Агрессия (от латинск agressio нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения



Дата15.08.2016
Размер231 Kb.
Агрессия (от латинск. «agressio - нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.) (Психологический словарь, 1997).

В подростковом возрасте агрессивность часто выступает как относительно устойчивое личностное образование. Как и всякое свойство, агрессивность может иметь различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. Каждая личность в норме обладает определенной степенью агрессивности. Её снижение приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, не способной на сознательную кооперацию и т.д. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковым его делает мотив, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.



Физиологические изменения: организм готовится к биологической зрелости. Происходит рост и развитие скелета и внутренних органов.

Гормональная перестройка организма - резкая смена настроений, повышенная возбудимость

Появляется ощущение собственной взрослости – появляются претензии к взрослым, требования дополнительных прав и свобод

Стремление к самостоятельности - отстаивание своих прав и своей точки зрения

Появляются планы на будущее, кем быть и где учиться, которые могут быстро меняться – возникает ощущение неопределённости, неуверенности, беззащитности

Изменение внешности - болезненное отношение к собственной внешности -

Возрастные изменения отражаются в поведении подростка

Быстрая утомляемость, усталость, раздражительность

Стремление к дружескому общению. Мнение друзей становится во многом важнее мнения родителей.

Подростковый период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей этого возрастного периода необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.

Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется, прежде всего, в отношении людей, находящихся рядом: в школе, на улице, дома.

Являясь продуктом фрустрационных переживаний, агрессия может проявляться в различных формах, и последствия от её проявления могут быть различными:



  • физически агрессивное поведение (драки, потасовки);

  • вербальное выражение агрессивности (грубые слова, оскорбления, нецензурная брань);

  • в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам (вандализм);

  • самая скрытая форма агрессии аутоагрессия, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Аутоагрессия связана с неспособностью личности к успешной социальной адаптации, с неуспешностью межличностного взаимодействия в микросоциуме.


Причины агрессивности подростков в школе

Агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме насильственного действия.

Прямая агрессия. Фрустрированный подросток нередко предпринимает немедленное агрессивное действие или ряд действий (в физической или вербальной форме), направленных против источника фрустраций. Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Перемещение агрессии. Во многих фрустрирующих ситуациях подросток не в состоянии прямо выразить свою агрессивность по отношению к фрустратору. Например, фрустрированный со стороны взрослого подросток знает, что нельзя ударить или сказать грубое слово. Во всех подобных случаях выбирается новый объект агрессии. Происходит неосознаваемый процесс замещения объекта агрессии, а агрессивная установка перемещается на этот новый объект. Объектами агрессии, особенно со стороны фрустрированных подростков, часто выбираются более слабые ребята.


  1. Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга (III).

  2. Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессивности и стилями воспитания в семье (I). Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия". Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

  3. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком (I), характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.

  4. Подростки могут заряжаться агрессивностью из общения со сверстниками (I). Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти поддержку среди других агрессивных сверстников.

  5. Социальная среда (I) ребенка постоянно расширяется и меняется. Не только классный коллектив, семья, ближайшее окружение составляют его социальный мир. Особенно существенно меняются социальные сети в подростковом возрасте. В них он может проявлять себя в разнообразных ролях, позициях и условиях, как позитивных, так и негативных. Подростки, не удовлетворенные межличностными отношениями в семье и школе, отвергаемые по причине своей несостоятельности в социально одобряемых видах деятельности, склонны к группообразованию по месту жительства, где удовлетворяется большая часть их интересов и находит выражение нереализованная в школе социальная активность. Однако в этой неформальной среде они не только усваивают, асоциальный опыт, деформируют свои ценностные ориентации, но и подвергаются еще большим репрессиям со стороны примитивной группы.

  6. Агрессивное поведение может быть связано с положением ребенка в кругу своих сверстников (I). Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе сверстников также провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.

  7. Агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку (I) - либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки.

  8. Подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии.

  9. Подростки остро чувствуют социальную несправедливость (I), и готовы бороться за её восстановление, в том числе кулаками. Высокая реактивность, возбудимость, вместе с тем чувствительность, обидчивость подростков нуждается в разрядке. Поэтому спорные ситуации, в которых есть несправедливо обиженные (в представлении подростков), могут служить поводом для разрядки агрессивности.

  10. Авторитарный стиль (I) общения со взрослыми: учителями или тренером, родителями или другими родственниками.

  11. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков (II) на подростковую агрессию очевидно, хотя и является только провоцирующим фактором. Состояние помутнённого сознания ещё больше усложняет и без того непростую «картину мира» подростка, делает более притягательными запретные желания, снижает ощущение опасности, повышает склонность к риску.

  12. Один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации и компьютерные игры. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили механизм и степень их влияния на агрессивное поведение.

Так же существует огромное количество так называемых мини факторов, влияющих на агрессивное поведение подростков.

  1. Подростковые сообщества, которые являются основной формой взаимодействия, также могут являться предпосылкой возникновения агрессивного поведения у подростков.

  2. В результате проведенных экспериментальных исследований выявлено существование некоторых стереотипов в выборе тех или иных поведенческих моделей. Так, в ситуации контакта с человеком, к которому субъект испытывает антипатию, чаще возникает желание отказать ему в выполнении какой-то просьбы.

  3. Такой же тип поведения в сочетании с прямыми словесными нападками провоцируется плохим настроением или контактом подростка (чаще юноши) с человеком, который чем-то ему мешает. На намеренные словесные оскорбления и физическую агрессию большинство молодых людей реагирует аналогичным образом, не пытаясь себя сдерживать. Нахождение в группе сверстников повышает вероятность распространения сплетен и слухов о недоброжелателях (сплетникам всегда была нужна публика). Действие всех этих ситуаций обусловлено определенными личностными характеристиками индивида, в частности, его полом и возрастом. В целом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что ситуативные факторы играют существенную роль в актуализации агрессивного поведения подростков в школе.



Способы профилактики агрессивного поведения

в подростковом возрасте

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к агрессивному подростку. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует школьная среда.

Для достижения положительных результатов по предупреждению и снижению агрессивности подростков необходимо создание комфортной школьной среды, которая включает:


  • организацию мероприятий, направленных на сплочение школьного сообщества;

  • улучшение психологического климата в школе, классе;

  • доброжелательный стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в образовательном учреждении;

  • систему работы учителя-предметника, классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей через урок, внеурочную, внеклассную, внешкольную деятельность;

  • повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);

  • повышение уровня коммуникативной культуры и развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся.

Смысл профилактической деятельности современной школы – создание образовательной среды, способствующей развитию.

Психолого-педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач:

1. Реализация общих задач направлена на формирование у подростков ценностного, ответственного отношения к здоровью и жизни человека, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребёнку эффективную социальную адаптацию; развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.

В результате решения этих задач формируются неспецифические знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, представление о возможных способах работы с ними. Цель данной работы: развитие самосознания.

2. Реализация специфических задач связана с формированием у подростков представления о недопустимости унижения своей и другой личности, о недопустимости решения конфликтов путем насилия.

В результате решения этих задач формируются навыки разрешения конфликтов, регуляции эмоций, противостояния различным факторам риска. Цель данной работы: развитие рефлексии и навыков саморегуляции.

В основе возникновения и развития агрессивного поведения у подростков могут лежать следующие причины: личностные особенности подростка, особенности взаимоотношений с родителями и другими взрослыми и т.п.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидуальных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов (организации внутришкольного мониторинга), обуславливающих агрессивность в поведении подростков, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы в рамках школы, поэтому на это следует обратить особое внимание.

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному периода свободного времени подростка сокращению - "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере его интересов, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на этом уровне взрослых. Непродуктивная деятельность, длительные периоды «ничегонеделанья» неизбежно подталкивают подростка в асоциальную компанию.

Д.И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признаётся взрослыми как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, одновременно создающей четкие условия, определённый порядок действий и постоянный контроль.


Рекомендации родителям по снижению и предупреждению агрессивного поведения подростков

Условия семьи, родительский стиль воспитания оказывает решающее значение на формирование личности подростка, а значит, может существенно влиять, как на повышение, так и на снижение его агрессивности.



Избегайте применения силы (и физической, и психологической) в ответ на агрессивное поведение подростка. Подавление агрессии, может быть, отсрочит следующий её «выброс», но наверняка увеличит его отрицательную эмоциональность и силу (даже если Вы об этом никогда не узнаете).

Важно предлагать поиск путей решения. Например, "Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я постараюсь тебе помочь".

Старайтесь отмечать положительные и уникальные стороны своего ребенка, не концентрируйте внимание на отрицательных моментах (хотя может казаться, что это адекватно).

Агрессия – это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Задача родителей – направить эту энергию в «мирное» русло.

Развитие личности осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя, позвольте ребёнку сделать то, что обычно делают взрослые в вашей семье. Постарайтесь привлечь своего ребёнка к выбору будущего дела, создайте условия для первых профессиональных проб: пригласите к себе на работу, можно с другом, подругой; помогите устроиться в каникулы на работу; обсудите другие возможности с самим ребёнком, с друзьями, родственниками и т.д.

Особое место следует уделять формированию круга интересов подростка, учитывая особенности его характера и способностей. В связи с перестройкой организма, возникает быстрая утомляемость, меняются вкусы, пристрастия, и подростки часто хотят оставить регулярное посещение тех секций и кружков, которые ранее были им интересны. Постарайтесь понять своего ребёнка, помочь принять обдуманное решение, если надо исправить ошибку (не осуждая за неё), решиться на осуществление заветного желания попробовать себя в чём - то другом.



Особенно важно:

  1. Прислушиваться к чувствам своих детей, поощряя их откровенность, пусть даже излишне критикующую Вас.

  2. Не злоупотреблять доверием подростка, никогда не использовать информацию для шуток, упреков или для наказания.

  3. Подросткам необходимо знать, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.

  4. Сам взрослый умеет описать и выразить свое эмоциональное состояние (порой очень сложное и не привлекательное).

Для того, что бы наши дети могли прожить трудный возраст, при этом решить его непростые задачи, нам, родителям, необходимо приложить максимум мудрости, терпения, любви, нежности, понимания, признания прав и свобод подростка. В тоже время быть честными и требовательными, разговаривать на равных. Помните, это самое подходящее время стать настоящим другом своему ребёнку.

Подростковый возраст может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем у подростков. Проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. Именно родитель, зная историю жизни своего ребёнка, может предположить наиболее вероятные причины возникновения агрессивности у подростка. Что это? Результат нездоровья? Тогда следует обратиться к лечащему врачу - терапевту, неврологу, психотерапевту, психиатру. «Смесь» возрастных изменений и особенностей характера? Если родителю сложно определить причину агрессивного поведения подростка, он может обратиться к профессиональному психологу.



Словарь терминов и понятий

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad— на, gradus— шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения».

Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление. Несмотря на различные подходы к определению понятия «агрессия» в педагогической, клинической и пенитенциарной практике под агрессией понимается преднамеренное причинение ущерба другому человеку, т. е. представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила существования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.



Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)1.

В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность».



Агрессивность - относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Психологические исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни.

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением2.

Фрустрация - (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.

Аутоагрессия — это, как правило, низкая самооценка и неприятие себя. Уже это вполне достаточные основания для появления трудностей социально-психологического характера, связанных с установлением контактов и осуществлением продуктивного общения.

Агрессия, может быть рассмотрена в виде дихотомий, имеющих различные основания:



  • физическая – вербальная;

  • активная – пассивная;

  • прямая – косвенная;

  • конструктивная – деструктивная.

Основными понятиями агрессии при разборе ситуации являются:

Агрессор – тот, кто умышленно наносит вред другому человеку: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.

Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.

Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессора, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно поддерживают агрессора.

Мини факторы – это факторы, оказывающие минимальные влияние для агрессии, но учитывая их огромное количество, степень их влияния сильно увеличивается.


Список статей и литературных источников

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеренбург. 1999. – с. 86.

  2. Александров А.А. Современная психотерапия. – СПб.: 1997. – с.26.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.:1988. – с. 429

  4. Бандура А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. -М.: Изд- во «Эксмо пресс».2000.- с.43.

  5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.:1993.- с.56.

  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М.:1998. – с.39.

  7. Бойко И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола. // Вопросы психологии 1993 №4.

  8. Бэрон Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Изд-во «Питер». 1997. – с. 18.

  9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. -М.: Изд-во «Педагогика».1991. – с.7.

  10. Вильянс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: 1990. – с.93.

  11. Джейнс У. Психология. / А.А. Петровский. - М.: Изд-во «Педагогика». 1991. – с.48.

  12. Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка. Психологические основы духовной педагогики. - Тула ТОИРО. 1997. –с.3.

  13. Заврвжин С.А. Агрессивные фантазии у детей в детском и подростковом возрасте. // Вопросы психологии 1993 №5

  14. Игры - обучение, тренинг, досуг. / В.В. Петрусинский. - М.: Изд-во «Прометей».1991. – с.2

  15. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2. С.- 108.

  16. Крылов А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: 1999. – с.314.

  17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд-во УРАО. 1997. –с. 140.

  18. Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Петси Скин. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношения с окружающими. - М.: 1993. –с. 114.

  19. Кэрролл Е. Изард. Эмоции человека. / Л.Я. Гозман, М.С. Егорова. - М.: Изд-во Московского Университета. 1980. – с.237.

  20. Лоренц К. Агрессия. - М.: 199Общая психология. / А. А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: 1987. – с.110.

  21. Лютова Е.К., Монина Г.Б., Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.:ООО Изд-во «Речь», 2001. – 190 с., ил.

  22. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников.- 1994. № 6. С. 42-43.

  23. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб,- 1999, с. 38 - 39.

  24. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.:2000. – с. 63.

  25. Олаф Кооб. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. - М.: 2002. –с. 18.

  26. Осипова А.А. Общая писхокоррекция. - М.:2001. – с. 274.

  27. Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва,- 1997,- с.12.

  28. Пащукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте. Причины и возможности коррекции - М.: Изд-во «Педагогика». 1981. –с. 73.

  29. Практическая психология в тестах или как научить понимать себя и других. - М.: 1997. – с.197.

  30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: 2000. – с.74.

  31. Профет Э.К. / Д. Беннет, Н. Херн. Воспитание души вашего ребенка. - М.:2000. –с. 28.

  32. Профет Марк Л., Профет, Э.К. Познай себя. - М.: 2001. –с. 54.

  33. Профет Э.К. Созидательная сила звука. - М.: 1998. –с. 3.

  34. Психологические тесты. / А. А. Карелина. - М.: 1999. - с.77.

  35. Психология словарь. / А. В. Петровский, М. Я. Ярошевский. - М.: 1990. –с.416.

  36. Психология эмоций. Тексты. / В. К. Вильнас и Ю. Б. Гипенрейтер. - М.: Изд-во Московского Университета. 1984. – с.142.

  37. Рабочая книга школьного психолога. / И.В. Дубровина. - М.: 1991. – с.194.

  38. Райгородский Д.Я. Психология личности в 2-х т: Хрестоматия/ Д.Я. Райгородский. – Самара.1999.- Т.2. с. 7.

  39. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во «Питер». 2000. – с. 342.

  40. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: 1999. –с. 239.

  41. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал.- 1996. №5. с.3-18.

  42. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Изд-во «Мир». 1994. –с. 76.

  43. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т: М.: 1993. Т. 1. с. 7.

  44. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: 1990. –с.321.

  45. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль. //Вопросы психологии 1992 №5-6

  46. Рычкова И.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М.: 1998. – 11.

  47. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва-Воронеж. 1996.- с.17.

  48. Сенько Т.В. Психология взаимодействия. Часть третья. Личность в семейном социуме. Учебное пособие. Минск: 2000.- с.53.

  49. Славина Л.С. Трудные дети: Избранные психологические труды. / Чудновный.

  50. - М.: 1998. –с.156.

  51. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: 2000. – с.238.

  52. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология человека. - М.: 1995. – с.344.

  53. Смирнова Е.О. Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии 2002 №1.

  54. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов.- М.: 1996. –с.99.

  55. Туник Е.Е. Психологические защиты. Тестовая методика. СПб.: Речь, 2010. – 219 с.

  56. Тютюкин И.Ю. О проявлении высших законов. - Тула.1994. – с.46.

  57. Формирование личности в период от подросткового и юношеского возрастов. /И.В. Дубровина. - М.: 1987. –с. 87.

  58. Формирования личности старшеклассников. / И.В. Дубровина. - М.: 1989. –с. 145.

  59. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, - М.: 1994. – с.78.

  60. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: 1996. – 64.

  61. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.: 2003. – с.112.

  62. Челепева Л.Н. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. псих. н. Краснодар. 2001.- с.3.

  63. Чижова С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему?/С.Ю. Чижова О.В. Калинина Ярославль 2001. – с.49.

  64. Шайденко Н.А. Подготовка и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы в педагогическом вузе. - Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2002. –с. 30.

  65. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. - М.:Изд-во «Педагогика». 1979. – с.78.

  66. Эмоциональное здоровье вашего ребенка. - М.: 1996. –с. 257.

  67. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: 1996. –с. 244.



1 Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. Изд-е 2-е. – М.: 1997. с.10

2 Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. Изд-е 2-е. – М.: 1997. с.11




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница