1 Предмет и задачи историч науки



страница1/5
Дата12.06.2016
Размер1.23 Mb.
  1   2   3   4   5
1)Предмет и задачи историч науки: Наука появляется тогда, когда появляется анализ. История как наука появилась в начале XVIII в. П I Миллер и Шлецер (появление науки) впервые стали давать анализ. I история гос-ва вышла на нем языке. Миллер 4-х томник “История гос-ва Российского”. Ломоносов доказал, что мы славяне. Методология истории – это система мировоззренческих и теоретических положений, которые служат в качестве принципов процесса познания. В методологию входит целый комплекс задач: прежде всего – это понимание предмета истор науки, а истор наука – это то, что мы изучаем. Основой изучения историографии является истор факт. Именно на истор фактах базируются все представления об истории. Большое значение играет достоверность фактов. От достоверности истор факта зависит восприятие и объяснение истор действительности. В Р истор науки факт рассматривался в двух смыслах: как явление, имевшее место в истории; как его отражение в истор науке. Перед тем, как факт становится научным фактом происходит интерпритация.

2)Основные концепции историч развития: В современ отеч и заруб истории существуют различн концепции развития человеч об-ва:1)мифологич(истор легенды) присуще ранней истории(# в риме на пьедестале “волчица с ребенком” говорит о том что када-то в прошлом этот мальчик потерялся и его воспитала волчица)

2)христианская(4 в н.э в Др Риме император Константин),христ концепц отделяла человека от животного.Здесь важна душа,затем разум стремящийся к познанию Бога

3)материалистич(общественно-экономич формация).Основатели этой теории-марск и энгельс.Первобытный обществ строй,где еще нет гос-ва,чиновником лишь идет развитие сил

4)Цивилизационный подход: уровень развит общ-ва.Шпенгель,Данилевский,Тойнби.В отличии от материалист конц развив многолинейно.Критерии цивилиз:а)территория;б) язык ;в)культура;г)уровень материалистич произ-ва.

Крупные цивилиз-Китай,Африканская,Восточная итд .

5)теории этногенеза(теория развит народа).Автор:Гумилев,он считал что в какое-то время народ приобретет толчок,появится активность,он назыв это пассионатностью.Примерно 1500л этнос преобразовыв в др.



3)Понятие и классификация историч источников: . Важное значение в истор науки (методологии) всегда отводилось характеристики круга источников, на которых базируется автор. Под истор источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились истор свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Главный и в большенстве случаев единственным свидетельством о прошлом является памятник, по средствам которого мы получаем необходимую информацию, составляющую основу истор знаний. В истор науке все источники подразделяются на 6 груп:

1. Письменные источники (наиболее многочисленные и достоверные): граффити (тексты, нацарапанные от руки); берестяные грамоты; рукописи на папирусе и пергаменте.

2. Вещественные памятники: орудия труда, ремеслянные изделия; посуда; украшения; монеты.

3. Этнографические памятники – сохраняющиеся до настоящего времени, остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фальклерные материалы – памятники устного народного творчества.

5. Лингвистические памятники – геораф названия, личные имена.

6. Кино-фото документы.

4)Древнерусское гос-во(9-11 в): 1) Первое государство в землях восточных славян получило название "Русь", или по имени его столицы "Киевская Русь", хотя само оно себя так не когда не называло, просто: "Русь" или "Русская земля". Первое упоминание имени "Русь", относится, к тому же времени, что и сведения о Венедах, т.е. к 5-7 векам.

Проходят годы, и имя Русь все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем. Вообще к моменту образования единого государства Киевская Русь, восточные славяне прошли большой и сложный путь в своем развитии - некогда свободные охотники стали оседлыми земледельцами, среди которых выделялся правящий слой - вожди родов и племен и их ближайшее окружение. В их руках сосредоточилась основная власть и основные богатства общины. Общины территориальной, ибо из-за набегов степняков славяне постоянно уходили с плодородных земель в более глухие места и там смешивались с местным населением, иногда возвращались и вновь происходило смешение. Как говорилось выше у славян преобладали территориальные общины. В результате этого нарушалась связь между кровниками, образовывалась связь между соседями. Именно такая община способствовала образованию государства. Именно так и "строилась" Киевская Русь": племена входили в общину, а община переросла в государство. Причем эти племена, объединяло не только общее родство, но и общий язык, схожии традиции и обычаи, религия, культура и быт.

2) Норманская теория.

На основании сообщения летописи о варягах, некоторые ученые (как руские так и зарубежные) в 18-20 веках создали и отстаивали, так называемую Норманскую теорию происхождения Русского государства. Суть ее заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, норманами и скандинавами, т.е. носителями западной культуры. Они утверждали, что сами Восточные славяне, якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости и исторической обреченности. Современные ученые убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до "признания варягов".

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не вы­полнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлека­ла греческая вера. Владимир, крестившись, сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Некоторые сопротивлялись, из-за верования в др. богов. Хрестьянство утверждалось медлянно.

Принятие христьянства имело большое значение для развития Руси. По новой религии путь в рай открыт, так и богатым, так и бедным.Государь был справедливым судьёй и защитником. Оно укрепило Гос. Власть и территор. Единство Киевской руси, оно имело большое международное значени, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув язычество, становится теперь, равной др. странам, связи с которыми значительно расширились, так же сыграло большую роль в развит. Рус. Культуры. Во главе церкви был поставлен митрополит, отдельные области возглавлялись епископы, которым подчинялись священники в городах и сёлах.



5)Историч значение принятия христианства: Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. Во главе церкви был поставлен митрополит, отдельные области возглавлялись епископы, которым подчинялись священники в городах и сёлах,т.е «Божий слуга» - государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси,которое имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув язычество, становится теперь, равной др. странам, связи с которыми значительно расширились, так же сыграло большую роль в развит. Рус. Культуры. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

6)Русские земли в период феодальной раздробленности(ХII-XVII): Начиная с 30-х годов 12 в Русь уже необратимо встала в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. К середине 12в Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства. Ярослав Мудрый незадолго до своей смерти (1054) разделил земли между 5 сыновьями. Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование. И Ярослав надеялся, что его дети будут защищать общерусские интересы. Поначалу детям Ярослава удавалось править подобным образом, однако с 1068г, когда объединённая дружина ярославичей в битве на реке Альте потерпела поражение от кочевых половецких племён, между князьями начались непрекращающиеся усобицы. Они ещё больше усилились, когда подросли внуки и правнуки Ярослава. В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Оценив гибельные последствия усобиц, князя установили новый вид правления: «каждый да держит отчину свою». Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Добиться же сплоченности князьям в результате съезда не удалось. Только позже, когда князем стал Владимир Мономах (1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1125-1132) государственное единство было на время восстановлено. Половцам был нанесён ряд поражений, что заставило их прекратить набеги. Но после смерти Мстислава раздробленность на Руси окончательно возобладала. Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хоз-ное развитие различных земель, появления в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли. В результате дробления выделились самостоятельные княжества: Киевское, Черниговское, Рязанское, Ростово -Суздальское, Галицкое, Волынское и др. В каждой земле правил один из потомков Рюриковичей.

7)Монголо-татарское нашествие на Русь.Х-р и особенности Ордынского господства(XIII-XV): Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества -один из самых сложных в истории Руси. Безусловно, что они повлияли на демографическое, хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель. Происходит сокращение численности населения, а оставшиеся в живых после татарских набегов во избежание нового разорения вынуждены были бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-Окского Междуречья. Появляясь там, они пополняли армию безземельного люда, а для уплаты дани обращались к знати. Таким образом, постепенно создавался резерв феодально-зависимого крестьянства. В то же время изменяется и положение знати - особенно князей. Существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют - все направляется в Орду. Отсюда происходит их переориентация на землю. И, действительно, в конце XIII-XIV вв. наблюдается существенный рост крупного частного землевладения. Возрастает значение князя и в политической сфере. Если в период Киевской Руси князья находились в зависимости от веча, которое могло указать им и "путь чист" (т.е. изгнать), то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается. Однако и в этих условиях не была сломлена демократическая политическая система, не прерываются древнерусские политические традиции. Одна из них -деятельность вечевых институтов. Грозные раскаты вечевого колокола собирают теперь горожан для организации отпора ордынцам и их сообщникам. Сильные волнения произошли в 1257-1259 гг. в Новгороде в связи с переписью населения: новгородцы отказывались "даваться в число". Их негодование вызвало также и то, что бояре "творяху... собе легко, а меньшим зло". Выступление было пресечено Александром Невским, проводившим политику компромисса и полагавшим, что время открытого столкновения с Ордой еще не настало. В 1262 г .расправились с баскаками и купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира.

Выступления происходили и позднее - в 70-90-е годы XIII в. Такой широкий размах народного движения вынудил Орду смягчить систему сбора дани: часть сбора была передана русским князьям, а влияние баскачества было ограничено. Однако, и в XIV, и в XV вв. Русь продолжала существовать под тяжелым бременем монголо-татарского ига.



8)Предпосылки объединения русских земель.Возвышение Москвы(XIV-XV):

Предпосылки:1)экономич-восстановление старых и появление новых эх.связей

2)социальные-различные группы рус общ-ва стали осознавать необходимость объединения

3)политич-освобождение от монголо-татарск ига,прекращение платить дани

4)культурно-историч

5)духовные.Православная религия.

В этих условиях было чрезвычайно важным,чтобы был один центр-МОСКВА

Истинные причины возвышения Москвы:

1 Военная – московские князья сумели создать вокруг себя мощную корпорацию военно-служилых людей. Источник существования – военная деятельность => Экспансия как внутри так и во вне. Два направления: 1 внутри – закабаления социальных слоёв московских князей 2 внешне – борьба с врагами

2 Социально-экономический фактор – ликвидация свободного крестьянства, закобаление – источник экономического обогащения московских князей и их ближайшего окружения.

3 Религиозный (или идеологический). Московские князья сумели превратить церковь в своего союзника. Московские князья пригласили митрополита в Москву. Москва – центр русской православной церкви.

4 Морально-психологический. Для многих русских князей (представителей династии Рюриковичей) Москва – своеобразный магнит. Князья стремятся в Москву. Здесь можно прославится, все интересные события здесь происходят. Пассионарная энергия князей (подпитка Москвы).

Московская альтернатива была не самой прогрессивной (в глобальном масштабе) т.к. Московская альтернатива несла закабаление народа: крестьянства+деспотичные методы управления страной.

«Москва спасла Россию, но (при этом) задушила все, что было свободного в русской жизни» (Герцен). Апогей московской альтернативы - Иван III, Иван IV (задушена главная феодальная республика Новгород, Псков).

9) Иван IV (Грозный) .Опричнина: В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем. Возник новый орган - Земский собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник, и наметил программу реформ. Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормильщикам, они были фактическими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они «кормились» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.



Судебник 1550г.

Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов - Судебник 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих.



Военная реформа:

Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено «Уложение о службе». Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного война и являться на смотры «конно, людно и оружино». 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. На первых парах стрельцов набирали 3000 чел. Кроме стрельцов туда входили пушкари, городская стража, близки к ним были казаки. На время походов ограничивалось местничество. В середине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.



Стоглавый собор.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Упорядочилась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.



Опричнина.

Иван IV твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основные препятствия к установлению которой он видел в боярско-княжеской оппозиции, в привилегиях боярства. Иван IV расправ­лялся с остатками феодальной раздробленности чисто феодальными методами (крайняя жестокость - Иван Грозный),

В январе 1565 г. царь выехал из Москвы в Алексан­дровскую слободу, где объявил об отказе от власти из за измены бояр и просил выделить ему особый удел. ("Опричнина" от слова "опричь" - кроме. Так царь на­зывал территорию, которую просил выделить себе в особый удел.) после прошения посадских людей вер­нуться на трон, Иван IV продиктовал свои условия:

право неограниченной самодержавной власти и учреж­дения опричнины. Страна делилась на две части: оп­ричнину и земщину. В опричнину царь включил наибо­лее важные земли: поморские города, города с больши­ми посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически важные района страны. На этих землях селились дворяне, входившие в оприч­ное войско (опричники). Опричники селились на землях бояр, выселявшихся на территорию земщины. Введение опричнины сопровождалось жесточайшим террором против верхушки княжеско-боярской аристократии, разгрому подверглись центр и северо-запад русских зе­мель, где боярство было особенно сильным (1579 г. -поход Ивана Грозного против Новгорода, разгром Клина, Торжка, Твери).

Опричнина значительно ослабила боярско-княжес-кое землевладение (но не уничтожила его окончатель­но), подорвала политескую роль боярской аристокра­тии в государстве. Но в то же время значительно ухудшила положение крестьянства, способствовала его закрепощению. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны. В 1572 г. оп­ричнина была отменена и преобразована в 'Государев двор".

10)Смутное время в истории гос-ва российского:

В 1584 году - умер царь Иван IV. За время его правления страна пережила многое и террор (опричнина) и ухудшение положения простого народа, были и положительные моменты, такие как укрепление государства и наведение порядка во власти. Подводя итог эпохе Ивана IV, можно сказать, что при всех ее успехах она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории "Смутному времени". После смерти Ивана Грозного власть перешла к его сыну Федору, человеку тихому и богобоязненному, власть же он предпочел передоверить боярам. Видное место тут же занял царский шурин Борис Годунов. Младший брат царя Дмитрий был отправлен в Углич, где вскоре при загадочных обстоятельствах погиб. В 1598 скончался царь Федор Иванович, не оставив наследника. На Земском Соборе царем был избран Борис Годунов. Многие бояре были недовольны его избранием. Сам же он пытался налаживать международные связи и обеспечит жизнь простого народа. Прямые налоги заменили косвенными, крестьянам частично разрешили переходит от одного владельца к другому. Это несколько нормализовало положение в стране. С 1600 года в стране был неурожай и голод, начались бунты. В 1603 году началось восстание Хлопка он собрал тысячи холопов и двинулся в столицу, против негобыло выставлено большое войско, которое после кровопролитных боев было подавлено. Это восстание было кульминацией "голодных бунтов" и превело к времени самозванцев.

Незадолго до смерти Бориса Годунова в Польше объявился самозванец выдававший себя за "спасшегося" царевича Дмитрия, заручившись поддержкой польского короля (женился на его дочери) он двинулся к Москве. По пути к нему примыкали сторонники, из числа кретьян, недовольных бояр и участников недавнего восстания. В это время Борис Годунов умер. Лжедмитрий I вошел в Москву, вскоре его венчали на царство. Но правил он не долго, его политика вызвала недовольство в народе, вспыхнуло восстание, в ходе которого он был убит. Царем был избран Василий Шуйский. В это время спасшиеся сторонники Лжедмитрия I стали утверждать что "царевич" выжил и скрывается в Польше, назревало новое восстание, которое возглавил Иван Болотников, ему удалось собрать большую армию, он подошел к Москве и осадил ее. Но перевес в силе был на стороне Шуйского повустанцы были разбиты, а их предводители казнены. Но этим дело не закончилось, уцелевшим восставшим удается бежать на юг, где у них было много сторонников. Здесь и появляется новый самозванец Лжедмитрий II, его вновь поддерживают поляки. Шуйский заключает договор со Швецией, начинается ее интервенция. Самозванец бежит в Калугу. Поляки захватили Смоленск и объявили своего короля правителем Руси. Шведы захватили Новгород и сделали то же самое. России грозила утрата независимости. В Новгороде против захватчиков начинает собираться ополчение, возглавил его князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Ополченцам удалось одержать победу. Земский Собор избрал царем молодого князя Михаила Романова.

Смутное время сильно ослабило страну и ее народ (многие города и селения были разрушены, погибло много людей, в упадке было с/х, ремесла и торговля). Началось время возраждения Росии, ее суверинитета и самобытности.

Последствия смуты:

1.ослабление институтов гос власти

2.страна оказалась перед проблемой потери нац

независимости

3.в стране была эк разруха

4.соц кризис

Значение смуты:

1.Дала толчок реформам 17 века

2.показала властям всю глубину эк и фин кризиса в

России


3.вызвала окончательное закрепощение посадского и

сельского населения

4.в ходе смутного времени окончательно оформилась

идея религиозного и нац единства населения Руси, которое



четче стало понимать значение гос-ва.

11)Сословно-представительная монархия (16-17в): сословно-представительная монархия, феодальная монархия с сословным представительством, форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Существовало в Рос ввиде земских соборов. Складывание этой относительно централизованной формы феодального государства было связано с ростом городов, товарного производства и обмена, с изменениями вследствие этого форм эксплуатации крестьянства, с обострением на этой почве классовой борьбы в деревне, а также борьбы внутри класса феодалов и противоречий последних с городским сословием. Главной опорой С. м. были низшие и средние слои класса феодалов, нуждавшиеся в сильном государственном аппарате для более эффективной эксплуатации крестьян и защиты от притеснений крупных феодалов. Активно поддерживали С. м. и горожане, стремившиеся к ликвидации феодальной раздробленности. Король (или территориальный князь) концентрировал в своих руках судебную, военную и финансовую власть, создавал относительно сильный государственный аппарат в центре и на местах, вводил общегосударственное законодательство и налогообложение. Необходимость создания сословно-представительных собраний диктовалась в первую очередь тем, что королевская власть в условиях феодально-сословного строя еще не могла обойтись без согласия сословий на сбор налогов, необходимых для содержания армии и государственного аппарата, а также на важнейшие внутри- и внешнеполитические мероприятия. Общим для сословно-представительных учреждений было: решающее влияние в них сословий феодалов - духовенства и дворянства, подчиненная (особенно вначале) роль городского сословия, отсутствие представителей феодально-зависимого крестьянства .Эти собрания, как правило, были враждебны крестьянству: выступали против освобождения от личной зависимости, активно способствовали его дальнейшему, санкционировали увеличение налогообложения крестьян. Там, где представители разных сословий (особенно мелкие феодалы и горожане) действовали сплоченно, эти собрания добивались известной политической самостоятельности и налагали некоторые ограничения на королевскую власть в вопросах налогообложения, реже - законодательства. Чаще же сословные собрания обладали лишь совещательными функциями.

12)Основные этапы формирования и сущность крепостного права: Крепостное право на Руси, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось в 15 веке. До этого землей владели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь иногда почти в рабской зависимости от землевладельцев. Были и свободные крестьяне, работавшие на своей земле. Большинство крестьян могло свободно переходить с одного места на другое. Такая неопределенность земельных отношений не могла продолжаться после того, как московские князья начали "собирать русскую землю". Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Московским князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и для проведения своей политики. В вознаграждение за службу в войсках и при княжеском дворе вместо денег служилым людям давались земли, так называемые "поместья", доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться "помещиками", должны были по первому требованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья. Для обеспечения поместий рабочей силой стали приниматься меры к тому, чтобы "прикрепить" крестьян к той земле, на которой они сидели. Развитие такой системы привело к тому, что большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам. Таким образом, на этих землях создалась зависимость крестьян от землевладельцев. Сначала помещики владели поместьями временно. Крестьяне, работавшие у них, им не принадлежали. Если помещик плохо служил государству, его сменяли и на его место назначали другого. Помещики, хорошо исполнявшие свои обязанности, оставались в своих поместьях обычно всю жизнь. Когда умирал отец, помещиком назначался его сын и так далее. Земля постепенно становилась их собственностью, а крепостные крестьяне, работавшие на ней, оказывались прикрепленными уже не только к земле, но и к помещику. Ни помещику, ни государству уже не было выгодно разрешать свободный уход крестьян с занятой ими земли. Поэтому крестьян старались удержать на месте. Свободный переход в любое время от одного помещика к другому был запрещен. Такой переход разрешался только один раз в год в определенный день. Однако на практике крепостные нередко теряли это право. Если они занимали у помещика деньги и не могли уплатить ему долга, они должны были продолжать работать у него. Иногда богатые помещики, которым нужна была рабочая сила, приезжали в соседние поместья, уплачивали крестьянские долги и переселяли этих крепостных к себе. С этого времени помещики стали полными хозяевами земли и людей. Над своими крепостными они получили и административную и судебную власть, а также собирали с них установленные государством налоги. Отношения между помещиками и крепостными не были достаточно определены законом. Поэтому крепостные в значительной степени зависели от произвола помещика. Постепенно крепостное право становилось все более и более похожим на рабство. Помещики могли уже продавать своих крепостных с зем- лей и без земли, иногда даже разделяя мужа с женой. До второй половины 18 века за право владеть крепостными и землей помещики продолжали работать для государства. В 1761 году Петр III своим "указом о вольности дворянства" освободил дворян (помещиков) от обязанности служить государству; крепостные же остались собственностью помещика. После этого крепостное право уже фактически превратилось в рабство. Начиная с Павла I, каждый русский император немного облегчал положение крепостных. Наконец, в 1861 году Александр II своим историческим манифестом отменил крепостное право.

13)Государственные преобразования в эпоху Петра Великого:

Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.



Каталог: referat
referat -> Сборник познавательных задач по математике для начальной школы
referat -> Тюркский каганат (553-603гг.)
referat -> Грамматические ошибки
referat -> Географическое положение и исследование Южной Америки
referat -> А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между св
referat -> Конспект урока по литературе в 11 классе
referat -> Анна Герман певица; скончалась 26 августа на 43-м году жизни
referat -> «Об организации научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся в 2015-2016 учебном году»
referat -> Цели проведения урока
referat -> Действие предшественников в сочетании с приемами обработки и удобрениями на плодородие почвы, урожайность и качество зерна озимой пшеницы в цчр 06. 01. 01 общее земледелие, растениеводство


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница