5 мифов о профессии актера Публика привыкла актеров, особенно любимых, обожествлять, «приписывая»




Скачать 63.91 Kb.
Дата11.08.2016
Размер63.91 Kb.
5 мифов о профессии актера


Публика привыкла актеров, особенно любимых, обожествлять, «приписывая» им черты характера, стиль жизни и т.д., которых может и не быть. В этом нет ничего плохого, потому что герои, на которых хотелось бы равняться, должны быть всегда. Однако самим актерам от такого отношения иногда бывает очень несладко, ведь каждый человек прежде всего хочет оставаться самим собой и не желает, чтобы его «путали» с киношным героем. Это только одна из издержек профессии, о других мы поговорим чуть позже.

Наверняка, читая интервью с известными актерами, вы не раз замечали, что многие из них повторяют фразу: я бы не хотела(л), чтобы мои дети связывали свою жизнь с этой профессией, обязательно постараюсь отговорить их от этого шага. Почему люди, достигшие всех возможных высот мастерства в актерском деле, завоевавшие сумасшедшую популярность, звания и награды, настроены против профессии, которая так много им дала? Потому что знают, насколько актерский труд нелегок, иногда неблагодарен, случается, даже опасен.


Большинство из нас, простых смертных, видит только внешнюю сторону профессии лицедеев: свет софитов, блеск и слава. Отсюда рождаются не совсем отвечающие действительности мифы об актерах. Некоторые из них попробуем развеять.

Миф 1. Актер — абсолютно независимая творческая профессия. Он волен выбирать роли, режиссеров, фильмы. И вообще, хочет — работает, не хочет — отдыхает и набирается сил для другого проекта.
На самом деле. Миф верен отчасти. В том, что актер — профессия творческая, сомневаться не приходиться. А вот о свободе и независимости можно поспорить. Многие актеры, причем знаменитые, утверждают, что их «служба» — одна из самых зависимых. Лишь очень немногие актеры, из категории признанных суперзвезд, могут позволить себе выбирать роли. Это касается как наших артистов, так и, например, американских. Да, есть немногочисленная «когорта» профессионалов, которые, по мнению продюсеров, могут привлечь к фильму или спектаклю внимание зрителя и обеспечить коммерческий успех. За этими актерами, что называется, «гоняются», приглашая из проекта в проект. Они вольны выбирать, в каком принять участие. Однако большинство актеров (быть может, не менее талантливых, но по каким-то причинам до сих пор невостребованных) вынуждены соглашаться на то, «что дают», и особого выбора не имеют. Даже не ахти какая роль позволяет как-то проявить себя, выплеснуть накопившуюся энергию (ведь не даром говорят: не давать творческому человеку реализоваться то же самое, что запретить беременной женщине рожать) и, конечно же, заработать. Хорошо, если предложения, пусть даже на эпизодические роли, поступают регулярно и актер имеет возможность свести концы с концами, однако чаще всего режиссеры приглашают от случая к случаю, а актер попадает в категорию безработных. Чтобы выжить, заниматься приходится всем чем угодно, кроме любимого дела: частным извозом, мелким предпринимательством и т.д, и т.п. Знаменитый актер Андрей Красько («Агент национальной безопасности», «Я остаюсь», «Олигарх»), к сожалению, уже умерший, в свое время вынужден был заниматься пошивом курток, работать строителем, «таксовать» на купленной в долг машине.
Однако на этом все актерские «зависимости» не заканчиваются. Играя роль и имея определенную возможность импровизировать, актер все же должен подчиняться требованиям режиссера. Если актер видит роль а иначе, сработаться они могут в единственном случае — если артист уступит. Главный на съемочной площадке или за кулисами все же режиссер, он ставит фильм, спектакль, выбирает и утверждает актеров.
От чего еще зависимы актеры? От жизненных обстоятельств, своего настроения. Какими бы ни были то и другое, актер обязан отыграть роль. Легендарному актеру Павлу Кадочникову («Подвиг разведчика», «Проданный смех») однажды пришлось выйти на сцену и продолжить спектакль через пять минут после известия о гибели сына. Что творилось в душе артиста, можно только догадаться.

Миф 2. Актеры лукавят, когда говорят, что слава для них вторична. Быть узнаваемым, популярным, публичным человеком — это же классно, будто купаешься в лучах всеобщего восхищения и любви.
На самом деле. Действительно, если актер востребован, значит, автоматически становиться известным. Все без исключения артисты желают себе творческой реализации, иначе не имеет смысла работать. А вот слава, популярность и публичность — как говорится, палка о двух концах. С одной стороны актеру приятно «узнавание», когда просят автографы и т.д. Это значит, что его работа была зрителем замечена и оценена. С другой стороны, проявления народной любви хороши до тех пор, пока не переходят какие-то этические границы. Любимого многими поколениями актера Михаила Пуговкина всегда оскорбляло, когда незнакомые люди на улице фамильярно хлопая его по плечу приглашали: «Мишка, пойдем посидим, выпьем!». Актер с достоинством отказывался, тогда в его адрес летели фразы: «Ну ты же свой мужик, чего кочевряжишься?».
Популярность, публичность подразумевает не только любовь поклонников, но и ежедневную необходимость быть на высоте и «держать марку», поскольку все поступки, особенно тонкости и нюансы личной жизни известного актера очень скоро становятся достоянием общественности, которая с удовольствием будет смаковать детали личной драмы или комедии. Даже если во всем написанном или показанном по телевизору нет ни слова правды. Иногда из-за такого, с позволения сказать, интереса рушатся актерские семьи, карьеры. К тому же быть всегда на высоте, этаким «образцово-показательным» джентльменом или леди очень трудно. У актеров бывает плохое настроение, самочувствие, личные и «производственные» проблемы.
Резюмировав все выше написанное можно сказать так: каждый актер в том, что касается профессии, мечтает о двух вещах: творческой реализации и интеллигентных почитателях.

Миф 3. В актерской профессии нет ничего сложного. Это же не в поле или на заводе «пахать», в конце концов.
На самом деле. Это представление в корне не верно. Возьмем далеко не самое сложное, что есть в актерском деле, — необходимость учить наизусть огромнейшие тексты. Вам никогда не приходило в голову, сколько усилий нужно приложить актеру, чтобы выучить слова для двухчасового спектакля? Причем нужно знать, где подать реплику, где промолчать, что ответить партнеру. Но даже не это самое главное. Рабочий на заводе изготовляет деталь с помощью механизмов, инструментов, крестьянин, обрабатывая землю, также использует технику. Актер, играя спектакль, использует себя. Его эмоции, чувства, переживания — самые главные рабочие инструменты, с помощи которых он делает свою работу. Не так давно в нашем «рабочем» обиходе появилось понятие «синдром выгорания». Касается он в основном офисных работников, работа которых связана с эмоциональными перегрузками. Так вот, у актера, если он работает на все сто, синдром эмоционального выгорания присутствует всегда. Причем проявляется вполне материально: Владимир Высоцкий, например, после каждого спектакля «Гамлет» терял два-три килограмма веса. Сегодня все ругают сериалы, отмечая их низкую «идейность» и качество. Возможно, критики в чем-то правы. Однако для актера, занятого в качественном или не очень «мыле», — это все равно работа, которую нужно сделать хорошо. Теперь представьте ситуацию, когда артист в сериале занят в главной роли: ежедневные 12-часовые съемки под плотным гримом и жарким светом софитов, многочисленные дубли, 15-минутный перерыв на обед, необходимость ночью учить «кусок» текста для следующего съемочного дня. И так на протяжении полугода, иногда больше. Причем многие «киношные» актеры не оставляют работу в театре, который признан школой прямого общения со зрителем, опыт которого нельзя заменить ничем. Истинно любимым, народным актер стает, когда каждая его роль получается настоящей, искренней. А для этого нужно «родить», почувствовать героя, понять, почему он поступает и думает так, а не иначе. Это под силу далеко не каждому, а только одаренному лицедею.

Миф 4. Актеры зарабатывают огромные деньги. Их гонорары — цифра с шестью нолями.
На самом деле. Не стоит путать Голливуд с нашей действительностью. Тамошние актеры, но только входящие в категорию «суперзвезд», действительно получают огромные гонорары. Журнал «Форбс», большой специалист в плане подсчитывания чужих заработков, утверждает, что звезды первой величины за съемку в одном фильме с среднем получают около 20 млн долларов. Самые высокооплачиваемые актеры России (их единицы) за один съемочный день получают от 8 до 10 тыс. долларов. Сумма, по нашим меркам, тоже немалая, но до голливудских стандартов явно не дотягивает. У актеров менее известных заработная плата за съемочный день колеблется в пределах от 700 до 2 тыс. у.е., студенты обычно получают 200 «зеленых». Проблема опять же, в том, что актер может год трудиться в поте лица, а потом пять лет не получить ни одного стоящего предложения, а кушать, как говорится, хочется всегда. Украинским актерам, увы, о суммах хотя бы с тремя нолями приходится только мечтать. Чтобы заработать, они вынуждены ехать в Москву, где их не всегда ждут с распростертыми объятиями — своих талантов хватает.
Что касается театральных актеров, то у большинства, даже у Заслуженных и Народных, заработки небольшие, с среднем от 500 до 1000 у.е. Кстати, многие западные актеры, узнавая о столь неприглядном материальном положении наших талантов, приходили в неописуемое удивление, поскольку в их понимании знаменитость — это всегда обеспеченный человек.

Миф 5. Чтобы стать знаменитым актером достаточно лишь таланта. Если к нему прилагается красивая внешность — успех обеспечен.
На самом деле. Актер профессия, скажем так, «многофактурная». Личность должна органично сочетать талант, интересную внешность (это не помешает, но и назвать основополагающим фактором успешности актера нельзя), харизму, обаяние, пластику, поставленный голос, образование (добавьте список). Однако даже все вышеперечисленное в полном «комплекте» не гарантирует актеру востребованность и успешность. Нужно еще элементарное везение: чтобы заметил хороший режиссер, дал, пусть не главную, но хорошую роль, которая станет знаковой, отправной точкой в карьере актера. Без этих «мелочей» успеха не бывает. Когда придет время, сойдутся звезды, да и сойдутся ли вообще, неизвестно. Бывает, актер творчески реализовывается в уже довольно солидном возрасте. Вспомним хотя бы гениального Иннокентия Смоктуновского, который подался в актеры в возрасте «далеко за тридцать», а добился признания и того позже. «Армия» талантливых актеров велика, но «генералами» в профессии становятся, увы, далеко не все.

Оксана Бондарчук


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница