«Аграрная реформа П. А. Столыпина»



Дата14.08.2016
Размер73 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока по истории России 9 класс.

Тема: «Аграрная реформа П. А. Столыпина»

учителя истории ГБОУ СОШ №1150 Сергеевой Ольги Степановны

Урок с элементами практической работы с документальным материалом



План урока

  1. Цели аграрной реформы

  2. Основные мероприятия реформы

  3. Осуществление реформы в реальности и основные итоги претворения в жизнь аграрного законодательства

  4. Судьба П. А. Столыпина

Опережающее задание

Ответить на вопросы:

1) Назовите изменения, произошедшие в русской деревне в начале XX века?

2) Какие пережитки крепостного права сохранились в аграрном секторе экономики?

3) Как представители различных партий начала XX века пытались решить проблемы деревни?

Вводное слово учителя

На рубеже XIX-XX веков происходило быстрое экономическое развитие страны, которое принесло с собой как положительные, так и отрицательные аспекты. Самой острой проблемой оставалась, аграрная и, в частности малоземелье крестьян. Политические силы России осознавали это и пытались искать пути решения аграрных проблем.



Ход урока

Актуализация знаний учащихся

Приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чем сущность предложенных аграрных проектов?



Политические силы

Проекты решения аграрного вопроса

1

Большевики

1

Муниципализация земли

2

Меньшевики

2

Национализация земли после насильственного изъятия её у помещиков

3


Эсеры

3

Использование государственных, удельных, монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп

4

Кадеты

4

Продажа крестьянам государственных и удельных земель

5

Октябристы

5

Социализация земли

Следует отметить, что государство отвергнет все проекты. Но недовольство крестьян, а также усиление влияния левых партий в деревне требовали от правительства решительных действий. Попытка успокоить крестьянство дипломатическим путём, при помощи I Государственной Думы провалилась и после её роспуска, в условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906 года был издан указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Начался процесс реформ, под руководством П. А. Столыпина.

I. Цели аграрной реформы

По первому вопросу проводится фронтальная устная работа. После корректировки ответов учащихся они фиксируются в тетрадях.



Задание

На основании высказываний П. А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.



Документ 1.

«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу»

(Цель: «Успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли)

Документ 2.

«Не в крупном землевладении сил России. Большие имения отжили свой век. Их как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе.» Единоличное хозяйство мелких земельных собственников- «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий.»

(Цель: создание социальной экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.)

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе,а в богатеющем и крепком населении.»

(Цель: продолжение модернизации России.)

II. Основные мероприятия реформы.

На этом этапе урока проводится практическая работа, при объяснении учитель обращается к схеме



Схема «Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина»

1. Создание новых форм землевладения и землепользования.

А) Разрушение общины. Крестьяне-частные собственники своего надела

Б) Хутор, отруб

2. Государственная помощь крестьянским хозяйствам

3. Переселение крестьян

4. Развитие крестьянской кооперации

Учителем называются основные мероприятия реформы, и дается задание найти в учебнике определение терминов « хутор» и «отруб». После этого переход к подробной характеристике мероприятий реформы на основании источников, с использованием раздаточного материала.



Работа с документом.

Документ 1.

Из письма П. А. Столыпина Николаю 2:

«Жаждой земли аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего, ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность»

Документ 2.

Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования»,9 ноября 1906 года:

«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие … в собственность переходящего в личное владение домохозяина… Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то …все означенные действия исполняются на месте земским начальником…

Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли…имеет право требовать, чтобы общество выделило ему… собственный участок, по возможности, к одному месту»



Документ 3.

Из речи П. А. Столыпина перед депутатами Государственной Думы, март 1907 года:

«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни… Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…»
Документ 4.

Из речи П. А. Столыпина перед депутатами Государственной Думы, ноябрь 1907.

«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками, бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности реальное право выхода из общины разрешение вопросов улучшенного землепользования-вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы»

Вопросы и задания к документам:

Какой пережиток феодально-крепостнического устава стал основным объектом критики Столыпина?

Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин?

Какова процедура выделения из общины?



  1. Осуществление реформы в реальности и основные итоги претворения в жизнь аграрного законодательства

Используя информацию, содержащуюся в учебнике и схему, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу « Результаты аграрной политики П. А. Столыпина»

Таблица 1. Результаты аграрной политики П. А. Столыпина

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 году- 10% всех крестьянских хозяйств). Рост производительности сельскохозяйственного труда ( к 1915 году валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба.

Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном, зажиточные. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам. К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

За Урал переселилось более 3 млн. человек. Освоено 30 млн. десятин целинных земель. Развивались кооперативные формы хозяйствования.

Проблема малоземелья не была решена.

0,5 до 1 млн. крестьян вернулись назад. В местах переселения возникали конфликты с местным населением.



На интерактивной доске демонстрируется Таблица 2. Цели и итоги реформы П. А. Столыпина

Вопросы и задания к таблице

Сформулируйте результаты реформы. Соотнесите цели реформы и ее результаты. Сделайте вывод об успехе реформы. Учащимся предоставляется возможность сопоставить свою точку зрения на итоги реформистской деятельности П. А. Столыпина и мнения его современников.

Цели реформы

Итоги реформы

«Успокоение страны»

Добиться этой цели не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; происходили конфликты между переселенцами и местными жителями

Создание слоя земельных собственников-социальной и экономической опоры монархии.

Этот процесс только начался и после смерти П. А. Столыпина замедлился

Продолжение процесса модернизации

Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось



  1. Судьба П. А. Столыпина

Просмотр видеофрагмента, посвящённого П. А. Столыпину, из видеофильма «История России XX век».

Предварительное задание

Почему судьба этого выдающегося государственного деятеля столь трагична?



Домашнее задание

Подготовить развёрнутый ответ на тему «Сущность, итоги и значение реформы П. А. Столыпина»



Список использованной литературы:

  1. Аверх А. Я. П. А. Столыпин и судьба реформ в России. - М., 1991.

  2. Анфимов А. Н. П. А. Столыпин и российское крестьянство. – М., 2002.

  3. Программные документы политических партий России начала XX века. – М.,

Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
article -> Заседание школьного научного совета Учитель физики салмина и. В. г. Гагарин
article -> А. Н. Островский: страницы жизни и творчества. Особенности анализа драматических произведений А. Н. Островского
article -> Литературно-музыкальная композиция по книге А. Грина «Алые паруса»
article -> Андрей Тимофеевич Болотов педагог
article -> Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»
article -> Нарисовать иллюстрацию к стихотворению или ответить на вопросы в тетради по литературе. Вопросы: Почему Лермонтов в начале стихотворения называет парус одиноким, а в конце мятежным?
article -> «Нам бы про душу не забыть»…
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница