Агнонимичные слова в Интернет-коммуникации и особенности их толкования




Скачать 38.51 Kb.
Дата13.08.2016
Размер38.51 Kb.
Агнонимичные слова в Интернет-коммуникации и особенности их толкования

Маметьева Мария Андреевна

Студентка Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия
Современная научная парадигма характеризуется повышенным вниманием к обыденной семасиологии как направлению, выявляющему особенности восприятия и толкования слов рядовым носителем языка. Интерпретация значений слов, разные способы их осмысления приводят исследователей к выделению стратегий толкования значений слов, выявляемых в разных социально-языковых сферах, научному описанию такой составляющей речемыслительной деятельности, как понимание. Подобный подход обусловлен прежде всего ориентированностью лингвистических исследований на человека говорящего: толкование, как и понимание значений слов рядовыми носителями языка, антропоцентрично по своей природе. Особенности восприятия, понимания и толкования слов характеризуют языковую способность человека, раскрывают его индивидуальный внутренний лексикон.

Одной из продуктивных сфер экспликации метаязыкового сознания является Интернет-коммуникация, которая в последнее время «стала новой питательной средой для обыденного метаязыкового сознания» [Сидорова, Стрельникова, Шувалова: 400]. Внимание лингвистов к исследованию обыденного метаязыкового сознания в сетевой коммуникативной сети обусловлено продуктивностью языковой рефлексии на уровне Интернет – пространства.

«Слова родного языка, полностью или частично неизвестные носителям языка» вслед за В.В.Морковкиным, А.В. Морковкиной [Морковкин, Морковкина: 7] традиционно именуются агнонимами (агнонимичными словами). Агнонимы описываются с позиций «знаю – не знаю», «правильно – неправильно». Между тем, сегодня высказываются идеи не столько о предписательном, сколько об описательном аспекте рассмотрения «неизвестных» слов. Так, Н.Д. Голев считает, что понятие «агнонимия» нужно рассматривать на более глубоком уровне, основываясь не на знаниях субъекта о слове, но о степени понимания этого слова [Голев: 92-104].

Описательный подход к подобным словам позволяет нам выдвинуть гипотезу о связи степени агнонимичности слов и стратегий их толкования. Данная гипотеза верифицирована экспериментальным путём. Испытуемым, в качестве которых выступили участники ролевых Интернет-игр, предлагалось определить значение тридцати слов, широко бытующих в виртуальном общении (Ня, Ололо, Демотиватор).

Проведённый анализ позволяет установить следующую зависимость выбора стратегии толкования от степени агнонимичности слов. Например, в толковании слов с предметным значением коммуниканты чаще используют идентифицирующую стратегию при определении слов, находящихся на дальней точке агнонимичности, т.е. при характеристике слов, хорошо известных пользователям Интернета. Выбор стратегии позволяет дать широкое определение известному предмету: Слэш-это отношения двух персонажей мужского пола, не прописанные в каноне.

Идентифицирующая стратегия часто используется в сочетании с иллюстрирующей стратегией, так как трудностью для коммуниканта является необходимость дать точное определение абстрактного, многоаспектного понятия. Моделирование ситуации, в которой используется слово, значительно облегчает задачу: Это вопль безумного стада анимешников, когда они увидели два моих косплея, до сих пор не понимаю, обижаться мне или радоваться...

При толковании слов, входящих в зону ближней агнонимичности (нечёткое, поверхностное представление о значении слова) продуктивной является мотивационная стратегия, представляющая собой толкование слова через его внутреннюю форму. При этом частотным является соединение идентифицирующей и мотивационной стратегий: Кавай - это миленькое смазливенькое создание непонятного пола и возраста. Короче, фрик своего рода, но фрик, которого хочется. Думаю, ты подпадаешь под это описание.

Слова, входящие в агнонимическое ядро (полное незнание значений слов), в большинстве случаев толкуются путём ассоциативной стратегии: Мне кажется ахахах это просто звучание смеха. Однако ассоциативная стратегия частотно используется и в комплексе с другими стратегиями: в объективное толкование коммуникант привносит субъективное значение слова, фиксирует свои ассоциации.

Таким образом, анализ группы слов с предметным значением подтверждает гипотезу о зависимости стратегии толкования от степени агнонимичности слов, т.е. от объёма знаний о слове, который есть у коммуниканта.

Самая низкая степень агнонимичности обусловливает идентифицирующую и классифицирующую стратегии. Опрашиваемый обладает значительным объёмом знаний о слове, может дать его характеристику, выделив частные признаки, или заменить слово известным ему синонимом. Среднюю степень агнонимичности отражает выбор иллюстрирующей стратегии. Коммуникант может воссоздать ситуацию, характерную для употребления слова, так как затрудняется перечислить его признаки и свойства. Контекст здесь несёт распознающую функцию. На высокую степень агнонимичности указывают мотивационная и ассоциативная стратегии. Используя мотивационную стратегию, коммуникант обращается к форме слова, пытаясь через этимологический анализ придти к содержанию. Выбор ассоциативной стратегии обусловлен не точными знаниями коммуниканта значения слова, а теми ассоциациями, которые остаются в подсознании и представляют собой набор субъективных понятий. Полными агнонимами можно назвать слова, интерпретируемые с помощью отрицательного отношения, т.е. опрашиваемый либо затрудняется привести значение слова, либо даже не пытается его определить.


Литература:

  1. Сидорова М.Ю., Стрельникова Н.А., Шувалова О.Н. Обыденное метаязыковое сознание в Интернете // Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. Коллективная монография. Часть 1. Кемерово, Барнаул, 2009. С.400.

  2. Морковкин В.В., Морковкина А.В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). М., 1997.

  3. Голев Н.Д. Лингвистические тупики юридической техники // Юрислингвистика-8. Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово-Барнаул, 2007. С.92-104.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница