2 Основания и условия прекращения полномочий Президента РФ 34




Скачать 449.46 Kb.
страница1/6
Дата04.08.2016
Размер449.46 Kb.
  1   2   3   4   5   6



Введение 2

Глава 1. Становление института Президента Российской Федерации 3

1.1. Статус Президента РФ. 3

 1.2. Президент в 1991-93 гг.  7

1.3. Президент Российской Федерации по Конституции 1993 г. 14

Глава 2. Порядок избрания и прекращение, полномочий 21

2.1 Избрание Президента РФ   21

2.2. Полномочия Президента 27

2.3. Основания и условия прекращения полномочий Президента РФ 34

Заключение. 40

Список литературы: 41




Введение


Президент РФ является главой государства. Он находится над всеми ветвями власти, и при этом не входит ни в одну из них. Он вступает в правление с момента принесения им присяги. Президент РФ имеет личную неприкосновенностью.

Президент РФ может быть отрешен от должности посредством выдвинутого Государственной Думой обвинения, связанного с государственной изменой или совершением иного тяжкого преступления.

Президент РФ может быть отрешен от должности по решению Совета Федерации. Обвинение, выдвинутое Государственной Думой требует подтверждения, которое содержится в заключении Верховного Суда РФ по факту наличия в действиях Президента РФ признаков преступления. При этом Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В случае досрочного прекращения полномочий выборы нового Президента РФ назначаются в течение трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. В любом случае невозможности исполнения Президентом РФ своих обязанностей, временное исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ.1

Цель курсовой работы заключается в определении конституционно-правового статуса Президента РФ и правовой характеристике его положения в современном государственном устройстве нашего государства.

 Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

- определить правовой статус Президента  РФ и его роль в качестве главы государства;

- изучить и сделать анализ его полномочий в качестве высшего представителя народа нашей страны


Глава 1. Становление института Президента Российской Федерации

1.1. Статус Президента РФ.


Если говорить о статусе Президента, то, изначально, необходимо объяснить причины учреждения этого поста в рамках нашего государства. Начало этому положено еще СССР, с введения поста Президента Союза ССР, которое приходилось на март 1990 года, а в последствие, этот процесс продлился и в большом количестве союзных республик, и вплоть до марта 1991 года, в РСФСР. Начнем с общих моментов появления президентства в России.

14 марта 1990 года произошло принятие Закона СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». Согласно принятых изменений Конституции (ст.127) главой Советского государства стал Президент СССР. Его можно было избрать из избран гражданин СССР возрастом не менее 35 и не более 65 лет, но при условии невозможности избрания более двух раз подряд одного и того же лица на пост Президента СССР. В Конституции СССР были предусмотрены выборы Президента СССР прямые выборы гражданами государства. Однако избрание первого и последнего Президента в рамках СССР Закон от 14 марта 1990 г. предусмотрел на Съезде народных депутатов СССР.

Пост Президента РСФСР учреждался всероссийским референдумом 17 марта 1991 года в форме референдума. В этот день гражданами СССР определялась возможность существования Союза ССР, ко всему прочему, сюда же был приурочен вопрос о необходимости введения поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием. По этому вопросу проголосовали 75,42% избирателей, которые были внесены в списки. За введение поста Президента РСФСР было собрано 69,85% голосов избирателей, или 53 385 275 человек, против - 27,89%, или 21 406 152 человек.

В чем заключалась необходимость введения поста Президента? Существует ряд причин, объясняющий необходимость президентства в СССР, которые и на данный момент также остаются актуальными в пределах нашего современного государства.

Первая заключается в размежевании функций партии и государства. Ранее основные вопросы внутренней и внешней политики решались на уровне партийных органами и, поэтому, основное звено в постановке стратегии государственной жизни находилось вне государственной системы. На сегодняшний момент, имеет место необходимость укрепления того звена государственной власти, функции которого ранее подменялись партийными решениями.

Вторая заключается в том, что по завершении процесса разделения властей появилась потребность согласования действий законодательных и исполнительных органов государственной власти, их действии должны были быть скоординированы.

В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. Существующие структуры оказались для этого неприспособленными.

Из названных обстоятельств только последнее более или менее ясно - необходимо оперативное реагирование на ситуацию и принятие быстрых решений, а следовательно один человек может сделать это лучше, чем оно будет приниматься коллегиально.2

С учетом сказанного, приведем перечень причин необходимости введения поста Президента в нашем государстве.

Во-первых, демократизация процессов руководства страной в достаточно короткие сроки показала обратную сторону - парламент и правительство в большей степени впадали в дискуссии, исключая способность принятия необходимых оперативных решений и их быстрого осуществления, поэтому возникла необходимость в наличии одного руководителя государства, ежечасно отвечающего за текущие дела.

Во-вторых, разделение властей и дальнейшая демократизация в государственных делах имели своим последствием создание активного парламента, сотрудники которого, работавшие на началах постоянства, приняли на себя значительное количество дел и почти безапелляционное право решения любых вопросов. Президентство, хотя об этом вслух предпочитали не говорить, стало противовесом «зарывающемуся» парламентаризму и призвано было ему на помощь в направлении обретения нормальных рамках деятельности при условии равенства властей, а не преимущества одной перед другой.

В-третьих, исходя из действительности, если возникают условия отсутствия парламентского большинства одной партии или альянса нескольких партий в парламенте (или нижней палате), формирование Правительства вкладывается в руки Президента, так как в условиях конфликтной ситуации между партиями возникает вероятность парализации функционирования главнейшего органа исполнительной власти.

В-четвертых, следующий, четвертый фактор, является сугубо внутренним. Пост Президента был введен в режиме резкого ослабления роли правящей партии – КПСС в условиях образования политического плюрализма. Лидер этой партии выступал фактически во главе государства, также, одновременно, он мог быть Председателем Президиума Верховного Совета СССР, на завершающей стадии - Председателем Верховного Совета СССР. Но в результате ослабления партии пост Генерального секретаря не имел огромного значения. Но одного поста Председателя Верховного Совета СССР руководству партии было мало даже при ограниченности его полномочий. Введение должности Президента СССР рассматривалось как способ сохранения влияния партии.3

Рассмотрим основные черты статуса Президента по этим актам. Согласно ст.121-1 Конституции Президент являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР, не мог быть одновременно народным депутатом и не имел права занимать иные должности в государственных и общественных органах и коммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью.

Президент имел ограничения по возрасту, от 35 до 65 лет, срочность полномочий составляла 5 лет, не имел права быть Президентом более двух раз подряд, избирался путем прямых выборов.

Президент был наделен широкими полномочиями. Он обладал правом законодательной инициативы, подписывал и обнародовал законы в течение 14 дней с момента их принятия. На законы, принятые Верховным Советом РСФСР. он мог наложить вето, которое преодолевалось большинством голосов от общего состава каждой из палат.

За Президентом были закреплены широкие возможности в отношении Правительства РСФСР. Он назначал Председателя Совета Министров с согласия Верховного Совета, а остальных членов Правительства - самостоятельно, руководил деятельностью Правительства, принимал его отставку с согласия Верховного Совета. В ст.122 Конституции было закреплено, что Правительство РСФСР - орган исполнительной власти РСФСР, подотчетный Президенту РСФСР.

Президент становился ключевой фигурой в вопросах внутренней и внешней политики, обороны и безопасности. Он возглавлял Совет безопасности РСФСР, вел переговоры и подписывал договоры от имени РСФСР. Президент мог объявить чрезвычайное положение.

У Президента был и ряд полномочий, традиционных для этого лица: вопросы гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами РСФСР, присвоение званий и чинов, право помилования граждан.

Конституция предусматривала отрешение Президента от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной им присяги. Такое решение принимается Съездом народных депутатов на основании заключения Конституционного Суда РСФСР большинством в две трети голосов от общего числа депутатов по инициативе Съезда, Верховного Совета или одной из палат.4


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница