А. С. Пушкин. Личность поэта



страница1/4
Дата09.04.2016
Размер0.6 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4

Тема урока: А.С. Пушкин. Личность поэта.


Цель урока: создать условия для знакомства с биографией А.С. Пушкина; способствовать формированию у учащихся образа поэта; помочь осознать основные направления творчества поэта.

Эпиграф: Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.

Ф.И. Тютчев*
Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщения учащихся.

«Что я знаю о Пушкине?», «Мои любимые строки у Пушкина», «Моё первое знакомство с творчеством А.С. Пушкина». Читаются учащимися лучшие сообщения (2-3 человека).


  1. Рассказ о личности А.С. Пушкина

Используя портреты разного периода жизни поэта и картины известных художников, посвящённых разным событиям в жизни Пушкина, учитель может рассказать об основных вехах его биографии. Предлагаемый далее материал построен на использовании портретов поэта.

Искусство портрета появилось давно. Людям всегда хотелось иметь своё изображение. Большие торжественные портреты помещали в парадных комнатах или залах дворцов, украшали их красивыми золотыми рамами. Совсем крошечные портреты, меньше ладони, хранили в золотых медальонах* на груди.

До нас дошло много портретов А.С. Пушкина. Но верны ли они, ведь каждый художник видит портретируемого по-своему.phoca_thumb_l_pushkin_portrait_01.jpg

Сам поэт в шутливом стихотворении «Мой портрет» так описал себя:

Вы просите у меня мой портрет,

Но списанный с натуры;

Дорогой мой, он сейчас же будет готов,

Но только в миниатюре.


Я молодой повеса*,

Ещё на школьной скамье;

Не глуп, говорю без стеснения

И без жеманного* кривляния.


Никогда не было болтуна,

Ни доктора Сорбонны –

Надоедливее* и крикливее,

Чем я, собственной своей персоной.


По росту я с самыми долговязыми*

Вряд ли могу равняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова.


Я люблю толпу и её шум,

Одиночество ненавижу;

Мне претят* ссоры и споры,

А отчасти и учение.


Спектакли, балы мне очень нравятся,

И, коли уж признаваться,

Я сказал бы, что ещё люблю…

Если бы не был в Лицее*.


По всему этому, мой милый друг,

Меня можно узнать.

Да, таким, каким Бог меня сотворил,

Я хочу всегда казаться.


Сущий бес* в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености* –

Вот каков Пушкин.

Это стихотворение поэт написал в Лицее, в возрасте 16 лет. Лицейское прозвище Пушкина «француз». Он получил его за то, что лучше всех знал французскую литературу, был так же быстр и жеманен, как и французы. Так однокашник* по лицею Комовский писал, что «по страсти Пушкина к французскому языку называли его в насмешку французом, а по физиономии и некоторым привычкам обезьяною или даже смесью обезьяны с тигром».

Выражение «смесь обезьяны и тигра» было пущено в ход французским писателем XVIII века Вольтером* как характеристика нравственного облика французов. Таким образом, кличка, которая в своём первом значении применительно к французскому характеру не имела никаких ассоциаций с внешностью, отнесённая к Пушкину, получила дополнительное значение, связанное с особенностями поведения поэта, его мимики и внешности, как считает известный исследователь творчества А. С. Пушкина М. Ю. Лотман*. Причем, как мы видим, сам поэт обыгрывал это в поэтическом автопортрете.

К лицейским годам относится и первый портрет Пушкина – поэта, исполненный, по всей вероятности, лицейским преподавателем рисования С. Г. Чирковым.edd751dcc734.jpg

Нежные, пастельные* тона, задумчивое выражение лица – весь облик юного поэта проникнут какой-то особой задумчивостью, погружённостью в мир собственных мечтаний. Таким увидел его впервые В.А. Жуковский*: «Я сделал ещё приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем* Пушкиным… Милое, живое творение*! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности*… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту*, который всех нас перерастёт».

Интересно описание внешности поэта, оставленное женщиной, но не влюблённой в него, а относящейся вполне по-дружески. Это воспоминания В.Н. Нащокиной, жены его лучшего друга.

«Пушкин был невысок ростом, шатен*, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности.

Это были особые поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала.

Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизною могли равняться только перлы*.

Более привлекательного человека и более милого и интересного собеседника я никогда не встречала».

Именно таким, оживлённым, порывистым изобразил Пушкина В.А. Тропинин*. Но Тропинин сумел увидеть и более важное: умный внимательный взгляд поэта, его простоту и естественность.

На портрете поэт сидит у небольшого стола. Он положил на край руку и задумчиво смотрит куда-то в сторону.

В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Чуть затуманен взор, рука сжата в каком-то беспокойстве. Она прикрывает белые листы бумаги, приготовленные для работы. Губы словно что-то шепчут. Поэт вот – вот возьмётся за перо. Не о таком ли состоянии поэт писал:

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут…

Вольно повязан чёрный галстук, воротник белой рубашки свободно открывает шею. Пушкин в халате, он дома, он работает.75006981_5.jpg

Неяркие, скромные краски не спорят друг с другом. Каштановые кудри, коричневый халат, коричневый фон за спиной. Сине-серые отвороты халата, голубые тени на воротнике рубашки. И почти на всём лежит мягкий золотистый оттенок.

Этот портрет Пушкин заказал сам. На нём перед нами романтический поэт, свободный от условностей.

Совершенно в другом стиле решён портрет Ореста Кипренского*, заказанный художнику лицейским другом Пушкина А. Дельвигом*.

Он, правда, тоже неярок по своему колориту, но Пушкин на нём таков, каким он предстаёт перед светом*. Он будто спрятан в чёрный наглухо застёгнутый сюртук*. Чёрный бант завязан под самым подбородком. Чёрный плащ в клетку окутывает плечо и спину.

На этом тёмном фоне особенно выделяются одухотворённое лицо поэта и правая рука. Художник хотел, чтобы мы почувствовали, что эта прекрасная тонкая рука – рука поэта.

На картине много чёрного, но она не мрачная, не холодная. Бархатистый чёрный цвет – мягкий и мерцающий*. Он замечательно сочетается с золотистым цветом лица, руки и с фоном.m-129a.jpg

Кипренский подчеркнул гениальность поэта, поместив на заднем плане, за спиной, скульптуру богини с лирой в руках – это муза поэзии Каллиопа*. Этот портрет решён в классицистических* традициях. На нём поэт – больше чем поэт. Это вдохновенный глашатай* Истины. Современники писали: «Гений поэта как бы воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум».

Сам Пушкин по поводу этого портрета писал:

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит*.

Приблизительно к этому же времени относится и миниатюрный* портрет И.-Е. Вивьена*. На этом портрете поэт совсем другой. Перед нами моложавый*, мечтательный, одетый по последней моде молодой человек – любитель светских* развлечений. Таким и казался в юности Пушкин. Именно это, по словам И. Пущина, стало причиной того, что поэта не привлекли в декабристское общество*, слишком несерьёзным было его поведение, слишком пустым было окружение светских шалопаев*.

В начале XIX века в моде был небольшой акварельный* портрет, который обычно заказывали для подарка близким людям. Признанным виртуозом* такого портрета был Пётр Фёдорович Соколов*. Его кисти принадлежит небольшой портрет поэта, написанный в 1830 году, на пороге пушкинского тридцатилетия.pushkin.jpg

На портрете Пушкин спокоен и серьёзен. Привычно скрещены руки на груди, и, откинувшись на спинку стула, поэт как будто кого-то внимательно слушает. Это уже не упоение* своим поэтическим даром, а спокойная, трезвая* оценка действительности. Таков он перед женитьбой*, готовый взять на себя заботы о семье. Акварель, вообще тяготеющая* к нежным, прозрачным тонам, отличается сдержанным колоритом*. Цвет гармонирует с характером портретируемого, оттеняет сдержанность, спокойствие натуры. Это наиболее реалистический* портрет поэта.0_5cc43_5e89acbd_l.jpg

Один из последних прижизненных портретов Пушкина принадлежит кисти Ивана Линёва. Точной датировки нет, но исследователи предполагают, что портрет написан в последние, самые трудные месяцы жизни Пушкина перед дуэлью*.

Таким мы и видим на портрете Пушкина. Он огорчён, подавлен*. И если темные цвета в предыдущих портретах не делали их мрачными, то чернота этого полотна* отражает состояние поэта.

Какая дистанция* между этим портретом и изображением маленького ребёнка, сделанным неизвестным художником. Те же выразительные глаза, тот же слегка приплюснутый нос, вытянутые вперёд губы. Но ребёнок ещё не знает своего предназначения, своей судьбы. А жребий* уже брошен.y10-fron.jpg



  1. Основные вехи биографии поэта и картины, их иллюстрирующие.

1811-1817 годы - учёба в Лицее. Картина И. Репина «Пушкин читает стихи на лицейском экзамене». (см. Приложение к уроку)

1820-1824 годы – южная ссылка. И. Айвазовский и И. Репин «Прощание А.С. Пушкина с морем» (см. Приложение к уроку)

1824-1826 годы - ссылка в Михайловском. П.П. Кончаловский «Пушкин в селе Михайловском» (см. Приложение к уроку)

1830-1837 годы – Болдинская осень, женитьба и жизнь в Петербурге. Н.П. Ульянов «Пушкин перед зеркалом на балу». (см. Приложение к уроку)



Опираясь на репродукции картин, учащиеся называют период жизни поэта и произведения, написанные в это время.


  1. Обобщение.

  1. Каким предстаёт перед нами поэт на портретах и в своих произведениях?

  2. Что нового вы узнали о нём на уроке?




  1. Домашнее задание.

Составить рассказ об одном эпизоде из жизни Пушкина.

Тема: Путь поэта от романтизма к реализму.

Цель: способствовать активизации знаний учащихся, полученных прежде; обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты в материале и структурировать знания; помочь учащимся целостно представить материал по этой теме;

создать условия для формирования нравственных понятий «свобода», «свобода личности».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного ранее материала.

  • Что нового вы узнали о Пушкине?

  • Какие основные периоды его жизни вы можете выделить?

  • Какое впечатление произвели на вас портреты Пушкина? Что вы могли бы сказать о незнакомце с подобной внешностью?

  1. Объяснение нового материала.

В 1820 году за вольнолюбивые стихи, обличающие царствование Александра I*, А. Пушкин сослан на юг. Но благодаря заступничеству В.А. Жуковского* и Н.М. Карамзина* ссылка выглядела как перевод по службе. Его непосредственный начальник – И.Н. Инзов*, человек строгий, но справедливый, понял свою задачу сохранить России вверенный его попечению драгоценный талант и к юношеским увлечениям Пушкина относился снисходительно; он же отпустил Пушкина в путешествие с Раевскими* на Кавказ* и Крым*, которое было столь благотворно для поэта. Таким образом, южная ссылка с её экзотической природой, удалённостью от цивилизации становится временем торжества романтизма в творчестве Пушкина. А новое направление формирует и новый идеал свободы.i_006.jpg

Новый взгляд поэт выразил в первом же стихотворении, написанном на юге, в элегии «Погасло дневное светило» (1820).

Теперь перед нами охлаждённый и разочарованный герой, переживший глубокие душевные бури. Он, не удовлетворённый прошлым, жаждет* новой жизни у «новых берегов». Развенчан культ* дружбы, любви, лёгкого наслаждения. Прежние товарищи – лишь «минутной младости минутные друзья», подруги – «наперсницы порочных наслаждений», а вся прошлая жизнь – «желаний и надежд томительный обман». Но элегия лишена чувства безнадёжности, её преобладающее настроение – мечтательный порыв, романтическая устремлённость в неизведанное.

Романтизм формировался как направление, противопоставленное классицизму* и сентиментализму*. Культ Разума, свойственный Просвещению*, и Чувств, характерный для сентиментализма, сменяется культом Свободы. Романтический герой провозглашает свою свободу от общества, построенного на лжи и несправедливости. Буржуазная революция, завершающая век Просвещения, создала новое общество, основанное на власти денег, на расчёте и корысти*. Лицо этого мира было ещё страшнее, чем гримасы предыдущего века. И романтики отрицают этот мир, мечтают о возврате к «невинному нецивилизованному прошлому».

Этими настроениями проникнуты «Южные поэмы», лирика периода Южной ссылки. Культ абсолютной* свободы провозглашает стихотворение Пушкина «Птичка» (1823г.).

Как известно, содержание стихотворения основано на русской христианской традиции в день Пасхи выпускать на волю птиц. Интересны примечания Т. Цявловской* (известной исследовательницы пушкинского творчества) к этому стихотворению: «Стихотворение, написанное в чужбине, во время южной ссылки, в новой, камерной* форме, выражает глубоко волновавшую Пушкина мысль о подневольном положении человека. Посылая стихи Н.И. Гнедичу, поэт писал ему 13 мая 1823 года: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». Внимание цензуры было намеренно отвлечено от подлинного политического смысла стихотворения издателем, сопроводившим первую публикацию примечанием: «Сие* относится к тем благодетелям* человечества, которые употребляют свои достатки* на выкуп из тюрьмы невинных, должников и проч.». («Лит. листки», 1823, № 2).

В данном случае на первый план выдвигается политическое значение стихотворения, оно может иметь, в первую очередь, идейное содержание. И в ключе поэтики романтизма главный идейный смысл этого стихотворения заключён в следующих строках:

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Свобода – вот критерий* состоятельности* или несостоятельности жизни и судьбы. Для Пушкина это тем значимее, что он всё более начинает ощущать себя узником, Поэтом, поставленным на службу, никак не связанную с его предназначением. Это связано, прежде всего, с изменениями по службе. Добрейший Иван Никитич Инзов очень чутко и заботливо относился к поэту и только по-отечески мягко журил Пушкина за провинности по службе. Так на запрос из Петербурга о поведении и деяниях Пушкина Инзов отвечает: «Г. Пушкин, состоящий при мне, ведёт себя изрядно. Я занимаю его письменною корреспонденциею на французском языке и переводами с русского на французский, ибо по малой его опытности в делах, не могу доверять ему иных бумаг…». А Ф.Ф. Вигель* вспоминал об отношениях Пушкина и Инзова: «Его (Пушкина) весёлый, острый ум оживил, осветил пустынное уединение старца*. С попечителем* своим, боле чем с начальником, сделался он смел и шутлив, никогда не дерзок; а тот готов был всё ему простить… Иногда же, когда дитя его распроказничается*, то более для предупреждения неприятных последствий, чем для наказания, сажал он его под арест*, то есть несколько дней не выпускал его из комнаты». Впечатления от такого ареста послужили материалом к стихотворению «Узник».forum4all_ru_1341380261__0_dffdd_a912b728_xxl.jpg

Но 7 мая 1823 г. Александр I подписал приказ об отстранении И.Н. Инзова от обязанностей полномочного наместника Бессарабии (слишком мягок!) и о назначении графа М.С. Воронцова* генерал-губернатором Новороссийского края и наместником Бессарабской области. Резиденцией Воронцов избрал Одессу – крупный город-порт. Благодаря хлопотам друзей, в первую очередь, А.И. Тургенева и П.А. Вяземского, из скучного пыльного Кишенёва поэт был переведён поближе к культуре и цивилизации*, в Одессу. Но общение с Воронцовым принесёт Пушкину одни разочарования: ведь благодаря хлопотам своего непосредственного начальника в 1824 г. цивилизованная Одесса сменится глухим, Богом забытым Михайловским*. И поэт убеждается в том, что свобода – это лишь эфемерное* понятие, за которым бесконечно гонится человек.

«Цыгане» – это итоговое «исследование» проблемы «романтического героя», его формирования, его самосознания*, законов его общения с окружающими и его значения в социально-историческом плане. В центре повествования – Алеко, типично романтический герой. Во-первых, он противопоставил себя обществу. Его оценка цивилизованного мира очень резка:

Когда б ты знала,

Когда бы ты воображала

Неволю душных городов!

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег за цепей.

Но уход Алеко из этого общества не добровольный, а вынужденный*. Его презрение* к общественным законам так глубоко, что он позволил себе пренебречь ими, т.е. нарушил законы и теперь вынужден скрываться от наказания. «Его преследует закон», - скажет Земфира старику-отцу.

Во-вторых, как истинно романтический герой, Алеко обращает свой взор на нецивилизованные* народы – он уходит к цыганам. По мнению идеологов романтизма, именно нецивилизованные народы сохранили чистоту и простоту библейских героев, и тем самым они противопоставлены «развращенному»*, развитому обществу. Оказавшись среди цыган, Алеко наслаждается простотой нравов, незамысловатостью быта:

Презрев оковы просвещенья,

Алеко волен, как они;

Он без забот и сожаленья

Ведет кочующие дни…

Он, прежних лет не помня даже,

К бытью цыганскому привык.

Но такое состояние героя продлится недолго. Алеко – дитя своего времени, своего окружения, дитя цивилизации, хотя его и не устраивает мир, покинутый им. Однако идеалы этого мира глубоко укоренились в нем, он не может принять систему ценностей цыган. И, несмотря на идиллию*, царящую в таборе, грозным предупреждением звучат строки:

И жил, не признавая власти

Судьбы коварной и слепой;

Но боже! как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

Давно ль, надолго усмирели?

Они проснутся: погоди!

И ключевой для понимания обреченности* Алеко служит параллель между историей Мариулы и Земфиры. И старик-цыган, и Алеко сталкиваются с женским непостоянством*, но ведут себя прямо противоположно. Если старик – представитель вольного народа, признает право на свободу не только для себя, но и для других, окружающих его людей, то Алеко – дитя «цепей», общества, из которого он бежал, «для себя лишь хочет воли», тем самым реализуя идеал того общества. Как пишет А.М. Гуревич* в книге «Романтизм в русской литературе», «неизбежность* трагической развязки коренится* в самой натуре героя, отравленного предрассудками европейской цивилизации, всем ее духом. Казалось бы, полностью слившийся с вольной цыганской общиной, он все-таки остается внутренне ей чуждым. Спасаясь от преследующего его закона, Алеко не может представить себе уклада жизни, который не регулировался бы законом и правом… Не будучи внутренне свободным, он превращается в тирана и деспота по отношению к окружающим. Добиваясь свободы для себя, Алеко не хочет считаться со свободой других людей. Оборотной стороной его свободолюбивых стремлений неизбежно оказывается эгоизм* и произвол».9383.jpg

Таким образом, Алеко противопоставлен всем, и это обрекает его на гибель. Ведь как бы то ни было, он человек – существо общественное, и он нуждается в обществе людей. А ему нигде нет места: ни среди развитых, ни среди природных народов.

Гибельность* романтического мировоззрения с особой ясностью Пушкин покажет в стихотворении «К морю» 1824 г., написанном уже в Михайловском. Эта элегия – своеобразное прощание с романтизмом. Все стихотворение проникнуто стихией моря, стихией свободы. Уже в первой строке стихотворения: «Прощай, свободная стихия!» - опытный лингвист сразу заметит тавтологию (повтор). «Море свободное, и оно же стихия. Свободное и стихия – как бы вдвойне свобода, свобода абсолютная». В стихотворении море противопоставлено человеку. Во-первых, потому что место его обитания – «скучный, неподвижный брег», во-вторых, море – символ свободы и исполнения желаний, а человек несвободен. В контексте элегии герой «могучей страстью очарован» и не может покинуть берега. Таким образом, интересна трактовка любовной страсти – любовь не освобождающее, а пленяющее, сковывающее чувство, и романтический герой не может и не должен любить, так как это чувство противоречит его свободолюбивой сути: в этом, наверное, и объяснение трагических финалов всех романтических поэм Пушкина, сюжеты которых построены на любви. В-третьих, человек, вступивший в соперничество со стихией, обречен на поражение:

Смиренный* парус рыбарей,

Твоею прихотью* хранимый,

Скользит отважно средь зыбей*:

Но ты взыграл*, неодолимый*,

И стая* тонет кораблей.

Вот и выходит, что стихия свободы недоступна* человеку, кроме того все истинно романтические личности, Байрон* и Наполеон*, покинули этот мир. (В контексте этого стихотворения интересна переоценка образа Наполеона: из тирана в «Вольности» он, отверженный, на острове Святой Елены превращается в романтического героя).

Мир опустел… Теперь куда же

Меня бы вынес океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где благо, там уже на страже

Иль просвещенье, иль тиран.

Таким образом, прощание с романтизмом состоялось. pushkin2.jpg

Вопросы к материалу:

  1. Выделите особенности композиции стихотворения «Погасло дневное светило». На сколько частей можно разделить стихотворение? Как подчёркивает поэт наличие смысловых частей?

  2. Приведите примеры художественных средств, использованных в стихотворении «Погасло дневное светило».

  3. Охарактеризуйте лирического героя в стихотворении «Погасло дневное светило».

  4. Докажите, что «Погасло дневное светило» романтическое стихотворение.

  5. Докажите, что Наполеон и Байрон воспринимались современниками как романтические герои.

  6. Каков смысл обращения поэта к морю? Проследите, как изменилось настроение поэта, сопоставив два стихотворения «Погасло дневное светило» и «К морю».

  7. Сопоставьте свободу моря и свободу человека в стихотворении «К морю».

  8. Каким предстаёт перед нами лирический герой в стихотворении «К морю»?

  9. Познакомьтесь с отрывком из статьи М. Цветаевой* «Мой Пушкин», посвящённым стихотворению «К морю». Сопоставьте свои впечатления от стихотворения и впечатления будущей поэтессы.

  10. Сделайте полный разбор стихотворения «Погасло дневное светило».

  11. Проанализируйте стихотворение «К морю».

  12. Порассуждайте на тему «Двоемирие в романтической поэзии», используя примеры из лирики А.С. Пушкина.

  13. Выскажите свои мысли на тему «Свобода в романтической поэзии», опираясь на материал стихотворений А.С. Пушкина «Узник», «Птичка», «К морю».

  14. Докажите, что Алеко – романтический герой. Какими романтическими чертами наделён главный герой поэмы?

  15. Каково авторское отношение к герою? Обоснуйте свою точку зрения текстом?

  16. Найдите параллельные эпизоды в сюжете поэмы. В чём их смысл?

  17. Как трактуется в поэме понятие «свобода»? Соответствует ли оно романтической свободе? Как изменились взгляды и представления Пушкина о свободе?

  18. Каков смысл последней речи старика, обращённой к Алеко: «Оставь нас…»?

  19. Есть ли свобода среди цыган, по мнению автора? В чём она? Похожа ли она на романтическую свободу?

  20. Порассуждайте на тему «Развитие понятия «романтическая свобода» в творчестве А.С. Пушкина на юге».

  21. Выскажите свою точку зрения на тему: «Гордый человек» – типичный герой –романтик».

  22. «Цивилизация и романтический герой». Выскажите своё суждение на эту тему.




  1. Обобщение.

  1. Каким предстаёт перед нами поэт на портретах и в своих произведениях?

  2. Что нового вы узнали о нём на уроке?




  1. Домашнее задание.

  1. Прочитать стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Андрей Шенье», «Из Пиндемонти».

  2. Проработать таблицу об особенностях реализма.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница