Афинская Агора



Скачать 78.17 Kb.
Дата14.08.2016
Размер78.17 Kb.


Афинская Агора

Агора было местом собрания афинских граждан, это было сердцем общественной жизни древнегреческого города. Здесь кипела политическая, торговая, административная, религиозная и духовная жизнь. Упоминания о ней встречаются уже в гомеровских поэмах как о неизменном элементе жизни древнегреческого полиса.

Агорой была также рыночная площадь в городах Древней Греции, центр общественной и деловой жизни. Она находилась под открытым небом и, как правило, была окружена общественными зданиями и главными святилищами города, а также торговыми рядами. В древнейших греческих городах рыночные площади складывались бессистемно, в городах же, заложенных в эпоху эллинизма, они планировались как единое целое. При детальном рассмотрении агоры в Афинах выясняется, что в ней сочетаются оба типа, так как древний рынок, возникший, по-видимому, без плана, был во 2 в. до н.э. обновлен в соответствии с принципами городской планировки той эпохи. Общественные здания, окружавшие афинскую агору, хорошо известны, поскольку описаны путешественником Павсанием, жившим в правление императоров Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия (середина 2 в. н.э.). В ходе раскопок, начатых в Афинах в 1931 Американской школой классических исследований, удалось обнаружить развалины большинства упоминаемых Павсанием зданий.



Месторасположение
Древняя агора Афин занимает довольно большую площадь северо-западнее Акрополя, с юза она ограничивается ареопагом, с севера рекой Иридан и с запада небольшим холмом Колон.
Исторически сложилось так, что район Агоры пересекается тремя дорогами. Первый маршрут проходит на северо-западе и ведёт на Акрополь. Позднее эту дорогу будут отождествлять с так называемой панафинейской, по которой проходило шествие во время празднеств Панафиней. Второй путь раздваивается у северного входа и идёт на юго-запад. Третяя дорога ограничивает Агору с юга и соединяет две других дороги, создавая таким образом, треугольник.

Следы человеческого пребывания здесь относят к доисторическому периоду, а именно к концу неолита (3000 до н.э.). На холмах южнее агоры было обнаружено 20 колодцев для воды. Вместе с керамическими находками эти колодцы являются свидетельством первых поселений в этом районе.

Со времён бронзового века (3000-2000 до н.э) сохранились главным образом остатки от посуды. Особого расцвета эта территория достигла в 1600 – 1100 гг. до н.э. В этот период Агора была и некрополем, и местом проживания. Административный центр города находился на Акрополе, а поселения были именно здесь и южнее, где была возможность добывать воду.
Первая фаза микенской цивилизации известна исключительно по остаткам посуды на Акрополе. Особого расцвета Афины достигают и 16-15 вв. до н. э. Население заселяет всю южную часть города. а Агора использовалась в качестве некрополя. Особо богатые захоронения встречаются на холме ареопага и холме Нимф. В общей сложности было обнаружено 41 могила микенской эпохи.

Помимо могил, здесь были обнаружены и колодцы микенской эпохи.  

В 12 в. Происходит резкое снижение заселения этой территории, торговля и ремесл. Здесь появляются и мастерские ремесленников, так появляется район Керамикос.
В 6 в. до н.э..ю начинается новое развитие Агоры. Здесь появляются первые здания религиозного характера – Алтарь 12 богов, алтарь Афродиты Небесной, административное здание Старого Булевтерия. С юга к Булевтерию примыкало здание с двором, окруженным колоннадой (перистилем). Там имелись колодцы, трубы, по которым подводилась питьевая вода, и кухня. К северу от Булевтерия с глубокой древности располагались святилища Матери Богов, Аполлона Патрооса (Отчего) и Зевса Элевтерия (Освободителя). Возникшие здесь позднейшие сооружения размещались почти точно на месте древних. В самом северном, святилище Зевса, были алтарь и постамент – по-видимому, для культовой статуи; далее к югу находился имевший апсиду храм Аполлона с небольшой архаической статуей бога, отлитой из бронзы непосредственно на месте. Еще дальше к югу размещались храм Матери Богов, Булевтерий и его кухонная пристройка. В конце 6 в. до н.э., когда в правление Писистрата и его сыновей Афины переживали подъем, здесь были предприняты значительные общественные работы: встроен каменный сток для отвода воды и нечистот; рядом с Булевтерием, там, где из-под земли у подошвы Ареопага пробивались источники, был возведен девятиструйный фонтан, названный Эннеакрунос («Девять ключей»); к северу, рядом со святилищем Зевса, сооружен и обнесен оградой алтарь Двенадцати Богов. Впрочем, о местонахождении Эннеакруноса на агоре упоминает лишь Павсаний, традиционно же его принято помещать на берегу Илисса, на юго-востоке древних Афин. Вероятно, со свержением тирании и установлением демократии в ходе реформ Клисфена в конце века связано строительство нового здания Совета на месте первоначального Булевтерия, что отражало восстановление значимости Совета («буле»). В результате реформ Клисфена все граждане Афин были разделены на десять фил, каждая из которых получила имя одного из героев. К востоку от Булевтерия, прямо перед ним, были воздвигнуты статуи этих десяти героев, окруженные оградой, называемой Перифрагмой. Ограда эта играла роль доски для объявлений: главы фил прикрепляли на нее различные сообщения для сведения граждан. Наконец, на исходе века оформилась южная граница агоры, на которой был установлен пограничный камень с надписью: «Я – пограничный камень агоры».

Все эти древние постройки, за исключением Булевтерия, были сильно повреждены или разрушены во время разграбления Афин персами в 480–479 до н.э. После ухода персов афинянам пришлось в первую очередь заниматься восстановлением своих домов, городских укреплений, а также знаменитых святынь Акрополя, развернуть же широкое строительство на агоре возможности не было. Здесь были наспех восстановлены или временно отремонтированы небольшие храмы и святилища. Из всех сооружений агоры для повседневных общественных дел был необходим лишь Булевтерий, а он, возможно, оказался среди упомянутых Фукидидом строений, которыми пользовались персы, и потому, по-видимому, уцелел. Во всяком случае, в самом здании не обнаруживается никаких следов разрушений, относящихся ко времени персидского нашествия. Наиболее настоятельной была необходимость восстановить хозяйственные службы при Булевтерии, что было исполнено ок. 470 до н.э., когда на месте прежней кухни рядом с Булевтерием был построен толос.



Толос представлял собой круглое здание с расписной черепичной крышей, покоившейся на шести внутренних колоннах. К толосу примыкала кухонная пристройка и небольшой фонтан, а также резервуары для воды и колодцы. Толос был не только местом отправления различных малых культов и хранилищем образцов официальных единиц мер и весов, но служил также столовой и спальней для пританов (членов исполнительного комитета Совета).

В конце 30-х годов 5 в. на месте святилища Зевса началось строительство длинной двойной стои (галереи) Зевса Элевтерия с выступающими вперед украшенными фронтонами крыльями по обеим сторонам. Наружные колонны были дорического ордера, внутренние – ионического. Перед стоей, между ее крыльями стояла статуя Зевса, по которому и называлась стоя.

Павсаний упоминает еще Царскую стою, где находился архонт-басилевс (член коллегии 9 архонтов, ведавший вопросами религии). Однако, описание Павсания довольно неясное, так что топографы не пришли к единому мнению, были ли в Афинах две различные стои, Зевса Элевтерия и Царская, или это одно и то же сооружение.

В самом конце 5 в. было начато строительство нового Булевтерия. Старое здание стали использовать как хранилище государственных архивов, а западнее было возведено новое, соединенное с самой агорой короткими пропилеями и проулком. На расположенных полукругом рядах скамей в зале нового Булевтерия могли разместиться все пятьсот членов Совета. Позднее с южной стороны к Булевтерию была пристроена галерея с колоннами, выходившая во двор, где были установлены мраморные стелы с вырезанными на них постановлениями, касающимися Совета и членов его различных комитетов.

В 4 в. вместо старого храма Аполлона был возведен новый, ионического ордера, со статуей Аполлона работы скульптора Эвфранора. Между колонн, на которых покоился фронтон, были установлены статуи Аполлона, выполненные Каламидом и Леохаром.



Все эти здания были обращены фасадом на восток и располагались у подножия Колона, на вершине которого стоит храм Гефеста, известный ныне в Афинах как Тесейон («храм Тесея»).

С севера агору ограничивала Расписная стоа, стены которой покрывали изображения знаменитых побед, одержанных афинянами, в том числе в Марафонской битве. Здесь же хранились щиты, отнятые у спартанцев, которые были разбиты при Пилосе в 424 до н.э. Стоя находится за пределами раскопанной территории, поэтому ее местоположение точно не определено. Неизвестны и восточные границы агоры классического периода. По-видимому, в течение 2 в. до н.э. агора расширялась, отчасти благодаря пожертвованиям меценатов, таких, как богатый царь Пергама Аттал II, выстроивший вдоль восточной стороны агоры огромную стою, известную как стоя Аттала.

Во вновь построенных зданиях размещались торговые ряды. Некоторые здания на западной стороне агоры были перестроены, чтобы соответствовать требованиям симметрии. Старый Булевтерий и храм Матери Богов были объединены в одно большое здание с четырьмя помещениями, перед которыми возвели длинную колоннаду, смотревшую на площадь.

  В римскую эпоху выделяются 3 периода – 1-й период Августа (30 г.до н.э. – 14 г. н.э), 2-й – период Адриана (112 – 138 гг. н.э.) и 3-й - период Антониев (140 г. н.э.). При застройке Агоры при Августе теряется торговое значение этого места. На площади начинают появляться Одеон Агриппа, Ю-В и Ю-З Храм, Храм Ареса и т.д.

1.С-В храм, 2. Нимфеон, 3.Библиотека Панденоса, 4.Галлерея Атталоса, 5.Одеон Агриппа 6.Храм Ареса, 7.Моноптер, 8.Базилика, 9.Стоа Пикили, 10.Храм и алтарь Афродиты Небесной, 11.Ю-З Храм и государственные помещения, 12.Средняя Стоа, 13. Храм Гефеста.


В конце 1 в н.э. Агора меняется – торговые точки переносятся на новую агору (Римская Агора), а старая стала играть роль культурного центра, благодаря римским меценатам добавились новые здания для развлечений.

 

2-й в. н.э. знаменуется новым расцветом в Афинах, строится новая Библиотека Пандэноса (во время правления Траяна), Базилика, Моноптер и Нимфеон (во времена Адриана), Библиотека Адриана.



Нимфеон
Библиотека Адриана
Во 2-м веке Афины были провинциальным городом. В конце периода Антонидов город постепенно приходит в упадок. В конце 4 в. н.э. ещё большие катастрофы были получены при набегах готтов.

   


При этом в 5-6 вв. н.э. наблюдается новая строительная деятельность в районе агоры. Были восстановлен Гимнастирион, палэстра и лутра. Некоторые здания связаны с философскими школами и образовательными учреждениями. В 529 г. философские школы прекратили свою деятельность. В 582 г. Агору разгромили племена славян.  

В 10-12 вв. в район Фисио очень сильно разросся.  В начале 13 века положение несколько изменилось, особенно после францисканского завоевания в 1204 г.

Из описаний путешественников 15-17 вв. видно, что район находится вне городских стен. В этом же положении находится Фисио и в 18 в., только теперь он является местом для погребения «неверных». В 1778 г. по приказу воеводы Хасеки были построены «Стены Хасеки». После создания независимого греческого государства наблюдается рост н населения, и появляются планы реконструкции района.

Первые раскопки были начаты в 1859 г. и продолжались до 1912 г.

Музей Древней Агоры находится в Стоа Аттала, которая была восстановлена по архитектором Иоанниса Травлоса в 1957 г. С тех пор там хранятся все материалы раскопок.

Литература

1. Брунов Н. И. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973.

2.Сидорова Н. А. Афины. 2.изд. М., 1984.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

http://www.tholos254.gr/projects/agora/gr/index.html

http://www.krugosvet.ru/


 


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница