2 стенда Эра водорода уже началась




Скачать 77.66 Kb.
Дата05.08.2016
Размер77.66 Kb.
Название 2 стенда - Эра водорода уже началась.

Впервые водород в чистом виде выделил 240 лет назад английский химик Генри Кавендиш.

Свойства полученного им в 1766 году газа были удивительны.

Он прекрасно горел, был необычайно легок, в 15 раз легче воздуха, хорошо впитывался металлами. Однако другой великий химик, француз Антуан-Лоран Лавуазье, уже в 1787 году доказал, что полученное Кавендишем вещество — вполне обычный, хотя и очень интересный химический элемент. Свое название водород получил оттого, что при горении давал не дым, сажу и копоть, а воду.

130 лет назад Жюль Верн предсказывал большое

будущее водородному топливу.

«Да, друзья мои, я думаю, что воду когда-нибудь будут употреблять как топливо, что водород и кислород, которые входят в ее состав, будут использованы вместе или поодиночке и явятся неисчерпаемым источником света и тепла, значительно более интенсивным, чем уголь. Придет день, когда котлы паровозов, пароходов и тендеры локомотивов будут вместо угля нагружены сжатыми газами, и они станут гореть в топках с огромной энергией. Итак, нам нечего опасаться. Пока на Земле живут люди, они будут обеспечены всем, и им не придется терпеть недостатка в свете, тепле и продуктах животного, растительного или минерального царства. Повторяю, я думаю, что, когда истощатся залежи каменного угля, человечество будет отапливаться и греться водой. Вода - уголь будущего".

При первом прочтении романа "Париж в XХ в." глаз цепляется за провидческие, в деталях, описания поездов на воздушной подушке, автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и автозаправочных станций ("Толкала их невидимая сила, а именно мотор, работавший по принципу расширения воздуха за счет сгорания газа. Мотор этот, применяемый в качестве двигателя, обладал тем несомненным преимуществом, что ему не требовались ни котел, ни топка, ни обычное горючее. Небольшое количество осветительного газа смешивалось с воздухом, поступало под поршень и зажигалось электрической искрой, отчего и происходило движение. Газозаправочные колонки, установленные на многочисленных стоянках, снабжали экипажи водородом, необходимым для двигателей").

Водородная энергетика в Великой Отечественной войне.



Главное открытие его жизни



Восемнадцатого апреля 2001 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» был опубликован очерк «Таинственный остров» Бориса Шелища». Одним из авторов этой статьи является саровчанин Александр Гусев. Авторы предоставили нашей газете расширенный вариант этого материала. О подвиге Бориса Исааковича Шелища писал и наш земляк В.Цукерман в своей работе «Автомобиль и водород», опубликованной в журнале «Химия и жизнь» в 1977 году.

 


 




Техническая смекалка талантливого механика-самоучки оказалась как нельзя кстати в тяжелые времена блокады Ленинграда. В 1941 г. Борис Шелищ служил младшим воентехником в полку аэростатов заграждения. Аэростаты заполнялись водородом, который поступал по магистрали, проложенной по дну Ладожского озера: на «нашем» берегу стояла установка, которая получала водород посредством электролиза воды. Время от времени аэростаты приходилось опускать для перезарядки, а лебедки приводились в движение автомобильными двигателями грузовиков-«полуторок». Уже в сентябре 41-го закончился бензин. Как спасти воздушный щит города?

Водородная энергетика в Великой Отечественной войне.

Мы были первыми

Защиту осажденного Ленинграда от немецкой авиации  кроме основных средств ПВО обеспечивалась сотнями привязных аэростатов заграждения. Заполненные водородом и поднятые на высоту  нескольких километров эти гигантские резиновые "колбасы" не позволяли фашистским летчикам снижаться для прицельного бомбометания. Через 25-30 дней работы аэростаты переставали держать высоту, так как резиновая оболочка пропускала водород, а его место занимали другие газы и пары воды. Поэтому аэростаты периодически опускали, стравливали "отработанный" водород и заправляли чистым. Перезаправку аэростатов производили, когда в них натекало 15 - 20 % других газов и паров. Это предотвращало потерю подъемной силы воздухоплавательного газа и взрывы при образовании "гремучей смеси". Спуск аэростатов осуществлялся аэростатными автолебедками. Для этих целей использовались несколько сотен полуторок  ГАЗ-АА. Но бензин в условиях блокады быстро закончился. Тогда стали использовать для спуска аэростатов лифтовые электролебедки. Но пока шло переоборудование автомобилей, в городе не стало и электричества. Вручную опустиь аэростаты было невозможно.

В те дни в мастерских по ремонту аэростатных автолебедок служил воентехник младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ. И проблемы нехватки топлива  не давали ему покоя, как и многим другим специалистам. И однажды его осенило. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды. Стравливая "грязный водород" в атмосферу, выбрасывали энергию, которая могла работать на Победу! Это все равно, что выливать бензин бочками. Шелищ понял, что вот  оно необходимое топливо. Но он также понимал, что водород опасен. Весь  мир помнил катастрофу "водородного летающего "Титаника" 30-х годов" - дирижабля нацистской Германии "Гинденбург". Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным. 21 сентября 1941 года младший техник-лейтенант Шелищ обратился к командованию с рационализаторским предложением: использовать отработанную воздушно-водородную смесь из приземлившихся аэростатов в качестве топлива для автомобильных двигателей. Он на свой страх и риск подготовил эксперимент. Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. Но в итоге для безопасной эксплуатации воздушно-водородной "гремучей" смеси он придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке во всасывающей трубе двигателя. В дальнейшем управление всеми аэростатами осуществлялось с водородных грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине, мгновенно заводясь даже на морозе.

И легковушка самого младшего техника-лейтенанта Шелища, на заднем сиденье которой лежали баллоны с водородом, ездила тоже исправно. В 1942 году необычный автомобиль демонстрировался на выставке техники, приспособленной к условиям блокады. На ней его двигатель проработал несколько часов в закрытом помещении. Отработанные газы - обыкновенный пар - не загрязняли воздух. Стендовые испытания двигателя, работавшего без остановки 200 часов, показали, что его износ оказался ниже, чем при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, а в камерах сгорания не было и следов нагара. За эту работу Б.И.Шелищ в декабре 1941 года был награжден орденом Красной Звезды. Опыт Б. И. Шелища был использован и в частях ПВО столицы – 300 двигателей перевели на "грязный водород". И совершенно любопытный факт: во время войны было оформлено авторское свидетельство № 64209 на изобретение. Таким образом был обеспечен приоритет страны в развитии энергетики будущего. Б. И. Шелищ совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность. Поражают сроки реализации его проекта: 10 дней - и "водородными" стали 200 грузовиков. За всю войну из-за утечек водорода взорвался всего один грузовик из 500. В  середине 70-х годов, получила широкое признание концепция "водородных" перспектив по использованию водорода в качестве автомобильного топлива, и тогда вспомнили о блокадном изобретении Б. И. Шелища, обеспечившем отечественный приоритет в этой области.



Это был первый и до сих пор единственный в мировой практике случай массового применения водорода в автомобильных двигателях.

Приоритет Бориса Исааковича Шелища был также подтвержден и Комиссией по водородной энергетике Академии наук СССР. Скончался Борис Исаакович Шелищ 1 марта 1980 года. Ну а в наши дни использование водорода считается одним из основных направлений развития альтернативной энергетики, в том числе и в автомобилестроении.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница