие возможности в начале своей профессиональной карьеры, потому что они понимают новые технологические инструменты лучше пожилых коллег и могут общаться с пользователями более естественно. Для всех без исключения журналистов появляется больше возможностей для экспериментов, изобретений и игр.

6. Журналистика становится лучше, когда все большее количество людей занимается ею.

Николас Карр в ответ привел данные исследования, проведенного в 2010 году проектом Pew Research Cente, согласно которым 65% редакторов СМИ считают, что интернет привел к ослаблению традиционных стандартов в области журналистики, к снижению точности и достоверности фактов. Кроме этого, огромные финансовые потери прессы в результате резкого снижения поступлений от рекламы, продаж по подписке и в газетных киосках не смогли компенсировать незначительные доходы от деятельности редакций в глобальной сети. Как отмечается в докладе Федеральной комиссии по коммуникации, каждый доллар, потерянный в прессе, был заменен только на четыре цифровые цента.

Дж. Розен признал, что интернет нанес ущерб индустрии традиционных медиа и одновременно привел к взрыву в сети сомнительного содержания, которое претендует на то, чтобы называться журналистикой. В конце дискуссии каждый из ее участников остался при своих убеждениях, а мнения посетителей сайта в комментариях разделились, но все отдали должное прозорливости М. Маклюэна, который в своих последних работах предсказывал именно такое положение вещей в сфере массовой коммуникации.

То, что происходит с журналистикой сегодня, на первый взгляд, может показаться постепенным разрушением, размыванием целой сферы профессиональной деятельности. Но если внимательно посмотреть на историю ее возникновения и развития, то можно убедиться, что выпуском газет начинали заниматься люди самого различного социального положения и с самыми различными целями (от императора Юлия Цезаря до бывшего заключенного Бенджамина Харриса), и прийти к абсолютно противоположному выводу: эволюция журналистики происходит по спирали, а ее современное состояние означает лишь завершение первого витка на более высоком технологическом уровне.

Без сомнения, за журналистами традиционных СМИ остаются существенные, качественные материалы (например, серьезные журналистские расследования), в этих жанрах у них по-прежнему сохраняются очевидные конкурентные преимущества. То, что материалы такого рода не приносят больших дивидендов, не означает, что они не имеют права на существование. Расширение массовой интерактивной аудитории, взрыв контента, который коренным образом изменил журналистику, способствуют увеличению их популярности. Логично ожидать, что те области профессиональной деятельности, которые требуют квалифицированных специалистов для создания информационных продуктов и оказания соответствующих услуг, будут по-прежнему цениться и сохранят свое значение для государства и общества.

Часть проблемы заключается в том, что приносящая доход популярная журналистика оторвана от качественной, хотя все исследователи отмечают определенное «пожелтение» контента авторитетных СМИ в последнее время. Такой порядок вещей существовал всегда, и пока нет бизнес-моделей, даже в кроссмедиа, когда прибыльные «популярные» медиа поддерживают качественные. Возможно, последние должны быть некоммерческими, частично или полностью финансироваться из внешних источников, как это имеет место с сайтом WikiLeaks.



Большие изменения, происходящие в журналистике, не означают, что исчезнут те сферы этой деятельности, которые требуют квалифицированных специалистов. Необходимо также учитывать, что интернет является благом для тех СМИ и журналистов, которые знают, как использовать его, чтобы продать свои информационные продукты и услуги. Традиционные средства массовой информации должны научиться использовать его для продвижения лучшей журналистики, ведь «то, что не убивает тебя, делает тебя сильнее».
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> С. Я. Гончарова-Грабовская
123456789 -> 1. общие положения цель практических занятий
123456789 -> 40 – летию кафедры тэлаиад мгту га посвящается
123456789 -> Лекция Общее устройство авиамоделей. Материалы для авиамоделирования
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Методические указания по проведению практических занятий на тему: "Особенности конструкции и технической эксплуатации планера самолета"
123456789 -> Задачах: а определение терминов «концепт» и«концепто-сфера»
123456789 -> Восстановление твердых тканей зубов вкладками и штифтовыми конструкциями
123456789 -> Фольклорное наследие александра потебни
123456789 -> Сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница