3. Социально экономическое и общественно-политическое развитие Республики Беларусь. Поддержание доходов граждан, рост уровня их жизни – главные векторы социального развития




Скачать 135.7 Kb.
Дата14.08.2016
Размер135.7 Kb.
3. Социально - экономическое и общественно-политическое развитие Республики Беларусь.
Поддержание доходов граждан, рост уровня их жизни – главные векторы социального развития

Проводится курс на поступательный рост доходов населения.



За период 2011–2014 годы в реальном выражении они выросли на 41%, в том числе реальная заработная плата – на 46%.

Трудности, с которыми столкнулась национальная экономика


в текущем году, привели к замедлению динамики пенсий и заработных плат. Вместе с тем, благодаря принимаемым мерам, не допущено их обвального снижения.

С начала года дважды – с 1 февраля и 1 марта – повышалась тарифная ставка первого разряда для бюджетных работников:
с 277 тыс. до 292 тыс. рублей. С 1 января 2015 г. повышен размер месячной минимальной заработной платы до 2 100 тыс. рублей.


Номинальная среднемесячная заработная плата в республике за пять месяцев 2015 года достигла 6 380 тыс. рублей, в том числе
в мае – 6 688 тыс. В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за январь-май 2015 г. составила 5 130 тыс. рублей, в том числе в мае – 5 395 тыс. Средний размер пенсий по возрасту в мае был 2 749 тыс. рублей.


    Главными приоритетами государственной политики останутся создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения.


Защита прав работника на своевременное получение заработной платы

Органами государственного управления на постоянной основе принимаются меры по своевременной выплате заработной платы.

За нарушения сроков выплаты заработной платы виновные лица привлекаются к ответственности.

К административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечены за январь–май 2015 г. 1508 нанимателей и 1477 должностных лиц на сумму 4 269,3 млн. рублей, к дисциплинарной – 171 уполномоченное должностное лицо организации, из них 4 – уволены.

В результате проводимой работы ежемесячно удается существенно сократить просроченную задолженность по заработной плате.



Если на 1 июня 2015 г. просроченную задолженность
по заработной плате допустили 444 организации, то на 2 июля 2015 г. – 114.

Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 г. № 344 ”О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий“ предусмотрено, что заработная плата, как и другие виды доходов, в случае задержки выплаты подлежат индексации.


Стоимость жизни и покупательная способность личных доходов

Ощутимое повышение стоимости потребительских товаров и услуг, имевшее место в Беларуси с 2011 года, вызывалось ростом мировых цен на энергетические и сырьевые ресурсы, последствиями мирового экономического кризиса, девальвацией белорусского рубля и национальных валют стран – основных торговых партнеров нашей республики.

В последнее же время в Беларуси проявляется тенденция
к замедлению инфляционных процессов.

В 2011 году инфляция составила 108,7%, 2012 году – 21,8%,
2014 году – 16,2%, за шесть месяцев текущего года – 7,3% (оценочно за год – 15,1%). Если в январе т.г. по отношению к декабрю 2014 г. потребительские цены приросли на 2,4%, в феврале к январю т.г. –
на 1,7%, то в июне к маю – на 0,7%.

Этому способствовали действовавшие ограничения в области ценообразования. Введение в декабре 2014 г. моратория на рост розничных и оптовых цен позволило не допустить их резкого повышения.

Кроме того, как свидетельствует официальная статистика, начиная
с 2012 года рост доходов семей превышал динамику потребительских цен:
в 2012 году – на 21,5%, 2013 году – на 16,3%, в 2014 году – на 0,9%. Это значит, что соответственно повышалась покупательная способность личных доходов граждан.

В частности, на среднедушевые доходы можно было купить
в 2011-м, 2013-м и 2014-м годах соответственно: мяса птицы – 83 кг, 102 кг и 112 кг; рыбы мороженной – 90 кг, 150 кг и 152 кг; масла растительного – 103 л, 203 л и 248 л; яиц – 2,5 тыс. шт.,
по 3 тыс. шт.; яблок – 165 кг, 390 кг и 452 кг.

Внешний долг Беларуси

Внешний государственный долг Республики Беларусь находится на умеренном уровне и по состоянию на 1 мая 2015 г. составил
12,7 млрд. долл. США (17,9% к ВВП), что ниже порогового значения (25%), установленного Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. При этом все внешние государственные займы страны являются долгосрочными.

Наибольшую долю в кредитном портфеле Беларуси занимают займы России (43%), кредит АКФ ЕврАзЭС (17%), кредиты банков Китая (20%), Всемирного банка (5%), облигации, размещенные на внешних финансовых рынках (14%).

В общем объеме внешнего госдолга кредиты, привлеченные для реализации инвестиционных проектов, составляют 33% (4,2 млрд. долл. США), несвязанные кредиты – 67% (8,5 млрд. долл. США).

С целью снижения пиковой напряженности платежей по государственному долгу разработана Стратегия управления государственным долгом Республики Беларусь в 2015–2020 гг.
Тарифная политика в области ЖКХ и общественного транспорта

Несмотря на рост издержек по предоставлению услуг ЖКХ и транспорта, в нашей стране тарифы на эти услуги для населения остаются более низкими, чем в других странах. Это обеспечивается за счет выделения организациям данных отраслей бюджетных субсидий.



В настоящее время белорусы возмещают только треть всех расходов, связанных с ЖКХ, а, например, граждане России – около 90%. Жилищно-коммунальные платежи в Беларуси занимают немногим более 5% от всех расходов семей, в России – в среднем 11%.

Белорусским законодательством установлено ограничение ежегодного роста стоимости жилищно-коммунальных услуг в 5 долларов США с последующей индексацией. Дальнейшее поэтапное повышение тарифов ЖКХ предусматривается с учетом роста доходов граждан.

В 2015 году за счет бюджета предполагается покрывать 30%
затрат по пригородным автобусным перевозкам и 20% – по городским.
Содействие максимально возможной занятости, сохранение трудовых коллективов – неизменные приоритеты государственной политики

Обеспечение условий для максимальной занятости всех трудоспособных граждан – ключевое направление социально- экономической политики, отличительная черта белорусской модели развития. На протяжении последних десяти лет средний уровень безработицы в Беларуси был одним из самых низких среди государств СНГ – не превышал 1%.

Произошедшее с начала нынешнего года усложнение ситуации
в сфере занятости вызвано экономическими трудностями, переживаемыми Россией, – основным партнером Беларуси, падением мировых цен на нефть, другими неблагоприятными внешними факторами.

Если на начало года в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 33,6 тыс. вакансий, то


на 1 июля – 27,6 тыс. вакансий. При этом численность безработных выросла с 24,2 тыс. до 46,8 тыс. соответственно. За январь–май 2015 г.
в связи с ликвидацией предприятий и сокращением штатной численности уволено 3,8 тыс. работников (за соответствующий период прошлого года –3,6 тыс.). Безработица в республике выросла до 1%, в том числе
в Брестской области – 1,4%, Витебской – 1,3%, Гомельской и Гродненской – по 1,2%, Могилевской – 1,1%, Минской области – 0,8% и в столице – 0,5%.

Республиканскими и местными органами власти предпринимаются меры по финансовой поддержке предприятий, реструктуризации их долгов, недопущению массовой безработицы в стране.



В рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год за шесть месяцев на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 77,5 тыс. человек, организовано обучение 5,5 тыс. граждан, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 27,6 тыс. человек.
Сохранение социальной направленности государственного бюджета

Несмотря на неблагоприятные внешние условия, в республике по-прежнему значительные бюджетные средства направляются


на финансирование социальных программ
.

В 2015 году существенную часть составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.



На сферу образования запланировано 43,3 трлн. рублей (рост по сравнению с предыдущим годом на 17,6%), на здравоохранение – 35,4 трлн. рублей (на 19,2%).

Предусмотренные в бюджете средства на здравоохранение обеспечат предоставление общедоступных медицинских услуг населению


в государственных учреждениях здравоохранения, реализацию ряда государственных программ (Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы, Государственная программа «Кардиология» на 2011–2015 годы и др.).

В области образования предусмотрены бюджетные средства


на реализацию более 20 государственных программ на сумму
около 5 трлн. рублей.

Учтены также расходы на социальную защиту, выплату пенсий военнослужащим, помощь гражданам в обеспечении жильем, содействие занятости, молодежную политику и др. в размере почти 22 трлн.  рублей.


Жилищная политика и решение жилищного вопроса

Поддержка граждан в решении жилищного вопроса была и остается приоритетным направлением социальной политики белорусского государства.



Только за предыдущую пятилетку (2006–2010 годы) было введено в эксплуатацию более 26 млн.кв. м общей площади жилья, что в 1,6 раза больше, чем за предшествующее пятилетие, улучшили жилищные условия 194 тыс. семей (за 2001–2005 годы – 122 тысячи).

Экономические трудности начала 2010-х годов, вызванные мировым кризисом, заставили государство скорректировать подходы при оказании помощи населению в строительстве жилья, сохранив приоритетность поддержки наиболее нуждающихся и менее защищенных категорий – многодетных, молодых семей и др. Государством изыскиваются новые возможности содействия семьям в решении квартирного вопроса (арендное жилье, лизинг, ипотечное кредитование и др.). В 2014 году практически каждая двадцатая семья (4,7%), из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, решила квартирный вопрос.


Государственная поддержка семьи и демографическое развитие страны

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, государство продолжает оказывать существенную поддержку семьям с детьми.



В республике проживают около 2,7 млн. семей, из них 1,2 млн., или почти 45%, имеют детей в возрасте до 18 лет.

Основным направлением государственной помощи родителям является система государственных пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми – всего 11 видов пособий. С 1 января 2015 г. введено новое пособие на детей от 3 до 18 лет в период воспитания в семье ребенка до 3 лет.

Значительны размеры единовременных пособий в связи с рождением ребенка – 14,7 млн. и 20,6 млн. рублей.

В январе–июне 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. среднемесячный размер пособий по уходу
за ребенком в возрасте до 3 лет увеличился на 16,3% (прогноз
на 2015 год – на 18,5-18,6%).

При этом существенный объем инвестиций направляется на поддержку многодетных семей.



В настоящее время в республике проживают около 71 тыс.  семей, воспитывающих троих и более несовершеннолетних детей
(в 2009 году – 62,5 тыс.).

Этим семьям предоставляется ряд гарантий и льгот в сфере образования, трудового, налогового законодательства.

Наиболее востребована поддержка при решении жилищного вопроса.

В 2014 году на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состояло около 25 тыс. многодетных семей.

При рождении третьего ребенка в семье государство погашает 75% льготного кредита на строительство жилья, при рождении четвертого и последующих – 100%. При рождении второго и последующих детей предоставляется отсрочка в погашении кредита и процентов по нему в период, когда один из родителей ухаживает за ребенком до 3 лет.

Кроме того, в республиканском бюджете на 2015 год предусмотрены средства на реализацию дополнительных мер поддержки семей, воспитывающих детей, в том числе на формирование ”семейного капитала“ в сумме 1,8 трлн. рублей.



С 1 января 2015 г. Указом Президента Республики Беларусь
от 9 декабря 2014 г. №572 установлено единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей в размере 10 000 долларов США (”семейного капитала“).


За март-апрель 2015 г. в местные органы поступило 1 857 заявлений о назначении семейного капитала. Депозитные счета
в ОАО ”АСБ Беларусбанк“ за март–май открыты 981 семье
на общую сумму более 10 млн. долларов США.

Меры по поддержке семьи способствуют повышению рождаемости в Беларуси. При сохранении невысоких темпов рождаемости в стране в последние годы наблюдается ее рост.



За 2014 год в Беларуси родились 118,5 тыс. новых граждан, это на 10,5 тыс. больше, чем в 2010 году. Возрастает число рождений вторых и третьих детей. Если в 2010 году на долю первенцев приходилось 52% рожденных за год детей, а на долю рожденных третьими и далее – около 12%, то в 2014 году уже – 46% и 15% соответственно. Все чаще в семьях рождается второй ребенок (в 2010 году – 36% всех рожденных детей за год,
в 2014 году – 40%).

В республике реализуется уже третья Национальная программа демографической безопасности, включающая комплекс мер по поддержке семей с детьми, улучшению здоровья населения, сокращению социального сиротства, и др. Реализация программы содействовала улучшению ряда демографических показателей.

Так, уровень младенческой смертности в 2014 году по сравнению с 2005 годом снизился в 2 раза.

В последние два года коэффициент младенческой смертности составляет 3,5 на 1 000 родившихся и остается самым низким среди стран СНГ и соседних с нами государств. По данному показателю Беларусь находится на одном уровне с такими развитыми странами, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Швейцария.

Заметно сократилась материнская смертность. В 2014 году был зарегистрирован лишь один случай смерти женщины, умершей от осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Усилия, предпринимаемые в Беларуси по охране материнства и детства, получили высокие оценки со стороны международных организаций.

В рейтинге World Mother's Index 2015, опубликованном международной гуманитарной организацией ”Спасите детей“ (Save the Children), Республика Беларусь заняла 25-ю позицию среди 179 стран по созданным условиям для рождения и воспитания детей (Россия – 56-ю, Казахстан – 58).

Показателем улучшения здоровья населения является увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В 2014 году


в республике она составила 73,2 года, в том числе у мужчин – 67,8 года,
у женщин – 78,4 года, и за последние 15 лет выросла в среднем более чем на 4 года.

Социальная помощь нуждающимся гражданам

В Беларуси сформирована разветвленная система социальной защиты нуждающихся граждан – малообеспеченных, инвалидов, одиноких пожилых граждан, ветеранов и др. Основными ее формами являются государственная адресная социальная помощь и социальное обслуживание отдельных категорий населения.



Государственная адресная социальная помощь включает в себя ежемесячное социальное пособие и единовременное социальное пособие для малообеспеченных граждан, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации, социальное пособие инвалидам для возмещения затрат на приобретение подгузников.

В I квартале 2015 г. получателями государственной адресной социальной помощи стали 67 тыс. человек, сумма назначенной помощи составила 126 млрд. рублей. В 2014 году – 218 тыс. человек на общую сумму 425 млрд. рублей.
Ситуация со свободой слова, усиление ответственности за размещение информации интернет-ресурсами

Основным законом страны и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь гарантируются свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, а также право на получение гражданами полной, достоверной и своевременной информации.

Сфера печати и информации динамично развивается. При этом негосударственные СМИ занимают большую часть белорусского информационного поля.

По состоянию на 1 июля 2015 г. Государственный реестр средств массовой информации Республики Беларусь включает
1 568 печатных СМИ. Из этого числа: 714 газет (из них 497 – негосударственные) и 810 журналов (из них 610 – негосударственных), 33 бюллетеня (21 – негосударственный), 9 каталогов (9 – негосударственные), 2 альманаха (2 – негосударственные).
В республике также зарегистрировано 9 информационных агентств (из них 7 – негосударственные).

Сфера электронных СМИ представлена:

273 теле- и радиопрограммами (189 – государственных, 84 – негосударственных). В том числе:

172 радиопрограмм, из которых 148 – государственной формы собственности, 24 – негосударственной;

101 телепрограмма, из которых 41 – государственной формы собственности, 60 – негосударственной.

Оформлены разрешения на распространение 201 иностранных телепрограмм.

Всего в нашей стране около 10 млн. пользователей Глобальной сети, из которых 8,6 млн. – граждане.

Интернет занимает второе место (после телевидения) по информированию граждан о жизни в Беларуси и за рубежом – 49,9%. Практически ежедневно Интернетом пользуются около 85% граждан республики.
Гражданское общество в Беларуси

Основными институтами гражданского общества выступают общественные объединения, политические партии и профсоюзные организации. Их деятельность в нашей стране регулируется Законом Республики Беларусь ”О политических партиях“, Законом Республики Беларусь ”Об общественных объединениях“, Законом Республики Беларусь ”О профессиональных союзах“.

На сегодняшний день в Республике Беларусь действует
15 политических партий, представляющих практически весь спектр политических сил в стране.

В стране зарегистрированы Либерально-демократическая партия, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская партия ”Зеленые“, Социал-демократическая партия Народного Согласия, Белорусская аграрная партия, Республиканская партия, Консервативно-Христианская Партия БНФ, Партия БНФ, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия левых ”Справедливый мир“, Объединенная гражданская партии, Белорусская патриотическая партия, Партия ”Белорусская социал-демократическая Грамада“, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Коммунистическая партия Беларуси.

Для сравнения: в Республике Казахстан зарегистрировано и действует 9 политических партий (при общем количестве населения – более 17 млн. человек).

Неотъемлемой частью современного гражданского общества Беларуси является деятельность различных общественных объединений.



На сегодняшний день в республике зарегистрировано
2596 общественных объединений, из них 228 – международных. Действует 155 фондов, в том числе 14 международных.

Функционирует 7 республиканских государственно-общественных объединений.



Это – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь (ДОСААФ), Белорусское добровольное пожарное общество (БДПО), Президентский спортивный клуб, Белорусское физкультурно-спортивное общество ”Динамо“, Белорусское республиканское общество спасания на водах (ОСВОД), Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР), Республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское общество ”Знание“.

Зарегистрировано и действует 37 профессиональных союзов.



Самой массовой общественной структурой является Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), в которую входят более
4 млн. человек, или чуть более 94% всего трудоспособного населения страны. В стране действуют и так называемые ”независимые профсоюзы”.

Создано 270 молодежных общественных объединений.



Самые крупные из них – Белорусский республиканский союз молодежи (около 500 тыс. человек) и Белорусская республиканская пионерская организация (более 570 тыс. человек).

Самой массовой женской общественной организацией в республике является Белорусский союз женщин.

Количество политических партий и общественных объединений и направленность их деятельности свидетельствуют о развитости гражданского общества в Республике Беларусь.

Главный результат текущего развития Беларуси – сохранение экономической и политической стабильности


в стране.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница