11 класс. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Учитель истории Геккель Т. Г. Методическая цель



Скачать 85.32 Kb.
Дата14.08.2016
Размер85.32 Kb.
ТипПрезентация
11 класс.

Аграрная реформа П.А. Столыпина.

Учитель истории Геккель Т.Г.

Методическая цель:

Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории.



Обучающая цель:

  • Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.

Развивающая цель:

  • Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.

Воспитательная цель:

  • Воспитание нравственной позиции.

Оборудование:

  • Портрет П.А. Столыпина.

  • Презентация “Россия XX века. Реформа Столыпина”.

  • Раздаточный материал (документы, схемы); задания для повторения по вариантам.

  • Рабочие тетради.

  • Термины на доске, эпиграф.

  • Учебник. История России. XX – начало XXI в. А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко. М.: Просвещение. 2008

План:

  1. Цели реформы

  2. Основные мероприятия и осуществление реформы.

  3. Итоги и значение реформы.

 «Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы».

Ход урока

П.Столыпин Слайд 1

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы, причинами которых явилась первая российская революция 1905 – 1907 гг.

Постановка проблемы:

Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?

Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?

предполагаемые ответы:


  • крестьянская община,

  • отрезки,

  • выкупные платежи,

  • помещичье землевладение,

  • малоземелье крестьян

Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.

Проверка выполнения опережающего задания.

Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.

Предполагаемое выполнение

Политические силы

Предложения по решению аграрного вопроса

Большевики

возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм.

Кадеты

не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.

Эсеры

“социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.

Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты?

Обучающиеся: Все проекты были отвергнуты государством.

Преподаватель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции, а затем и II Думу.

Одновременно с роспуском Думы II царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министра внутренних дел.

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.



Слайд 2

Мотивация на новую тему (постановка проблемы):

Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.

В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня? Слайд 3

На эти вопросы постараемся поразмышлять в ходе изучения данной темы.

Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.

Ознакомление с планом изучения нового материала.

Основная часть

Сообщение учащегося о государственном деятеле П.А. Столыпине. Ковтунова Ж.и Кулевская В.

Задание: Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина.

Цели аграрной реформы.



Работа с документами Слайд 4

П.А.Столыпин. Из выступления в Государственной думе 10 мая 1907 г.

Документ № 1.

Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.

Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:

“Успокоение” страны, борьба с террором слайды 5-6, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.

Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.

Модернизация страны.

Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

Работа с документом № 2. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года.

Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).Слайды 7-8

Основные мероприятия аграрной реформы:

работа с § 7 учебника стр.48 (по группам):



  • I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины Слайд 9

  • II группа: Переселенческая политика Слайд 10

  • III группа: Крестьянский вопрос: кооперация

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, вывод в форме схемы.



Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.

http://festival.1september.ru/articles/417043/1.gif

 Работа с понятиями:



Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.

Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.

Кому выгодно данное мероприятие?

Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.

Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.

Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.

Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.



Результаты реформы.

Задание: Определить какие результаты имела данная реформа. Слайды 11 -12

Подведение итогов урока.

П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой.

Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку. Почему столыпинскую аграрную реформу Ленин назвал «Последним клапаном?». Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).



Вывод по уроку:

В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенция и предприниматели, считали их недостаточными. Об этом свидетельствует механизм принятия Думой законов, который получил название «октябристского маятника».

Судьба реформаторов, особенно в России , всегда трагична, не стала исключением из правил и жизнь П.А.Столыпина, успокоителя России. Но история – лучший суд, который всё расставит по своим местам. Слайды 13-15

Закрепление:


  • 1 Варианту - выписать из приведённой таблицы положительные результаты реформы;

  • 2 Варианту – отрицательные (работа на листочках)

Таблица. Результаты аграрной политики

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба

Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.

За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования.

Проблема малоземелья не была решна. От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением.

 Домашнее задание: § 7.

Изучить понятия, даты, выполнить задание ЕГЭ части С. по карточкам.



1 задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы

П.А.Столыпин. Из выступления в Государственной думе 10 мая 1907 г.

…Если признавать принцип…возможности отчуждения земли у того, у кого её много, чтобы дать тому, у кого её мало, надо знать к чему это приведёт…Этот способ, этот путь – это путь насилия… Существует желание усилить брожение в стране, бросить в население семена возбуждения, смуты, с целью возбуждения недоверия к правительству, с тем, чтобы воссоединить воедино все враждебные правительству силы.

Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно и просвещение, и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность…Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, т.е. деньгами. Не разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма…Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!



2 задание: Работа с документом № 2.

Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года (извлечение)



…Взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяются с 1 января 1907 г… Крестьяне приобретают право свободного выхода из общины…Каждый домохозяин, владеющий надельной землёй на общинном праве, может требовать за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли…

3 задание: Таблица. Результаты аграрной политики

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты












4 задание: выполнить задание ЕГЭ части С. по карточкам.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница