17. Приазовье. 1855 год




Скачать 250.84 Kb.
Дата09.07.2016
Размер250.84 Kb.
17. Приазовье. 1855 год
Оборона Таганрога и Приазовья 1855 слабо отражена в печати.
Нашей Гавани это событие тоже коснулось.
Корабли Английской эскадры 20 мая 1855 года подходили к гавани Кальмиус, обстреливали город и 24 мая высадили десант. Очевидцы говорили, что ядра застревали в колокольне собора. Были сожжены склады с провиантом в гавани. 

Вид на Мариупольский рейд и гавань того времени.



вид на мариупольский рейд.jpg

И фрагмент из книги «Мариуполь и его окресности».



24 мая 1855г..jpg

Атака с моря на Гавань Мариуполь


Но главной целью эскадры были Таганрог и Ростов. 

Есть рисунок флагмана эскадры фрегата «Меранда».

hms_miranda_.jpg

Винтовой пароход-фрегат (H.M.S.) "MIRANDA":


Спущен на воду 25 февраля 1854 г. 
Длина — 196 футов (59,7 м). 
Водоизмещение — 1523 т. 
Кроме трех парусных мачт, имелся 2-цилиндровый горизонтальный паровой двигатель, 613 лошадиных сил (457 кВт), один гребной винт. 
Скорость от двигателя — 10,75 узла (19,91 км / ч). 
Штатное вооружение — четырнадцать 32-фунтовых пушек1). 
Капитан — Эдмунд МюбрэйЛайонс (EdmundMoubrayLyons). Убит спустя год, 23 июня 1855 г. в день своего 36-летия, на борту этого же судна, осколком русского снаряда, при осаде Севастополя.

эскадра союзников в таганроге.jpg
Англо-Французская эскадра на Таганрогском рейде 1 июня 1855 года.

Английская эскадра, а именно: "Миранда" , 15, SCR .; "Везувий" , 6, падд; "Кроншнеп" , 9, SCR .; "Ласточка" , 9, SCR .; "Стромболи" , 6, падд .; "Пылкий", 5, падд .; "Медина" 4, падд .; "Wrangler" , 4, SCR .; "Viper" , 4, SCR .; "Lynx" , 4, SCR .; "Рекрут" , 6, падд .; "Arrow" 4, SCR .; "Змея" , 4, SCR .; и "Beagle" , 4, SCR.

(Название корабля и рядом колл.пушек или гаубиц)
Жители Таганрога стоят на верхней набережной и с ужасом смотрят на армаду!

Панорама осады эскадрой Таганрога с моря.



bombardment-of-taganrog.jpg

Вот план порта Таганрог и пару фото тех времен.



копия плана таганрога 1808г..jpg

таганрогъ - порт.jpg

Таганрогъ - порт



таганрог - вид от собора.jpg

Таганрог - вид от собора


Английская канонерская лодка «Джаспер» села на мель на Кривой косе у станицы Седово. Казаки захватили корабль, сняли с него пушки, а затем уничтожили. По другой версии канонерка села на мель во время бури. В августе англо-французская эскадра, прекратив безуспешные попытки, ушла из Азовского моря.

galiote.jpg

Galiote

24 июля 1855 года с поврежденной и подожженной канонерки, которая была оставлена командой, были сняты британский флаг, две 24-фунтовые пушки, боеприпасы, табличка с надписью «Джаспер», и сигнальная книга, которая содержала полный свод кодов, которые использовались англичанами и французами. Обе пушки были переданы в город Новочеркасск в Донской музей, где они были утрачены ]. Трофейный военно-морской флаг был передан на хранение в таганрогский Успенский собор .
Одна из пушек выставлена в экспозиции Таганрогского краеведческого музея.

пушка в таганроге.jpg

пушка в Таганроге


Во время Крымской войны 1853-1856 гг. в Азовском море у берегов Кривой Косы был захвачен казаками, а потом затоплен английский корабль «Джаспер».

«Джаспер» 


Страна: Великобритания.
Класс, [тип]: канонерская лодка, [Дэппер].
Место строительства: Дж. энд Р. Вайт, Вест Ковес, Великобритания.
Спущен на воду: 2 апреля 1855.
Вошел в состав ВМС: 1855.
Выведен из состава ВМС: 23 июля 1855.
Водоизмещение ( т ): полное 284.
Основные размерения( м ): 58 x 8 x 3. 
Энергетическая установка: паруса, паровая машина ( 60 лс ). 
Парусное вооружение: шхуна.
Скорость ( уз ): 7,5.
Экипаж: 40.
Артиллерийское оружие: 4: 1 x 68-фунтовая пушка, 1 x 32-фунтовая пушка, 2 x 24-фунтовые пушки.

О событиях того времени писал в своё время патриарх краеведения В.В. Венедиктов в новоазовской районной газете в материале «Джаспер идет ко дну».

Ссылаясь на статью Владимира Васильевича, а также на те архивные данные, которыми я располагал в то время, версия событий, оставивших глубокий след в нашей истории, была отображена в книге «Поселок у моря», изданной к 250-летию поселка Седово. Это рассказ о событиях, происходивших 12 июля 1855 года у берегов Кривой Косы (ныне посёлок Седово.) Казалось бы, достоверность фактов не может ни у кого вызывать сомнений.

Но вот однажды мне в руки попалась мариупольская газета «Ильичевец» за 24 марта 2007 года, где под заголовком «Как конные казаки потопили вражеский корабль» автор статьи Анатолий Дегтярь, ссылаясь на сведения, взятые им из книги Александра Смирнова «Морская история казачества», пишет о том, что английский корабль «Джаспер» был затоплен казаками в районе г.Таганрога. Вот некоторые выдержки из этой статьи. «Вечером 11 июля 1865г. (возможно, опечатка -1855г.) в одном из храмов Таганрога священнослужители служили всенощную. В этот момент на рейде появилась винтовая канонерская лодка «Джаспер». Командир вражеского корабля направил орудия своей лодки в сторону православного храма и произвел залп. Первый снаряд попал прямо в храм со стороны алтаря, но не разорвался. От сильного удара осколками ранило протоирея Сербова. Оправившись от нанесенных неожиданно ударов, святой отец предал анафеме экипаж и командира корабля. И, казалось, Господь услышал своего служителя на земле. Увлекшись обстрелом православной святыни, англичане потеряли ориентиры и со всего хода сели на мель. Вражеское судно оказалось всего в 40 саженях от берега…

…Очередной оказией свыше оказался отлив моря, из-за которого канонерка накренилась и ее пушки прекратили бесполезную стрельбу… Море в этом место к тому времени настолько обмелело, что есаул Николай Краснов решил захватить британский корабль. Английские моряки и капитан покинули обездвиженное судно… В конце концов казаки приняли решение спалить эту канонерку…» 

Так, где же все таки затонул вражеский корабль «Джаспер»? Где, правда, а где ложь? Ведь сейчас, чего греха таить, иногда встречается подтасовывание фактов, плагиат и т.д. И я вновь заглянул в свои архивы. Благо, что у нас есть теперь интернет. Посмотрел и туда. Кстати, там тоже нашел, что «Джаспер» затонул в районе г. Таганрога в книге Максимилиана Волошина «Таганрог в Крымской войне». Однако в других источниках, таких как книги Сергея Ценского «Севастопольская страда», Льва Яруцкого «Мариупольская старина», а также в интернете на официальном сайте Прихода Храма Свято-Никольского, Православный берег Р-17 пишется о том, что английский корабль «Джаспер» затонул все-таки возле Кривой Косы. Собрав все эти данные, сопоставив все факты за и против, пришел к выводу, что события того времени развивались так.

Шла русско-турецкая война. На стороне Турции выступили Англия и Франция. Основные военные баталии развернулись в Крыму за город Севастополь, взятие которого решило бы исход всей войны. Не случайно летом 1854 года английская газета «Таймс» откровенно заявила, что «главная цель политики и войны не может быть достигнута до тех пор, пока будут существовать Севастополь и русский флот». Поэтому война и получила название Крымской. А для того, чтобы ослабить тылы русской армии, англо-французской эскадре было приказано разрушить г. Таганрог - главную военную базу русских на Азовском море.

Приазовье являлось одним из крупнейших поставщиков хлеба в Европу. В таких крупных портах, как Таганрог, Ростов, Ейск, Бердянск, Мариуполь производили для продажи большие партии шерсти, железа, леса, меда, масла, сала и других продуктов. Через Приазовье пролегал кратчайший путь из Центральной России на Кавказ.

12 мая 1855 года начались военные действия на Азовском море. Англичане и французы подготовили для таганрогской операции 16-тысячную сухопутную группировку и около 40 военных кораблей. Войска союзников высадились на обеих сторонах Керченского пролива и быстро захватили крепости Керчь и Еникале. После этого они разрушили русскую береговую батарею в Камышовой бухте и вошли в Азовское море. Путь на Таганрог был открыт.

Генерал-губернатором Таганрога в апреле1854 года стал генерал-майор Егор Толстой. Он, вместе с атаманом Иваном Красновым, командовавшим донскими казаками, имел в распоряжении 2 казачьих полка и 630 солдат местного гарнизона. Для внутренней гвардии были рекрутированы еще 250 горожан. Таганрог испытывал недостаток в любых современных укреплениях и не имел артиллерии. Уже давно находившийся в тылу, это был мирный купеческий город, забывший о боях на море и на земле.

Против неукрепленного Таганрога вражеское командование направило 13 боевых пароходов и 20 винтовых канлодок и военных судов.

22 мая 1855 года, подойдя к городу на близкое расстояние, противник направил в Таганрог парламентеров с требованием местным властям сдать город без боя. Военный губернатор города Г.П. Толстой через парламентеров дал ответ: «Русские не сдают своих городов. Таганрог не крепость; орудий у нас нет. Вы можете бомбардировать город безнаказанно. Но таково ли призвание воина? Выходите на берег, мы померяемся силами, и если ваша возьмет, то мы ляжем до последнего, исполнив свой долг»

В таком же духе ответил командующий донскими казаками Таганрогского отряда генерал-лейтенант И.И. Краснов: «Военная честь запрещает уступать без боя город… Предлагаю выйти на берег и вступить в бои, пусть оружие решит, кому владеть сегодня городом».(Санкт-Петербургские ведомости №134 от 16 июня 1855 года.)

Как только был получен ответ, вражеские корабли приступили к обстрелу города и вели его без перерыва 6 часов. Под артиллерийскую канонаду неприятель предпринял попытку захватить город при помощи десантников. Однако все его попытки заканчивались неудачно. После провала десантной операции неприятельская эскадра удвоила огонь по городу. Во время канонады противник выпустил по городу около 10 тыс. разрывных и зажигательных бомб, боевых пороховых ракет, гранат, картечи. В городе пылали пожары. Однако его защитники продолжали оказывать упорное сопротивление врагу. Английский офицер Берроу, участвовавший в Азовской экспедиции, писал в своих мемуарах: «В плохо укрепленном Таганроге мы встретили неожиданное и отчаянное сопротивление русских. Сюда как бы долетел дух упорства, владевший защитниками Севастополя. Стойкость русских поражала».

24 мая часть неприятельской эскадры подвергла сильной бомбардировке г.Мариуполь, потом Петровскую станицу, Бердянск, Кривую Косу. Для отражения возможного десанта русское военное командование расположило в скрытых местах донские казачьи полки, добровольческую милицию, ополченцев из местного населения.

12 июля на Азовском море поднялась буря. В это время 70-й полк со своих постов увидел, что близ Кривой Косы один неприятельский пароход сел на мель. Сейчас же туда были посланы подполковник Божковский и два орудия 2-й донской батареи под командованием сотника Краснова. Казаки решили овладеть пароходом. Еще до прибытия подкрепления донцы 70-го полка пошли в море пока глубина позволяла идти и открыли ружейный огонь по пароходу. Английские матросы ответили огнем из пушек и ружей. Завязалось небывалое сражение по грудь в воде. Пешие сражались на море казаки. На помощь англичан спешил большой 18 пушечный корабль, но и к русским со всех постов скакала подмога. По берегу, скрываясь за буграми, собирались казаки и огнем подготавливали атаку парохода. И так шло от зари до 6 часов вечера. В это время выстрелы на пароходе стихли. Англичане покинули его. На пароходе начался пожар. Тогда казаки бросились вплавь, и добрались до него, залили пожар и нашли в нем все в порядке – и флаги, и книги, и незаклепанные пушки. Пароход назывался «Джаспер» и имел в длину 45 саженей. Два орудия с него были сняты и отправлены в Таганрог. Приступили уже и к починке самого парохода, но подошли неприятельские суда и заставили прекратить работы. Казаки подожгли корабль и покинули его. Так, без флота и даже без лодок, казаки взяли неприятельское судно, снабженное артиллерией.

В другом источнике это событие описывается следующим образом: «12 июля 1855 года английская конлодка «Джаспер», неоднократно обстреливавшая Таганрог и прибрежные деревни, села на мель у Кривой Косы. Случилось это после того, как ранее установленные ею вехи на глубоких местах неизвестным николаевским рыбаком были переставлены на мелкие, в результате чего канлодка и села на мелководье. Казаки выбили с нее экипаж, сняли орудия, паровую машину, а судно взорвали. Весть об этом событии быстро облетело все Приазовье, подняла и укрепила моральный дух ее защитников». (ЦГВИА.Ф. БУЛ. Д. 5737 Л. 285.)

Из этих двух документов можно сделать следующий вывод: Английская кононерка «Джаспер» действительно была в районе Таганрога 11 июля 1855 года. Вела обстрел города и даже пыталась захватить побережье. Потерпев неудачу, «Джаспер» направился в северо-западном направлении Азовского моря с тем, чтобы найти удобное место для высадки десанта. Такое место они нашли возле Кривой Косы. Им показалось, что берег пуст. Поставив вечером вехи, для того, чтобы утром подойти ближе к берегу. Но за действиями англичан, скрываясь за буграми, внимательно следили казаки. Ночью вехи были переставлены. А утром 12 июля, ничего не подозревая, английский корабль сел на мель, и в последствии был потоплен.

19 августа пароходы противника западнее Кривой Косы подошли близко к берегу и открыли огонь по поселку Кирпичево (п.Широкино.) После обстрела высадили на берег до 80-ти десантников. Лежащий в засаде отряд казаков из 60-ти человек под командованием есаула Тарасова обстрелял их и бросился в атаку с шашками наголо. В бою казаки захватили в плен двух офицеров и одного матроса. Несколько вражеских моряков получили различные ранения. Среди казаков убитых и раненых не оказалось.

Последний крупный бой состоялся 31 августа под Таганрогом. В этот день три вражеских корабля начали обстрел города из крупнокалиберных орудий. Таганрогские батареи открыли ответный огонь, (к этому времени город был опоясан траншеями и усилен артиллерией), и корабли неприятеля вынуждены были уйти в море и больше в районе Таганрога не появлялись.

За время экспедиции англо-французский флот нанес городам и селам огромный материальный ущерб. Только в Таганроге были потоплены 20 торговых судов, разбиты или повреждены 94 дома и 238 городских построек. Общий ущерб составил здесь около 1 млн. рублей.

Героическая оборона города Таганрога и населенных пунктов сыграла решающую роль в боевых действиях в Приазовье. Александр II прислал Таганрогцам благодарственное письмо: « Всевышний да наградит вас за ваше самопожертвование, за ваше терпение, за ваше мужество. Сознавая величие ваших жертв и подвигов, мы воздаем вам на память веков и потомства сердечную нашу признательность за доблестные деяния, совершенные вами в минуту бранной тревоги!» Он освободил граждан Таганрога от налогов в течение 1857 года. 163 участника обороны Таганрога получили ордена и медали за службу во время осады (одна из них «За участие в Крымской войне 1853-1856гг.», хранится в музее Новоазовского профессионального лицея №100.)

Память об осаде жива в городе Таганроге. На смотровой площадке Каменной лестницы служат панихиду. Памятниками остаются Каменная лестница, откуда команда донских казаков 68-го полка отбросила в штыковой атаке интервентов в море, Никольский храм, в чьих стенах и сейчас находятся пушечные ядра, которые уже давно из орудия смерти превратились в историческую реликвию. Сооружен и памятник защитникам Таганрога в Крымской войне.

Весомый вклад в эту славную победу внесли и наши населенные пункты Кирпичево (Широкино) и Кривая Коса (поселок Седово), где был затоплен английский корабль «Джаспер».

Евгений Пригоровский, почетный краевед Украины.

Англичане и французы для морских операций в Азовском море на судоверфях специально построили ряд мелкосидящих парусно – винтовых канонерских лодок, на которых они легко подходили близко к берегу и разрушали рыбные заводы на косах, склады, амбары в Азовских портах.



flamme.jpg

На фото деревянная винтовая канонерка первого класса» «Flamme»(«Пламя») построенная в 1854 году в Бресте.


Габариты - 44.80 x 7.76 x 2.37 m
Несла парусное вооружение барка и марсельской шхуны и была оснащена паровым двигателем 300 л.с.

Ниже рисунки канонерских лодок второго класса с осадкой менее трех метров «Arrow» и «Beagle», которые тоже несли парусное вооружение марсельской шхуны и имели паровую машину.


arrow.jpg

Канонерка «Arrow»


beagle.jpg

Канонерка «Beagle»

Паруса позволяли набирать хороший ход, а паровая машина маневрировать на малых Азовских глубинах. Особенно легко им удавалось проводить операции на Кубанской стороне, где они уничтожили склады с зерном и кукурузой, предназначенные для снабжения русской армии.
Также были уничтожены рыбные склады и амбары на Бердянской и Белосарайской косе и в порту Кальмиус.
А вот в восточной части Таганрогского залива при отгонных восточных ветрах глубины не позволяли маневрировать канонеркам. Осада и штурм Таганрога особо не удалась. 
Хотя в своих мемуарах Англичане расхваливают свои «успехи».
Россия как всегда не была готова к морской войне на Азовье. Ей противопоставить союзнической эскадре было нечего.
Весной 1854 года на судоверфи в Аксае капитаном 2-го ранга А.С.Певцовым было начато строительство двадцати весельных гребных канонерских лодок вооруженных тремя пушками и корабельных гребных баркасов.
Планировалось построить восемь лодок и шестнадцать баркасов. Экипажи набирались из казаков Азовского войска в Петровской крепости.

канонерская лодка.jpeg

канонерская лодка



Вот хроника строительства и комплектации экипажей:
«Экипаж флотилии должен был состоять из трех штаб-офицеров (старший начальник флотилии и два младших начальника – командир отряда канонерских лодок и командир отряда баркасов), семнадцати обер-офицеров, и восьмисот нижних чинов – по 60 на канонерскую лодку и по 20 на баркас. Значительная часть офицерского состава – два штаб-офицера, пять обер-офицеров, два кондуктора командировались из состава Черноморского ведомства, остальные чины назначались по «местному соображению. Для руководства постройкой флотилии, ее вооружения и организации экипажей выделялись «опытные и сведущие в сем деле офицеры» из Черноморского ведомства. По приказу от 23 августа 1854 года Начальника штаба Черноморского флота и портов генерал-адъютанта В.А.Корнилова, руководство постройкой флотилии и последующее командование ею поручалось капитану 2-го ранга 34-го флотского экипажа А.С.Певцову. Певцов осуществлял общее руководство постройкой флотилии, а первым его помощником и главным судостроителем был капитан Корпуса корабельных инженеров Кириллов. На верфь в Аксай были командированы кондуктор Кругликов и мастера У.Васильев, А.Краснов и Г.Карпенко Умелых рабочих-судостроителей в Аксайской станице, да и в окрестных придонских станицах было мало. 7 октября Наказной атаман Войска Донского генерал-адъютант М.Г.Хомутов , в письме Таганрогскому военному губернатору генерал-майору Е.П.Толстому поручил содействовать Певцову в найме рабочей силы – «искусных мастеров и рабочих». Губернатору поручалось объяснить «…мастеровым, рабочим и гражданам общую цель и благо Отечества, умеющего ценить всякий полезный труд и благородное соревнование в деле, которое должно быть близко сердцу каждого русского и верноподданного». Толстой вменял в обязанность подведомственным ему Таганрогскому, Мариупольскому и Нахичеванскому городским головам, Таганрогской полиции, Нахичеванскому армянскому магистрату и Мариупольскому греческому суду оказывать помощь Певцову в найме мастеров и рабочих, в приобретении строительных материалов, и вообще исполнять без замедления все поручения и требования Певцова.. . 17 декабря 1854 года в рапорте на имя Исправляющего должность наказного атамана Войска Донского генерал-майора и кавалера Андриянова Певцов доложил, что восемь канонерских лодок и шестнадцать 20-весельных казачьих баркасов «15 числа сего месяца заложены». Окончательное решение о комплектовании команды флотилии казаками Азовского войска состоялось лишь 2 марта 1855 года, о чем сообщалось в письме Хомутову от Военного министерства Департамента Военных поселений, причем, в состав Азовского казачьего морского батальона включили сформированный еще в 1854 г. и находившийся в Керчи, пеший полубатальон Азовского войска (его надлежало пополнить до штатного количества казаками этого же войска). Однако, еще 18 февраля в станицу Аксайскую в распоряжение Певцова прибыла небольшая команда азовских казаков в составе 35 человек нижних чинов при одном офицере – хорунжем К.Фоменко. 10 марта 1855 г. из Керчи в Бердянск (на пароходах «Таганрог», «Бердянск» и винтовой шхуне «Аргонавт») отправился полубатальон азовских казаков (будущие экипажи судов Азовской гребной флотилии), состоящий из 480 человек (6 обер-офицеров, 30 урядников, 1 фельдшер и 423 казака) и прикомандированная к ним команда из 48 человек (3 обер-офицера и 45 казаков) под командованием есаула Ф.С.Назарова. Прибыв в Бердянск, полубатальон по суше добрался до Земли Азовского казачьего войска для отдыха и пополнения. 
Несколько офицеров прибыли из состава Черноморского флота, возможно из экипажей Дунайской гребной флотилии. 10 февраля 1855 года из Николаева в Аксайскую станицу отправились капитан-лейтенант Коломотьяно, лейтенанты Жеваков, Рогаль-Левицкий, Волков и Корпуса штурманов поручик Иванов. Для наблюдения за изготовлением в Николаеве орудий для флотилии был назначен капитан корпуса морской артиллерии Драгичевич-Никшич. Из перечисленных офицеров Коломотьяно становился командиром отряда «собственно канонирских лодок», Жеваков и Рогаль-Левицкий командирами двух дивизионов канонерок, Волков и Драгичевич-Никшич находились при начальнике флотилии. 3 апреля 1855 года с территории Земли Азовского казачьего войска на Дон «экстренно» начал следование батальон азовских казаков в составе 9 обер-офицеров, 50 урядников и 770 казаков под командованием войскового старшины Т.Л.Сердюкова (Сердюка?). Маршрут батальона проходил из станицы Никольской через пункты г. Мариуполь, Безыменная, Коровий брод, Чалтырь, г. Нахичевань. 14 апреля батальон прибыл в Аксайскую станицу. Батальон был вооружен пехотными ружьями со штыками и штуцерами. На случай абордажных действий на каждую канонерскую лодку полагалось по 10 пик, 10 тесаков и 20 пистолетов, а на каждый баркас по 10 тесаков и 20 пистолетов. По личному повелению императора, «для усиления в Азовском Войске огнестрельных припасов» в апреле – мае 1855 г. из Калуги в Новочеркасск (на срочных подводах) было доставлено 466700 патронов к пехотным ружьям, 13200 пистолетных и 14000 штуцерных патронов.*. Часть этих патронов пошла на вооружение Азовской гребной флотилии. Всего на строительство флотилии из Военного министерства и из Войскового дежурства было выделено 147 836 рублей 28,5 копеек. 
Наконец, 6 апреля 1855 года в рапорте Андриянову Певцов доложил, что «построенные в станице Аксайской на Дону четыре канонирские лодки и четыре казачьих двадцати-весельных баркаса, сего числа со стапеля спущены на воду благополучно». 
17 апреля Певцов доложил, что «…остальные четыре канонирские лодки и двенадцать 20-весельных казачьих баркаса, … спущены со стапелей на воду благополучно», то есть спуск судов состоялся раньше предполагаемого времени на две недели. Теперь лодки и баркасы оставалось лишь оснастить, поставить на них орудия и нагрузить боезапасом. 
Снабжение Азовской гребной флотилии боеприпасами стало настоящей «головной болью» для ее командования и для командования Войска Донского.
Для судов флотилии требовались порох, ядра, гранаты, ракеты и другие боеприпасы – вплоть до ружейных патронов для команды, а также армяк и полустамед для изготовления зарядов.
Боеприпасы доставлялись на флотилию из Керчи, Луганска, Николаева, Тулы; кое-что подбиралось с местных артиллерийских складов. При этом везде царила традиционная бумажная волокита. Сказывалось отсутствие на юге России железных дорог, да и вообще хороших дорог.
Еще дольше затянулась доставка орудий и снарядов к ним из артиллерийского склада в Дубовском посаде.
Хомутов лично подключился к решению вопроса (в предписании от 10 мая 1855 г.) «…отпустить … капитану 2-го ранга Певцову 24-х фунтовых гранат в таком количестве, сколько ему потребуется оных».
Таким образом, с боеприпасами для канонерских лодок дело было более или менее улажено.
С орудиями, артиллерийскими принадлежностями и боеприпасами для канонерских баркасов дело обстояло еще хуже.
В первых числах апреля из Керчи в Таганрог на пароходе «Бердянск» (под командованием лейтенанта Свешникова) были доставлены пушечные станки, артиллерийские снаряды, порох и прочие артиллерийские принадлежности, «…а равно и самые пушки…» (18-ф. карронады для баркасов) и сданы таганрогскому военному губернатору графу Толстому. Станки для баркасов и артиллерийские принадлежности сначала решили доставить прямо в Аксайскую станицу (малая осадка «Бердянска» это позволяла), однако Певцов предложил оставить все в Таганроге «…по трудности водяного сообщения вверх по реке Дону».
Начальство согласилось, что впоследствии окажется роковой ошибкой – часть снаряжения флотилии и порох будут уничтожены неприятелем в мае 1855г. Вооружать канонерские баркасы придется в спешке, кустарным способом. Даже осенью 1855 г. 16 баркасов требовали «улучшения артиллерийских вещей» 
К вопросу об усилении Азовской гребной флотилии пароходами пришлось вернуться весной 1855 г. А.С.Певцов, в рапорте Андриянову от 15 апреля, указал, что «…два небольшие парохода до такой степени необходимы при Азовской флотилии, что без их содействия помянутая флотилия не может … успешно производить плавание на Азовском море».Наказный атаман Хомутов принял решение усилить флотилию двумя однотипными мелкосидящими железными пароходами «Бердянск» и «Таганрог».

колесные пароходы в п. таганрог.jpg

Колесные пароходы в п. Таганрог


Пароход «Таганрог», под командованием капитан-лейтенанта Морозова, стоял в апреле 1855г. в Бердянске на ремонте. Морозову было предписано «…по исправлении парохода не возвращаться на Керченский рейд, а поступить в распоряжение Певцова». Что же касается парохода «Бердянск», то, по распоряжению командующего войсками на Керченском полуострове генерал-лейтенанта барона Врангеля, он был оставлен в Керчи в распоряжении Керчь-Еникальского градоначальника. Как покажет время, оставление «Бердянска» в Керчи было ошибкой…


Наконец, наступило 8 мая 1855 года. В рапорте Андриянову Певцов донес, что вверенная ему флотилия «…выведена на рейд и началось на оной довольствие г.г. офицеров порционными столовыми деньгами, а нижним чинам морскою провизиею». Через несколько дней суда флотилии, разделившись на два дивизиона, начали следование в Таганрог для окончательного вооружения. Смотритель рыбных ловель подполковник А.С.Донецков в своем рапорте Андриянову доложил, что «…1-й дивизион Азовской флотилии, состоящий из 4-х канонерских лодок с принадлежащими к ним баркасами, 10-го числа сего месяца имел ночлег в станице Елисаветовской; 11-го сопровожден мною за Гирла Дона, а 12-го числа в 5-ть часов утра при попутном ветре под полными парусами благополучно вышел в Азовский залив, имея направление на город Таганрог». К 14 мая 1855 года вся Азовская гребная флотилия собралась на Таганорогском рейде и готовилась к походу в Керчь.
Однако, в это время Керчь была уже в руках союзников. Флотилия будет возвращена в гирла Дона, и до конца войны будет находиться там. Но это уже другая история….»
А Азовскому казачеству пришлось в сухопутном порядке отражать высадку союзнических десантов на побережье. И в этом они весьма преуспели. Но это совершенно другая история!

Какова дальнейшая судьба флота принимавшего участие в Азовской баталии 1855?


Канонерка «Flamme» в октябре 1855 г. принимала участие в штурме крепости Кинбурн в устье Днепра, в 1856г несла службу в порту Тулон, а с 1857г. была откомандировано в Южно-Китайское море, где несла службу до 1871г. во славу Французской короне. Была разобрана в 1872г. в порту Сайгон. В общем, достойно отработала деньги французских налогоплательщиков, потраченных на ее постройку. Аналогична судьба других кораблей эскадры союзников.
Колесный товаро-пассажирский пароход «Таганрог» во время войны пароход был затоплен, а по ее окончании поднят и в мае 1857 года, после расформирования Новороссийской экспедиции, приобретен РОПиТ. Портом его приписки осталась Одесса. Под прежним наименованием судно стало эксплуатироваться на Черном и Азовском морях. В 1875 году судно списали и в 1876 году переоборудовали в водоналивной бот.
12 мая 1855 г. восемьдесят англо-французских судов подошли к Азовскому морю. Высадив десант в Камыш-Буруне, они заняли Керчь. Перед занятием города неприятелем, стоявшие в порту пароходы "Могучий" (находился в ремонте) и "Донец" были уничтожены своими экипажами. Пароход "Бердянск" с архивами и денежными средствами города успел выйти из Керчи, но, преследуемый судами противника, также был уничтожен(сожжен) своим экипажем.
А вот судьбу флотилии канонерских лодок и баркасов, на строительство и оснащение которых из Российской казны была выделена колоссальная сумма (147 836 рублей 28,5 копеек) можно отследить из хроник тех времен.
« Летом флотилия покинула Дон и вышла для крейсерства в Азовское море (большей частью в районе Таганрога).
5 июля 1856 г. Азовская гребная флотилия, выполняя предписание военного министра, под командованием капитана 2-го ранга Певцова отправилась в Керчь в распоряжение вице-адмирала Панфилова. Флотилия, единственный раз за время своего существования, провела настоящую военно-транспортную операцию – осуществила перевозку двух линейных батальонов из Керчи в Тамань. 

канлодка.jpg

Сразу после окончания перевозки войск из Керчи в Тамань, Азовская гребная флотилия, по распоряжению контр-адмирала Бутакова, была расформирована. Суда флотилии были распределены следующим образом: канонерская лодка №2 – передана Бердянской брандвахте; канонерская лодка №6 – передана Таганрогской брандвахте; канонерская лодка №7 – передана Еникальской брандвахте; канонерская лодка №4 – передана Керченской лоции; пять канонерских баркасов, с полным вооружением и комплектом команды, при 4-х обер-офицерах – откомандированы в крепость Анапу в распоряжение генерал-майора Филипсона;остальные четыре канонерские лодки (№№ 1, 3, 5, 8 и одиннадцать канонерских баркасов (по вводе в гавань Керчи) были переданы командиру Керченской брандвахты. Чины Морского ведомства, находившиеся на флотилии, были откомандированы в разные места. 


Бывший командующий Азовской гребной флотилии, капитан 2-го ранга А.С.Певцов 6 августа 1856 г. был назначен командиром 15 рабочего экипажа (с состоянием по флоту), а 26 августа – произведен в капитаны 1-го ранга. На назначение Певцова на эту должность несомненное влияние оказали его успехи в деле быстрой и достаточно качественной постройки Азовской гребной флотилии. 6 октября 1858 г. А.С.Певцов будет уволен со службы. 
В одном из черновых документов 1857 г. имеются сведения, что «…в начале навигации сего (1856) года (в Таганроге) вовсе не было брандвахтенного поста, как в Керчи, а потом уже пост этот занимала канонирская лодка, управляемая при том же не морским, а казачьим офицером; но по обширности рейда не могла наблюдать за действиями судов» - в этот год в Таганрог пришло не менее 2200 торговых судов и лодок.
Известно, что канонерка №6 и в следующем 1857 году (а может быть и еще несколько лет) продолжала службу в качестве брандвахтенного судна при Таганрогском порте.
Сведения об остальных судах бывшей Азовской гребной флотилии на страницах «Морского сборника» столь же отрывочны, причем касаются лишь 1857 г.
Например, сообщается, что 22 января 1857 г. находившиеся в Керчи брандвахты: керченская – шхуна «Скучная»* и еникальская – канонерская лодка (№7), под командою капитан-лейтенанта Ходыкина, по распоряжению Керчь-Еникальского градоначальника, вышли на рейд и заняли брандвахтенные посты.
Имеются сведения и об окончании кампании 1857 г.: «Канонирские лодки, занимавшие брандвахтенные посты в Таганроге (№6), Бердянске (№2) и Феодосии (вероятно, одна из канонерок бывшей Дунайской флотилии), по снятии с оных, введены в гавань в тех же портах, первая 18-го, вторая 23-го и последняя 29 Ноября».
Известно, что часть судов, переданных керченской брандвахте, принимали участие в работах по очистке севастопольской бухты и подъеме затопленных кораблей. В частности, в середине апреля 1857 г. пароход «Тамань» «…заходил в Керчь и доставил оттуда в Севастополь 5 барказов бывшей Азовской флотилии, для работ при очищении бухты». 
Наиболее «боевая» служба выпала пяти баркасам, отправленным для службы в Анапу, под командование Наказного атамана Черноморского казачьего войска, генерал-майора Г.И.Филипсона.
Весной 1857 г. обстановка на Западном Кавказе значительно обострилась. В марте 1857 г. селение Геленджик было занято прибывшим на Кавказ добровольческим «легионом», который был ранее сформирован в Стамбуле из авантюристов разных наций. Командовал «легионом» венгр Бания (он же Мехмет-бей), который присвоил себе титул главнокомандующего «европейскими войсками на Кавказе. В Геленджике были устроены склады военного снаряжения и жилые помещения для солдат «легиона», а позже, под руководством помощника Бания поляка Лапинского, были вырыты траншеи и сооружена артиллерийская батарея (на месте бывшего русского укрепления). Резко оживилась торговля рабами с Турцией. В Геленджике, кроме немногочисленного отряда Лапинского, постоянно находились значительные отряды горцев.
Генерал-майор Филипсон в 1857 г. организовал три более или менее успешные экспедиции против Геленджика – в конце мая, в июне и в сентябре.
Наиболее известна экспедиция, проведенная в июне 1857 г. 11 июня Филипсону стало известно, что в Геленджикской бухте собралось значительное количество турецких судов, что и подвигло его на организацию очередного рейда против базы противника. 20 июня 4-пушечная винтовая шхуна «Анапа» (командир – капитан-лейтенант Степанов), взяв на буксир три вооруженных баркаса бывшей Азовской гребной флотилии, в 11 часов утра отправилась из Анапы по направлению к Геленджику. На шхуне разместился сухопутный десант в количестве 374 человек (из них 1 генерал, 2 штаб-офицера, 5 обер-офицеров и 368 нижних чинов). 
«Анапа» достигла геленджикского рейда в 11 часов ночи, после чего десант на баркасах отправился к северо-восточному берегу бухты, где и была произведена высадка. На рассвете 21 июня шхуна атаковала геленджикскую гавань, но, едва лишь показалась из-за внутреннего мыса, как попала под огонь неприятельской батареи, состоящей из шести орудий. Шхуна ответила залпом, завязалась артиллерийская дуэль. В это время подоспели незамеченные горцами высаженный десант и азовские баркасы. Последние, вероятно, открыли огонь картечью, под прикрытием которого солдаты десанта ворвались на вал укрепления и овладели «черкесской» батареей. Гарнизон «крепости» разбежался. 
Позже горцы из соседних аулов стали «значительными толпами» сосредотачиваться вокруг Геленджика. Тогда, по распоряжению Филипсона, было решено эвакуировать десантный отряд. Перед эвакуацией русские уничтожили пороховой погреб, утопили три чугунных орудия (заклепав их и сбив цапфы), а три медных орудия перевезли на шхуну. Были также захвачены три турецкие кочермы с грузом кукурузы (из них одна была сожжена, другая, из-за больших повреждений, позже затонула, а третья приведена в Анапу).
Во время отступления десанта отряды горцев предприняли контратаку, но были опрокинуты, причем во время боя шхуна «Анапа» подошла к берегу «на самый близкий картечный выстрел» и открыла огонь гранатами и картечью. Огонь из 18-фунтовой карронады открыл и один из баркасов. Десант, под прикрытием огня со шхуны и баркаса, благополучно отступил и был посажен на суда. Вполне возможно, что баркасы бывшей Азовской гребной флотилии участвовали и в других операциях у Кавказского побережья.»
Такова история Азовского флота, принимавшего участие в компании 1955-1857 гг.

Читаю Английские флотские хроники 1855 года. Даты не совпадают с нашими по событиям на Азовье. Англичане полны пафоса и гордости за свой флот и флотских офицеров. Полны хвастовства о своих «подвигах»!

«Войдя в море Aзовское море, флотилия появилась, 26 мая, перед Бердянском, где были сожжены несколько судов и крупные запасы зерна. «Кроншнеп» был отправлен в круиз в устье Дона, в то время как эскадра двинулись в сторону «Форт Арабат», к которому она прибыла 28 мая.

"С эскадра вошла в Aзoвское море, четыре дня назад," написал Капитан Лион , в своей депеше к отцу, "противник потерял четыре военных парохода (при приближении англичан, были уничтожены своими экипажами), 246 торговых судов, а также кукурузы, по крайней мере на £ 150 000. " После этого он оценил количество кукурузы уничтоженной десантом в районе Геническа достаточной, чтобы прокормить 100 000 человек (целую армию) в течение почти четырех месяцев.

"5 июня Mariopol, и 6 июня Gheisk (Ейск) были взяты без сопротивления; и все госсобственности (амбары и склады в них) было уничтожены. Аналогичная работа была проделана отдельными судами в р.Temriouk и п.Котон; эскадра затем вернулся в Керчь».

«22 июня, в катер «Везувий» уничтожил судно, и отбил атаку казаков, в Kamieshwa; 24 июня судно заставило замолчать некоторые орудия в форте Петровский; и 27 июня десантная операция, высаженная с «Везувия» , «Кроншнепа» , и «Ласточки» уничтожила состав вагонов возле «Genitchi» (п. Геническ).«Был потом период плохой погоды, во время которого эскадра должна была искать убежище под косой Berutch «Бирючий остров), на северо-востоке; поставки уголя, услуги и пополнение провиантом были продолжены; и, как представилась возможность рыбацкие тони, сторожевые дома, бараки, и магазины на этой косе, и на косе Арабатская стрелка, были уничтожены.»

"Затишье в погоде позволило выйти в море 13 июля. «Пылкий» , «Везер» , и клинкера остались под командованием лейтенанта Вильяма Хортона, чтобы остреливатьGenitcbi (Геническ) и косу Арабатская. ... Продолжая операцию, которая была отложена вследствие погоды, мы достигли п.Бердянск до 15 июля. ... Я поднял белый флаг, чтобы, если возможно, позволить женщинам и детям удалиться из города, но, так как это не встретило понимания, и прибой оказался чрезвычайно опасным для десанта, эскадра начал стрелять по городу по амбарам с кукурузой, и вскоре я был удовлетворен увидев огонь, именно там, где были склады ... Пришлось перейти в более глубокие воды на ночь, и, с нашей дальней канонерки «Анкоридж», пожары были замечены в течение всей ночи.»

Карта «Форт – Петровский»изображение

"Приступили к Форт-Петровский, междуБердянск и Mariopol . ... Были явные признаки увеличения укреплений ... Мы тогда начал стрелять, но, несмотря на частичный успех, я был вынужден посылать лодки с эскадры завершить уничтожение форта и батареи, эту задачу я поручил лейтенанту HubertКэмпион . ... Хотя враг, от земляных валов , открыл резкое огонь по нашим мужчинам, лейтенант Кэмпион завершена эту операцию в наиболее способной и совершенной манере, без потери одного человека. ... Оставив «Ласточку» ... предотвратить любую попытку врага, чтобы вновь занять форт ... остальная часть эскадры начала уничтожать большие количества продовольствия, и самые обширные рыболовства, расположенные на Белосарайской косе, и о устье реки р.Берда. "...

Между Бердянском и Старопетровкой (тот самый Форт-Петровский) в устье Берды стоит такой памятный знак, напоминающий о тех давних событиях...



изображение

изображение

"17 июля в результате информации, полученной мною об обширных складов зерна и фуража существующих в городе под названием Glofira" (правильно Glafirovka) "на азиатском побережье, недалеко Gheisk, я подошел туда с эскадрой. . Была проведена операция на уничтожение, на Glofira коса некоторые очень большие кукурузные и рыбные склады. ...»

«Эскадра достигла Кривой косе этот же день (18 июля);. и я немедленно приказал командирам «Кроуфорда» , и «Ласточка» , при поддержке канонерских лодок» Grinder» , «Boxer» и «Cracker» , и лодок «Везувий» , «Кроншнеп» , уничтожить большинство рыбных учреждений, расположенных на ней.»

20 июля, «Бигль» , который был отделен от эскадры, уничтожил дополнительные амбары и зернохранилища в этом районе. Через несколько дней, «Джаспер» , винтовая канонерская лодка, лейтенант Джозеф Самуэль Хадсон , будучи посажена на мель на косе Krivaia, была, пожалуй, несколько поспешно, брошена и взорвана. Она была единственная, которая была потеряна в течение всей операции Azof, хотя они не прекращалось до некоторого времени после падения Севастополя. До конца июля «Пылкий» произвел свежие разрушения в Genitchi, где враг построил новые кладовые; и Шерард Осборн , с его флотилией, снова посетил Бердянск. 5 августа он появился с Таганрог, и захватили несколько пушек; августа 6-7, он уничтожил казармы и склады в Petrushena; 23 августа, вернувшись в Genitchi, его корабли обстреляли лагерь и окопы там, в тот день и в следующем, несмотря на оживленный огонь со стороны противника, он уничтожил некоторые склады на Кирилловке и Gorelia; 27 августа, он отразил атаку русских, и сделал новый ущерб, в Genitchi и в Кирилловке и августа 30-31st, в то время как «Везер» и «Cracker» уничтожили мост и правительственные здания в бухте Арабата , «Wrangler» и катер «Везувий» сожгли несколько складов в Mariopol, потеряв, однако, как заключенные, два должностных лица!!!

«15 октября в Кривой косе, и 18 октября в Белосарайской косе, под огнем, сделан большой ущерб среди лодок и рыболовных заведений. 20 октября, в Кривой косе, «Пылкий» уничтожил много рыболовных лодок, и разогнал кавалерию. 24 октября десант, при поддержке «Везувия» , разрушил некоторые рыбацкие тони и мелкие рыбацкие суда на Bieloseraiкосе,и разбросанные незначительные силы войск. И в тот же день, в Mariopol, «Рекрут» произвел дальнейшее разрушение.»…

«Примерно в это же время канонерские лодки воссоединились с Шерард Осборном , который, поздно вечером 3-го ноября стал на якорь со всей своей силой, в шестнадцати футах, от Gheisk-Лиман, напротив огромных складов кукурузы, корма и топлива, о которых он знал, в этом районе.



Ночью, пожары и разрушения были произведены по побережью на протяжении двух миль.»…


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница