2008 Составитель – доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров




страница1/3
Дата02.04.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3




Краткий словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности *
(2008)
Составитель – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров
* Данный словарь подготовлен при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект N 08-06-12103 в - «Подготовка и создание электронной научной библиотеки «Медиаобразование», 2008-2009). Научный руководитель проекта – д.п.н., профессор А.В.Федоров

Введение
Термин медиа происходит от латинских medium (средство, посредник), media (средства, посредники) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах, как правило, нет разночтений. Они отличаются только стилистически.

Анализ научной литературы показывает, что за последние десятилетия сложилась определенная система основных терминов, которыми оперирует медиаобразование. Вместе с тем, как и в педагогической науке в целом, так и в медиаобразовании не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиапедагогика» и т.д.

К примеру, британский медиапедагог К.Базэлгэт убеждена, что суть медиаобразования в изучении шести так называемых ключевых понятий: «медийное агентство - источник медийной информации» (media agency), «категория медиа» (media category), «технология медиа» (media technology), «медиаязык» (media language), «аудитория медиа» (media audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media representation). Ведущий российский специалист в области медиаобразования Ю.Н.Усов считал, что медиаобразование – это процесс развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации.

Во многих англоязычных странах термин «медиаобразование» заменяется аналогом – «медиаграмотность» (media literacy). Однако этот термин, как правило, не употребляется во франкофонных (l'education aux medias - медиаобразование), испаноязычных (education para los medios - медиаобразование) или германоязычных (medienpadagogic – медиапедагогика) государствах.

Впрочем, несмотря на эти разночтения, можно смело утверждать, что самое сильное влияние на формирование западной терминологии, теории и методики медиаобразования, оказал британский ученый Л.Мастерман, считающий, что цель медиаобразования заключается не только в воспитании критического мышления, но и «критической автономии». С ним полностью согласна американка П.Офдерхейд, полагающая, что медиаграмотность направлена на развитие в человеке «критической автономии относительно медиа. Главное в медиаграмотности широкий спектр информирования в гражданской, социальной, потребительской областях, в отношении эстетического восприятия и творчества». Похожую трактовку медиаобразованию дает и другой американский педагог и исследователь – Р.Кьюби. Он видит его цель в том, чтобы «дать учащимся понимание того, как и почему медиа отражает общество и людей», но в еще большей степени, чтобы «развивать аналитические способности и критическое мышление по отношению к медиа», плюс изучение языка средств массовой коммуникации.

Что касается понятия «медиаграмотность», то оно ведет свое начало от терминов «критическое видение» и «визуальная грамотность», которые использовались по отношению к экранным медиа в прошлые десятилетия. В научной литературе встречаются также такие термины, как «технологическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и т.д. Впрочем, К.Ворсноп, Л.Мастерман, А.В.Федоров, А.В.Шариков и многие другие ученые, преподаватели считают, что медиаграмотность – это часть более широкого и емкого понятия – медиаобразования. Эта тенденция находит сегодня все больше сторонников, хотя многие медиапедагоги практически ставят знак равенства между двумя этими терминами.

Терминология российского и зарубежного медиаобразования (на основе работ О.А.Баранова, И.В.Вайсфельда, Л.С.Зазнобиной, И.С.Левшиной, О.Ф.Нечай, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, А.В.Спичкина, А.В.Федорова, Ю.Н.Усова, А.В.Шарикова, Н.Ф.Хилько, К.Бэзэлгэт, К.Ворснопа, Л.Мастермана, К.Тайнер, Э.Харта и других медиапедагогов) была впервые обобщена на страницах журнала «Искусство и образование» [Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. 2000. № 2. С.33-38].

В данный словарь намеренно не включена терминология, связанная с медийными техническими устройствами, аппаратурой. Читателям, интересующихся данной тематикой, мы рекомендуем обратиться к обстоятельному труду И.И.Романовского [Романовский И.И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд-во Союза журналистов России, 2004. 480 с.].



Краткий словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности
Автономия критическая (critical autonomy) – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекстов.

Агентство медийное (media agency) – организация, занимающееся производством, распространением и продажей медиатекстов (газет, журналов, фильмов, теле/радиопередач, интернет-сайтов, рекламы и т.д.), сбором, обработкой информации.
Адресат медиа (addressee for media) – предполагаемая (целевая) аудитория, на которую рассчитан тот или иной медиатекст.

Адресат медиаобразования (addressee for media education) – школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки, учебного телевидения и т.д.) и др.

Алгоритм развития аудиовизуального восприятия (algorithm of the audiovisual perception development) – последовательный перечень перцептивных действий, неоднократное выполнение которых в системе тренировочных упражнений позволяет овладеть навыками восприятия экранного повествования: выявление единиц экранного повествования; их образное обобщение в результате эмоционально-смыслового соотнесения; выстраивание в своем сознании художественного пространства, открывающего атмосферу эмоциональных, ассоциативных, семантических связей; соотнесение образных обобщений для постижения внутреннего содержания повествования, авторской концепции и своего отношения к ней (Ю.Н.Усов, 1995).

Анализ автобиографический (личностный) (autobiographical analysis of media text) – сопоставление своего жизненного опыта (событий личной жизни, проявлений своего характера в различных ситуациях) с жизненным опытом персонажей и авторов медиатекстов. Данный аналитический подход опирается на ассоциативную память человека (эффект «вспышек памяти») и помогает аудитории критически понять влияние медиакультуры на развитие личности человека, способствует развитию медиакомпетентности. Учитывая, что восполнение человеком недостающих ему в реальной жизни чувств и переживаний абсолютно закономерно, автобиографический анализ на медиаобразовательных занятиях связан также с терапевтическим эффектом и феноменом компенсации (А.В.Федоров, 2007).

Анализ герменевтический культурного медийного контекста (hermeneutic analysis of cultural media context) – исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику медиатекста; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте. Таким образом, предметом анализа является система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык медиа и его использование. В качестве целей медиаобразования в данном случае выделяются: формирование культуры взаимодействия с медиа, развитие восприятия различных видов информации, умений анализа и интерпретации медиатекста, формирование критического мышления, развитие творческих способностей в области медиа (А.В.Федоров, 2007).

Анализ идентификационный анализ (identification analysis of media and media text) – распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах, т.к. медийные агентства часто предлагают упрощенные решения сложных проблем (А.В.Федоров, 2007).

Анализ идеологический (ideological analysis of media and media text) - анализ идеологических аспектов медийной сферы. Теоретической базой тут является идеологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны целенаправленно воздействовать на общественное мнение, в том числе в интересах того или иного социального класса, расы или нации. Педагогическая стратегия медиаобразования сводится к изучению политических, социальных, национальных и экономических аспектов медиа, к анализу многочисленных противоречий, которые содержат эти аспекты с точки зрения того или иного класса, расы, религии или нации (Piette & Giroux, 1998).

Анализ иконографический (iconographic analysis of media text) – ассоциативный анализ изображения в медиатексте (например, вода, огонь – как символы чистоты и разрушения), связанный с семиотическим анализом.

Анализ информации (analysis of information/message) – изучение, трактовка информации того или иного вида. Принято различать следующие виды анализа информации: контент-анализ, структурный, сюжетный, автобиографический, иконографический, семиотический, идентификационный, идеологический, философский, эстетический, этический, мотивационный, культивационный, герменевтический анализ, анализ стереотипов, персонажей и др. (А.В.Федоров, 2008).

Анализ культивационный (cultivation analysis of media and media text) – анализ содержания медиа и медиатекстов с опорой на исследование социокультурного контекста и исследования масс-медиа (G.Gerbner). Согласно культивационной теории медиа, аудитория выбирает медиатексты с точки зрения своих взглядов, предпочтений. Отсюда культивационный анализ можно представить как a) технологию приемов создания условий для того, чтобы аудитории было легче обозначить (сознательно или бессознательно) свои мнения, ожидания и ценности; b) исследование «глубоких интервью» о демографических и психологических мотивах выбора конкретного респондента; c) исследование периодических опросов медийной аудитории.

Анализ культурной мифологии медиатекста (сultural mythology analysis of media texts) - выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников – сказок, «городских легенд» и т.д.) стереотипов фабул, тем, персонажей и т.д. в конкретном медиатексте (А.В.Федоров, 2007).

Анализ медиатекста (media texts analysis) – изучение, трактовка медиатекста того или иного вида и жанра. Принято различать следующие виды анализа медиатекстов: контент-анализ, структурный, сюжетный, автобиографический, иконографический, семиотический, идентификационный, идеологический, философский, эстетический, этический, мотивационный, культивационный, герменевтический анализ, анализ медийных стереотипов, персонажей медиатекстов и др. (А.В.Федоров, 2008).

Анализ персонажей медиатекста (media texts сharacter analysis) - анализ характеров, мотивов поведения, идейных ориентаций, поступков/действий персонажей медийных текстов разных видов и жанров.



Анализ семиотический (semiological analysis of media text) - анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный анализ тесно связан с иконографическим анализом. Семиотический анализ медиатекста в учебных целях опирается на семиотическую теорию медиаобразования (semiotic approach, le decodage des medias), обоснованную в трудах таких теоретиков медиа семитического (структуралистского) направления, как Р.Барт (R.Barthes, 1964), К.Метц (C.Metz, 1964), У.Эко (U.Eco, 1976) и др.

Анализ стереотипов медиатекстов (media stereotypes analysis) - выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем и т.д. в медиатекстах.

Анализ структурный (structural analysis of media and media text) - анализ систем, отношений, форм медиакультуры, структуры медиатекстов. Многие исследования по структурному анализу медиатекстов опираются на работы В.Я.Проппа (В.Пропп, 1976; 1998), Р.Барта (R.Barthes, 1964, 1965), У.Эко (U.Eco, 1976) и др. ученых, связанных с проблемами семиотики, мифологии и фольклора.

Анализ cюжетный/повествовательный (narrative analysis of media and media text) - анализ сюжетов, фабул медиатекстов. Сюжетный анализ тесно связан со структурным, мифологическим, семиотическим и другими видами анализа медиа и медиатекстов (Barthes, 1964; 1965; Berelson, 1984; Gripsrud, 1999; Eco, 1976; Masterman, 1984; Пропп, 1998 и др.).

Анализ философский (philosophical analysis of media and media text) - анализ философских аспектов медийной сферы и медиатекстов.

Анализ эстетический (aesthetical аnalysis of media text) - анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связан с эстетической (художественной) теорией медиаобразования (aesthetical approach, media as popular arts approach, discriminatory approach) (Halls & Whannel, 1964; Баранов, 2002; Пензин, 1987, 2001; Усов, 1989 и др.). Теоретическая база здесь во многом совпадает с культурологической теорией медиаобразования. Однако главная цель медиаобразования видится в том, чтобы помочь аудитории понять основные законы и язык спектра медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, развить эстетическое/художественное восприятие и вкус, способности к квалифицированному эстетическому анализу. Вот почему основное внимание уделяется анализу языка медиакультуры, критическому анализу авторской концепции художественного медиатекста.

Анализ этический (ethical analysis of media and media text) – анализ моральных аспектов в сфере медиа и в медиатекстах. Данный вид анализа опирается на так называемую этическую теорию медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные этические/моральные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Из этого вытекает главная цель этического медиаобразования: приобщить аудиторию к той или иной этической модели поведения (отвечающей, к примеру, конкретной религии, уровню развития цивилизации, демократии и т.д.). Педагогическая стратегия базируется на изучении этических аспектов медиа и этического анализа медиатекстов (Пензин, 1987).

Аннотация (annotation, abstract) – краткое изложение информации, содержания медиатекста любого вида и жанра.

Аппликация (application) – медиатекст, созданный путем наклеивания/наложения на какую-либо поверхность разнородных фрагментов (бумаги, ткани и пр.).

Артефакт медийный (media artifact) – медийный художественный объект или медийный дефект.

Ассоциация (connotation) – процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста.

Аудио (audio) – электронная аппаратура, специальные пленки, кассеты и диски, позволяющие записывать и прослушивать аудиотексты в разных форматах.

Аудиовосприятие (audio perception)способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами звукового ряда; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995).

Аудиотекст (audio text) – сообщение (радиопередача, звукозапись и пр.), изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для слухового восприятия аудиторией.

Аудитория медийная (media audience) – дифференцированные по различным признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) группы людей, контактирующих с медиатекстами.

Аудитория информационная (audience for information) – дифференцированные по различным признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) группы людей, контактирующих с информацией.

Аудитория целевая (target audience) – определенная группа людей, контактирующих с медиатекстами, выделенная медийным агентством по каким-либо признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) с целью максимального воздействия (например, рекламного).

База данных (data base) – систематизированная форма организации и представления разного рода информации (например, в компьютерной сети).

Банк данных (data bank) – совокупность баз данных.

Безопасность информационная (information safety, information protection) - способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение информационной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации (Ф.И.Шарков, 2003). Аналоги, близкие понятия: интернет-безопасность (internet safety), медийная безопасность (media safety, media protection), информационная защита.

Безопасность компьютерная (computer safety) - комплекс программных и организационных средств для противодействия вредоносным воздействиям (компьютерным вирусам и пр.). Аналоги, близкие понятия: интернет-безопасность (internet safety), медийная безопасность (media safety, media protection).

Безопасность медийная (media safety, media protection) - способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить достаточные и защищенные медийные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение медийной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на источники информации (адаптировано по: Ф.И.Шарков, 2003). Аналоги, близкие понятия: интернет-безопасность (internet safety), информационная безопасность (information safety, information protection), информационная защита.

Библиотека (library) – частная или публичная коллекция, фонд печатных текстов (в том числе и в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: медиатека, фонотека, фототека, видеотека.

Блокбастер (block-buster) – высокобюджетный медиатекст, ориентированный на большой успех у аудитории и весомую финансовую прибыль.

Боевик (action) – фильм действия (action), ориентированный на большой успех у аудитории и весомую финансовую прибыль.

Видео (video) – электронная аппаратура (видеокамера, видеомагнитофон, проектор, монитор и др.), специальные пленки, кассеты и диски, позволяющие записывать и демонстрировать аудиовизуальные медиатексты в разных форматах.

Видео-арт (video art) – искусство создания медиатекстов при помощи видеотехники.

Видеоклип (video clip, music video) – короткий аудиовизуальный медиатекст (рекламный, музыкальный и т.д.).

Видеопиратство (video piracy) – контрафактное/незаконное тиражирование и демонстрация аудиовизуальных медиатекстов. Близкое понятие: медиапиратство (media piracy).

Видеотворчество (video creation) – процесс созидательной деятельности в сфере видеосъемки и его предметные результаты; взаимосвязанные процессы проективной деятельности и видеосъемки (Н.Ф.Хилько, 2000). Близкие понятия: медиатворчество (media creation), аудиовизуальное творчество (audiovisual creation).

Видеотека (videotheque, video library) – частная или публичная коллекция, видеофонд аудиовизуальных текстов (в том числе – в электронном виде, в интернете). Близкие понятия: медиатека, библиотека, фонотека, фототека.

Видеотекст (video text) – аудиовизуальное сообщение, изложенное в любом виде и жанре. Близкие понятия: аудиовизуальный текст (audiovisual text, message), медиатекст (media text, media message).

Видеоэкология (video ecology) – раздел духовной экологии, в котором рассматриваются основные принципы видеорепертуара, культуры видеовосприятия; создание своеобразного иммунитета против низкокачественных видеотекстов, приобщение к аудиовизуальной культуре, овладение духовно-нравственными и эстетическими критериями оценки видеообразов (Н.Ф.Хилько, 2000).

Вирус компьютерный (computer virus) – специальная компьютерная «хакерская» программа, предназначенная для нанесения вреда нормальной работе компьютерных сетей и персональных компьютеров.

Воздействие информационное (information effect) – различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) влияние информации на аудиторию.

Воздействие медийное (media effect) – различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) влияние медиа и медиатекстов на аудиторию.

Воспитание аудиовизуальное (audiovisual education) – составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение аудиовизуальной культуры, изучение закономерностей происхождения, развития и функционирования аудиовизуальной культуры; система приобщения к духовным, эстетическим, нравственным, ментальным общечеловеческим ценностям в процессе восприятия, анализа аудиовизуальных текстов и аудиовизуальной деятельности (Н.Ф.Хилько, 2000). Термин аудиовизуальное воспитание близок к терминам аудиовизуальная грамотность, визуальная грамотность, медиаграмотность, кинограмотность, киновоспитание, кинообразование, медиаобразование, медиакомпетентность, медиакомпетенция.

Воспитание медийное (media education) – составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение медийной культуры, изучение закономерностей происхождения, развития и функционирования медиакультуры; система приобщения к духовным, эстетическим, нравственным, ментальным общечеловеческим ценностям в процессе восприятия и анализа медиатекстов и медийной деятельности (Н.Ф.Хилько, 2000). Термин медийное воспитание близок к терминам аудиовизуальное воспитание, аудиовизуальная грамотность, визуальная грамотность, медиаграмотность, кинограмотность, киновоспитание, кинообразование, медиаобразование, медиакомпетентность, медиакомпетенция.

Восприятие аудиовизуальное (audiovisual perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами аудиовизуального повествования (событиями, сценами, эпизодами, кадрами, элементами внутрикадровой композиции); установления в них закономерностей, конфликтов, кульминаций; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов аудиовизуального медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995).

Восприятие визуальное (visual perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами визуального повествования; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов визуального медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995). Близкое понятие: зрительное восприятие.

Восприятие зрительное (visual perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами визуального повествования; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов визуального медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995). Близкое понятие: визуальное восприятие.

Восприятие информации (perception of information) – способность человека к выявлению в информации смысловых, образных взаимосвязей, установления в них закономерностей, конфликтов, кульминаций; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к информации.

Восприятие медийное (media perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами повествования (событиями, сценами, эпизодами, кадрами, элементами внутрикадровой композиции); установления в них (художественных) закономерностей, конфликтов, кульминаций; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к системе взглядов авторов медиатекста (Ю.Н.Усов, 1995).

Восприятие слуховое (audio perception) – способность человека к выявлению смысловых, образных взаимосвязей между единицами звуковой информации; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к звуковой информации.

Гиперссылка (hyper link) – элемент электронного документа, используемый для быстрого перехода к другому документу, либо его части.

Гипертекст (hyper text) – специальная организация компьютерных, интернетных медиатекстов, позволяющая при нажатии курсора на определенные слова или аудиовизуальные объекты мгновенно переходить на присоединенные к ним ссылки и родственные тексты или объекты.

Грамотность аудиовизуальная (audiovisual literacy) - умение анализировать и синтезировать пространственно-временную аудиовизуальную реальность, умение «читать» аудиовизуальный медиатекст, способность использовать аудиовизуальную технику, знание основ аудиовизуальной культуры, то есть результат аудиовизуального образования. Близкие понятия: информационная грамотность (information literacy), медиаграмотность (media literacy), медийная грамотность, медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная компетентность, медийная компетенция.

Грамотность визуальная (visual literacy) - умение анализировать и синтезировать зрительную реальность, умение «читать» визуальный медиатекст, знание основ визуальной культуры, то есть результат визуального образования. Близкие понятия: медиаграмотность (media literacy), медийная грамотность, медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, аудиовизуальная грамотность.

Грамотность информационная (information literacy) - умение «читать», анализировать и синтезировать информацию, - способность использовать компьютерную и медиатехнику, знание основ информатики, информационных технологий. Близкие понятия: медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, медиаграмотность (media literacy), аудиовизуальная грамотность (audiovisual literacy).

Грамотность компьютерная (computer literacy) - способность использовать компьютерную технику, знание основ информатики, информационных технологий. Близкие понятия: информационная грамотность (information literacy), медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, медиаграмотность (media literacy).

Грамотность медийная (media literacy) - умение анализировать и синтезировать медийную реальность, умение «читать» медиатекст, способность использовать медийную технику, знание основ медиакультуры, то есть результат медиаобразования. Аналоги – медиакомпетентность (media competence), медиакопетенция, медийная компетентность, медийная компетенция, аудиовизуальная грамотность (audiovisual literacy).

Дайджест (digest) – сокращенный, адаптированный вариант медиатекста(ов).

Дезинформация медийная (media disinformation, misinformation) – медиатекст, содержащий заведомо ложную информацию.

Декодирование (decoding) – расшифровка/дешифровка, трактовка информации, содержания медиатекста аудиторией.

Диагностика педагогическая в информационной, аудиовизуальной и медиасфере (pedagogical diagnostics in the information, audiovisual and media area) – способы выявления уровней информационной грамотности (information literacy), аудиовизуальной грамотности (audiovisual literacy), медиаграмотности (media literacy), медиакомпетентности (media competence) с применением анкетирования, тестирования, творческих заданий и т.д.

Дидактика медиапедагогическая (media didactics) – теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиаграмотности/ медиакомпетентности. Близкие понятия: медиаобразование, медиаграмотность.

Единицы, смысловые части медиатекста (
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница