Аграрная политика: теоретический аспект



Скачать 96.74 Kb.
Дата14.08.2016
Размер96.74 Kb.
Аграрная политика: теоретический аспект
Аграрная политика является составной частью экономической и общей политики государства.

В экономической литературе представлены два принципиальных подхода к пониманию сущности аграрной политики – в узком и широком смысле слова.

В узком смысле под аграрной политикой понимают систему целей и мероприятий, направленных на развитие аграрного сектора экономики. В данном случае аграрную политику можно определить как «деятельность государства, направленную на создание хозяйственно-финансовых и политических рамочных условий в аграрном секторе, реализующуюся путем воздействия на происходящие в нем экономические процессы через формы и методы, наиболее действенные в области аграрной экономики»1.

В широком смысле в аграрную политику включают:

- политику развития аграрного сектора;

- продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;

- агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства, включая торговлю, переработку, сферу производства средств производства для сельского хозяйства;


  • внешнеторговую аграрную политику.

В этой связи аграрная политика может быть определена как совокупность принципов и действий государства при решении комплекса проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса.

Широкой трактовки аграрной политики неизменно придерживаются в Европейском Союзе. Об этом можно судить по сформулированным в п. 39 Римского договора2 целям единой аграрной политики стран европейского сообщества:

а) «увеличивать производительность сельского хозяйства путем содействия техническому прогрессу и путем обеспечения рационального развития сельскохозяйственного производства и оптимального использования производственных факторов, в особенности труда;

б) таким образом обеспечивать достаточно высокий уровень жизни сельского населения, в частности, путем увеличения индивидуальных доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве;

в) поддерживать стабильность рынков;

г) содействовать тому, чтобы сельскохозяйственная продукция продавалась потребителям по доступным ценам»3.

Речь здесь идет о сбалансированной политике, учитывающей экономические и социальные интересы производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Л.Г. Ходов справедливо отмечает, что одним из слабых мест рыночной экономики является «обеспечение территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости. Постоянный процесс концентрации производства, капитала и рабочей силы на небольших территориях (развитие хозяйственных агломераций) за счет других районов основывается в значительной степени на рыночных механизмах. В относительно слаборазвитых регионах хуже условия заработка и инвестиций. Конкурентоспособные рабочие и служащие, предприниматели и активная молодежь устремляются в городские агломерации. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с ним уменьшается стимул к капиталовложениям, несмотря на относительно низкую заработную плату и цену на землю»3. Это касается, прежде всего, сельской местности и ее основной системообразующей отрасли – сельского хозяйства. Особенно актуальна эта проблема для современного Казахстана с его депрессивными сельскими регионами. Находясь в объективно неравных условиях с городом, село нуждается в соответствующей государственной поддержке, в том числе и по линии аграрной политики. В этой связи заслуживает внимания методологический подход, определяющий аграрную политику, как «совокупность идей, целей, средств и методов формирования и регулирования отношений между городом и деревней и в самой деревне»4.

При разработке аграрной политики следует учитывать:


  • отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;

  • спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

  • состояние инфраструктуры рынка;

  • соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;

  • соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;

  • развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе, возможность предоставления услуг нерыночного характера в форме общественных благ;

  • необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально-демографических и территориальных групп населения5[5, с. 11-12].

Предметом аграрной политики являются те стороны социально-экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.

Методы аграрной политики – это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.

Под государственным регулированием агропромышленного производства следует понимать систему законодательного, административного и экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.



Задачами государственного регулирования АПК являются:

  • стабилизация и развитие агропромышленного производства;

  • обеспечение продовольственной безопасности страны;

  • формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

  • улучшение продовольственного обеспечения населения;

  • поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

  • сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;

  • защита отечественных товаропроизводителей.

По способу функционирования, методы государственного регулирования АПК подразделяются на методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия на агарную экономику предполагают такое регулирование, при котором хозяйствующие субъекты (в том числе предприятия АПК) вынуждены принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно привести изменения в налоговом законодательстве, всевозможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.п. Методы прямого воздействия часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако они имеют и серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство прямо не влияет на принимаемые субъектами экономики решения, но создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политики. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия.

Аграрная политика определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов.



Носителями интересов являются отечественные товаропроизводители и потребители сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Они представляют собой достаточно сложную группу субъектов рыночных отношений, в которой возможны определенные противоречия. Так, товаропроизводители и потребители продукции не всегда могут прийти к согласию, как по вопросам ее цены, так и по вопросам качества. На частном рынке эта проблема решается достаточно просто – покупка либо совершается, либо нет. Однако если речь идет об отношениях ассоциированных групп покупателей и продавцов (например, населения в целом и сферы торговли продовольствием, сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций), то здесь возможны нарушения паритетных начал и соответствующие претензии. Более того, товаропроизводители отдельных видов продукции находятся в состоянии конкурентной борьбы друг с другом за рынки сбыта. Крупным товаропроизводителям могут мешать мелкие, производителям свинины – производители более дешевого мяса кур, не говоря уже о том, что все вместе могут страдать от присутствия на рынке больших партий импортного продовольствия.

Выразители интересов также представляют собой достаточно сложную и противоречивую группу, включающую в себя политические партии, общественные и профессиональные объединения.


Целью аграрной политики является создание благоприятных условий для функционирования рыночных отношений, нейтрализация или ослабление отрицательного действия ряда механизмов, обеспечение расширенного воспроизводства в АПК, а также производство необходимых общественных благ, которые не могут быть созданы стихийными механизмами рыночной экономики, ориентирующими субъекты хозяйствования только на получение прибыли6[6, С. 27-28].

Основные задачи аграрной политики делятся на:

1) организационно-экономические:



  • формирование эквивалентных межотраслевых отношений сельского хозяйства с другими отраслями экономики страны;

  • государственное регулирование агропромышленного производства, направленное на повышение его эффективности, освоение достижений научно-технического прогресса, рост доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

  • развитие вертикальной и горизонтальной интеграции как одного из основных направлений формирования экономически справедливых отношений между участниками процесса производства, переработки и реализации конечной продукции;

  • упорядочение и разграничение функций государственного управления;

  • повышение эффективности использования земли и сохранение права собственности на нее за непосредственно занятыми в сельскохозяйственном производстве;

  1. инвестиционные:

  • создание благоприятных экономических условий для инвестиционной активности – развитие лизинга, поддержка среднесрочного и долгосрочного коммерческого кредита, реализация инвестиционных проектов и программ;

  • эффективная амортизационная политика;

3) инновационные:

  • государственная поддержка аграрной науки;

  • создание нового поколения машин и оборудования, освоение их в производстве;

  • развитие информационных систем в АПК;

4) отраслевые:

  • наращивание и повышение устойчивости производства зерна как необходимого условия обеспечения продовольственной безопасности страны;

  • решение белковой проблемы путем восстановления и увеличения производства продукции животноводства и птицеводства;

5) социальные:

  • рост доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, преодоление бедности значительной части сельского населения;

  • снижение уровня безработицы на селе путем создания новых и модернизации имеющихся рабочих мест, позволяющих получать доходы, достаточные для обеспечения высокого уровня жизни;

  • проведение целенаправленной молодежной политики, делающей сельскохозяйственный труд и проживание в сельской местности привлекательными;

  • восстановление и дальнейшее развитие социальной инфраструктуры сельских территорий.

Широкий спектр проблем аграрной политики требует выделения приоритетов, обеспечивающих с наименьшими затратами и в наиболее короткие сроки достижение поставленных целей и решение стоящих перед агропромышленным комплексом задач.

Выбор приоритетов определяется рядом факторов, наиболее существенными из которых являются следующие:



  • уровень обеспечения продовольственной безопасности страны;

  • состояние экономики и продовольственного потенциала АПК;

  • конъюнктура мирового рынка;

  • возможность вложения в отрасль материальных ресурсов и за счет государственных средств, собственных источников АПК, отечественных и зарубежных инвесторов;

  • состояние социальной сферы и сельских территорий.

Одним из наиболее важных рычагов реализации аграрной политики является государственное регулирование АПК, необходимость которого связана с:

  • необходимостью обеспечения национальной продовольственной безопасности и удовлетворения покупательского спроса населения на качественные продукты питания;

  • влиянием рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на макроэкономическую ситуацию в стране;

  • неспособностью рынка обеспечить экономически справедливое распределение доходов, создаваемых в процессе производства, переработки и реализации продукции;

  • спецификой сельскохозяйственного производства, определяемой влиянием природных факторов на его результативность;

  • поддержкой сельского хозяйства как основного вида деятельности сельского населения и сохранением сельских территорий в качестве среды его обитания.

Государственное регулирование АПК базируется на следующих принципах:

  • целевой характер мер регулирования;

  • разграничение функций и направлений регулирования по уровням власти;

  • ограниченность размеров регулирования, недопустимость нарушения рыночной среды в АПК;

  • максимально возможное использование косвенных рычагов и минимальное – прямого воздействия;

  • обеспечение наиболее высокой эффективности средств, выделяемых для регулирования АПК;

  • адекватность системы мер регулирования аграрного сектора изменяющимся макроэкономическим условиям, конъюнктуре рынка, мировым тенденциям7[7, С. 34-36].




1 Новичков В.И., Калашников И.Б. Аграрная политика: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2000. – С. 10.

2 Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в составе шести стран – Франции, Италии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, подписанный в Риме и вступивший в силу в 1958 году. В 1993 году ЕЭС преобразован в Европейский Союз (ЕС).

3 Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику /Пер. с англ. – СПб.: Экономическая школа, 1995. – С. 278.

3 Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. – М.: БЕК, 1997. – С. 32.

4 Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России. – ХХ век. – М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2002. – С. 14.

5 Аграрная политика /А.П. Зинченко, В.И. Назаренко, В.В. Шайкин и др.; под ред. А.П. Зинченко. – М.: КолосС, 2004. – 304 с.


6 Аграрная политика /А.П. Зинченко, В.И. Назаренко, В.В. Шайкин и др.; под ред. А.П. Зинченко. – М.: КолосС, 2004. – 304 с.


7 Аграрная политика /А.П. Зинченко, В.И. Назаренко, В.В. Шайкин и др.; под ред. А.П. Зинченко. – М.: КолосС, 2004. – 304 с.


Каталог: sites -> default -> files -> publications
publications -> Международный учет и международные стандарты финансовой отчетности: перспективы развития и сотрудничества
publications -> Конкурентоспособность и качество продукции: теоретический аспект
publications -> Серия публикаций: Концепция стратегии устойчивого развития: формирование казахстанской модели
publications -> Определение географической долготы по кульминационной высоте Луны
publications -> Фантастика как отражение основных тенденций развития культуры
publications -> "утратить благопристойность" от своего "богатства" !!!»- прочитав монографию «Код Евразии»
publications -> Довгаль Наталья Николаевна
publications -> Развитие стратегического партнерства в Алматинской академии экономики и статистики Под стратегическим партнерством
publications -> Оао «снпс актобемунайгаз», тоо «Казахойл», тоо «Казахтуркмунай», умг «Актобе», предприятия горнорудной и химической промышленности, Донской гок и актюбинский завод ферросплавов ао «тнк казхром», ао «азхс», а также зао «Актобе тэц»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница