2. «Слово о полку Игореве» 1 Ломоносов М




страница1/28
Дата11.03.2016
Размер1.47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Оглавление


2. «Слово о полку Игореве» 1

3. Ломоносов М. В. 2

4. Державин 3

5. Фонвизин 5

6. Сентиментализм. Карамзин 6

7. Крылов 7

8. Жуковский, романтизм. Баллады. Переводы 9

9. Грибоедов «Горе от ума» 10

10. Поэмы Пушкина 12

11. Евгений Онегин 13

14. Поэмы Лермонтова 15

16. Гоголь (Вечера, Миргород, Ревизор, Петерб.повести) 16

17. Гоголь «Мертвые души» 18

18. Перцен, «Былое и думы» 19

19. Тютчев 19

20. Некрасов 21

21. Тургенев 22

22. Гончаров «Обломов» 23

23. «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин 24

24. Достоевский «Преступление и наказание» 25

25. Достоевский «Братья Карамазовы» 26

26. Толстой «Война и мир» 27

27. Толстой «Анна Каренина» 28

28. Толстой «Воскресение» 30

29. Островский 31

30. Лесков 32

31. Чехов, рассказы 80-90х 33

32. Чехов-драматург 35

33. Модернистские течения 36

34. Лирика Маяковского 37

35. Поэмы Маяковского 38

36. Блок, циклы, поэма «Двенадцать» 40

37. Цветаева 42

38. Ахматова 43

39. Есенин, лирика, «Анна Снегина», «Черный человек» 45

40. Проза Бунина, Суходол, Темные Аллеи, Жизнь Арсен. 46

41. Куприн Поединок, Олеся 48

42. Горький. На дне, Егор Булычев, Васса Железнова 49

43. Горький, «Жизнь Клима Самгина» 50

44. Толстой А.Н. «Петр I» 51

45. Проза 20х: Фадеев, Зощенко, Катаев, Федин, Олеша 52

46. Шолохов. «Донские рассказы», «Судьба человека», «Они сражались» 53

47. Шолохов «Тихий Дон» 55

48. Возвращенная литература, Замятин, Пильняк, Бабель 56

49. Булгаков «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Марг» 57

50. Платонов, «Котлован», рассказы 58

51. Твардовский 20-40е, Теркин, Дом у дороги 59

52. Твардовский 50-60е, «За далью даль» 60

53. Набоков как мастер интеллектуальной прозы 61

54. Леонов «Русский лес» 62

55. Деревенская проза 60-90, Белов, Распутин 63

56. Антитоталитарная тема (Шаламов, Солженицын, Волков, Жигулин) 63

57. Распутин 64

58. Тема ВОВ 60-90е (Быков, Бондарев, Астафьев, Гроссман) 65

59. Поэзия 60-90 (Самойлов, Окуджава, Евтушенко..) 66

60. Нравств-фил. проблемы (Трифонов, Маканин, Ким) 67

61. Астафьев, «царь-рыба», «Кража» 68

62. Бродский 69




2. «Слово о полку Игореве»


«Слова о полку Игореве» было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в.

В исследовательской литературе существенное место занимает полемика о подлинности памятника или о времени его создания. Недоверие к древности «Слова» возникло после гибели рукописи в пожаре 1812 г. В середине XIX в. после открытия «Задонщины», старший из известных списков которой датируется концом XV в., сомневаться в древности «Слова» перестали. Однако в 90-х гг. того же века Луи Леже выдвинул гипотезу, что не автор «Задонщины» подражал «Слову», а, наоборот, «Слово» является подражанием «Задонщине». Это предположение Л. Леже было развито в работах французского ученого, академика А. Мазона, а позднее в работах советского историка А. А. Зимина. А. А. Зимин считал, что «Слово» было написано на основании «Задонщины» в XVIII в. и автором его был Иоиль Быковский, ярославский архимандрит, у которого А. И. Мусин-Пушкин приобрел сборник со «Словом». Последующие исследования утвердили подлинность и древность «Слова».


«Слово» открывается небольшим вступлением. В нем автор размышляет о художественных принципах изложения материала и как бы ведет диалог с читателем. Вступление подчеркивает общий патетический, торжественный пафос произведения.

В основе сюжета лежат подлинные исторические факты: поход новгород-северского князя Игоря, который закончился страшным разгромом русских войск.

Задача автора состояла в том, чтобы дать политическую оценку событию, показать своим современникам, какое значение имеет неудача Игорева похода для исторической судьбы всей Русской земли.
Композиция «Слова» необычна для исторической повести. В центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях похода, сколько рассуждения о нем, оценка поступка Игоря, раздумья о причинах печали, охватившей Русскую землю в настоящем, обращение к событиям прошлого. В «Слове» объединены эпическое и книжное начала.

«Слово» состоит из трех частей: вступления, повествования и эпилога.


«Слово» написано не стихами, но вместе с тем его ритмический строй находится в органическом единстве с содержанием. Исследователи ритмики «Слова» отмечают наличие ассонансов, консонансов, аллитераций. Его автор синтезировал песенный жанр дружинной поэзии с книжной традицией.
жанр. В древнерусской литературе, с ее строгой системой жанров, «Слово» оказывается как бы вне жанровой системы. А. Н. Робинсон и Д. С. Лихачев сопоставляют «Слово» с жанром так называемых «шансон де жест» — «песен о подвигах». В «Слове» рассказ распадается на ряд эпизодов, что присуще и житию, и исторической повести. Однако здесь перед нами иной тип автора – поэт. Он называет свое произведение «повестью» и «песней». Лихачев показал, что в «Слове» соединены два фольклорных жанра - «слава» и «плач» - прославление князей и оплакивание печальных событий.
Поэтика «Слова» своеобразна, язык и стиль его красочны и самобытны.

Вообще стиль монументального историзма проявляется в «Слове» разнообразно и глубоко. Действие «Слова» развертывается на огромном пространстве от Новгорода Великого на севере до Тмуторокани на юге, от Волги на востоке до Карпат на западе. Автор «Слова» упоминает в своих обращениях к князьям многие географические пункты Русской земли. Действующие лица «Слова» видят Русскую землю как бы «панорамным зрением», словно с большой высоты. Таково, например, обращение Ярославны из Путивля не только к солнцу и ветру, но и к далекому Днепру, который может прилелеять к ней любимого мужа из половецкого плена. Сама битва с половцами приобретает всесветные масштабы: черные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря.

Историзм «Слова». И события, и поступки, и сами качества героев «Слова» оцениваются на фоне всей русской истории, на фоне событий не только XII, но и XI в.

Природа активно участвует в судьбе Игоря, в судьбе Русской земли: никнет трава от жалости, и, напротив, радостно помогают Игорю, бегущему из плена, Донец и птицы, обитающие в прибрежных рощах.

Характерно, что в нем, как и в других древнерусских памятниках, нет статичного пейзажа: окружающий мир предстает перед читателем в движении, в явлениях и процессах. В «Слове» не говорится, что ночь светла или темна, — она «меркнет».

Время написания «Слова».

памятник мог быть создан не позднее 1 октября 1187 г. — времени, когда умер Ярослав Осмомысл, так как в «Слове» он упоминается как живой.

Установить имя создателя гениального произведения до сих пор не удалось, хотя автор постоянно заявляет о себе в «Слове», четко высказывает свои политические симпатии и антипатии, обнаруживает широкую осведомленность в событиях своего времени и прошлого, говорит о своих эстетических представлениях.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница