А Надевать Тефилин на голову б Накладывать Тефилин на руку в Прикреплять Мезузу к дверному косяку




страница1/4
Дата07.03.2016
Размер0.57 Mb.
  1   2   3   4
Законы Тефилин, Мезузы, и свитка Торы
В этих законах обсуждаются пять положительных заповедей:
а) Надевать Тефилин на голову.

б) Накладывать Тефилин на руку.

в) Прикреплять Мезузу к дверному косяку.

г) Каждому написать свой свиток Торы.

д) Еврейскому царю написать дополнительный свиток Торы.

Глава Первая1
1. Тефилин – это кожаные коробочки, содержащие четыре отрывка Торы: (Шемот 13:1-10): "Освящай Мне ..."; (Шемот 13:11-16): "И когда приведет тебя ..."; (Деварим 6:4-9): "Слушай Израиль ..."; (Деварим 11:13-21): "Если вы будете слушать ...". [Первую коробочку прикрепляют ремнями] накладывают на голову, [а вторую тоже ремнями] на руку. Даже если отсутствует кончик буквы "Йуд2", весь тефилин некошерный – по закону Торы, пока эти отрывки не будут записаны полностью.
2. Также и два отрывка Торы [которые вкладывают в] мезузу, если хоть у одной буквы неправильно написан даже кончик, эта Мезуза некошерна по закону Торы, пока не будет написана полностью. Также, если у свитка Торы отсутствует хоть одна буква, он некошерен3.
3. Есть десять правил изготовления Тефилин, все они получены Моше на горе Синай4. Все эти детали должны быть соблюдены, иначе Тефилин не будет кошерным. Две детали о написании Тефилин, а восемь – об изготовлении коробок, ремней и их узлов. Вот детали о написании Тефилин: отрывки пишут [черными] чернилами на кожаном пергаменте, называемом "клаф".
4. Как делают чернила? Собирают копоть от дыма горящего растительного масла или смолы или воска и т.д. и перемешивают со смолой дерева добавляя немного меда. Все перемешивают и растирают, пока не получится подобие теста, которое потом сушат на солнце и оставляют так1. А, когда нужно писать, [эти твердые чернила] размачивают в жидкости чернильного ореха или подобной жидкости и пишут этими чернилами. Их можно стереть, и по закону они считаются наилучшими для написания свитков Торы, Тефилин и Мезузы. Но если они были написаны чернилами, сделанными из смеси жидкости чернильного ореха и купороса, хотя эти чернила нестираемы, мицва выполняется и ими2.
5. Что же не считается кошерными чернилами, по закону от Моше с горы Синай? Не годятся чернила не черного цвета, например, красные, зеленые и т.д. Если хоть одна буква свитка Торы, Тефилин или Мезузы написана другим цветом или золотыми чернилами, они некошерны.
6. Из кожи животного можно сделать три вида пергамента: Гвиль, Клаф и Духсустус. Когда берут кожу домашнего или дикого животного, с нее сбривают волосы, кожу солят и обрабатывают с помощью муки и с помощью жидкости чернильного ореха, или подобного вещества, которое вызывает сокращение и затвердение кожи. Полученный пергамент называется Гвиль.
7. Но если, сбрив волосы, кожу делят в толщину на два слоя, как обычно делают кожемяки, тогда более тонкий слой получается со стороны волос, а более толстый – со стороны мяса. Эти куски кожи тоже обрабатывают солью, мукой и жидкостью чернильного ореха, или подобным средством. Та сторона, которая ближе к коже называется Клаф, а та, которая ближе к мясу – Духсустус.
8. По закону, полученному Моше с горы Синай, свиток Торы пишут на Гвиль, со стороны [где раньше были] волосы. Тефилин пишут на Клафе, со стороны мяса. А Мезузу пишут на Духсустусе, со стороны волос. А если написали на Клафе со стороны волос, или на Гвиле или Духсустусе со стороны мяса, это некошерно
9. Хотя Моше на Синай получил закон, как описано выше, тем не менее, после факта, если уже написали свиток Торы на Клафе, он кошерен. Но на Духсустусе свиток Торы некошерен и после факта. А Мезуза, которую написали на Клафе или Гвиле – кошерна, хотя лучше писать на Духсустусе3.
10. Свитки Торы, Тефилин и Мезузы не пишут на коже животных и птиц некошерной породы, но можно писать на коже животных или птиц кошерной породы, даже если они не были убиты кошерным способом, и даже если они трефные [их мясо непригодно в пищу]. Нельзя писать на коже рыбы – она противно [пахнет], и даже после обработки [запах остается].
11. Пергамент для свитка Торы или Тефилин нужно обрабатывать "Лишма1". А если обработали не "Лишма", они непригодны. Поэтому, если их обработал нееврей, они не годятся, даже если ему сказали, чтобы обрабатывал для свитка Торы или Тефилин. Потому что нееврей обрабатывает кожу по своим причинам, а не ради мицвы, как ему говорит нанявший его. Поэтому всё2, что требуется сделать "Лишма", невозможно делать нееврею. А пергамент для Мезузы необязательно делать Лишма3.
12. По закону, полученному Моше с горы Синай, свиток Торы и Мезузу пишут на разлинованном пергаменте4. Но для Тефилин не нужно проводить линии, потому что его отрывки скрыты в коробках [и не так важно, если написано не очень ровно]. Тефилин и Мезузы можно писать по памяти, потому что к этим отрывкам все привыкли [и софер5 не ошибется]. Но в свитке Торы нельзя писать по памяти даже одну букву.
13. Если еретик написал свиток Торы, Тефилин или Мезузу, их сжигают. Если их написал нееврей, или еврей Мумар6, или передающий имущество евреев в руки неевреев, или слуга7, или женщина, или ребенок, они некошерны и их нужно похоронить, как сказано: "И повяжите ... на руку свою ... и напишите ...". Тот, кто не обязан накладывать Тефилин, не может его писать. Если Тефилин нашли в руках у еретика, и неизвестно, кто их написал, их надо похоронить. Но если Тефилин нашли в руках нееврея, он считается кошерным. Нельзя покупать свитки Торы, Тефилин и Мезузы у неевреев дороже, чем они стоят, чтобы те не привыкали их красть.
14. Свиток Торы, Тефилин или Мезузы, которые написали на коже нечистого животного или птицы, или на коже, которую не обработали, как пергамент, и свиток Торы или Тефилин, написанные на коже, обработанной не ради мицвы, все они некошерны.
15. Если человек написал свиток Торы, Тефилин или Мезузу, и во время письма не имел в виду исполнение этой мицвы, или написал Имя Всевышнего не ради Его святости, эти предметы некошерны. Поэтому, даже если, когда он пишет Имя Творца, его приветствует еврейский царь, пусть не отвечает. Если он пишет два или три Имени подряд, может ответить между ними.
16. Тот, кто окунул перо в чернила, пусть не начинает сразу писать Имя Творца1, но может начинать с буквы до него. Если софер пропустил случайно Имя Всевышнего, он может его написать над словами2. Но нельзя писать часть Имени на строчке, а часть над строчкой. А другие слова, которые пропустили, можно написать частично на строчке и частично над строчкой. Этот закон относится только к свитку Торы, но Мезузы и Тефилин [должны быть написаны по порядку, и поэтому] если пропустили даже одну букву, хоронят то, что написали, и пишут заново. Разрешается писать даже Имя Всевышнего на месте, где стирали слова.
17. Когда пишут святые книги, Тефилин и Мезузы, нельзя переворачивать пергамент и класть буквами вниз, но на него кладут полотно или его складывают.
18. Свиток Торы, Тефилин или Мезуза, о которых Софер после продажи сказал, что он не написал Имена Творца с нужной концентрацией, мы ему не верим, [и они кошерны], но он теряет свою плату за них. Почему мы ему не верим? Потому что он наверно хочет лишь расстроить покупателя или своего нанимателя. А он думает, что ему все равно заплатят за работу, кроме цены написания Имен Творца3. Поэтому если он сказал, что сама кожа не была выделана с правильной концентрацией, мы ему верим. В этом случае все знают, что святые предметы, написанные на такой коже, некошерны, и раз он готов потерять всю свою плату, значит, он говорит правду.

19. Писать Тефилин и Мезузы можно только на святом языке прописными еврейскими буквами4. А свиток Торы теоретически можно было бы написать на древнегреческом5, но этот язык больше не используется, поэтому все три святых объекта пишут только на святом языке. Нужно быть острожным при написании чтобы буквы не касались друг друга, – любая буква, не окруженная кожей [свободным пространством] с четырех сторон – некошерна. Любая буква, которую не может прочесть ребенок среднего понимания – некошерна. Поэтому нужно быть острожным, чтобы "Йуд" не был похож на "Вав", а "Вав" на "Йуд"; "Каф" на "Бет", а "Бет" на "Каф"; "Далет" на "Реш", а "Реш" на "Далет" и т.д. Чтобы любой читающий мог быстро читать.


20. Если в пергаменте есть дырка, нельзя на ней писать буквы, кроме как если дырочка такая маленькая, что чернила в нее не проходят. Поэтому можно писать на выделанной коже птицы [хотя на ней остаются малюсенькие дырочки]. Если все-таки есть дырка в букве, если она внутри буквы, например в букве "hей" или "Мем", тогда буква кошерна. А если дырка проходит через ножку буквы, и ножка разделилась на две части, если осталась буква, но меньших размеров, и она не похожа на другую букву, тогда она кошерна. Но если не осталась даже маленькая буква, тогда она не кошерна.
Глава Вторая

1. Как пишут головной Тефилин? Четыре отрывка Торы на четырех пергаментах. Каждый заворачивают и кладут в одну из секций коробочки, сделанной из одного куска кожи. А для ручного Тефилин, все четыре отрывка пишут на одном пергаменте в четырех колонках, потом его заворачивают с конца1, и кладут в одну кожаную коробочку.


2. Нужно быть осторожным, чтобы написать [эти четыре отрывка] с красной строки правильно. Потому, что если "открытые2" красные строки записаны как закрытые, или наоборот, Тефилин3 некошерен. Первые три отрывка записываются "открытыми", а последний – "закрытый".
3. Нужно быть осторожным, чтобы правильно написать слова короткой или длинной формы4. Поэтому если написали лишнюю букву, ее нужно стереть, а если пропустили, то ничего нельзя сделать [и нужно похоронить свиток]. А вот слова, которые записываются коротким или полным способом:
4. В первом отрывке: слово "Бехор" – полное; "Захор" – полное, "Бехозек" – короткое; "hоци" – полное; "Йоцим" – короткое (без "Вава5"); "Йевиаха" – полное; "Веhаэмори" – короткое; "Веhаевуси" – полное; "Лаавотэха" – короткое (без "Вава"); "hаавода" – короткое; "Мацот" – короткое; "hашвии" – полное; "Мацот" – полное1; "Сеор" – короткое; "Гевулеха" – короткое; "Баавур" – полное; "Леот" – полное; "Лезикарон" – полное; "Энэха" – полное; "Торат" – полное; "hоциаха" – короткое (без "Йуда"); "hахазака" – короткое; "Лемоада" – полное2.
8. Нужно быть осторожным, чтобы написать коронки букв, которые выглядят, как [три] маленькие буквы "Заин". Коронки пишутся так же, как это делается при написании свитка Торы. Следующие буквы имеют коронки:
9. В первом отрывке: последняя буква «Мем» в слове «Миямим»3… Но если какие-то из коронок пропущены, или поставлены лишние коронки, Тефилин кошерен.
10. Покупающий Тефилин у не специалиста, должен его проверить. Если купил 100 коробочек Тефилин, нужно проверить два головных Тефилина и один ручной, или два ручных и один головной. Если они кошерны, то на этого человека можно полагаться, и все они кошерны, и не нужно их проверять. Но если Тефилин пришли отдельными партиями, тогда нужно проверять все их, потому что, скорее всего, они написаны разными людьми.
11. Тот, кто написал Тефилин или купил у человека, на которого можно положиться, или купил у любого и проверил, не обязан больше проверять Тефилин много лет4. Все время, пока снаружи Тефилин выглядит хорошо, мы не боимся, что он стал некошерным: одна из букв стерлась, или появились дырочки в пергаменте. Мудрец Гиллель говорил, что свой Тефилин получил от дедушки.
Глава Третья

1. Существует восемь законов относительно изготовления [коробочек и ремней] Тефилин. Все они получены через Моше с горы Синай, и поэтому если хоть один из них не соблюден, Тефилин некошерен. Коробочки Тефилин должны быть кубическими, с одинаковыми диагоналями1. Швы, которыми зашивают Тефилин, тоже должны идти по линии квадрата. У головного Тефилина делают из складок кожи буквы "Шин" справа и слева. Отрывки Торы, которые вкладывают в Тефилин, должны быть завернуты в материал и перевязаны волоском животного. Тефилин зашивают жилами животного. Кожу коробочек Тефилина складывают так, чтобы можно было вставить ремень, и чтобы он проходил свободно2. Ремни должны быть черного цвета, и завязываться [сзади в головном Тефилине] определенным узлом формы буквы "Далет".


2. Как делают головной Тефилин? Берут кусок дерева в форме куба. Но если высота не равна длине и ширине, это тоже подходит3. А ширина и длина обязательно должны быть одинаковыми. На этом бруске делают три разреза [на одинаковом расстоянии], чтобы [на получившиеся четыре выступа натягивать кожу и] получились четыре одинаковые коробочки рядом друг с другом. Берут кожу, мочат ее в воде, вставляют в нее кусочек дерева и растягивают кожу, чтобы она вошла между каждым проемом. На кожу с обеих сторон нажимают так, чтобы получились формы букв "Шин". Справа от накладывающего Тефилин делают [обычный] "Шин" с тремя концами, а слева делается буква как "Шин", но с четырьмя ножками4.
3. Кожу оставляют, пока она засохнет. Потом ее снимают, и получились четыре пустые кожаные коробочки. В каждую вставляют по отрывку Торы и закрывают снизу концом кожи5. Тефилин зашивают и оставляют внизу место, как петля, куда потом вставят ремень. Эта петля называется "Мааборет".
4. А как делают ручной Тефилин? Берут кусочек дерева в форме параллелепипеда, с длиной равной ширине и высотой с палец или немного больше, и покрывают его мокрой кожей. Кожу оставляют, пока она не засохнет. Потом кожу снимают, и в нее кладут все четыре отрывка, а снизу закрывают остатком кожи, и зашивают с четырех сторон, оставив петлю, куда зайдет потом ремень.
5. В каком порядке вкладываются отрывки Торы в головной Тефилин? Последний отрывок (Деварим 11:13-21): "Если вы будете слушать …" вкладывают в самую правую от накладывающего Тефилин коробочку; рядом с ней – (Деварим 6:4-9): "Слушай Израиль ..."; потом (Шемот 13:11-16): "И когда приведет тебя ..."; и, наконец, (Шемот 13:1-10): "Освящай Мне ..." в самый левый отсек. Таким образом, для того, кто стоит лицом к надевшему Тефилин, эти четыре отрывка находятся по порядку Торы справа налево1. А, если отрывки положили в неправильном порядке, тогда Тефилин некошерен.
6. Ручной Тефилин пишут в четырех колонках одного пергамента, по порядку Торы. Но если написали на четырех пергаментах и поместили в одну коробочку [ручного Тефилина], то он кошерен, и необязательно эти четыре пергамента склеивать.
7. Когда заворачивают пергаменты ручного или головного Тефилина, их всегда нужно заворачивать с конца в начало, [чтобы начало свитка было с внешней стороны], и если начнут разворачивать, сразу можно было начать читать.
8. Прежде чем поместить пергаменты в коробочки, их нужно завернуть в кусочек материала2 и обвязать волоском кошерного животного, даже если оно не было убито кошерным способом3, но обычай использовать волос хвоста теленка.
9. Зашивают Тефилин с помощью жил кошерного животного. Берут те жилы, которые ближе к низу ног, и они белого цвета. Если они слишком твердые, их размягчают с помощью камней и так далее, пока не станут мягкими, как лен. Из них сплетают нить и ими зашивают Тефилин и Свиток Торы4.
10. Когда зашивают Тефилин, его зашивают по квадрату, и принято делать по три шва на каждой стороне, всего получается 12 швов. Так делают с ручным и головным Тефилин. Но если сделали всего 10 или 14 швов, это подходит. И нужно делать швы с обеих сторон5.
11. Нужно, чтобы разрез между каждым отсеком головного Тефилин проходил до самой базы, где наложены швы. Если он так низко не проходит, но хотя бы проходит немножко, чтобы было видно, что там четыре отсека, Тефилин кошерен, а, если разрезы вообще незаметны, тогда некошерен. И нужно, чтобы нить прошла через каждый разрез, разделяя отсеки, и принято, что сами жилы, которыми зашивали, проводят по разрезам между отсеками.
12. Как изготовляют ремни для Тефилин? Берут кожаные ремни шириной, как длина семени ячмени, а если ремни еще шире, они подходят. Длина ремней головного Тефилин должна быть такая, чтобы обернуть голову, завязать сзади узел и спускаться с обеих сторон до груди или немного выше1. А длина ремня ручного Тефилин такая, чтобы обернуть его вокруг руки, завязать узел, и после этого, чтобы он достал до среднего пальца2, вокруг которого обматывают три раза. А если ремни длиннее, чем эти размеры, они кошерны.
13. Ремень головного Тефилин вставляют в его "Мааборет", оставляют столько, чтобы обвязать вокруг головы, и завязывают сзади узел по форме похожий на букву "Далет". Каждый мудрец Торы должен знать, как сделать такой узел. Невозможно его описать, но можно только показать. А на ручном Тефилин узел делают в форме буквы "Йуд". И ручной узел должен позволять ремню проводить вверх и вниз, чтобы можно была завязывать Тефилин3.
14. По закону, полученному от Моше с горы Синай, внешняя сторона ремней для ручного и головного Тефилин должна быть покрашена в черный цвет. А обратная сторона ремней, поскольку она не видна, может быть зеленого или белого цвета. Но не следует красить ее в красный цвет, потому, что иногда ремни поворачиваются внутренней стороной наружу, и красный цвет может вызвать неудобство, [будет выглядеть, как будто ремни покраснели от болячек, из которых идет кровь]. И пусть человек покрасит обратную сторону ремней Тефилин в тот же цвет, что и коробочку Тефилин. Но красивее, если коробочка Тефилин и обратная сторона ремней черного цвета4.
15. Кожа, из которой делают Тефилин и ремни, должна быть из кошеной породы животного или птицы, даже если они не были зарезаны кошерным образом или умерли сами, и даже если они трефные. Но если Тефилин или ремни сделали из кожи некошерного животного, или покрыли золотом, он некошерен. Когда выделывают кожу для ремней Тефилин ее нужно выделывать ради святости Тефилин, но кожу коробочек вообще необязательно выделывать1.
16. Делать Тефилин должен только еврей, законы изготовления коробочек и ремней те же, что написания отрывков для него2, поскольку на коже делают букву "Шин", как мы описали. Поэтому если Тефлин сделал или зашил нееврей, они некошерны. И все остальные люди, которые не могут писать отрывки для Тефилин, не могут их делать.
17. Головной Тефилин нельзя превращать в ручной, но из ручного можно делать головной – нельзя никогда уменьшать святость святых предметов3. Также ремни головного Тефилин нельзя использовать для ручного. Эти законы относятся к случаю, когда Тефилин уже хоть раз надевали. Но новый головной Тефилин можно превращать в ручной. А как? Прикрепляют кусочек кожи сверху, чтобы [головной Тефилин] стал выглядеть, как ручной, и [делают ему ремни], чтобы можно было завязать его на руку.
18. Когда у Тефилин порвались швы, которыми он был зашит: если порвалось два шва друг рядом с другом или три шва даже не рядом, тогда Тефилин некошерен. Все это относится к старому Тефилин, но новый Тефилин кошерен, поскольку коробочка держится. Какие Тефилин считаются новыми? Если их подвешивают за то место, что стало отрываться, а они не рвутся дальше. Но если их невозможно подвесить за это место, тогда они уже старые.
19. Если ремни порвались, нельзя их просто привязать или пришить, но их вынимают и хоронят и делают новые4. Во всех случаях, когда оторвались ремни, если не осталось минимального размера, они некошерны5. И пусть надевающий Тефилин всегда будет осторожен, чтобы ремни были черным цветом наружу, и не переворачивались.
Глава Четвертая

1. На какое место надевают головной Тефилин? На место надо лбом около уровня волос1, там, где у грудного ребенка родничок2. И нужно следить, чтобы Тефилин был посередине [не справа и не слева], а на линии между глаз. А узел должен быть сзади на затылке, в высшей части шеи – у основания черепа3.


2. Ручной Тефилин завязывают на середину бицепса левой руки, между плечом и локтем4. Так, что если локтем упереться в талию, Тефилин будет напротив сердца, и будет буквально выполнено (Деварим 6:6): "И будут эти слова на сердце твоем".
3. Тот, кто надевает ручной Тефилин на ладонь или головной на лоб, поступает как саддукеи5. Тот, кто делает круглый Тефилин, не выполняет заповедь6. Левша надевает Тефилин на правую руку, которая для него – левая. Тот, у кого обе руки одинаковые, надевает Тефилин на левую руку. Все законы о надевании и завязывании Тефилин получены в Устном Законе7.
4. Не имеющий головного Тефилин, надевает только ручной, а тот, у кого нет ручного, надевает только головной, поскольку это две разные мицвы. Какое благословение говорят на Тефилин? На головной: "Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам о заповеди Тефилина", а на ручной: "Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам надевать Тефилин".
5. Одно из этих благословений говорят, если надевают только один из Тефилин. Но тот, кто надевает оба Тефилина, говорит одну1 браху: "Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам надевать Тефилин". После благословения он завязывает ручной Тефилин, а потом [без перерыва] надевает головной Тефилин. А снимают Тефилин [в обратном порядке], сначала головной, а потом ручной.
6. Тот, кто сказал благословение на ручной Тефилин и завязал его, не должен разговаривать, и даже отвечать на приветствия собственного раввина, пока не завяжет и головной2. А, если разговаривал, согрешил, и теперь нужно сказать благословение на головной Тефилин: "Благословен Ты, А-ДОНАЙ, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам о заповеди Тефилина", а потом уже его надевать.
7. Каждый раз, когда надевают Тефилин, на него говорят благословение, даже если надевают много раз в день3. Благословение на любую мицву говорят перед выполнением мицвы, поэтому на ручной Тефилин говорят браху после того, как его положили на мускул и приготовились завязать, перед завязыванием, потому что здесь "выполнение" мицвы – это завязывание.
8. Когда Тефилин снимают, чтобы положить в мешочек, не следует класть ручной Тефилин снизу, а головной сверху. Иначе, когда он будет вынимать Тефилин, чтобы снова его надеть, ему сначала попадет в руки головной Тефилин, и ему придется его отложить, потому что сначала он должен надеть ручной. В общем же запрещено откладывать мицву, которая попала в руки, и ту мицву, которая попала в руки, нужно исполнить первой. Поэтому кладут ручной Тефилин сверху, чтобы он попался первым, и Тефилин будут надеты по порядку.
9. Мешочек, который приготовили, чтобы в нем держать Тефилин, если в него хоть раз положили Тефилин, получил святость, и его нельзя использовать для будничных предметов. А если приготовили, но еще ни разу не использовали или его использовали изредка, но не приготовили, чтобы использовать постоянно, он не приобретает святость. Нельзя подвешивать Тефилин, неважно вешают его за его ремень или за коробочку, но можно вешать мешочек с Тефилин.
10. Время надевания Тефилин – днем, но не ночью, как написано (Шемот 13:10): "[И вы будете соблюдать эту мицву] изо дня в день". Имеется в виду мицва Тефилин. В субботу и праздники Тефилин тоже не надевают, как написано (Шемот 13:16): "и будет это знаком", а суббота и праздники сами являются знаками [между нами и Всевышним, и не требуется других знаков]. С какого времени [утром] можно надевать Тефилин? Когда [достаточно рассвело], чтобы узнать [полу-знакомого] человека на расстоянии четырех Амот1. И время Тефилин продолжается до захода солнца2.
11. Если человек надел Тефилин до захода солнца, и после этого стемнело, можно его не снимать даже всю ночь. Но этому закону мы не учим народ, а говорим им, чтобы сняли Тефилин до захода солнца. А тот, кто надевает Тефилин после захода солнца, нарушает запрет, как сказано (Шемот 13:10): "[И будете соблюдать эту мицву] изо дня в день" [но не ночью].
12. Тот, кто шел по пути [в пятницу вечером] с Тефилин на голове, и солнце зашло, и началась Суббота, пусть прикроет Тефилин рукой и идет так, пока не дойдет до дома и там снимет Тефилин. Также если он сидел в Бет Мидраше [в пятницу вечером] с Тефилин на голове, и зашло солнце, пусть прикроет Тефилин рукой, пока не дойдет до дома, и снимет там. А если у стены города есть помещение, где можно оставить Тефилин в сохранности, пусть [не идет до дома], а оставит Тефилин там. А если человеку ночью негде оставить Тефилин и поэтому он его не снимает, это разрешается.
13. Все кто освобождены от чтения Шма, освобождены от заповеди Тефилин. Если сын может носить Тефилин в святости3, отец покупает ему Тефилин, чтобы приучать его к заповедям4. Люди с больным желудком, и все, кому постоянно нужно ходить в туалет или выпускать газы, освобождены от Тефилин. Все ритуально нечистые люди обязаны надевать Тефилин. Мучающийся человек или тот, кто не может концентрироваться, освобожден от Тефилин5. Потому что надевающий Тефилин не должен отвлекаться от него. Коэны, служащие в Храме, Левиты, поющие там, и остальные евреи, народ, который находится там, освобождены от молитвы и наложения Тефилин, [т.к. они заняты мицвой, они освобождены от других мицв].
14. Надевший Тефилин должен часто его касаться, чтобы не отвлечься от него, потому что Тефилин обладает колоссальной святостью, больше чем Циц1. В Цице только одно Имя Творца, а в головном и ручном Тефилин есть по 21-му Имени "Йуд"-"hей2".
15. Для Тефилина требуется чистое тело, поскольку человек не может выпускать газ, пока на нем Тефилин. Поэтому нельзя спать даже немножко, пока надет Тефилин. Но можно опустить голову между колен и поспать, сидя3, прикрыв материалом Тефилин, при условии, что жена человека не там4.
16. Но, если Тефилин снят и сложен, он может спать с ним в руке5. Надевший Тефилин не может есть большую трапезу, но может поесть немножко. А если он зашел есть трапезу, пусть снимет Тефилин, пока не поест, а потом помоет руки после еды, наденет Тефилин снова и произнесет Биркат Амазон в Тефилине.
17. Если человеку нужно в туалет, пусть не оставляет Тефилин в щели в стене на улице, потому что его могут забрать прохожие. Но пусть снимет Тефилин на расстоянии в 4 Амот, даже если ему нужно по-маленькому, и завернет его ремни под одеждой и держит правой рукой около сердца, и зайдет. Нужно следить, чтобы ремень Тефилин не выходил на расстояние Тефах6. А, когда он закончил, пусть отойдет от туалета на 4 Амот, и тогда надевает Тефилин снова.
18. Этот закон относится к постоянному зданию туалета, где [человек ходит сидя], и капли мочи не попадут на Тефилин, но во временный туалет нельзя заходить с завернутым Тефилином, а нужно снять его и отдать другу. Даже в постоянном туалете, нужно, сидя, закончить ходить по маленькому, а, стоя, мочиться можно только в рассыпчатую землю, или по склону, [чтобы брызги не отлетали].
19. Тот, у кого надет Тефилин, и ему понадобилось в туалет близко к вечеру, так, что не осталось времени успеть надеть его снова до захода, не может заходить с Тефилин в туалет, даже если завернет его. Но он должен положить Тефилин в его мешочек, размером в Тефах, или даже в мешочек меньше Тефах, если этот мешочек не выделен специально для Тефилин, и тогда можно заходить в туалет7. Такой же закон относится к человеку, идущему в туалет ночью.
20. Тот, кто забыл и зашел в туалет, не снимая Тефилин, пусть прикроет его рукой, пока не пройдет первый поток мочи или кала, и потом выйдет и снимет его, и вернется и закончит. Потому что очень вредно прерываться посередине первого потока, и это может привести к опасным болезням.
21. Тот, кто забыл и имел сношения в Тефилин, пусть сначала помоет руки, а потом снимает Тефилин, потому что руки могли стать грязными.
22. Тот, кто зашел в баню, если в этом месте стоят одетые люди можно надевать Тефилин. Там, где часть людей одеты, а часть раздеты, нельзя надевать Тефилин, но и снимать его не обязательно. А там, где все стоят раздетые, нужно снять Тефилин, и тем более нельзя его надевать.
23. Пусть человек не идет в Тефилин на кладбище, и, даже подходя на расстояние в 4 Амот к мертвому телу и к могиле, нужно снимать Тефилин, пока не отойдет снова на 4 Амот. Пусть человек не надевает Тефилин, пока не покроет свою наготу и оденется. Тот, кто несет поклажу на голове, снимает головной Тефилин, пока не снимет ношу. Даже тряпку не следует класть на голову, когда у него на голове Тефилин, но можно надеть головной убор.
24. Нельзя иметь сношения в комнате, в которой Тефилин или свиток Торы, пока их не вынесут, или положат в два сосуда, причем второй должен быть не специально выделенный для них1. Но если сосуды специально приготовлены для святых предметов, тогда даже десять таких сосудов считаются, как один сосуд. Если Тефилин положили в два сосуда, можно после этого положить его под подушку, но не под голову, и это разрешается, даже если с человеком его жена.
25. Тефилин обладает огромной святостью. Когда у человека надет Тефилин, он скромен и Б-гобоязнен, и не болтает много пустых разговоров, и не веселится и не думает плохие мысли [о женщинах]. Но он думает только о праведных и правдивых вещах. Поэтому, пусть человек старается носить Тефилин целый день и в этом основная мицва2. Сказали о Раве, ученике святого Ребе,3 что всю жизнь его не видели проходящим 4 Амота без Торы, Цицит и Тефилин.
26. Хотя основная мицва носить Тефилин целый день, особенно важно во время молитвы. Сказали мудрецы: "Тот, кто произносит Шма без Тефилина, как будто произносит лжесвидетельство против себя4". А тот, кто не надевает Тефлиин, как будто нарушает восемь заповедей, четыре повеления в четырех отрывках головного Тефлина, и четыре повеления ручного Тефилин. А о том, кто осторожен в постоянном ношении Тефилин, сказано (Йешаяhу 38:16): "Всевышний с ними, они будут жить".
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница