«Агрессивное поведение у детей»




Скачать 58.31 Kb.
Дата15.08.2016
Размер58.31 Kb.

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 119 «Оленёнок»



Консультация для родителей на тему

«Агрессивное поведение у детей»
Подготовила:

педагог-психолог

Тарасова С.В.

г. Нижний Новгород

Агрессия, в той или иной степени, присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально-приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

 В психологии выделяют следующие виды агрессии:

 Вербальная агрессия — косвенная или прямая.


  • Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.

  • Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются: дразнилки и оскорбления.

 Физическая агрессия также может иметь косвенную и прямую форму.

  • Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей.

  • Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого человека и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму. Символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание, прямая агрессия — непосредственное физическое нападение (драка). Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяется следующее: привлечение к себе внимания сверстников, ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство, защита и месть, стремление быть главным, стремление получить желанный предмет.

 Причины агрессивного повеления детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания сверстников и взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время, некоторые дети имеют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:



  • Высокая частота агрессивных действий — в течение часа наблюдений они демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

  • Преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

  • Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

 Источниками деструктивного поведения чаще всего являются:

— чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

— столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

— отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

 Важно также понимать, что агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

 Нередко выясняется, что модель агрессивного поведения ребенок перенимает от кого-то из близких людей, для кого это обычная форма поведения. Если родители часто ссорятся, подавляют сына или дочь, и реагируют на проступки лишь вспышками гнева, то и ребенок, скорее всего, будет вспыльчивым и раздражительным, подражая поведению, принятому в семье.

Кроме неблагополучных семейных взаимоотношений есть и другие причины агрессии. Бывают ситуации, когда здоровые дети, которые могли бы посещать детский сад и тратить энергию на игры и прогулки со сверстниками, сидят дома с бабушками или нянями. Они не имеют достаточно возможностей, чтобы побегать, поиграть в активные игры с другими детьми, им не хватает свежего воздуха и новых впечатлений. Следствием этого также может быть агрессивное поведение, как выход накопившейся энергии.

 Еще одной причиной агрессии является ревность. Дети испытывают чувство ревности гораздо чаще, чем думают взрослые. Некоторые дети даже ревнуют не к кому-то в отдельности, а чуть ли не ко всему миру. Им кажется, что мама с папой любят кого угодно, только не их. Но самый очевидный «виновник» ревности родителей — младший брат или сестра, появление которых сразу же отнимает у ребенка большую долю родительского внимания. Ревность может проявляться в непослушании, истериках, побегах от родителей в общественных местах. В попытках навредить окружающим незнакомым людям, например, испачкать ботинками одежду сидящих рядом пассажиров. Ребенок может обижать младшего в семье, пытаться помешать маминому контакту с ним.

 А может быть, ребенка кто-то обижает, а он боится дать отпор обидчику и вымещает свою злость на близких и безопасных людях? В такой ситуации непросто разобраться, потому что гордость часто не позволяет ребенку (особенно мальчику) рассказать о своем унижении родителям.

 Исследования показали, что родители, подавляющие выбросы негативных эмоций у своих детей, не устраняют агрессивность, а, напротив, способствуют развитию у них в дальнейшем чрезмерной агрессивности, которая в зрелые годы становится частью характера. При этом  некоторые родители искренне верят, что дети просто не могут быть агрессивными, и внушают эту мысль своему ребенку с раннего детства. В результате, ребенок вынужден постоянно подавлять свой гнев, а значит, он становится более подверженным риску психосоматических расстройств, таких как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.  Если совсем не обращать внимания на агрессивные реакции ребенка, то рано или поздно он станет считать такое поведение нормальным и дозволенным. Одиночные вспышки гнева постепенно перерастут в стойкую привычку подавлять окружающих, с которой очень трудно будет что-то поделать впоследствии.

 При общении с агрессивными детьми можно посоветовать следующее:

 — Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и устранив их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;

— Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага, и вы увидите, что уровень его агрессивности и ее проявления в реальной жизни снизились;

— Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных, злых высказываний о других людях, проявлений желания отомстить кому-нибудь за обиду;



— Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите его, цените и принимаете таким, какой он есть. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать, пожалеть. Пусть он видит, как он нужен и важен для вас;

— Не забывайте, что агрессивная реакция — естественная реакция человека. Важно уметь управлять своей агрессивностью, выражать и снимать ее приемлемыми способами.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница