А. Арно (1612 – 1694), К. Лансло (1615—1695) Франция. Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль. Издали «Грамматика общая




Скачать 462.84 Kb.
страница1/2
Дата19.04.2016
Размер462.84 Kb.
  1   2

  1. А.Арно (1612 – 1694),

К.Лансло (1615—1695)


Франция.

Входили в кружок при женском монастыре Пор-Рояль.

Издали «Грамматика общая (genial) и рациональная (resonné)», содержащая основы искусства речи, изложенные ясным и естественным образом, толкование общего в языках и главные различия между ними.

Общая грамматика: она приложима ко всем языка. На самом деле использовал материал латинского, греческого, древнееврейского языков. Основное внимание уделяется французскому с эпизодическим упоминанием северных языков. «Общая», так как основана на идее общности мышления всех людей. Авторы исходят из логики, категории которой универсальны.



  1. Ф, Бопп (1791 –1867)




Германия

Первый возвел сравнительное языкознание на высоту науки, приняв за основание для сравнения не случайное созвучие слов, но весь общий строй языка, насколько таковой проявляется во флексиях и словообразовании, и первый объяснил, «что сходство языков обозначает происхождение их от одного общего первобытного языка». Занимался изучением санскритского языка, различными изданиями он дал удобные и общедоступные пособия для ознакомления с этим языком.

Основная работа: «О системе спряжений санскрита в сравнении с таковым в греческом, латинском, персидском, и германском языках».

Говоря о системе спряжений, Бопп первым уделяет внимание грамматике в сравнительном языкознании. В работе ставит перед собой две задачи:

1. научно доказать (на фактах) родство индоевропейских языков,

2. раскрыть тайну возникновения флексии (так как древние корни — общие, а флексии никогда не заимствуются).

В работе «о системе спряжений…» Бопп:

1. выводит правила построения слов,

2. восстановливает вид индоевропейского языка на основе сравнения слов из разных языков,

3. ведет поиск про-форм.



  1. Р.Раск (1787-1832)




Дания

Труды в области германистики, балтистики, иранистики, африканистики, ассириологии. Открыл регулярные соответствия между индоевропейскими и германскими шумными согласными (передвижение согласных). Доказал древность языка Авесты и его близкое родство с санскритом. Дешифровал ряд клинописных текстов, занимался изучением происхождения слов.



  1. Я.Гримм (1785-1863)




Германия

Представитель гейдельбергских романтиков (кружок в Гейдельберге в 1805—1809), ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к народной культуре (фольклору).

Опубликованные братьями Гримм книги по истории и грамматике немецкого языка, на фоне многочисленных диалектов последнего, явились стимулом к оформлению германистики и лингвистики (языкознания) в самостоятельную научную дисциплину.

Основоположник мифологической школы в фольклористике (книга «Немецкая мифология», 1875 г.).

Вместе с братом составил знаменитое собрание немецких сказок.

Главный труд жизни братьев Гримм — «Немецкий словарь»; вопреки названию, это фактически сравнительно-исторический словарь всех германских языков.

Изучение исторического развития германских языков дало возможность Я. Гримму выявить закономерности их фонетического развития


  1. А.Х.Востоков (1781-1864)




Россия

Основоположник исторической фонетики, исследователь русского тонического стихосложения, памятников древнеславянской письменности, грамматики славянских, в том числе русского, языка, заложил основы сравнительного славянского языкознания в России, ввёл термин «старославянский язык», выделил три периода истории славянских языков: древний (IX—XIII в.), средний (XIV—XV вв.) и новый (с XV в.). Установил регулярные фонетические соответствия между гласными звуками славянских языков, открыл носовые гласные (юсы) в старославянском. Востоков был автором также грамматик современного русского языка. Ему принадлежат первопроходческие наблюдения в области синтаксиса, проблем общего рода и т. п.

Редактировал и участвовал в составлении «Словаря церковнославянского и русского языка», составил «Словарь церковнославянского языка» (1858—1861), «Опыт областного великорусского словаря» (1852) и «Дополнение» к нему (1858).

Доктор философии Тюбингенского университета (1825) и доктор Пражского университета (1848).




  1. В. Фон Гумбольдт* (1767-1835)




Германия

Политик, дипломат, к лингвистике пришел в XIX в. через философию.

Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 г. университет в Берлине.

Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой (и европейской) гуманитарной мысли своей эпохи.

Его интересовало устройство языков в принципе.

Основные работы:

«Сравнительное изучение языков в эпохах их развития»

«О возникновении грамматических форм, их флияние на развитие идей»,

«Различие строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества»


  1. А.Шлейхер (1821-1868)




Германия

Представил обзор одного фонетического явления (так называемого «зетацизма», то есть одного из видов палатализации согласных) в разных не только родственных, но и не родственных языках (в греческом, санскрите, авестийском, древнеперсидском, латинском, готском, литовском, пракрите, пали, романских и германских языках, кельтском, латышском, славянских, семитических, маньчжурском, мадьярском, монгольском, тибетском и китайском), затем опыт обозрения языков Европы (в том числе и не индоевропейских) с характеристикой их морфологических и семасиологических особенностей.

Относил и языкознание к естественным наукам, считая язык таким же организмом, каким, например, является растение или животное.

Один из творцов современного лингвистического метода, несомненно способствовавшим развитию той точности и строгости, которые теперь ему присущи. Велики заслуги Шлейхера и в области разработки литво-славянских языков, содействовал и освещению славянских языков сравнительно-грамматическим методом



  1. Г. Штейнталь (1823–1899)




Германия

Его работы по общему языкознанию не только подвинули вперед названную науку, но отразились и на разработке отдельных языков.

Штейнталь считается основоположником и наиболее ярким представителем психологизма в языкознании

Основным предметом интереса Штейнталя был язык как проявление психологии народа и «народного духа», что делало его фактическим основоположником этнопсихологии, а в известной степени и этнолингвистики, хотя по сравнению с Гумбольдтом он все более склонялся к изучению индивидуальной психологии.

Научное творчество Штейнталя в основном носило характер синтеза и интерпретации эмпирических фактов, собранных другими учеными, что, впрочем, способствовало сохранению интереса к общей теории языка, во многом утраченного в условиях господства младограмматического эмпиризма.

Штейнталя занимали также проблема происхождения языка. Ученый развивал звукоподражательную теорию в книге «Происхождение языка» (1851); классификация языков, которой посвящена книга «Классификация языков как развитие языковой идеи» (1850); лингвистическая типология – монография «Характеристика важнейших типов строя языка» (1869). Популярностью пользовалась его двухтомная «История языкознания со времен греков и римлян со специальным вниманием к логике» (1863). Штейнталь занимался также китайским языком и языками манде (Западная Африка).



  1. А.А.Потебня* (1835-1891)




Украинский и русский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России.

Деятельность связана с Харьковским институтом.

Много занимался изучением соотношения мышления и языка, выявляя, пpeжде всего на русском и славянском материале, исторические изменения в мышлении народа, также занимался стилистикой фольклора.

Теория внутренней формы слова, на систему грамматики смотрел как на развивающееся историческое явление, ввел понятие грамматической формы, классифицировал части речи на знаменательные, вспомогательные, вещественно-формальные, развел прилагательные в две группы: атрибутивные и предикативные.

Основные работы:

«Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике» и др.



  1. Г.Пауль (1846-1921)




Германия

Младограмматизм

Основная работа: «Принципы истории языка»

Всю грамматику предложил разделять на историческую и описательную (идея легла в основу учения Сосюра), предложил новую классификацию частей речи, исходя из психологических представлений.



  1. Г.Остхоф (1847 - 1909)

К.Бругман (1849 - 1919)


Германия

Младограмматизм

Выпускали издание «Морфологические изыскания», предисловие к 1 выпуску считается «манифестом» младограмматиков. Среди основных положений Остхофа и Бругмана были следующие:


  • Звуковые изменения в языке происходят по «законам, не знающим исключений»: «направление, в котором происходит изменение звука, всегда одно и то же у всех членов языкового сообщества, кроме случаев диалектного дробления, и все без исключения слова, в которых подверженный фонетическому изменению звук оказывается в одинаковых условиях, участвуют в этом процессе»[.

  • Принцип аналогии в фонетических и морфологических изменениях в языке. При этом Остхоф и Бругман подчёркивали, что принцип аналогии может быть только «последним прибежищем» лингвиста, и к нему можно прибегать только если нет убедительных фонетических объяснений.

  • Изучение диалектов, и живых, в том числе бесписьменных языков; оно должно было содействовать развитию исторического языкознания. Согласно знаменитому высказыванию Остхофа и Бругмана, «только тот компаративист-языковед, который покинет душную, полную туманных гипотез атмосферу мастерской, где куются праиндоевропейские праформы и выйдет на свежий воздух осязаемой действительности» сможет понять принципы фонетических и морфологических изменений в языке и применить их к более древним этапам его истории.




  1. Ф. Ф.Фотрунатов (1848-1914)




Россия

Младограмматизм, основоположник Московской лингвистической школы.

Труды по истории индоарийских, балтийских и славянских языков, индоевропеистике, теории грамматики; обширная педагогическая деятельность.

Наиболее известны исследования Фортунатова в области индоарийской и балтославянской исторической фонетики, и в особенности балтославянской исторической акцентологии, которую он начал изучать один из первых. Его именем названы два звуковых закона: «закон Фортунатова», описывающий условия возникновения древнеиндийских ретрофлексных звуков, и известный «закон Фортунатова-де Соссюра», относящийся к балтославянской исторической акцентологии и описывающий эволюцию одного из типов ударения в балтийских и славянских языках.

В ряде работ им были высказаны оригинальные теоретические взгляды по общей морфологии. Они касаются прежде всего таких понятий, как грамматическая форма, словоизменение, словообразование и формообразование, а также классификации частей речи. Фортунатов обратил внимание на различие грамматических и неграмматических значений и на особый характер выражения этих значений в языках флективного типа; к Фортунатову восходит также популярное в отечественной грамматической традиции противопоставление «словоизменения» и «формообразования», а также «синтаксических» и «несинтаксических» грамматических категорий. Он особенно подчёркивал роль морфологических коррелятов языковых значений и, в частности, предложил нетрадиционную классификацию частей речи, основанную практически только на морфологических критериях.


  1. А.А.Шахматов (1864 – 1920)




Россия

Младограмматизм

Московская филологическая школа

В 1894 Шахматов выбран адъюнктом Академии наук. С 1897 — экстраординарный академик; с 1898 — член Правления Академии наук, с 1899 — действительный член Академии наук. В 1896 под фактическим руководством Шахматова было возобновлено академическое периодическое издание — Известия Отделения русского языка и словесности Императорской (затем — Российской) Академии наук. В 1903 Шахматов выступил одним из инициаторов съезда русских филологов и выработал программу академической «Энциклопедии славянской филологии. В 1906 избран председателем Отделения русского языка и словесности Академии наук. С 1906 — член Государственного совета и Государственной Думы от академической курии.Профессор Петербургского университета (1909—1920). Член Общества любителей древней письменности и искусства (1895), Русского географического общества (1896), Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1896), Общества любителей российской словесности при Московском университете (1899), Русского библиологического общества (1900), Археографической комиссии (1900). Управляющий 1-го (русского) отделения Библиотеки академии наук (1899). Член Сербской Академии наук (1904), доктор философии Пражского университета (1909), доктор философии Берлинского университета (1910), член-корреспондент Краковской Академии наук (1910) и др.

Основоположник исторического изучения русского литературного языка, создал базу для современной интерпретации праславянской фонологической системы в ее развитии; разработал историческую морфологию русского языка, его учение о грамматических формах слов, частях речи, словосочетаниях, типах предложения, соотношении морфологии и синтаксиса — важный вклад в теоретическую лингвистику; детально проследил историю древнерусского летописания XI—XVI вв., впервые применив в этой области сравнительно-исторический метод, заложил основы текстологического изучения летописей и теоретический фундамент текстологии как науки.

Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Академии наук стало центром отечественной филологии. По инициативе Шахматова Академия наук издала монографии, словари, материалы и исследования по кашубскому, полабскому, лужицкому, польскому, сербскому, словенскому языкам. В 1897 Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917—1918.




  1. Г. Шухардт (1842-1927)




Австрия

Младограмматизм

Теория: все языки скрещиваются и могут друг у друга что-то заимствовать – конвергенция.

Утверждал, что нет языков, которые бы не скрещивались,

стал главным представителем школы «Слов и вещей»


  1. Ж.Жильерон (1854-1926)




Швейцария

Младограмматизм.

Основоположник школы лингвистической географии, автор метода картографирования диалектных явлений.

Лингвистическая география занимается созданием лингвистических карт и атласов.

Учение пространственной языковой непрерывности


  1. И.А.Бодуэн де Куртенэ*(1845-1929)

Россия, Польша.

Казанская, Петербургская школы.

В своих работах доказал, что сущность языка — в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты

Создал теорию фонем и фонетических чередований.

Бодуэн де Куртенэ первым начал применять в лингвистике математические модели. Доказал, что на развитие языков можно воздействовать, а не только пассивно фиксировать все происходящие в них изменения. На основе его работ возникло новое направление — экспериментальная фонетика.

Подготовил третью и четвёртую редакции словаря В. И. Даля, уточнив этимологии, исправив разделение на гнёзда (у Даля часто произвольное), а также пополнив его новыми словами, в том числе внеся отсутствовавшую у Даля вульгарно-бранную лексику.



  1. Н.В.Крушевский (1851 – 1887)

Россия, Польша

Лингвистическая деятельность Крушевского была связана прежде всего с построением общей языковой теории и обобщением фактов. Первая его диссертация посвящена гуне (типу чередований в санскрите и старославянском), и там предложена общая теория фонетических чередований. Согласно свидетельству Бодуэна, именно Крушевский (в устном общении) предложил термин фонема в том смысле, который в него вкладывается в фонологии. Наработки Крушевского в этой области были активно продолжены Бодуэном в 1890-е годы.

Выступал за исследование (причём не строго синхроническое) новых языков и их закономерностей. Соответственно языковые законы Крушевский находил не только в фонетических изменениях (как младограмматики), но и в синхронном состоянии языка. Сформулировал (в иных терминах) понятие синтагматических и парадигматических отношений между единицами. Впервые, задолго до Соссюра, выдвинул тезис: «Язык есть не что иное, как система знаков».


  1. В.А.Богородицкий (1857 - 1941)

Россия

Казанская лингвистическая школа. Член Парижского лингвистического общества.

Основал первую в мире лабораторию экспериментальной фонетики.

Помимо исследований в области экспериментальной фонетики русского, татарского и других языков (которыми Богородицкий стал заниматься один из первых в мире), ему принадлежат популярные в первой половине XX веке и многократно переиздававшиеся учебники «Общий курс русской грамматики» (1904), «Лекции по общему языковедению» (1907) и др., содержащие, наряду с пересказом традиционных младограмматических концепций, отдельные оригинальные положения, касающиеся природы языковых изменений, анализа структуры слова и др.

В. А. Богородицкий является автором принятых и в настоящее время терминов переразложение и опрощение, относящихся к диахронической морфологии.


  1. Ф.де Соссюр* (1857-1913)

Швейцария

«Мемуар о первоначальной системе гласных индоевропейских языков»

Отстаивал системность изучения.

Ученики Соссюра издали книгу с его лекциями «Курс общей лингвистики», которая полностью переворачивает все учение младограмматиков.

«Рассуждение об изменчивости и неизменности знаков»

Выделил два типа исследований:

- диахронический

- синхронический

Одно из положений Соссюра - различение между знанием языка его носителем и использованием языка в повседневных ситуациях. Соссюр подчеркивал, что лингвисты должны отличать набор единиц, образующих грамматику языка и используемых всеми его носителями при построении фраз на данном языке, от конкретных высказываний конкретных говорящих, которые вариативны и непредсказуемы. Общий для всех говорящих набор единиц Соссюр называл языком (la langue), а конкретные высказывания индивидуальных носителей языка — речью (la parole). Именно язык, а не речь является истинным объектом лингвистики, поскольку адекватное описание языка должно отражать систему элементов, известную всем его носителям.


  1. А. Сеше (1870 – 1946)

Швейцария

Вместе с Шарлем Балли в 1916. издал «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра посмертно.

Одно из первых исследований истории граммемы в системном контексте, переосмысление и критика курса общей лингвистики, предлагал выделить 3 направления:

- синхроническая лингвистика,

- диахроническая лингвистика,

- лингвистика организованной речи




  1. Ш.Балли (1865 – 1947)

Швейцария

Язык – есть продукт временного равновесия.

Также как и Соссюр считал, что следует заняться синхроническим типом исследования, но был в этом строг, рассматривал отдельно речь и язык, рассматривал лингвистику речи. Основатель новаторского учения о слове.


  1. А.Мейе (1866-1936)

Франция

Изучал праиндоевропейские языки

Говорил, что его можно изучать и как язык (ценность), и как систему диалектов.

К возмущающим факторам он относил проблему субстрата.

Считал, что язык является достоянием общественности


  1. Ж.Вандриес (1875-1960)

Франция

Был учеником Мейе, был близок к нему по взглядам

Автор книги «Язык»

В ней есть различные главы, посвященные грамматике, семантике, фонетике, сравнительно-историческому языкознанию, внешней лингвистике. Его интересовала связь языка и социологии.

Рассматривал проблему языковой нормы.


  1. .В. Брендаль (1887 - 1942)

Дания

Датский структурализм

Специалист по романскому и общему языкознанию. В своих работах дал опыт построения универсальной грамматики на логических принципах; особый интерес представляет его монография о предлогах.


  1. А.Гардинер (1879 - 1963)

Англия

Рассматривал проблему взаимоотношения языка и речи (в речи отображаются те индивидуальные отличия, которых нет в языке), проблема изучения грамматических построений, внес большой вклад в теорию египетского языка



  1. К.Бюлер (1879 - 1963)

Германия

Рассматривал проблемы психологии чтения.

Ввёл понятие коннотации, одним из первых начал исследование дейктических единиц языка, предложил теорию речевого акта. Создал строгий и более точный метод в языке – аксиоматический. 4 аксиомы:

- Необходимо построить модель языка, как органон

- Знаковая природа языка

- Разграничивание языка и речи

- Слово и предложение – 2 типа языковых структур


  1. Л.Ельмслев (1899 - 1965)

Дания

Датский структурализм

Разработал оригинальную структуралистскую теорию со значительной математической составляющей (глоссематика),


  1. Н.С. Трубецкой (1890 - 1938)

Россия

Пражский лингвистический кружок.

«Учение о фонеме», основоположник морфонологии, ввел понятие «дифференциальный признак фонем», понятие постоянной и нейтральной оппозиции, один из основоположников и теоретиков евразийства. Труды Н.С. Трубецкого были посвящены “русскому национальному вопросу”, они имели большое значения для движения, так как ученый-филолог на материале, предоставляемом языком и литературой, мог определять “структурные и функциональные особенности культуры”, ее развития. Трубецкой, обращаясь к истории русского литературного языка в контексте обращения ко всей русской истории и культуре, делает вывод, что только этот язык посредством церковнославянского языка стал преемником “общеславянской литературно-языковой традиции”.


  1. В.Матезиус (1882 - 1945)

Чехия

Пражский лигвистическийкружок (основатель).

Учение об актуальном членении предложения, самое главное – передать актуальную информацию, тема, рема, различные средства передачи информации:

- порядок слов,

- интонация,

- специальные слова,

- залоговые трансформации.

Идеи в области функционального подхода к языку. В истории языкознания вообще выделял две линии — «сравнительно-историческую» и «гумбольдтианскую», включающую и психологическое направление.



  1. Р.О. Якобсон (1896 - 1982)

Россия, Чехия, США

Пражский лингвистический кружок, Московская лингвистическая школа (основтель).

Исследование особенностей языка поэта-футуриста Велимира Хлебникова, провозгласил, что «поэзия есть язык в эстетической функции» и поэтому «безразлична в отношении описываемого ею объекта».

В исследовании, посвященном сопоставлению русской и чешской систем стихосложения, сосредоточивает внимание на звуковых сегментах слов, именуемых фонемами, которые не имеют собственного значения, но их последовательности являются важнейшим средством выражения значений в языке. Интерес к звуковой стороне языка привел Якобсона к созданию новой отрасли лингвистики – фонологии, предметом которой являются дифференциальные признаки звуков, из которых состоят фонемы. Якобсон установил 12 бинарных акустических признаков, составляющих фонологические оппозиции, которые, по его утверждению, являются языковыми универсалиями, лежащими в основе любого языка. Основы еще одного нового направления в науке – нейролингвистики – заложены в работе Якобсона об афазии, в которой он связывает нарушения речи с данными неврологии о структуре мозга. Это исследование обеспечило физиологическое обоснование его учению о метафоре (оси комбинации) и метонимии (оси селекции) как о двух основных противопоставленных друг другу способах упорядочения языковых единиц, определяющих также различие между поэзией и прозой. Это противопоставление вскоре стало неотъемлемой частью терминологического аппарата современного литературоведения.



  1. Й. Коржинек (1899–1945)

Чехия

Пражский лингвистический кружок

Понимал язык как ту же речь, но рассматриваемую на более абстрактном уровне, "соотношение между языком и речью представляет собой просто отношение между научным анализом, абстракцией, синтезом, классификацией, т. е. научной интерпретацией фактов, с одной стороны, и определенными явлениями действительности, составляющими объект этого анализа, абстракции и т. д.,- с другой", говорил, что есть языки, в которых представлен и агглютинативный, и флективный, и изолирующий типы.


  1. Е.Д.Поливанов (1891 - 1938)

Россия

Петербургский лингвистический кружок

Внёс большой вклад в языковое строительство в СССР: разрабатывал алфавиты якутского, азербайджанского и узбекского языков, кодифицировал эти и другие языки, участвовал в становлении образования на местных языках. Автор системы кириллической транслитерации японского языка, известной как «система Поливанова». Выпустил «Введение в языкознание для востоковедных вузов», первый подобный учебник в СССР, «Грамматика современного китайского языка», «Грамматика японского разговорного языка», перевёл на русский язык киргизский народный эпос «Манас», работал над проблемами миграции сюжетов. Вместе с Ю. Н. Тыняновым, Б. М. Эйхенбаумом и другими известными литераторами стал основателем и участником «Общества изучения поэтических языков» (ОПОЯЗ). Первым разработал лингвистические («Русская грамматика в сопоставлении с узбекским языком», 1933) и методические («Опыт частной методики преподавания русского языка», 1935) основы обучения русскому языку тех, для кого он не является родным. Поливанову принадлежит ряд работ по общим вопросам лингвистической поэтики, а также поэтике восточных литератур (тюркской, китайской, японской).

Поливанов совмещал научную деятельность с активной общественно-политической деятельностью. Он принял революцию и участвовал в гражданской войне и последующем переустройстве общества. Убеждённый интернационалист и борец за развитие малых языков, Поливанов много работал в области языкового строительства: особенно много он сделал для развития литературных языков Средней Азии, в частности, узбекского и дунганского.




  1. Г.О. Винокур (1896 - 1947)

Россия

Московская лингвистическая школа

Большинство лингвистических работ посвящено русскому языку, однако его немногочисленные общелингвистические работы отражают четкую теоретическую концепцию; согласной ей, лингвистика делится на науку о языке и науку об отдельных языках; наука о языке «вообще» может отвлекаться от истории, но наука о языках должна изучать их историческое развитие.

Значителен вклад Винокура в частные разделы языкознания, прежде всего в теорию словообразования, немаловажным эпизодом которой был спор о принципах членимости слова, инициированный статьей Винокура 1946 Заметки по русскому словообразованию. В этой статье предлагалась различная трактовка слов с уникальными основами (типа малина, буженина) и уникальными суффиксами (типа пастух, песня): первые предлагалось считать непроизводными в отличие от вторых. А.И.Смирницкий двумя годами позже, уже после смерти Винокура, обосновал их единообразную трактовку (принятую ныне) как производных. Интересна также статья Винокура о частях речи в русском языке (издана посмертно в 1959), где рассмотрены общие принципы деления лексики по частям речи и построена последовательно морфологическая классификация частей речи для русского языка, оказавшаяся весьма отличной от традиционной.

Винокур был одним из создателей истории русского литературного языка как особой дисциплины (Русский язык: исторический очерк, 1945). Много занимался вопросами стилистики и культуры речи (Культура языка, 1929), анализируя, в частности, теоретические основы стилистики как особой лингвистической дисциплины.

Литературоведческие работы Винокура посвящены поэтическому языку, принципам построения научной поэтики, языку и стилю А.С.Пушкина. В.В.Хлебникова и др. Ему принадлежала инициатива создания Словаря языка Пушкина; он разработал концепцию этого словаря и был первым руководителем работы по его составлению. Многими идеями (рассмотрение истории языка в системе, изучение стилистической функции языка, интерес к поэтическому языку и др.) Винокур был близок к Пражскому лингвистическому кружку, особенно к Р.О.Якобсону.



  1. В. В.Виноградов (1895 - 1969)

Россия

историк церковного раскола, достаточно рано Виноградов активно выступает и как лингвист; он стал одним из последних учеников А. А. Шахматова (работа о фонеме ять в северных говорах). До 1929 работал в Петербурге, где учился у Л. В. Щербы, но затем переехал в Москву и создал собственную лингвистическую школу (т. н. виноградовскую школу русистики). В своих работах он продолжал традиции русского дореволюционного языкознания, скептически относясь к структурализму и другим влиятельным направлениям лингвистики XX века; для его работ характерно внимательное отношение к конкретному языковому материалу, прежде всего русского языка и в особенности русского языка классической художественной литературы (практически все его лингвистические работы посвящены именно русистике; значение Виноградова как лингвиста-теоретика сильно преувеличено его последователями, что не умаляет других его заслуг). Одна из самых интересных и оригинальных его работ — не вышедшая отдельным изданием при жизни «История слов» (1-е изд. 1994), посвящённая истории возникновения и развития семантики русских слов, со множеством редких примеров; в этой области до сих пор сделано не очень много. Виноградов был автором широко цитируемой книги «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (написанной в основном в 1930-х гг. и в переработанном виде опубликованной в 1947), за которую ему и была присуждена Сталинская премия. Под его редакцией была подготовлена «Грамматика русского языка» (1952—1954), первая «академическая грамматика» русского языка, созданная в советский период.

Виноградов — автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. В. В. Виноградов напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку — «Русская наука о русском литературном языке» (1946). Посмертно вышел также сборник избранных работ В. В. Виноградова по истории русских лингвистических учений, рекомендуемый в качестве учебного пособия по одноимённому курсу и выдержавший уже 2 издания.


  1. Ф.Боас (1858 - 1942)

США

Американский дескриптивизм.

Первоначально специализировался как физик и географ, впоследствии обратился к изучению неевропейских обществ и культур, стремясь внести в эти области строгость естественнонаучной методологии.

Занимался этнолингвистикой, возникшей на стыке лингвистики и антропологии. Его лингвистика была синхронной. Задавался вопросом «Что из себя представляет слово?».



  1. Л.Блумфилд (1887 - 1949)

США

Американский дескриптивизм - основатель.

Считал, что существуют речевые и неречевые стимул и речевые и неречевые реакции. Основной аспект лингвистики – речевой отрезок. Говорил, что надо изучать семантику, разработал процедуру лингвистического анализа:

- находить в текстах сходные формы,

- обратиться к информанту с вопросом о значениях этих отрезков.


  1. З. Харрис (1909 - 1992)

США

Американский дескриптивизм

Иллюстрировал важность дистрибуции, рассматривал вопрос о фонемах и морфемах, ввел понятие трансформации, разрабатывал методологию дискурсивного анализа, основанного на теории информации.


  1. Э. Сепир* (1884 - 1939)

США

Американский дескриптивизм

Достижения в лингвистической типологии, фонологии, социолингвистике. Исследовал многие индейские языки Северной Америки, выдвинул ряд гипотез об их генетических связях. Занимался типологическими характеристиками языков, многомерной классификацией. Его работы оказали влияние на американский дескриптивизм, но во второй половине века активно использовались и представителями функционального и генеративистского направления.

В своих работах Сепир высказывал некоторые идеи, близкие «гипотезе лингвистической относительности», которую затем наиболее последовательно сформулировал Бенджамин Ли Уорф




  1. Б.Уорф*(1897- 1941)

США

Американский дескриптивизм

Страховой агент, впоследствии пришедший к изучению особенностей языка. Автор гипотезы «лингвистической относительности» - гипотеза, постулирующая прямую зависимость категорий мышления от категорий языка.


  1. А.М.Пешковский (1878 - 1933)

Россия

Московская лингвистическая школа

Книга «Русский синтаксис в научном освещении», где сумел найти проницательные решения многих трудных проблем русского синтаксиса (пусть и сформулированные часто намеренно «бесхитростным» и «ненаучным» языком).

К основным идеям Пешковского принадлежит характерное и для последующей русской традиции представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление выделить значения, выражаемые синтаксическими конструкциями, а не простое формальное описание этих конструкций. Пешковский вплотную подошёл к использованию «древесного» представления синтаксической структуры в виде дерева зависимостей; он один из первых широко пользовался лингвистическим экспериментом и «отрицательным» языковым материалом. Пешковский также может считаться одним из открывателей необычайно важной для русского языка области «малого синтаксиса» и идиоматичных синтаксических конструкций, глубокое исследование которой по существу началось только в последней трети XX века. Наконец, Пешковский — один из пионеров изучения русской интонации, как в книге, так и в ряде специальных статей, доказывавший ее фундаментальную роль для описания русского синтаксиса.



  1. Д.Н.Ушаков (1873 - 1942)

Россия

Известен своими работами по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. В написанной им в 1911 году книге «Русское правописание» было проанализировано соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи. В этом труде Д. Н. Ушаков впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии, а в 1917—1918 годы он стал активным участников составления проекта орфографической реформы, работой по созданию 4-томного «Толкового словаря русского языка.



  1. Н.Я.Марр (1865 - 1934)

Россия

Внёс большой вклад в историю, археологию и этнографию Грузии и Армении. Создатель «нового учения о языке», или «яфетической теории».

Издал грамматику древнеармянского языка (грабара), а в 1910 г. - работу «Грамматика чанского (лазского) языка с хрестоматиею и словарем» интересовался вопросами генетической связи языков Кавказа и выдвинул ряд гипотез о родстве их с семитскими и баскским. Общим ярлыком для предполагаемой языковой семьи стал введённый Марром термин «яфетические языки»; впоследствии содержание этого понятия в трудах Марра и его последователей сильно менялось.

Высказал несколько верных соображений, указав на важность типологического и социолингвистического подхода к изучению языковых фактов.



  1. Н.Ф. Яковлев (1892 - 1974)

Россия

Занимался разработкой алфавитов для бесписьменных (или имеющих практически неудобную арабицу) языков СССР (принимал также участие в комиссии по латинизации русского письма). Разработал математическую формулу алфавита в соответствии с фонологической системой языка. Ему принадлежит известное определение создателей алфавитов (таких, как Ульфила, Месроп Маштоц, Кирилл и Мефодий) как «стихийных фонологов». Предложил диграфы и вспомогательные знаки для письменности кавказских языков (написания вида къ, кI). Автор работ по описанию языков Кавказа.



  1. Л.В. Щерба* (1880–1944)

Россия

Петербургская лингвистическая школа

Специалист по фонетике и фонологии, развил воспринятую им от Бодуэна концепцию фонемы и разработал оригинальную «ленинградскую» фонологическую концепцию, основал фонетическую лабораторию в Петербургском университете, старейшую из ныне существующих в России, предложил оригинальную концепцию языка и речи, отличную от концепции Ф. де Соссюра, введя разграничение не двух, а трех сторон объекта лингвистики: речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. Щерба в то же время ставил вопрос о речевой деятельности говорящего, позволяющей ему производить ранее никогда им не слышанные высказывания. Рассмотрение Щербой вопроса об эксперименте в лингвистике. Лингвистический эксперимент, в понимании Щербы, – это проверка правильности/приемлемости языкового выражения, построенного исследователем на основании некоторой теоретической концепции. Арбитром при этом может выступать либо сам исследователь (если исследуется хорошо известный ему язык), либо носитель языка (информант), либо специальным образом отобранная группа информантов. Получаемые в ходе эксперимента суждения о неправильности/неприемлемости построенных выражений превращают эти выражения в отрицательный языковой материал (термин Щербы), являющийся важным источником сведений о языке. Понимаемый таким образом лингвистический эксперимент является методологической основой современной лингвистической семантики и прагматики, одним из важнейших методов исследования в полевой лингвистике (изучении бесписьменных языков), а отчасти и социолингвистике; его осмысление сыграло значительную роль в формировании теории лингвистических моделей в 1960-х годах.

Щербой была поставлена проблема построения активной грамматики, идущей от значений к выражающим эти значения формам (в отличие от более традиционной пассивной грамматики, идущей от форм к значениям). Занимаясь лексикологией и лексикографией, он четко сформулировал важность разграничения научного и «наивного» значения слова, предложил первую в отечественном языкознании научную типологию словарей. Как лексикограф-практик он (совместно с М.И.Матусевич) был автором большого Русско-французского словаря.



  1. Р.И.Аванесов (1902 - 1982)

Россия

Московская лингвистическая школа

Основные труды посвящены исторической и описательной русской диалектологии, истории русского языка, исторической и описательной фонетике, фонологической теории, русской орфоэпии и орфографии.

Многие годы возглавлял всю диалектологическую работу в Москве. Аванесов ежегодно участвовал в диалектологичеких экспедициях, а потом и руководил ими. Был вдохновителем грандиозной работы по сбору сведений о русских говорах и созданию диалектологического атласа русского языка.

Теоретические взгляды Аванесова в области диалектологии нашли отражение в его «Теории лингвистической географии», а также в «Программе собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка». Вступительные статьи Аванесова к «Атласу русских народных говоров» легли в основу теоретических постулатов Московской школы лингвистической географии.

По его программе изучали русские говоры на огромной территории — от юга Архангельской области до Дона, от территорий вокруг Новгорода, Пскова, Смоленска до восточных берегов Волги и прилегающих районов Заволжья. Эту работу проводил сектор диалектологии Института русского языка АН СССР в тесном сотрудничестве с Рубеном Ивановичем, который после слияния этого сектора с сектором истории русского языка возглавил исследования. По учебнику Аванесова и В. Г. Орловой «Русская диалектология» готовят филологов и сейчас.

Вместе с П. С. Кузнецовым, В. Н. Сидоровым, А. А. Реформатским разработал теорию фонем, которая легла в основу концепции фонетики и фонологии Московской фонологической школы. Чрезвычайно полезным оказался данный подход для развития теории письма. Классический труд Аванесова — «Фонетика современного русского литературного языка».

Уникален вклад Аванесова в теорию русской орфоэпии: до сих пор настольной книгой любого лингвиста-русиста является его «Русское литературное произношение», выдержавшее шесть изданий.

Под редакцией Аванесова издавался «Словарь древнерусского языка XI—XIV вв.»


  1. И.И.Мещанинов (1883 - 1967)

Россия

Занимался исследованием эламского, грузинского, хеттского и семитских языков. Археологическая работа в Закавказье обусловила интерес Мещанинова к урартскому языку, который он сохранял до конца жизни. С конца 1920-х годов ученый сосредоточился на лингвистике. Первые его лингвистические работы (Введение в яфетидологию, 1929) развивали «новое учение о языке» Н.Я.Марра.

Наиболее значительные труды Мещанинова – Общее языкознание (1940), Члены предложения и части речи (1940), Глагол (1949) – связаны с постепенным преодолением влияния Н.Я.Марра. Воспринятая от последнего идея поиска стадий развития языков в области синтаксиса преобразовалась в идею выявления основных типов синтаксического строя языков мира без какой-либо связи со стадиями. Эти работы заложили основы новой лингвистической дисциплины – синтаксической типологии, получившей значительное развитие в отечественной и мировой лингвистике. Идея так называемых «понятийных категорий» стала у Мещанинова одной из первых попыток выявления семантических закономерностей языка, отличных от его формальных закономерностей. В книге Глагол Мещанинов сопоставил глагольные категории в языках мира.

В 1950–1960-х годах Мещанинов опубликовал двухтомное грамматическое описание урартского языка (1958–1962) и подготовил его словарь, а также продолжил исследования в области синтаксической типологии.



  1. М.М.Бахтин (1895 - 1975)

Россия

Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра романа. Сторонник концепции драматического полифонизма (многоголосия) в произведении искусства. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея.

Бахтин — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Участвовал в написании книги «Марксизм и философия языка» (1929), опубликованной под именем В. Н. Волошинова.


  1. Л. Теньер (1893 - 1954)

Франция

Научные интересы Теньера были необычайно разнообразными; помимо ранних работ по словенской диалектологии в его наследии выделяется «Малая русская грамматика», появление которой было продиктовано нуждами практического преподавания. Вместе с тем, это одно из лучших грамматических описаний русского языка, в котором были впервые использованы многие приёмы, ставшие впоследствии общепринятыми — в частности, компактные схемы описания русского ударения («акцентные парадигмы»), в окончательном виде сложившиеся в работах А. А. Зализняка. Новаторским является и синтаксический раздел этой грамматики. Теньер также автор одного из первых ассоциативных и одного из первых частотных словарей русского языка.

С середины 1930-х гг. Теньер начинает интенсивно заниматься проблемами общего синтаксиса и публикует на эту тему ряд небольших статей и брошюру «Очерк структурного синтаксиса» (1953). Главный теоретический труд Теньера — монументальная книга «Основы структурного синтаксиса» была с большими трудностями опубликована только посмертно и не нашла понимания у современников. В этих работах Теньером были намечены контуры одной из двух наиболее значительных синтаксических теорий XX века — так наз. вербоцентричного синтаксиса зависимостей, основанного на бинарных направленных отношениях между элементами предложения и с предикатом в качестве единственной вершины графической «стеммы» (или «дерева зависимостей», в более современной терминологии). Синтаксис зависимостей в настоящее время является основной и наиболее жизнеспособной альтернативой синтаксису составляющих, представленному в англоязычной традиции и лежащему, в частности, в основе генеративной грамматики.

Второй фундаментальной идеей Теньера было противопоставление так наз. актантов и сирконстантов как, с одной стороны, участников «маленькой драмы предложения» и, с другой стороны, обстоятельств, в которых эта драма развёртывается. Это противопоставление в том или ином виде принято практически во всех современных синтаксических теориях (хотя содержание его часто оказывается уже довольно далёким от первоначальных представлений Теньера).

Синтаксическая теория Теньера имеет и много других оригинальных черт: это, в частности, деление на статический и динамический синтаксис, введённые Теньером понятия валентности и диатезы глагола, юнкции (сочинительной связи) и трансляции (перехода слов из одной части речи в другую), понятие грамматической правильности (впоследствии сыгравшее фундаментальную роль в концепции Хомского), и т. д. Все эти понятия оказались необычайно плодотворны в истории дальнейших синтаксических исследований, хотя приоритет Теньера, почти забытого в 1950-60 гг., не всегда был должным образом оценен и отмечен.


  1. Э.Бенвенист (1902 - 1976)

Франция

Синтезировал идеи структурализма со сравнительно-историческими исследованиями, исследования структуры и эволюции языка он считал необходимым погрузить в более широкий контекст исследований духовной культуры и «культурных концептов». В этом отношении работы Бенвениста могут рассматриваться как прямые предшественники этнолингвистического и когнитивного направлений в современной лингвистике, а также современной грамматической типологии.

Внёс фундаментальный вклад в индоевропеистику, обобщив закономерности структуры индоевропейского корня и описав правила индоевропейского именного словообразования. Особенно много занимался иранскими, индоарийскими и анатолийскими языками. Составил новаторский «Словарь индоевропейских социальных терминов», в котором предпринял попытку реконструкции социальной системы индоевропейцев по данным языка.

Затронул широкий спектр вопросов теории языка, предложив оригинальную и новаторскую трактовку многих проблем — в частности, уровневой модели языка, субъективности в языке, семантики личных местоимений и глагольных времён, типологии относительного предложения и др. В этих работах заложены основы теории дейксиса, коммуникативной грамматики языка, теории дискурса и ряд других положений, знаменовавших отход от структуралистских моделей языка в пользу «антропоцентричной» лингвистики.



  1. А.Мартине (1908 - 1999)

Франция

Мартине во многом является продолжателем традиций Пражского лингвистического кружка; в частности, это касается его взглядов на фонологию. Языковые изменения рассматриваются им в системе, с учетом звукового характера языка. Главной движущей силой этих изменений ученый считает «принцип экономии» – стремление человека свести к минимуму свою умственную и физическую деятельность. Эта идея была воспринята Мартине у Петербургской лингвистической школы через посредство Р.Якобсона и подробно разработана на обширном языковом материале. В книге Основы общей лингвистики Мартине развивал идеи Ф. де Соссюра, А.Мейе и пражцев. Язык рассматривается им как общественное явление, а главной его функцией признается коммуникативная. Главным свойством языка Мартине считает так называемое «двойное членение», проявляющееся в том, что любые языковые последовательности могут быть разделены, с одной стороны, на многочисленные значимые единицы – морфемы (монемы, в терминологии Мартине) и слова; а с другой стороны – на немногочисленные чисто формальные единицы – фонемы, не имеющие самостоятельного значения, но обеспечивающие различение значимых единиц. Подавляющее большинство других знаковых систем таким свойством не обладают; они членятся лишь на значимые, двусторонние единицы.



  1. Н.Хомский* (р. 1928 г.)

США

Заложил основы теории порождающих грамматик и теории формальных языков как раздела математической логики («Трансформационный анализ», 1955; «Синтаксические структуры», 1957). Некоторые идеи Хомский Ноам (например, о том, что формальный аппарат порождающих грамматик достаточен для адекватного описания синтаксиса и некоторых аспектов семантики естественного языка) были встречены рядом языковедов критически. Опираясь на идею универсальности основных («глубинных») структур в языках мира, выдвинул программу изучения языка как средства исследования мышления («Язык и мышление», 1968). Выступал против войны во Вьетнаме («Американская власть и новые мандарины», 1969; «Война с Азией», 1972)..



  1. А.В.Бондарко (р. 1930 г.)

Россия

Основные исследования — по грамматической семантике русского глагола (вид и время), общей теории морфологических категорий и грамматического значения. Разрабатываемая А. В. Бондарко теория функциональной грамматики в значительной степени связана с традициями Ленинградской грамматической школы 1930—50-х гг.; она опирается на описание языка «от смысла к форме» и концепцию функционально-семантического поля, ядром которого являются грамматические средства, а периферией — лексические. Под редакцией А. В. Бондарко опубликована серия монографий «Теория функциональной грамматики» в 6 томах (1987—96), оказавшая большое влияние на развитие грамматических исследований в России.



  1. А.А.Леонтьев (1936 - 2004)

Россия

Защитил диссертации на тему «Общелингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ», «Теоретическая проблема психолингвистического моделирования речевой деятельности» и «Психология речевого общения».

Автор более 30 книг и более 800 статей.

Проблемами педагогики и педагогической психологии занимался начиная с 70-х гг. Автор множества научных и популярных статей по вопросам школьного и вузовского образования.



  1. А.С.Штерн




  1. Л.С. Выготский (1896 - 1934)

Россия

Дал развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания (его работа «Мышление и речь», 1934 является основополагающей для отечественной психолингвистики). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.


  1. А.Р. Лурия (1902—1977)

Россия

Разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.



  1. П.Грайс (1913-1988)

Англия

«Теория речевых актов»

Иллокутивный акт – вкладываем мысль,

Перлокутивный – то, что получается на выходе,

Лоутивный – то, как воспринимается.


  1. Московская лингвистическая школа

Одно из ведущих направлений отечественной лингвистики конца 19 в. и 20 в. Сформировалась в Московском университете в 1880–1890-е годы. Создателем школы был Ф.Ф.Фортунатов. В числе его старших учеников были Г.К.Ульянов (1859–1912), А.И.Томсон (1860–1935), А.А.Шахматов; последний в дальнейшем отошел от формальной школы. Позже у Фортунатова учились В.К.Поржезинский (1870–1929), Д.Н.Ушаков, Н.Н.Дурново, которые, особенно двое первых, после ухода Фортунатова в 1902 из университета стали главными хранителями традиций школы. Их учеником, в частности, был М.Н.Петерсон (1885–1962), в свою очередь в течение нескольких десятилетий хранивший и отстаивавший принципы Московской формальной школы. Из школы вышли многие крупные лингвисты: Н.Ф.Яковлев, Г.О.Винокур, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, А.И.Смирницкий и многие другие, а также работавшие большую часть жизни за рубежом Н.Трубецкой и Р.Якобсон. Одним из ответвлений школы была Московская фонологическая школа. Перечисленные выше ученые шли каждый своим путем, выдвигали разнообразные концепции и часто выходили за рамки фортунатовской школы, однако всегда оставались верны ее традициям. Якобсон в 1960-е годы писал: «Московская лингвистическая школа, верная заветам своего основоположника Филиппа Федоровича Фортунатова, была и остается призвана осознать, обосновать и развить его учение о том, что язык – не одна лишь внешняя оболочка по отношению к явлениям мысли и не только средство для выражения готовых мыслей, а прежде всего орудие для мышления.

Московская формальная школа формировалась во времена господства исторического подхода и младограмматизма. Отдавая должное этим идеям, Фортунатов выходил за рамки младограмматических концепций и исторического подхода в целом. Увлекавшийся математикой, он стремился к математической точности и в своих лингвистических исследованиях. Если большинство языковедов 19 в. тяготели к рассмотрению языка в логических или психологических категориях, то Фортунатову было свойственно стремление изучать язык, исходя из собственно лингвистических критериев и по возможности не обращаясь к категориям других наук. Его научные интересы во многом лежали в области теории грамматики, где он стремился выявить общие законы грамматической структуры, не связанные с историческим развитием. Фортунатов занимался также типологией, сопоставлением строя языков независимо от их истории и родственных связей. Близкие подходы сохранялись у учеников Фортунатова, некоторые из них, особенно Дурново, впоследствии непосредственно обратились к структурным методам.

Не отказываясь от исторических и сравнительно-исторических исследований, представители фортунатовской школы занимались синхронным изучением языков, прежде всего современных. Областью их специальных исследований были грамматика, позднее также фонология. Значительную роль в становлении и развитии идей школы сыграла деятельность Московской диалектологической комиссии (1904–1931), развернувшей активные исследования русских, украинских и белорусских диалектов.

Школа развивалась в полемике как с представителями старого исторического подхода и с марристами, так и с Петербургской лингвистической школой И.А.Бодуэна де Куртенэ и Л.В.Щербы, которая, также стремясь к новым подходам, в большей степени ориентировалась на связь лингвистики с другими науками – сначала с психологией, позже с акустикой и физиологией. Противники часто упрекали лингвистов фортунатовской школы в «формализме», а сами ее представители признавали приоритет формы при лингвистическом анализе. Они стремились опираться на те признаки, которые не требуют обращения к интуиции и интроспекции. Примером расхождения позиций двух школ могут служить споры по вопросу о частях речи. Если для Шербы части речи – прежде всего семантические классы, имеющие основу в психике носителей языка, то для представителей московской формальной школы (Петерсон, Кузнецов, отчасти Винокур) – это классы слов, выделяемые по формальным, морфологическим признакам: склонению для имен, спряжению для глаголов и т.д.). Позже теоретические расхождения школ нашли выражение в спорах между Московской и Ленинградской фонологическими школами.

Становление структурализма в той или иной степени было воспринято многими представителями фортунатовской школы, особенно принадлежавшими к третьему ее поколению, а вышедшие из нее Трубецкой и Якобсон сыграли значительную роль в возникновении и деятельности Пражского лингвистического кружка; Якобсон позднее повлиял и на развитие американского структурализма. В частности, именно в московской формальной школе (Яковлев, Трубецкой) понятие фонемы, выработанное первоначально в петербургской лингвистической школе и отсутствовавшее у Фортунатова и его непосредственных учеников, было переосмыслено на основе отказа от психологизма и выработки строго лингвистических критериев выделения фонем; в дальнейшем усилиями Якобсона и Трубецкого этот подход занял господствующее положение в мировой лингвистике.

В советское время в Московском государственном университете и других московских лингвистических центрах влияние фортунатовских традиций всегда было значительным, хотя в столице работали и авторитетные ученые других школ, прежде всего В.В.Виноградов.




  1. Петербургская лингвистическая школа

Направление русской лингвистики, сложившееся в Петербургском университета в начале 20 в. Основателем Петербургской школы был И.А.Бодуэн де Куртенэ, ставший профессором университета в 1900. Многие его идеи формировались в более ранний период деятельности: в Казани (1874–1883), где он стал одним из создателей Казанской лингвистической школы, а затем в Юрьеве (ныне Тарту) и Кракове, однако окончательный вид его концепция, во многих пунктах постоянно менявшаяся, приняла именно в Петербурге. Учениками Бодуэна де Куртенэ в Петербурге были Л.В.Щерба и Е.Д.Поливанов, продолжавшие, особенно последний, идеи, предложенные их учителем.

Бодуэн де Куртенэ сохранял представление о языке как психическом явлении, свойственное большинству лингвистов второй половины 19 в. В то же время он, особенно в поздних работах, подчеркивал социальный характер языка, ставил проблемы функционирования языка в обществе и языковой политики. Эту проблематику воспринял у него и в дальнейшем развивал Поливанов. Вместе с Н.В.Крушевским Бодуэн де Куртенэ раньше других современников отказался от господствовавших на всем протяжении 19 в. представлений о языкознании как чисто исторической науке, закладывая основы синхронной лингвистики. Ведущей темой исследований Бодуэна де Куртенэ, получившей продолжение у его учеников, стало выделение основных единиц языка (фонемы, морфемы, слова) и выявление их свойств. Им впервые были сформулированы понятия фонемы и морфемы как основных единиц языка (термин «фонема» был позаимствован им из Мемуара... Ф. де Соссюра, но переосмыслен). Определения фонемы у ученого менялись, но фонема всегда понималась им как психическая сущность, некоторое устойчивое представление группы звуков в человеческой психике. Фонологию он, как затем и Поливанов, называл «психофонетикой». Морфема понималась также лингвистами Петербургской школы как психическая сущность, как «часть слова, обладающая самостоятельной психической жизнью и далее неделимая с этой точки зрения». Позднее, однако, Бодуэн де Куртенэ частично пересмотрел это определение и рассматривал морфемы уже независимо от слов. Ему принадлежит одна из первых попыток строго определить слово и выявить критерии для членения текста на слова. Эти попытки привели его к постулирование не одной, а двух единиц, выделяемых по разным критериям и не всегда совпадающих друг с другом: «фонетического слова» и «семасиологического слова». В области исторической лингвистики Бодуэн де Куртенэ, а затем Поливанов стремились выявить общие закономерности языкового развития и определить возможные причины языковых изменений, обусловленные потребностями говорящего, в частности, стремлением к «экономии работы»; этот подход получил позднее продолжение у Р.Якобсона и А.Мартине. Петербургская лингвистическая школа была одним из немногих направлений мировой лингвистики, ставивших проблему языкового прогнозирования, т.е. построения гипотез о развитии того или иного языка в будущем. Поливанов считал это необходимым для разработки языковой политики.

Петербургская лингвистическая школа была также одним из первых направлений мировой лингвистики, связанных с новым, структуралистским этапом в ее развитии. Бодуэна де Куртенэ многие, особенно в России, считают одним из основоположников структурализма. Влияние Петербургской школы, особенно ее основателя, было сильным в России и СССР, в Польше и Чехословакии. Тем не менее ряд ее положений, особенно в области фонологии, при посредстве Пражского лингвистического кружка прочно вошли в мировую науку.

После отъезда из Петрограда Бодуэна де Куртенэ (1918) и Поливанова (1921) лидером школы стал Л.В.Щерба, который сохранил верность многим ее идеям в полемике с Московской формальной (Фортунатовской) школой. По ряду вопросов, особенно о правомерности психологических критериев в лингвистике, Щерба со второй половины 1920-х годов изменил свою точку зрения.




  1. Пражский лингвистический кружок

Основоположник: В. Матезиус (1882-1945)

Участники:

Якобсон

Трубецкой

Поливанов

Яковлев


Винокур

Основной документ: «Тезисы Пражского лингвистического кружка».


  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница