90-летию Союза сср посвящается николаймакаров




страница1/12
Дата26.07.2016
Размер2.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
90-летию Союза ССР посвящается


Н И К О Л А Й М А К А Р О В
Образование СССР и оборона страны

Эта книга - рассказ о том, как на протяжении 70 лет Советский Союз укреплял оборону: как повышал военно-экономический потенциал; укреплял социально-политические основы обороны; значительно увеличил свои мобилизационные возможности путем привлечения к военному делу 26,7 % населения нерусских национальностей, которое до 1925 года не несло военной службы (на основании данных Отдела демографии ЦСУ Российского государственного военного архива (РГВА) автор пришел к выводу, что из 131,3 млн. человек населения к моменту образования СССР воинская обязанность распространялась только на 95,2 млн. человек, что составляло 73, 3 % населения Союза, остальные участия в защите Отечества не принимали. В монографии впервые на основе множества источников автор проследил трудный и длительный процесс привлечения к военному делу ранее не несущих военной службы представителей большого количества нерусских национальностей и показал как они стали умелыми защитниками Союза ССР); как наши Вооруженные силы превратились в многонациональную армию Советского государства – армию дружбы и братства народов СССР и как они в тяжелейшей кровопролитной войне 1941-1945 годов одержали победу над считавшейся непобедимой немецко-фашистской военной машиной (в монографии на основе большого количества примеров героизма воинов различных национальностей показано, что дружба народов СССР стала одним из решающих факторов нашей победы).


В исторической литературе говорится, что Советские Вооруженные силы – многонациональная армия и что такой она стала чуть ли не со дня ее создания. Но процесс превращения ее в многонациональную армию был очень долгим и трудным: этому мешал целый ряд факторов, таких как наличие у целого ряда народов национальных предрассудков; непонимание интернационального характера Союза ССР; кочевой образ жизни у некоторых народов того времени; отсутствие органов военного учета и проведения призыва на военную службу во многих районах страны; малочисленность или полное отсутствие необходимого командно-политического и административного состава из числа нерусских национальностей и т. д.
Ни в одной военно-исторической книге читатели не найдут изложения процесса решения этих сложных задач. Докопавшись до неопубликованных документов, автор монографии вносит научный вклад в решение проблемы превращения Вооруженных сил Союза ССР в подлинно многонациональную армию, опыт и развитие которой имеют немаловажное значение для многонациональной по своему составу Российской армии.

О Г Л А В Л Е Н И Е Стр.
Введение 2

Глава 1. Создание федеральной государственной системы руководства

обороной страны. 7 1) Установление военного единства советских республик. 7 2) Определение полномочий союзных органов власти и управления

в области обороны и руководства Вооруженными силами СССР. 8 3) Совершенствование местного аппарата военного управления. 12
Глава 2. Повышение военно-экономического потенциала страны

в связи с образованием СССР. 14



1) Объединение хозяйства союзных республик в масштабе Союза ССР. 14

2) Развитие промышленности национальных районов СССР и ее

влияние на повышение военного потенциала страны 15



  1. Влияние факта образования СССР на развитие оборонной

промышленности (ВПК) и материально-техническое обеспечение

Вооруженных сил. 16



  1. Развитие некоторых отраслей сельского хозяйства, транспорта

и связи после образования СССР и их влияние на оборону страны. 24
Глава 3. Упрочение социально-политических основ обороноспособности

страны в результате образования СССР. 31 1)Упрочение союза рабочего класса и крестьянства, создание

многонациональной интеллигенции в результате образования СССР. 31

2 ) Укрепление дружбы народов в составе Союза ССР. 33

3) Воспитание трудящихся различных наций в духе патриотизма

и готовности к вооруженной защите Отечества. 34


Глава 4. Подготовка молодежи нерусской национальности

к военной службе. 41 1) Налаживание военного учета и проведение допризывной подготовки

в национальных районах СССР. 43

2) Организация и проведение призыва в Вооруженные силы СССР. 45
Глава 5. Строительство многонациональных Вооруженных сил СССР. 50 1) Возрастание роли национального фактора в военном строительстве

после образования СССР. 50



2)Подготовка многонациональных военных кадров Вооруженных сил СССР. 51

3)Национальные формирования Красной армии. 55

4)Воспитание военнослужащих в духе братства и дружбы народов СССР. 61 5)Дружба народов как один из главных источников ратной силы армии

и флота Советского Союза. 67



Заключение 103 Источники и литература 110 Автобиографическая справка 115

Введение


30 декабря 2012 года исполняется 90 лет со дня образования Советского Союза - великой мировой державы, за 70 лет своего существования сыгравшей исключительную роль в жизни входивших в его состав народов и оказавшей огромное влияние на мировое развитие. В декабре 1991 года Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в Беловежской Пуще подписали соглашение о его роспуске. Эта противозаконная во всех отношениях мера привела к разрушению исторически сложившегося разделения труда, нарушению государственного единства между братскими республиками, к ослаблению сил прогресса и мира, вынудила входившие в Союз страны на огромные непроизводительные затраты, создала много проблем межнационального характера. «Беловежские повстанцы» проигнорировали результаты референдума 17 марта, на котором 76,4 % народа высказалось за сохранение Союза ССР как обновленной федерации суверенных республик.

Опираясь на итоги референдума, Президент СССР Горбачев М. С. на заседании Совета Федерации 9 апреля потребовал без промедления воплотить волю народа в новом Союзном договоре, а 23 апреля Горбачев М. С. и руководители девяти союзных республик, в которых состоялся общесоюзный референдум, приняли «Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране», в котором была зафиксирована необходимость «неукоснительного соблюдения действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза». С этим был согласен и Борис Ельцин, но как только он выиграл президентские выборы в России, резко сменил курс своей политики,* став инициатором роспуска Советского Союза.

Развал Союза ССР негативно отразился на экономическом, национально – культурном, геополитическом аспектах, что не могло быть не замечено во всем мире. Президент китайской Ассоциации исследований России, Восточной Европы и Средней Азии академик китайской Академии общественных наук Ли Цзин Цзе на пленарном заседании У11 Международных Лихачевских научных чтений в Санкт-Петербурге заявил, что за распад СССР и резкие перемены в Восточной Европе пришлось заплатить большую цену: в России ВВП снизился на 50 %, а уровень жизни населения – на 40 %. «Налицо,- констатировал ученый,- ослабление совокупной мощи государства».**

Предрекая легкий путь к всенародному благу, Ельцин Б. Н. и его сторонники не скупились на дешевые обещания. « Нам предстоит создать основы новой жизни – сказал в одном из телевизионных выступлений Борис Ельцин. – Нам будет трудно, но этот период не будет длинным. Речь идет о 6-8 месяцах». Однако действительность не подтвердила обещаний Ельцина. Напротив, даже после более чем 20-летнего периода со времени перехода страны на рельсы рыночной экономики, главные интересы граждан России остаются неудовлетворенными. Более 13 % населения до сих пор находится за чертой бедности, а число малообеспеченных составляет 73 %. Если в 1991 году доходы 10 % самых богатых граждан превышали доходы 10 % самых бедных в 4 раза, то сейчас они разнятся 41 раз.*** Украина, Молдавия, Грузия, Киргизия и Таджикистан до сих пор по душевому ВВП не достигли уровня 1990 года. Россия, сменив модель социально-экономического развития, через 20 лет по объему ВВП находится лишь на уровне 1989 года, а по производству продукции отстает

____________________________

*См: Владимир Калашников. «Ельцин перечеркнул волю народа». Санкт-Петербургские ведомости, 2011, 18 марта.

** См: Санкт – Петербургские ведомости, 2008, 5 мая.

*** См: 65 лет без мировых войн. Материалы международной научно-исторической конференции. СПб, 2010, с.29.


от этого уровня на15-20 % .* За более чем 20 лет в стране не создано ни одной выдающейся новой технологии. Упала производительность труда (если в СССР она уступала развитым странам вдвое, за годы реформ она увеличилась в разы). Очень много потеряло сельское хозяйство: Россия утратила продовольственную независимость. Резко сократилось поголовье скота, а значит и количество мяса и молока на столе граждан России. Сегодня страна сама себя не кормит: доля импортного продовольствия составляет не менее трети. Надежды новоявленных либералов на то, что рынок расставит все на свои места, провалились. Как заявил за «круглым столом» ученых в Санкт-Петербурге в конце октября 2010 года академик РАН Олег Богомолов, «даже поздняя советская экономическая система была более эффективной, чем нынешняя».**

В основе жизни общества лежит государственная идеология. Но новолибералы ее не выработали, а позаимствовали у французского просветителя ХУ1 века Монтеня, которая способствует росту паразитизма и пренебрежению к морали.***

Нанесен непоправимый удар фундаментальной науке страны: в условиях рыночной экономики наука оказалась избыточной роскошью, а ученые ненужными государству и обществу; финансирование науки сократилось в 20 раз и составляет около 1 % ВВП; началась утечка мозгов за границу. Не приносят результата попытки поставить страну на инновационные рельсы, российские олигархи и монополисты оказались невосприимчивыми к инновациям и вложениям средств в развитие экономики. Сломана оправдавшая себя высокоэффективная советская образовательная система (нынешние эксперименты в системе образования не привели к положительным результатам, а сама школа приносит теперь немало забот обществу и семье). Деяния реформаторов создали проблему падения рождаемости и повышения смертности населения. «В 90-е годы, - считает Владимир Путин, - Россия пережила самый жестокий спад рождаемости». До сих пор смертность в России превышает рождаемость на 10,1 %.****

Предана забвению советская научная школа национальных отношений, которая по оценке доктора философских наук Маргариты Росенко была самой сильной и авторитетной в мире. Ее с благословения Бориса Ельцина заменило «кабинетное недомыслие», называемое национальной политикой, не учитывающей многонационального состава российского общества.*****

Огромный урон нанесен духовному развитию общества: культ денег затмил все остальные человеческие ценности. Даже бывший диссидент Юрий Кублановский заявил недавно: «Так мерзостно, как в 90-е годы, я не чувствовал себя ни при коммунистах, ни в эмиграции. Это годы повального морального разора, бесстыжести и лжи».****** «Уже в 2020-х мы получили поколение «детей Ельцина» очень скверного качества, пишет Максим Калашников в книге «Назад в СССР-2»,- с разрушенным сознанием, с никудышным образованием и никой квалификацией, физически нездоровых, патологически лживых и распутных». Среди поколения «лихих девяностых» обострилась проблема крушения надежд на лучшую жизнь.******* Нобелевский лауреат по экономике Дж. Стиглиц

__________________________________

* См: Владимир Калашников. «20 лет без СССР: Так жить можно?» Санкт-Петербургские ведомости, 2011, 23 декабря; «Если упадет цена на нефть…» Там же, 2012, 1 июня.

** См: «Горькое осознание бытия». Санкт-Петербургские ведомости, 2010, 28 октября.

*** См: Маргарита Росенко. В ловушке ложных теорий. Санкт-Петербургские ведомости, 2012, 28 сентября.

**** См: Отчет Владимира Путина перед Госдумой об итогах 4-х лет работы правительства РФ. Российская газета «Неделя». 2012, 12-18 апреля, с. 2; «Статистика». Санкт-Петербургские ведомости, 2012, 3 мая.

***** См: Маргарита Росенко. К сближению наций через их расцвет. Санкт-Петербургские ведомости, 2012, 6 апреля.

****** См: Исторический счетчик. Российская газета «Неделя», 2012, 16 августа, с. 26-27.

******* См: «Хочу умереть!». Санкт-Петербургские ведомости, 2012, 8 августа.

так оценил ситуацию: «Россия получила самое худшее из возможных состояний общества». Страна попала в историческую ловушку, из которой в нынешней хозяйственной системе вырваться невозможно. 2/3 россиян предпочли бы вернуться в доперестроечное время.* А Максим Калашников в своей книге «Вперед в СССР-2» откровенно заявил, что сегодня уже большинство населения России признает явный провал эксперимента1990-х.**


Но самый большой удар при развале СССР был нанесен военно–стратегическому потенциалу стран СНГ, и России, в частности. Бывшие союзные республики, став независимыми государствами, в одночасье оказались слабо защищенными с точки зрения

обороны: они лишились единого руководства делом обороны, мощных вооруженных сил, их финансирования и снабжения; оголились границы; дислокация вооруженных сил не стала отвечать новой обстановке; был нанесен огромный ущерб работе военно-промышленного комплекса (ВПК в рыночную экономику до сих пор не вписался); нарушилось обеспечение армии и флота новейшей боевой техникой и вооружением и т. д. Снизился международный статус даже самой большой из республик бывшего Союза – России. Грузия встала на путь обострения отношений с Российской Федерацией, а Латвия, Литва и Эстония оказались в НАТО. Это незамедлительно использовали в своих интересах реакционные силы: они открыто встали на путь диктата мировому сообществу. Как писал бывший директор службы радио и телевидения ООН в Нью-Йорке Айман Эль - Амир в статье «Закат империи», Белый дом в сентябре 2002 года обнародовал «Стратегию национальной безопасности», в которой изложил свою глобальную имперскую концепцию наносить превентивные удары по странам, представляющим угрозу для США. После этого были нанесены военные удары по Сербии и Ираку, а в 2011 году – по Египту и Ливии. Соединенные Штаты Америки стали упорно игнорировать интересы других стран, повели дело продвижения НАТО на восток, развернули так называемые «оранжевые революции» и т. п.

8 августа 2008 года грузинские войска при прямом содействии Соединенных Штатов Америки вторглись на территорию Южной Осетии. Возникла угроза большой войны. США в ускоренном темпе подписали соглашение с Польшей об установке на ее территории противоракетной системы, направленной против нашей страны. Нынче элементы ее размещаются так же на территории Чехии, Румынии и Испании.


Советский Союз на протяжении почти 70 лет был силой, противостоящей агрессорам, надежным защитником народов своей страны и опорой сил прогресса на мировой арене. Решение этих задач наряду с миролюбивой внешней политикой во многом обеспечивалось той оборонной мощью, которой он обладал.

Надо подчеркнуть, что образование 30 декабря 1922 года единого союзного государства не было субъективным желанием. Оно вытекало из объективной необходимости объединить усилия советских республик для строительства социализма и защиты их от агрессии внешних сил. Из опыта Гражданской войны Ленин (Ульянов) В. И. сделал вывод: «обязательно нужен тесный военный и хозяйственный союз, ибо иначе…задавят и задушат нас поодиночке». ***

Народы убедились, что только общими усилиями они могут обеспечить свою свободу и независимость. Сплочение в единый государственный союз умножило их силы, ускорило социально – экономическое и культурное развитие страны и в огромной степени усилило ее обороноспособность.

_______________________________________________

*См: Сергей Кара-Мурза, Геннадий Осипов. СССР - цивилизация будущего. М.,»Эксмо», «Яуза-пресс», 2010, с. 242, 251, 290.

** См: Максим Калашников. Вперед в СССР-2.М.,»Яуза», 2003, с. 161.

*** В. И.Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 40, с.46.



Оборонное значение образования СССР заключалось:

- в закреплении единого дипломатического фронта советских республик государственным объединением внешнеполитической деятельности, что обеспечило полное их единство на международной арене против нажима и нападок враждебных стран;

- в создании федеральной системы государственного руководства обороной страны, основы которой были заложены еще в ходе Гражданской войны;

- в объединении финансовых и экономических ресурсов советских республик, предусматривавших не только координацию, но и плановое управление экономикой в масштабах всей страны, что в конечном итоге привело к повышению экономической мощи объединенного государства;

- в более эффективном (по сравнению с раздельным существованием республик) использовании материальных и людских ресурсов в интересах обороны;

- в ускорении процесса преодоления отсталости национальных окраин тогдашней России, в обеспечении юридического и фактического равенства всех наций и народностей, что значительно увеличило материальные и мобилизационные возможности страны, расширило

социальную и национальную базу Вооруженных сил;

- в дальнейшем укреплении Вооруженных сил как армии дружбы и братства народов;

- в создании базы для формирования национальных армий независимых государств на постсоветском пространстве после распада Союза ССР.
На основе архивных материалов и большого количества источников автор попытался сделать анализ влияния образования СССР на повышение обороноспособности страны, что в конечном итоге обеспечило мир нашему народу в условиях враждебного окружения 1922 – 1941 годов, позволило одержать победу над сильным и коварным врагом в годы Великой Отечественной войны и противостоять агрессивным намерениям враждебных сил в послевоенный период. Сделанные на этой основе выводы могут быть открытием в области данной проблемы российской историографии.

Глава1. Создание федеральной государственной системы руководства обороной страны.
Одним из важнейших результатов образования в конце 1922 года Союза ССР явилась централизация руководства обороной огромной страны и создание центральных органов власти, в ведение которых были переданы вопросы обеспечения безопасности объединившихся в Союз республик.
1). Установление военного единства союзных республик.

К моменту образования СССР между советскими республиками РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР уже сложилось военное единство. Однако общесоюзного аппарата по руководству обороной страны еще не было. Функции высшего военного органа на основании договоров о военном союзе между республиками выполнял Реввоенсовет РСФСР (РВСР), так как военная обстановка Гражданской войны не позволила завершить работу по выработке и воплощению в практику конкретных форм военного объединения. Аппарат военного управления в центре оставался таким, каким он сложился к июню 1919 года – времени оформления военного союза республик.



Только образование СССР позволило создать стройную систему Союза по руководству обороной, сформировать союзные органы военного управления и усовершенствовать местный военный аппарат.

Чтобы лучше рассмотреть историю создания центральных органов власти и органов военного управления СССР, кратко проследим процесс постепенного складывания военного единства союзных республик.

В начале Гражданской войны в союзных республиках были созданы национальные армии, подчиненные их правительствам, наркоматы по военным делам и реввоенсоветы (РВС).* В оперативном отношении командование национальных армий подчинялось РВС РСФСР и Главкому Вооруженными силами РСФСР. Руководство национальными армиями республик назначалось по согласованию между РВС РСФСР и правительствами национальных республик. Принципы построения вооруженных сил всех республик были одинаковы. Но тяжелое военное положение республик весной и летом 1919 года вызвало необходимость усиления их военного единства. По декрету ВЦИК от 1 июня с согласия других республик было проведено объединение военной организации и военного командования России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии. Армии этих республик были слиты в единую армию РСФСР** Украинская армия в составе трех армий сразу же влилась в Красную Армию России (из частей 1-ой армии была создана 12-я армия; из частей 2-ой армии – 14-я армия и из частей 3-ей армии – 45- я стрелковая дивизия). Наркоматы по военным и морским делам РСФСР и УССР ____________________________________

*См: Самойленко В.Ф. Дружба народов – источник могущества Советских Вооруженных сил. Воениздат, 1972, с. 38-50.

** Сборник узаконений и распоряжений рабоче – крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР), 1919, № 21, ст. 264; История национально-государственного строительства в СССР, 1917-1978, М. Мысль, 1979, т.1, с.156.

были объединены.*

После освобождения Украины от интервентов 1У Всеукраинский съезд Советов в мае 1920 года подтвердил соглашение между ВУЦИК и ВЦИК об объединении военных комиссариатов УССР и РСФСР. В августе 1920 года Белоруссия также объявила о передаче своих вооруженных сил в распоряжение единого командования советских республик. В декабре 1920 года 11 съезд Советов Белоруссии подтвердил объединение вооруженных сил РСФСР и БССР ** .

С победой Советской власти в Закавказье закавказские республики также установили военное единство с РСФСР. 30 сентября 1920 года был заключен договор о военно-экономическом союзе между РСФСР и Азербайджанской ССР, согласно которому объединялись военные организации и военное командование России и Азербайджана. ***

Окраинное положение и военная опасность, грозящая республикам Закавказья, заставили их 8 декабря 1921 года заключить с РСФСР военное соглашение для защиты от империалистической агрессии. Было создано единое военное командование в лице РВС Отдельной Кавказской Армии (ОКА).**** Национальные армии закавказских республик вошли в состав ОКА, являвшейся частью вооруженных сил РСФСР. Азербайджанская, армянская и грузинская армии были переформированы в бригады. ***** С образованием 12 марта 1922 года ЗСФСР военные дела всех трех республик Закавказья были переданы в ведение союзного Совета,****** который подтвердил военный союз закавказских республик с РСФСР. С Хорезмской и Бухарской народными республиками Россия имела договоры о взаимопомощи. *******
2). Определение полномочий союзных органов власти и управления в области обороны и руководства Вооруженными силами СССР.

Образование СССР позволило создать единую государственную систему Союза по руководству обороной страны. Аппарат военного руководства был приведен в соответствие с фактом образования Советского Союза.

Вступив в СССР, союзные республики добровольно передали Советскому Союзу ряд своих важнейших полномочий, в том числе и по вопросам дипломатическим и обороны. Теперь они сосредоточивались в лице высших органов государственной власти и управления Союза ССР.

*См: История Советской Конституции (в документах), 1917-1956, М, 1957, с. 223, 227, 230; История национально-государственного строительства в СССР, т. 1, с.160.

** См: Звезда, 1920, 15 декабря.

***СУ РСФСР, 1920, № 85, ст. 426.

****См: Берхин И.Б. Военная реформа в СССР (1924-1925), М. Воениздат, 1958, с.117.

***** РЦХИДНИ (бывший ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС), Ф. 17, оп. 11, д. 181, л. 51, 56 , 60.

****** Жизнь национальностей № 6-7 (12-13), 1922, 14 апреля, с. 16.

******* См: История Советской Конституции, с. 239, 273-274.

Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 года избрал ЦИК СССР как высший орган государственной власти СССР, который образовал Президиум ЦИК. На второй сессии ЦИК СССР 6 июля 1923 года образовано Правительство СССР – СНК СССР. 17 июля было объявлено, что СНК СССР приступил к исполнению своих полномочий.* По Конституции СССР 1924 года в исключительное ведение ЦИК СССР и СНК СССР были преданы вопросы установления отношений с другими государствами, объявления состояния войны и мира, проведения мобилизации, а так же комплектования и руководства Вооруженными силами. Конституция СССР 1936 года изменений в компетенции высших органов власти Союза ССР по вопросам обороны не внесла.

В целях быстрого и успешного решения вопросов, связанных с восстановлением хозяйства и обороны страны 17 июля 1923 года был создан Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР). Он координировал деятельность наркоматов СССР в области народного хозяйства и обороны в масштабе всего Союза. В его обязанности входило: развитие отраслей народного хозяйства, имеющих общесоюзное значение; руководство наркоматами СССР в области обороны; рассмотрение вопросов обороны страны и принятие мер по улучшению военного дела. ** В завершение работы по созданию высших органов власти СССР были созданы союзные наркоматы.

Работа по созданию общесоюзного Наркомата по военным и морским делам началась сразу же после образования СССР. Уже 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР поручил военному ведомству РСФСР разработать и представить в комиссию ЦИК СССР проект положения о Наркомате по военным и морским делам СССР. Но отсутствие Конституции СССР, которая определяла бы компетенции высших органов власти по вопросам обороны, затянуло выработку проекта. Официально он был образован в июле 1923 года. 28 августа СНК СССР утвердил состав РВС СССР как коллегию наркомата СССР, в состав которой впервые вошли представители от союзных республик. В РВС СССР были введены Ворошилов К.Е., Орджоникидзе Г.К., Сталин (Джугашвили) И. В., *** а уполномоченными РВС СССР при СНК союзных республик были назначены Склянский Э.М. (РСФСР); Фрунзе М. В. (УССР); Орджоникидзе Г. К. (ЗСФСР); Адамович И. А. (БССР). **** В декабре 1926 года вместо Орджоникидзе Г. К. уполномоченным Наркомвоенмора СССР по ЗСФСР был назначен Элиава Ш. З., а в декабре 1928 года Авксентьевский К. А.***** С назначением в январе 1925 года наркомом по военным и морским делам СССР и председателем РВС СССР Фрунзе М. В., в РВС СССР от союзных республик вошли Ворошилов К. Е., Затонский В. П., _ Адамович И. А., Мясников А. Ф., Караев А., ****** а с образованием в 1925 году __________________________________________

* См: Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, 1923, № 1, ст. 10; СССР – великое содружество народов – братьев. М., Наука, 1972, с. 115.

**Собрание законов СССР (СЗ СССР), 1923, № 81, ст. 784; № 83, ст. 807; № 95, ст. 946.

***См: Военно-исторический журнал, 1972, № 7, с.8.

****См: Военно-исторический журнал, 1970, № 6:, с. 119.

***** РЦХИДНИ, Ф. 17, оп. 23, д.3, л. 123, 150.

****** См: Рымшан М., Алексинский К., Карнеев Б. Революционный Военный Совет за 10 лет. М.-Л., 1926, с. 28.
Узбекской ССР и Туркменской ССР от этих республик в РВС СССР был введен Хидыралиев И.* Уполномоченными РВС СССР были назначены Ходжаев Ф. (Узбекская ССР) и Атабаев К. С. (Туркменская ССР)**

Пленум РВС СССР собирался один раз в два месяца. Для решения текущих и срочных дел он избирал Президиум из 5-ти человек. Не реже двух раз в год собирался расширенный пленум Реввоенсовета СССР с участием командующих и членов РВС военных округов. ***С целью определения функций Наркомата по военным и морским делам СССР было выработано положение о наркомате, проект которого был представлен в комиссию ЦИК СССР 21 августа 1923 года. Но так как в нем предусматривалось создание двух наркоматов (по военным делам и по морским делам), комиссия ЦИК его рассматривать не стала, а предложила Наркомату по военным и морским делам РСФСР переработать его и срочно представить проект положения об объединенном Наркомате по военно-морским делам СССР. ****

Надо сказать, что первоначальный проект положения о Наркомате по военным и морским делам СССР имел много недостатков. Помимо того, что в нем предлагалось создать два самостоятельных наркомата, состоять он должен был при ЦИК СССР и наркома должен был назначать ЦИК СССР, а над этими двумя наркоматами должен стоять РВС СССР. ***** Чтобы повысить качество проекта о Наркомате по военным и морским делам СССР, было решено его рассмотреть в комиссии Наркомата рабоче-крестьянской инспекции (НРКИ) под председательством Аванесова В.А. Переработанный проект о Наркомвоенморе СССР после рассмотрения в комиссии РКИ 2 октября 1923 года был обсужден на сессии СНК СССР, где в него было внесено два дополнения: о согласовании распоряжений наркомата с СНК союзных республик, если они затрагивали компетенции наркоматов этих республик, и о праве СНК СССР назначать уполномоченных Наркомата по военным и морским делам СССР в союзные республики. ****** На сессии были отвергнуты предложения Скрыпника Н.А., сужающие компетенцию Наркомвоенмора СССР по военному учету и призыву на военную службу и для прохождения военной подготовки граждан СССР, а так же по учету транспортных средств, подлежащих поставке в армию в случае войны. *******

После рассмотрения комиссией ЦИК СССР нового проекта положения о Наркомате по военным и морским делам СССР 12 ноября 1923 года он был утвержден третьей

___________________________________

* Российский Государственный Военный архив - РГВА – (бывший ЦГАСА), Ф. 4, оп. 2, д. 138, л. 9.

** РГВА, Ф. 4, оп. 1, д.64, л. 394; оп. 2, д. 138, л. 12.

*** РГВА, Ф. 4, оп. 2, д. 138, л. 9.

**** Центральный архив Государственных органов (ЦАГО), Ф.3316, оп. 1, д. 15, л. 3.

***** ЦАГО, Ф. 3316, оп. 1, д. 17, л. 90-92, 99-101, 123-128.

****** ЦАГО, Ф. 3316, оп. 1, д. 17, л. 136, 198, 201.

******* ЦАГО, Ф. 3316, оп. 1, д. 17, л. 198.

сессией ЦИК СССР.* Этим была завершена огромная работа по созданию военного ведомства Союза ССР.

Согласно принятому положению о Наркомвоенморе СССР этот общесоюзный наркомат стал выполнять задачи по строительству Вооруженных сил, их управлению и снабжению на всей территории СССР. На него возлагались: разработка и выполнение планов и мер по сухопутной и морской обороне Союза Советских Социалистических Республик; организация Вооруженных сил СССР, руководство ими и поддержание в постоянной боевой готовности; формирование, комплектование и обучение частей армии и сил флота; подготовка командного состава; воспитание военнослужащих; обеспечение армии и флота всеми видами довольствия и материальной частью в мирное и военное время; руководство органами местного военного управления; учет и призыв населения для военной подготовки и на военную службу; допризывная военная подготовка и спортивное военное обучение; учет транспортных средств и пополнение ими Вооруженных сил; использование для нужд армии и флота средств сообщения и связи; обеспечение безопасности плавания на морях СССР и полетов авиации в воздушном пространстве; обеспечение здоровья военнослужащих и руководство военно – ветеринарным делом **.

Наркому по военным и морским делам предоставлялось право вносить на утверждение высших органов Союза ССР разработанные наркоматом проекты по вопросам, относящимся к его ведению; издавать приказы по армии и флоту, а так же распоряжения, предписания, положения и инструкции, обязательные для всех органов военного ведомства и всех военнослужащих на территории СССР; устанавливать и изменять организацию подчиненных органов военного управления; издавать в соответствии с действующим законодательством обязательные для всех граждан СССР распоряжения в отношении учета и призыва для военной подготовки и на военную службу и учета транспорта, подлежащего поставке в армию и на флот в случае войны; с объявлением мобилизации издавать обязательные для всех граждан Союза ССР распоряжения о порядке призыва в армию и на флот и порядке поставки необходимых для армии и флота предметов; устанавливать порядок и формы военной и военно-морской отчетности. В чрезвычайных обстоятельствах наркомвоенмор имел право действовать «в ограждение и защиту интересов Союза Советских Социалистических Республик всеми доступными способами, немедленно донося СНК СССР о принятых мерах и причинах неотложного их принятия». *** Общие для всего наркомата распоряжения наркома и его заместителя должны были отдаваться приказами РВС СССР, а распоряжения, затрагивающие компетенции других наркоматов – по согласованию с ними совместными приказами РВС СССР и соответствующих наркоматов.

20 июня 1934 года Наркомат по военным и морским делам СССР был переименован в Народный комиссариат обороны СССР, а коллегия наркомата – РВС СССР была упразднена.

__________________

*ЦАГО, Ф. 3316, оп. 1, д. 15, л. 97, 206-216

**СЗ СССР, 1923, № 107, ст. 1034

***СЗ СССР, 1923, № 107, ст.1034.


В 1946 году Наркомат обороны СССР переименовывается в Наркомат Вооруженных сил СССР, а в марте 1946 года - в Министерство Вооруженных сил СССР. С 1953 года высший военный орган СССР стал называться Министерством обороны СССР.

С образованием СССР появилась возможность использования в интересах обороны возможностей и ресурсов всей огромной страны. С этой целью в октябре 1923 года из представителей ВСНХ, ВЦСПС, Госплана, ОГПУ и наркоматов по военным и морским делам, финансов и путей сообщения создается Комиссия обороны, в задачу которой входило согласование работы всех ведомств СССР по обеспечению обороны страны. * Эта Комиссия проделала большую работу по разработке плана обороны СССР, мобилизационного плана и созданию мобилизационных запасов. Под ее руководством во всех наркоматах СССР были созданы мобилизационные органы, а в союзных республиках – межведомственные комиссии. **

Мобилизационные планы были разработаны как на предприятиях и в учреждениях, так и в масштабе отраслей и республик. На Украине и в Белоруссии такие планы были утверждены в 1929 году, в ЗСФСР – в 1930 году, а в среднеазиатских республиках – в 1932 году. *** В начале 1930 года было решено разработать мобилизационный план с учетом индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. **** В дальнейшем этот важный орган в системе обороны страны стал постоянно действующим, а его решения проводились в жизнь через соответствующие органы государственной власти и управления СССР. 27 апреля 1937 года он бы преобразован в Комитет Обороны СССР, под руководством которого накануне Великой Отечественной войны был разработан новый мобилизационный план, утвержденный ЦК ВКП(б) и СНК СССР в феврале 1941 года, на основе которого началось проведение мобилизационных мероприятий в условиях непосредственной угрозы войны

3).Совершенствование местного аппарата военного управления

Факт образования СССР отразился и на реорганизации местного военного аппарата, которая проводилась в ходе военной реформы в связи с переходом на смешанную (территориально – кадровую) систему строительства Вооруженных сил. Оно осуществлялось с учетом административного деления и многонационального состава СССР. Реорганизация осуществлялась с учетом административного деления СССР по национальному признаку.

При создании мобилизационных округов военное ведомство вначале не учитывало национальных границ республик. По указанию высших органов власти вопрос о создании территориальных военных округов был пересмотрен и после согласования его с правительствами союзных республик СНК СССР 9 января 1925 года утвердил план __________________________

*См: Макаров Н. Ф. Значение образования СССР для укрепления обороны страны. В книге Проблемы государственного строительства в первые годы Советской власти. Л. Наука, 1973. с.223-224.

**РГВА, Ф. 4, оп. 2, д. 176, л. 99; РЦХИДНИ, Ф. 17, оп. 24, д. 2, л. 15, 50.

***РГВА, Ф. 4, оп, 1, д. 697, л. 23-39, 45, 48-49; д. 1422, л 126; Ф. 25895, оп. 1, д. 64, л. 35.

****РГВА, Ф. 4, оп. 1, д. 1035, л. 37, 38.

реорганизации местного военного аппарата. *

На территории РСФСР во всех автономных республиках были созданы военные управления, которые начали свою деятельность на основании решения ВЦИК РСФСР и СНК РСФСР от 7 декабря 1925 года.** В Белоруссии и на Украине были созданы республиканские военные управления. В ЗСФСР – три территориальных округа (Грузинской ССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР). Во вновь образовавшихся республиках Средней Азии приказом председателя РВС СССР Фрунзе М. В. № 132 от 6 февраля 1925 года создавались республиканские и областные военкоматы. *** Наряду с республиканскими военкоматами здесь формировались и территориальные управления (такие управления были созданы на территории Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской АССР и Киргизской автономной области). ****. В Казахстане сохранялся Киркрайвоенкомат, который содержался по особому штату на правах военного округа и подчинялся непосредственно РВС СССР. *****.

Переход к новой системе местного военного управления был важным шагом в военном строительстве. Военно - административное деление было приведено в соответствие с гражданским районированием. Созданные в ходе реорганизации местного военного аппарата территориальные управления стали выполнять функции военных отделов соответствующих республик, что позволило лучше увязать военные вопросы с экономическими и развернуть работу по привлечению всех входящих в Союз ССР наций и народностей к военной службе ****** (об этом подробно говорится в четвертой главе монографии).

В 1930 году в связи с переходом на новое административное деление органами военно-учетной и мобилизационной работы повсеместно стали военкоматы (при сохранении военно-мобилизационных управлений, отвечающих за оборонную работу и проведение мобилизации в области, крае, республике). С переходом в 1938 году к кадровой системе комплектования Вооруженных сил местное военное управление было снова реорганизовано. По всей территории СССР были созданы военкоматы союзных республик, краев и областей, а так же горвоенкоматы и райвоенкоматы. Причем сеть райвоенкоматов увеличилась в три с лишним раза, что позволило значительно улучшить учет военнообязанных, проведение призывов и мобилизационной работы на всей территории СССР.

_______________________________

* СЗ СССР, 1925, № 2, ст. 18.

** СУ РСФСР, 1925, № 54, ст. 406; РГВА, Ф. 54, оп. 1, д. 716, л.13.

*** РГВА, Ф. 4, оп. 1, д. 64, л. 407.

**** РГВА, Ф. 4, оп. 2, д. 57, л. 50; Ф. 25895, оп. 1, д. 11, л. 1.

***** РГВА, Ф. 4, оп. 1, д. 1327, л. 32-33, 35. Примечание: Казахстан до 1925 года назывался Киргизским краем, его жители – киргизами, а столица Киркрая находилась в городе Оренбурге.

****** См; Фрунзе М. В., Собр. соч., т. 3, Госиздат, М. –Л., 1927, с. 223.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница