А константин б юлиан в константин Хлор г диоклетиан




Скачать 289.12 Kb.
Дата12.06.2016
Размер289.12 Kb.
1. Назовите имя римского императора, который в 330 году объявил своей столицей город Византий, переименовав его, что в результате привело к разделу Римской империи на Западную и Восточную:

А) Константин Б) Юлиан В)Константин Хлор Г)Диоклетиан



Пояснение

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашен войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 323 стал единственным полновластным правителем римского государства, христианство сделал господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Константин почитается некоторыми христианскими церквями как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин). В то же время Римско-католическая церковь не включила его имя в список своих святыхфлавий валерий аврелий константин

2. Назовите, когда произошёл раскол Римской империи на Западную и Восточную

А) 385 Б)485 В)395 Г)495

Окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную произошло в 395 году после смерти Феодосия I Великого. Главным отличием Византии от Западной Римской империи было преобладание на её территории греческой культуры. Различия нарастали, и в течение двух столетий государство окончательно приобрело свой индивидуальный обликfile:imperium romanum.png

3. К какой языковой семье принадлежат древние германцы?

А)к Семитской Б)к Дравидийской В) к Баскской г)к Индоевропейской

Пояснение.

Индоевропейская семья включает в себя албанский, армянский языки и славянскую, балтийскую, германскую, кельтскую, италийскую, романскую, иллирийскую, греческую, анатолийскую (хетто-лувийскую), иранскую, дардскую, индоарийскую, нуристанскую и тохарскую языковые группы. При этом италийская (если романские не считать италийскими), иллирийская, анатолийская и тохарская группы представлены лишь мёртвыми языками.

file:satem and kentum languages map in eurasia.png

Индоевропейская языковая семья

4. Как звали главного бога у древних германцев, бога-воителя, но, в то же время, мудрого волшебника, знатока магических рун?

А) Локи Б)Один В)Фрея Г)Бальдер

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идун (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сиф (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.



О́дин или Во́тан (прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz; др.-сканд. Óðinn) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов (саг), царь-жрец, князь (конунг)-волхв (vielus), но, в то же время, бог войны и Победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Супруг Фригг.

Ло́ки (др.-сканд. Loki, также Loki Laufeyjar sonr, нем. Loge) — сын ётуна Фарбаути (Fárbauti, Жестоко-Бьющий) и существа женского рода, называемого Лаувейей (Laufey, Лиственный Остров), также упоминается в качестве бога хитрости и обмана и т. п. качеств в германо-скандинавской мифологии, происходит из рода ётунов, но асы разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Локи имеет несколько хейти (heiti, замена имени), включая Хведрунг (Hveðrungr) — «Прорицание вёльвы», "Перечень Инглингов", Лофт (Loptr) и Лодур (Lóðurr).

Бальдр (др.-сканд. Baldr), или Ба́льдер (также встречается неправильное написание «Бальдур») — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог весны и света.

Бальдр подобен присутствующим в мифологии многих народов божествам умирающей и возрождающейся природы, покровительствующим земледелию или растительности в целом. Такие боги обычны для мифологий и религий народов, живущих или живших на территориях, для природы которых характерна сезонность



Фрейя, Ванадис, Гефна, Хёрн, Мардёлл, Сюр, Вальфрейя (др.-сканд. Freyja — дама; др.-сканд. Vanadís — дочь Ванов; др.-сканд. Gefn, Hörn, Mardöll, Sýr, Valfreyja) — в германо-скандинавской мифологии богиня любви и войны, жительница Асгарда

5. Как у древних германцев звали хитрого и коварного бога огня?

А) Локи б)Один В) Фрея Г) Бальдер

6. Кто, со слов Юлия Цезаря, у древних германцев занимался гаданием и узнавал волю богов даже по вопросам войны?

А) астрологи Б) старые женщины-матроны В) старики-друиды Г)священники

По словам Гая Юлия Цезаря, прорицания у германцев делают матери семейств по жеребьёвым палочкам. О верованиях германцев он пишет так:

"У них нет друидов [жрецов у галлов], руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те [силы природы], которые они видят [собственными глазами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали. "

7) Из каких социальных групп состояло древнегерманское общество?

А) военные вожди Б)рабы В)жрецы Г)воины-дружинники

По словам античных историков древнегерманское общество состояло из следующих социальных групп: военные вожди, старейшины, жрецы, воины-дружинники, свободные члены племени, вольноотпущенники, рабы. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. В первые века н. э. у германцев существовал родоплеменной строй на его поздней стадии развития[30].

Вождь (герцог) избирался на народном собрании для войны. По словам Цезаря:

«Когда племя ведёт наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]… Когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своём намерении предводительствовать [в военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, — тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь.»

Вожди содержались за счёт добровольных пожертвований членов племени. В I веке у германцев появляются цари, которые отличаются от вождей только возможностью наследования власти, весьма ограниченной в мирное время. Как заметил Тацит: «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей — из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом.»

Старейшины (кунинги) осуществляли гражданскую власть: занимались отводом земли, улаживали споры и судили. С появлением в I веке жрецов часть судебных функций перешли к ним. Старейшин избирали на народных собраниях по возрасту, знатности и боевым заслугам. Власть старейшины подкреплялась отрядом в 100 человек.

Вожди и цари содержали постоянную дружину, своих воинов они обеспечивали лошадьми и вооружением. «Что же касается пропитания и хоть простого, но обильного угощения на пирах, то они у них вместо жалованья.» Тем не менее большую дружину можно было содержать лишь за счёт удачных войн и набегов.

Вольноотпущенники обладали личной свободой, но не гражданскими правами в общине. Находились в экономической зависимости от своих бывших хозяев.

Рабы по своему положению приближались к крепостным. Они облагались оброком, в остальном самостоятельно распоряжаясь хозяйством. Хозяин мог убить своего раба безнаказанно. Свободные германцы могли быть обращены в рабы только по их собственной воле, как расплата за проигрыш в кости.

8)Какое древнегерманское племя носило прозвище «длиннобородые»?

А)вестготы Б)франки В)гунны Г)лангобарды

Пояснение

Лангоба́рды, ломба́рды (лат. langobardī, «длиннобородые») — древнегерманское племя. По легенде, чтобы лангобарды казались более многочисленными и чтобы запугать врага, перед битвой лангобардские женщины завязывали свои волосы под подбородком, становясь похожими на бородатых мужчин.

Первоначально жили в Барденгау, на левом берегу нижней Эльбы. К V веку, мигрировав на юг, проникают в Норик, где принимают арианство, чем формально признают себя федератами («союзниками») Империи.

file:lombard state 526.png

Одним из основных источников по ранней истории лангобардов является анонимное сочинение «Происхождение народа лангобардов», которое использовал и Павел Диакон при написании своей «Истории лангобардов».

В 508 году, в ходе второй войны с герулами, разрушили их государство в Моравии, а в 526 году государство гепидов, заняв Паннонию (западная часть Венгрии). В 568 году, под предводительством Альбоина, лангобарды вторглись в Италию, завоевав северную часть страны (нынешнюю Ломбардию) основали Лангобардское государство со столицей в Павии.

file:alboin\'s italy.svg

Лангобардское право («Эдикт») было кодифицировано на латинском языке (впервые издан в 644 году, позже был пересмотрен). После прекращения династии короля Аутари (584—590 гг.) и дочери баварского князя Лиутпранда (713—744 гг.) Теоделинды снова возросло могущество лангобардов. Папы, однако, сумели остановить лангобардов в Италии и успешно препятствовали их стремлению к объединению государства при помощи франков.

Айстульф (740—756 гг.) не мог взять Рим из—за вмешательства франкского короля Пипина (754—755 гг.). Его преемник Дезидерий (756—774 гг.) сдался в 774 году Карлу Великому после семимесячной осады Павии. Государство лангобардов было присоединено к франкскому. Предания лангобардов сохранились в рассказах Павла Диакона, а также упомянуты в «Золотой легенде» (лат. Legenda Aurea).

9. Назовите знаки, которые использовались как письменность у древних германцев?

А) Руны Б)иероглифы В)скоропись Г)латинский алфавит

Пояснение

Ру́ны — письменность древних германцев. Употреблялась с I—II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X—XIII век в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна вплоть до XIX века.



После принятия христианства в странах Северной Европы руны как письменность были вытеснены латиницей. Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем run («тайна»). Всего известно около 5000 рунических надписей, большая часть была найдена в Швеции. Кроме того, в средневековой Европе существовали рунические календари

Руна

Название

Перевод

Транскрипция

1 эттир:

f

Fehu

«скот, имущество»

f, v

u

Uruz

«зубр»

u

th, þ

Þurisaz

«шип, чёрт»

þ

a

Ansuz

«бог»

a

r

Raidu

«путь»

r

k

Kauna

«факел»

k

g

Gebu

«дар»

g, γ

w

Wunju

«радость»

w

2 эттир:

h

Hagalaz

«град»

h

n

Naudiz

«нужда»

n

i

Isaz

«лёд»

i

j

Jara

«год, урожай»

j

ï, ei

Iwaz

«тис»

é (ih-wh)

p

Perþu

«кладезь памяти»

p

r

Algiz

«лось»

-R (-z)

sили runic letter sowilo.svg

Sowilu

«Солнце»

s

3 эттир:

t

Tiwaz

«Тюр»

t

b

Berkana

«берёза»

b

e

Ehwaz

«лошадь»

e

m

Mannaz

«человек»

m

l

Laguz

«озеро»

l

ŋ

Iŋwaz

«Ингви»

ŋ

d

Dagaz

«день»

d, ð

o

Oþila

«наследие»

o

10. Когда франкский король Карл Великий был провозглашён императором? http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/af/karl_den_store_krons_av_leo_iii.jpg/300px-karl_den_store_krons_av_leo_iii.jpg

А)в 899 г. Б)в 800 г. В) в 799 г. Г) в 900 г.

Карл I Вели́кий (лат. Carolus Magnus или Karolus Magnus, нем. Karl der Große, фр. Charlemagne, 2 апреля 742/747[1] или 748[2] — 28 января 814, Ахенский дворец) — король франков с 768 (в южной части с 771) года, король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года, император Запада с 800 года. Старший сын Пипина Короткого и Бертрады Лаонской. По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов. Прозвище «Великий» Карл получил ещё при жизни.

Осенью 800 г. Карл отправился в Рим, где знатные римляне устроили заговор против папы Льва III, арестовав его во время торжественной процессии. Угрожая ослеплением, они требовали от Льва отречься от сана, однако папе удалось сбежать из города и добраться до Падерборна, где в это время находился Карл. По совету Алкуина, Карл обещал папе поддержку. Карл провёл в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и местной знатью. 25 декабря он слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя всё это не стало для Карла неожиданностью, он, по свидетельству Эйнгарда, первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Карл утверждал даже, что, знай он заранее о намерениях Льва III, он бы в тот день не пошёл в церковь, невзирая на Рождество. Делал он это, как видно, для того, чтобы успокоить Константинопольский двор. Ненависть ромейских императоров, тотчас возникшую, Карл, впрочем, перенёс с великим терпением. В конце концов, византийским императорам пришлось признать новый титул владыки франков



11. Франкское государство образовалось на территории А)Восточной Римской империи Б)Западной Римской империи В) Средней Азии Г)Восточной Европыfile:frankish empire 481 to 814-ru.svg

12. Назовите столицу Франкского государства А) Рим Б) Тонгере В)Тулон Г)Аахен

Основание Аахена относится ещё к эпохе римлян, которые заложили город из-за минеральных источников и назвали его Aquisgranum, вероятно, в честь Аполлона Грануса. В первый раз эти источники упоминаются при императоре Александре Севе́ре.

В начале Средних веков Аахен служил резиденцией франкских королей, но своим блеском он обязан Карлу Великому, который в конце 790-х годов сделал Ахенский дворец своей зимней резиденцией, а в 807 — столицей Франкского государства. Карл умер и был похоронен в Аахене в 814. Он почитается как святой покровитель города

file:königsthron aachener dom.jpg

Трон Карла Великого в Дворцовой капелле в Аахене — единственном сохранившемся относительно неприкосновенным фрагменте знаменитого Аахенского дворца. Это уникальный памятник архитектуры времён Карла Великого, который здесь похоронен. На протяжении 600 лет в часовне проходила церемония коронации императоров Священной Римской империи. Капелла дала городу его французское название — Экс-ля-Шапель. Ныне входит в комплекс Аахенского собора (памятник Всемирного наследия).



13. Назовите римского историка I века, написавшего сочинение «Германия»

А) Солон Б)Тацит В) Аристотель Г)Страбон

Пу́блий (или Гай) Корне́лий Та́цит (лат. Publius Cornelius Tacitus, или Gaius Cornelius Tacitus; середина 50-х — ок. 120 года) — древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агри́кола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»).

Вторым произведением Тацита стало сочинение «De origine, situ, moribus ac populis Germanorum» («О происхождении, расположении, нравах и населении Германии») — географический и этнографический очерк о жизни древних германцев и о расположении отдельных племён. Эта работа была написана вскоре после «Агриколы», в том же 98 году — на это указывает упоминание о втором консульстве Траяна. «Германия» условно делится на две части — общую и специальную. В первом разделе Тацит описывает германцев целиком, во втором — каждое племя в отдельности. Тацит подробно описывает нравы германцев, которых ценит достаточно высоко (он пишет не только о недостатках германских племён, но и об их достоинствах по сравнению с римлянами; подробнее см. ниже). Цель написания сочинения неясна — либо это было простое ознакомление с жизнью северных соседей, либо историк преследовал некую определённую цель (желание повлиять на Траяна и убедить его не начинать войну с воинственными племенами; указание на опасность, исходящую с севера, и так далее)[86].

Сочинение является крайне ценным источником по истории древних германцев. Благодаря наличию положительных характеристик древних германцев это произведение использовалось идеологами германского национализма и оказало большое влияние на развитие германского национального движения

14. Что в Западной Европе в Средние века рыцари получали за службу?

А) Земельный надел Б) герб В)крепостных Г) оружие

Фео́д (также — фьеф, лен, лат. feudum, от древненемец. fe — «верность» и od — «владение») — земли (реже — фиксированный доход или право на получение дохода), пожалованные вассалу сеньором в наследственное владение, пользование и распоряжение на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора. Этот вид земельного держания практиковался во времена Средневековья в Европе.



15. Какой властью в своём округе обладал граф во Франкском государстве со второй половины VI века?

А) судебной Б)духовной В)военной Г) административной

Граф (нем. Graf) — королевское должностное лицо в Раннем Средневековье в Западной Европе. Титул возник в IV веке в Римской империи и первоначально присваивался высшим сановникам (например, comes sacrarum largitionum — главный казначей). Во Франкском государстве со второй половины VI века граф (гауграф) в своём округе-графстве/гау (нем. Gau — первоначально, сельская община у древних германцев, численностью ок. 100 человек) обладал судебной, административной и военной властью. По постановлению Карла II Лысого (877) должность и владения графа стали наследственными.

16. Как с арабского переводится название «Ислам»?

А) «предание себя Богу» Б) «истинная вера» В) «радость» Г) «вера избранных»

Исла́м (араб. الإسلام‎‎ [al-ɪsˈlæːm]) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха).



17. В каком веке ислам был сформулирован в проповедях Мухаммеда?

А) в IV веке Б) в V веке В) в VI веке Г) VII веке



18. Выберите, что означает «хадж» в исламе:

А) название поста Б) паломничество в Мекку В) юридические нормы и правила поведения Г) изречения Мухаммеда

Хадж (араб. حَجّ‎‎) — паломничество, связанное с посещением Мекки (Масджид аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время.

19. Назовите, какие существуют предписания в Шариате

А) регулирование отношений между людьми Б)вопросы культа, служения В)юридические нормы и правила поведения Г) изречения Мухаммеда

Шариа́т (араб. شريعة‎‎ [ʃariːʕa(tun)] — (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, канонически-традиционных, морально-этических и религиозных норм ислама.



20. Объясните, что такое суфизм в исламе

А) мистико-аскетическое направление Б)правовые акты В)праздник в исламе Г)молитвы

Суфи́зм или тасаввуф (араб. تصوف‎‎) — мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии.

21. Какое из названных религиозных направлений не относится к исламу?

А) шиизм Б) адвентизм В) ваххабизм Г) суннизм

Адвенти́зм (лат. adventus — пришествие) — религиозное движение, зародившееся в начале XIX века среди групп баптистов, методистов и других протестантов.

22. Какой германский обычай лёг в основу средневекового посвящения в рыцари?

А) вручения оружия Б) принятия крещения В) участия в сражении г) участие в турнире

Пояснение:

Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания означало признание его совершеннолетним; оружие вручал кто-либо из вождей племени, или отец, или родственник юноши. Карл Великий в 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Этот германский обычай лег в основание средневекового посвящения в рыцари, как в члены военного сословия, но был прикрыт римским термином; возведение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс» (лат. cingulum militare).



23. К каким праздникам приурочивали посвящение в рыцари?

А)Рождество Б) Пасха В) Вознесение Г)Иванов день

Посвящение в рыцари или акколада (от фр. accolade — объятие) — церемония, бывшая прежде в употреблении при приеме в рыцарский орден. После принятия посвящения в рыцари в собственном смысле гроссмейстер ордена или совершавший посвящение торжественно обнимал принимаемого, возлагая ему свои руки на шею (лат. ad collum). Позднее это слово стало употребляться для обозначения всего акта рыцарского посвящения или принятия в рыцарский орден. Акколада являлась одной из форм воинской инициации.

Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократической корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов.

Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке «опоясать мечом» и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием — главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: «Будь храбр». Подзатыльник назывался «куле». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое «чучело».

Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковь включила её в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Так установился обычай «ночного бодрствования»: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться. На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, затем возложить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть: опоясывание мечом, «подзатыльник», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал, то есть совершал основной элемент посвящения.

Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам (Пасхе, Рождеству, Вознесению) либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.

Церемония посвящения в рыцарство могла принимать различные формы, например, стук плоской стороной меча на плече кандидата или объятия на шее. При первом случае «избранный» во время обряда становится на колени перед монархом на мягкую подушку. Меч лежит плоской стороной лезвия на правом плече, затем его перемещают над головой посвящаемого и кладут на левое плечо. После этого рыцарь встаёт с колен чтобы получить от короля или королевы знаки отличия его нового статуса.

Посвящение в рыцари - не то же самое, что принесение оммажа и вассальной клятвы. Посвящение в рыцари - это великое событие в жизни средневекового человека. Это был и символический, и правовой акт. Символический - потому что обозначал прохождение инициации, приобщение к славным рыцарским традициям и представлениям о моральном долге. Не случайно в позднее средневековье стандартным возрастом посвящения в рыцари считался возраст соввершенолетия - 21 год. Правовой - потому что означал вступление человека в рыцарское сословие и пользование всеми его правами и обязанностями. Начиная от права на вассальные отношения ( т. е. "священное" право собственности) и заканчивая правом на почетное отрубание головы (а не позорного повешения - как для простолюдинов). Именно поэтому посвящение в рыцари в обычных случаях (исключая посвящения для участия в суде присяжных или на поле боя) было долгой церемонией, сопровождающейся для семьи новоиспеченного рыцаря огромными расходами на "парадную форму" и пиршество по случаю посвящения. Само посвящение происходило в канун больших христианских праздников (Пасха, Рождество) и освящалось церковью. Отсюда - ночное бдение рыцаря у алтаря перед утренней церемонией. Церемония посвящения сопровождалась процедурами переодевания в разные одежды (белую, черную и парадную), процедурами вручения сакральных символов принадлежности к рыцарскому сословию - меча, герба, шпор, шлема, копья. Ключевым моментом посвящения в рыцари была рыцарская клятва на каком-либо кодексе, устанавливающая морально-этические нормы поведения рыцаря. Затем - слова посвящающего (сюзерена, епископа, отца) "Посвящаю ..., сына ..., в рыцари" (это примерные слова). Удар по затылку (в некоторых странах пощечина) носил символический характер. Равно как и и то, что посвящаемый стоял на коленях, а потом (после сакральных слов) посвящающий поднимал его с колен (т. е. делал равным себе) и три раза целовался с ним.

Принесение оммажа и клятвы - это церемония установления вассальных отношений. Оммаж (от homo - человек) означал "принятие в человеки какого-либо сюзерена". Сама церемония оммажа весьма схожа с церемонией посвящения в рыцари. Однако, есть различия.

Будущий вассал (обязательно УЖЕ рыцарь !!!) становился на колени и вкладывал руки в руки будущего сюзерена. Затем кандидат произносил вассальную клятву, в которой обещал исполнять обязанности и соблюдать табу (например, не домогаться жены сюзерена). В ответ на это сюзерен произносил свою клятву, в которой подтверждал права вассала и обещал соблюдать примерно такие же табу. После этого сюзерен поднимал вассала с колен, обнимал его и целовал в губы.

Клятва рыцаря

1. Рыцарю подобает быть верным своей Клятве. В первую очередь – Клятве, данной своему Сюзерену.

Единственно возможным для Рыцаря Чести будет почтительное отношение к своему Сюзерену. Если Рыцарь более сведущ в каких-либо вопросах, он может почтительно дать совет своему сюзерену в разговоре один на один.

Приказы Сюзерена выполняются беспрекословно. Невыполнение приказа Сюзерена равносильно предательству.

2. Рыцарь вправе дать Клятву своей Даме сердца. Данная Клятва не означает того, что Рыцарь не будет выказывать должного почтения к другим Дамам. Также не освобождает она от Клятвы, данной Сюзерену.

Совершенно недопустимым будет высказывание хулительных слов, а также похвальба своими подвигами в присутствии Дам.

3. Достойным чести Рыцаря будет уважение к чужой Клятве, независимо, касается ли это противника, либо друга. Достойный противник достоин уважения, достойный друг достоин уважения вдвойне.

4. Достойный рыцарь может избрать своим служением служение Господу. Пусть же сей Рыцарь достойно служит ему, как умеет, не только Мечом, но и Словом, и Поступком. Пусть же будет он чист в своем Служении, и не отягощает сердце свое иными Клятвами.

Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый. Сначала рыцарство давалось, по германской традиции, в 12, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление отодвинуть его к совершеннолетию, то есть к 21-му году. Посвящение чаще всего совершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай «ночной стражи» накануне посвящения (veillée des armes). Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императоры стремились утвердить это право исключительно за собой.

В XI—XII вв. к германскому обычаю вручения оружия прибавились сначала только обряд подвязывания золотых шпор, облачение кольчуги и каски, ванна перед облачением; colée, то есть удар ладонью по шее, вошёл в употребление позднее. К концу обряда рыцарь вспрыгивал, не касаясь стремени, на лошадь, скакал галопом и ударом копья поражал манекены (quintaine), утверждённые на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви; таким образом стало проникать в обряд христианское начало.

Под влиянием церкви германский военный обряд становится сначала религиозным, когда церковь только благословляла меч (bénir l’epée, в XII в.), а затем и прямо литургическим, когда церковь сама опоясывает рыцаря мечом (ceindre l’epée, в XIII в.). В древних епископских обрядниках различают Benedictio ensis et armorum (благословение оружия) от Benedictio novi militis (посвящение рыцаря). Древнейшие следы посвящения рыцаря церковью найдены в римской рукописи начала XI в., но затем до XIII в. нет следов Benedictio novi militis; можно думать, что этот обряд возник в Риме и распространился оттуда.

Гербовые наплечники-погоны ailettes, носившиеся рыцарями до появления настоящих металлических наплечников, в связи с тем что они, как и тогдашние щиты, были сделаны из дерева и кожи, носились в основном на турнирах и парадах, в отличие от настоящих погон служили лишь для ношения гербов

Удар при посвящении в рыцари впервые упоминается в начале XIII века у Ламберта Ардрского (Lambertus Ardensis), в истории графов де Гинь и д’Ардре. Алапа проникла и в церковный обряд Benedictio novi militis. По епископскому обряднику Гильома Дюран, епископ, после обедни, приступает к благословению меча, который обнаженным лежит на жертвеннике; затем епископ берет его и влагает в правую руку будущему рыцарю; наконец, вложив меч в ножны, опоясывает посвященного, со словами: «Accingere gladio tuo super femur etc.» (да будут препоясаны чресла твои мечом); братски целует нового рыцаря и даёт alapa, в виде лёгкого прикосновения рукой; старые рыцари привязывают новому шпоры; все оканчивается вручением знамени.

Рыцарский удар распространялся во Франции с севера. Современники видели в нём испытание смирения. Для несвободных всадников принятие в рыцари было равносильно освобождению, а потому, вероятно, именно при их посвящении и появляется впервые colée — удар, который надо в таком случае сопоставить с римской формой освобождения per vundictam, сохранявшейся до VIII в. (формула отпуска раба на волю в церкви составлена по формуле освобождения per vindictam; в англо-норманнском праве встречается освобождение в народном собрании графства, путём вручения оружия).

… и Ульрих фон Лихтенштейн (Codex Manesse)

В Германии древний обряд при посвящении в рыцари знает только опоясывание мечом при совершеннолетии (Schwertleite); существование «удара» (Ritterschlag) до XIV в. не доказано. Граф Вильгельм Голландский не был ещё посвящен в рыцари, когда в 1247 г. его избрали римским королём.

Распространение в Германии colée могло быть в связи с французским влиянием при Карле IV. Рыцарский удар теперь получал тот, кто уже раньше владел оружием, тогда как в старые времена вручение оружия при совершеннолетии и посвящение в рыцари всегда совпадали. Простое вручение оружия осталось обязательным для каждого воина; торжественное освящение меча, золотые шпоры и «удар» стали признаком принятия воина в рыцарский орден. Молодой человек, получивший оружие, становится оруженосцем (scutarius, Knappe, Knecht, armiger, écyyer). Но так как рыцарство в социальном отношении замкнулось в высший слой военной знати, то из «оруженосцев» попадают в рыцари только сыновья рыцарей (chevalier, Ritter, knight); несвободные, повышаясь и получая тяжёлое рыцарское вооружение, не называются теперь рыцарями, а попадают в среду знати как низший её слой, под тем же именем «оруженосцев», которое сыновья рыцарей (Edelknecht, armiger nobilis) носят временно, перед посвящением в члены ордена. Рыцарство становится не столько учреждением, сколько — по примеру Франции — идеалом для всего военного сословия средних веков. Поэтому не в анналах, а в поэзии ярче всего запечатлелись образы рыцарей.

Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе. Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе. Вознесение Господне Вознесение Господне Дав ученикам последние наставления, Иисус Христос «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…». Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия человеку Неба, как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о Небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях, и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо — это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/184/

Иванов день считается одним из крупнейших древних праздников, в Европе. До 1770 года он имел статус официального, после чего был признан языческим и отменен. Это, однако, не помешало празднику сохраниться до наших дней в разных своих вариациях.

Согласно поверьям, в ночь на Иванов день, нельзя ложиться спать. Считается, что злые духи могут прокрасться к спящему и испортить ему жизнь на близлежащий год. В эту ночь можно было услышать пение эльфов, что считалось добрым предзнаменованием.

В ночь праздника было принято разжигать огромные костры, стремясь достать до неба и помочь солнцу в борьбе с тьмой. Устраивались соревнования, участники которых старались сделать самый большой костер. В самую середину пламени ставили длинную жердь, украшенную венками и листьями. Крестьяне верили, что вместе с ними на костре сгорят все невзгоды и горести прошедшего года. Самые смелые устраивали состязания по прыжкам через костер. Считалось, что при этом огонь обладал очищающей силой.

Когда все обряды были исполнены, устраивался пир, песни и пляски. Готовилась традиционная для этого праздника сладкая каша, служившая главным угощением Иванова дня. Молодежь веселилась до самого рассвета.



http://cs316628.vk.me/v316628629/22a7/rvh8wr-h17q.jpg

24. Назовите рыцарские доблести

А) тщеславие Б)верность В) честь Г)отвага

Пояснение

У Иоганна Беки (около 1350 г.) сохранилось описание его посвящения в рыцари путём удара. Рыцарь должен быть «m. i. l. e. s.», то есть magnanimus (великодушный), ingenuus (свободорожденный), largifluus (щедрый), egregius (доблестный), strenuus (воинственный). Рыцарской присягой (votum professionis) требуется, между прочим: ежедневно слушать обедню, подвергать жизнь опасности за католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять вдов и сирот, избегать несправедливой среды и нечистого заработка, для спасения невинного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских упражнений, почтительно служить императору в мирских делах, не отчуждать имперских ленов, жить безупречно перед Господом и людьми.



Рыцарские доблести: мужество (pronesse), верность(loyauté), щедрость (largesse), благоразумие (le sens, в смысле умеренности), утончённая общительность, куртуазность (courtoisie), чувство чести (honneur), вольность (franchisse)

25. Объясните, что такое Бугурт

А) рыцарский турнир Б) лишение рыцарского достоинства В) посвящение в рыцари Г) очётный титул



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1d/codex_manesse_%28herzog%29_von_anhalt.jpg/220px-codex_manesse_%28herzog%29_von_anhalt.jpg

Изображение бугурта в Манесском кодексe 1300 год.



Пояснение

Бугу́рт (др.-в.-нем. Buhurt, старофр. bouhourt или buhurt «бить») — рыцарский турнир, в ходе которого две группы рыцарей, вооружённых затупленным оружием (копьями, либо другим турнирным арсеналом, как например: палица, меч, двуручный меч, топор, алебарда, или комбинацией, состоящей из одинаковых типов оружия) сражались друг против друга. Сражение рыцарей один на один называлось рыцарский поединок (нем.) Бугурт являлся как составной частью турнира, так и симуляцией одного из сценариев сражения, а следовательно, подготовкой к подобным ситуациям на войне. Оруженосец мог заслужить шпоры в поле и на бугурте (часть снаряжения, свидетельствовавшая о принадлежности носителя к сословию рыцарей). Как правило, сражающиеся отличали друг друга по разноцветным матерчатым повязкам. На группы делились согласно жребию, а также набирались из так называемых турнирных сообществ. В ходе формирования групп определялось число сражающихся, а также устанавливался приз для победителей. Часто призом становились лошадь побеждённого рыцаря или доспехи или оружие, однако взамен мог быть выплачен денежный эквивалент приза. Некоторым бедным рыцарям поражение на бугурте могло стоить экономической свободы. Только зажиточные победители могли проявить великодушие и позволить проигравшему сохранить своё имущество, а также отказаться от выкупа.

По команде капитанов противоборствующие стороны атаковали группами или один на один и пытались при помощи оружия или рук столкнуть противника с лошади. Громкие крики, шум от ударов и столкновений создавали необыкновенную атмосферу сражения.

Порой бугурты протекали настолько хаотично и были настолько кровавыми, что такие владыки, как, например, Эдуард I, вынуждены были налагать запреты на их проведение.

Никто, кроме собственно рыцаря, не имел права сталкивать противника с лошади. Зрители должны были приходить безоружными и без доспехов. Конюхи (англ.) не имели права приносить с собой ни мечи, ни кинжалы, ни палицы, а герольдам было запрещено прятать оружие под вапенроками (нем.). До свадьбы рыцарь мог принимать участие в турнире от его начала до конца, полные две недели. Профессиональные рыцари, вроде Уильяма Маршала, который к концу своей карьеры спешил порядка 500 рыцарей, могли стать богатыми и уважаемыми людьми. Часто в результате падения с лошади, причиной которого являлся, как правило, удар оружием или толчок, а иногда даже тепловой удар, рыцарь получал травму. В начале XIII века на копья начали надевать безопасные наконечники, а мечи затуплять.

26. Как звали короля, которому Карл Великий в 813 году пожаловал императорский титул и объявил своим соправителем и наследником?file:louis le pieux.png

А) Карл Б) Пипин Короткий В) Лотарь I Г) Людовик I Благочестивый

Людо́вик I Благочести́вый (лат. Hludovicus Pius, фр. Louis le Pieux, нем. Ludwig der Fromme; 778 — 20 июня 840) — король Аквитании (781—814), король франков и император Запада (814—840) из династии Каролингов.

Людовик Благочестивый стал последним единовластным правителем единого Франкского государства. Унаследовав трон после смерти своего отца, императора Карла Великого, Людовик успешно продолжил отцовскую политику реформ, но последние годы его правления прошли в войнах против собственных сыновей и внешних врагов. Государство оказалось в глубоком кризисе, который через несколько лет после его смерти привёл к распаду империи и образованию на её месте нескольких государств — предшественников современных Германии, Италии и Франции. После смерти старших сыновей Карл Великий в 813 году призвал Людовика к себе в Ахенский дворец. Здесь он пожаловал ему императорский титул и объявил своим соправителем и наследником. 11 сентября состоялась торжественная коронация Людовика. В ноябре он отправился обратно в Аквитанию, но в январе 814 года вернулся из-за смерти отца уже в качестве императора франков.

Людовик, став императором, предпринял меры для прекращения беззаконий и произвола чиновников, провёл генеральный сейм, на котором принял многочисленные иноземные посольства, произвёл подтверждение ранее сделанных в пользу Церкви дарений

27. Для чего в Средние века использовали кинжал милосердия?

А) как столовый прибор Б) для хозяйственных нужд В) для проведения операций Г) для добивания поверженного противника



Пояснение

Мизерикорд, мизерикордия, кинжал милосердия (фр. misericorde — «милосердие, пощада») — кинжал с узким трёхгранным либо ромбовидным сечением клинка для проникновения между сочленениями рыцарских доспехов.

Кинжал милосердия использовался для добивания поверженного противника, иными словами — для быстрого избавления его от смертных мук и агонии, либо для убийства противника, бесполезного с точки зрения выкупа. Появился в Западной Европе в XII веке и представлял собою кинжал с узким 3-4-хгранным клинком длиной 20-40 см. Такое же оружие имелось и в Японии, там оно появилось также к XII в. и было известно под названием «ёрои доси» («сокрушитель доспехов»). В то время ёрои доси затыкали за пояс сзади, но позднее стали чаще носить на правом боку. Мизерикорд и ёрои доси использовались для добивания противника и в случае борьбы в доспехах. Наибольшее распространение мизерикорд получил у рыцарского ордена госпитальеров, у которых подобный стилет входил в обязательную часть гардероба.

С прекращением использования полных доспехов мизерикорд также постепенно исчез из военного обихода, уступив место кинжалам с более широким клинком, пригодным для нанесения также рубящих и режущих ударов.



28. В каком году состоялась битва при Пуатье, где франки под руководством Карла Мартелла наносят поражение арабам?

А) 722 Б) 732 В) 742 Г)752

Пояснение

Битва при Туре, также известная как Битва при Пуатье и в арабских источниках как Битва когорты шахидов[4] (араб. معركة بلاط الشهداء‎‎, ma‘arakat Balâṭ ash-Shuhadâ’), произошла 10 октября 732 года поблизости от города Тура, недалеко от границы между Франкским королевством и тогда независимой Аквитанией. В битве столкнулись франкские силы под руководством Австразийского майордома Карла Мартелла и арабскиесилы Омейядского Халифата под командованием Абдур-Рахмана ибн Абдаллаха, генерал-губернатора аль-Андалусии. Франки одержали победу, Абдур-Рахман ибн Абдаллах был убит, а Мартелл распространил впоследствии своё влияние дальше на юг. Хроники IX века, трактовавшие исход битвы как знамение Божьего благоволения к Карлу, дали ему прозвание «Молот» (Martelus), возможно, в память Иуды Маккавея («Молотобойца») времен восстания Маккавеев. Детали битвы, включая её точное место и численность сражавшихся, не могут быть установлены из сохранившихся источников; хотя, согласно легенде, франкские войска выиграли битву без кавалерии.

Следуя летописцам, превозносившим Карла Мартелла как радетеля за христианство, историки до XX века характеризовали эту битву как решающий поворот в сопротивлении исламу. «Большая часть историков XVIII и XIX веков, таких как Гиббон, видели в Пуатье (Тур) знаменательную битву, отметившую наивысшую точку продвижения мусульман в Европе». Леопольд фон Ранке считал, что «Битва при Пуатье была поворотным пунктом одной из самых важных эпох в истории мира».

Хотя современные историки разделяются во взглядах на роль победы — как уверяли Гиббон и его поколение историков — в спасении христианства и предотвращении покорения Европы исламом, битва заложила основание для доминирования в Европе франков и Каролингской империи в следующем веке. «Установление франкского владычества в Западной Европе оформило судьбу континента, и битва при Туре подтвердила это владычество»



29. Когда был заключен Верденский договор о разделе империи Карла Великого?

А) 833 Б) 863 В) 843 Г)853

Верде́нский догово́р (фр. Traité de Verdun, нем. Vertrag von Verdun, итал. Trattato di Verdun) — соглашение о разделе империи Карла Великого, заключённое 10 августа 843 года в Вердене между тремя сыновьями императора Запада Людовика I Благочестивого — Лотарем I, Карлом II Лысым и Людовиком II Немецким.

Земли Франкского государства были разделены между братьями следующим образом:

Лотарю отошли центральные области: северная Италия, земли вдоль Роны и левого берега Рейна, Эльзас, Бургундия, Прованс и некоторые другие, а также императорский титул отца.

Карлу Лысому отошли земли к западу от Рейна: Нейстрия, Аквитания, Васкония, Испанская марка и ряд других.

Людовику Немецкому отошли земли к востоку от Рейна: Алеманния, Саксония, Бавария и ряд других.

Таким образом, в результате раздела образовалось три государства: так называемое Срединное королевство (самое недолговечное государство, которое уже после смерти Лотаря в 855 году распалось на 3 королевства — Лотарингию, Италию и Прованс), Западно-Франкское королевство (примерно в этих границах позднее образовалась Франция) и Восточно-Франкское королевство (примерно в этих границах позднее образовалась Германия).



30. На какие будущие государства распалась империя Карла Великого по Верденскому договору?

А) Италию Б) Францию В) Англию Г) Германию


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница