1. Предмет и основные методы игпб




страница1/5
Дата14.08.2016
Размер0.61 Mb.
  1   2   3   4   5
Скачано с : http://shpargalka.my1.ru/

1. Предмет и основные методы ИГПБ

Предмет – основные исторические закономерности возникновения, становления, развития государства и права на территории Беларуси. Методы изучения: диалектический – все рассматривается в развитии; марксистский – в основе развития общества лежит развитие экономики; хронологический – материал рассматривается с течением времени, от древних времен до настоящего времени; сравнительный – в сравнении с историей на различных этапах развития, в сравнении с другими государствами и странами. Периодизация курса ИГПБ: государство и право в период Киевской Руси (6-12 вв.); Беларусь в составе ВКЛ (13-16 вв.); Беларусь в составе Речи Посполитой (вторая половина 16 – конец 18 вв.); Беларусь в составе Российской империи (конец 18 века – 1917 г.); Беларусь в советский период (1917-1991); Беларусь на современном этапе (с 1991 по настоящее время).




3. Общественный строй государств-княжеств на территории Беларуси (9-12 вв.)

Классовая структура общества в 9-12 веках характеризуется наличием 2 основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Одновременно с этими классами существуют крестьяне, свободные городские жители, а также рабы (холопы, челядь невольная). Класс феодалов складывался из рабовладельцев, разбогатевших горожан, бывших свободных крестьян. Экономическая основа их богатства – земля. Существовали различные виды феодального землевладения: вотчинное – владение землей, усадьбой, крестьянами с правом продажи, раздела и передачи по наследству; поместное – передача земли во временное пользование за службу, без права передачи по наследству. Характер взаимоотношений между феодалами определялся на основании имущественного принципа. Во главе стоял князь; затем князья – владельцы отдельных крупных земель – княжеств; бояре – владельцы больших и малых поместий. Мелкие феодалы шли на службу к крупным и становились их вассалами. К классу феодально-зависимых относились крестьяне-данники – не находились в зависимости у отдельных феодалов, а выполняли определенные повинности платили дань, которая собиралась путем объезда князем и его дружиной своих владений. Источниками феодальной зависимости были: обеднение крестьян; насильственное принуждение к выполнению повинностей в пользу феодала или государства; оседлость несвободных людей на земле. Источник образования невольного населения – плен, самопродажа в неволю, происхождение от невольных, долги, преступления.



5. Раннефеодальное право на территории Беларуси

В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Судебными органами являлись суд великого князя, вече, совет князя. Феодалы могли судить своих зависимых на территории своих вотчин. Вопросы брачно-семейных отношений рассматривали церковные суды. Действовали также общинные суды. Дела о гражданских правонарушениях и уголовных преступлениях рассматривались в едином порядке – в форме состязательного процесса. Стороны имели равные права и сами собирали доказательства. В качестве доказательств использовались показания свидетелей, вещественные доказательства, испытания раскаленным железом или водой, присяга. Дело возбуждалось по заявлению истца, который сам и искал преступника. Процедура подразделялась на несколько этапов: 1) гонение по следу; 2) заклич – пострадавший выходил на рыночную площадь и объявлял о хищении; 3) свод – у кого находили украденную вещь должен был объяснить как она к нему попала; 4) суд – доказательствами считались показания свидетелей, вещественные доказательства, документы, ордалии (испытание), поле (истец и ответчик выходили в боле и дрались). Наказания: штраф (за убийство шел в казну князю или государства, а родственники погибшего получали половничество); поток и разграбление – высшая мера, считается, что это возможно: 1) смертная казнь и конфискация; 2) изгнание из общины и конфискация; 3) продажа в рабство и конфискация; назначался за убийство в разбое, кражу коня, умышленный поджог.



7. Общественный строй ВКЛ

Все население можно подразделить на две группы: феодалы и феодально-зависимое население. Постепенно складываются четыре сословия: шляхта, духовенство, городское население и крестьяне. Шляхта – это феодалы. Крупные феодалы имели большие наделы земли, которые передавались по наследству. Занимали высшие должности, иногда даже по несколько должностей. Средние феодалы земли и крестьян имели поменьше, занимали второстепенные должности, но могли пробиться и в крупные феодалы. Мелкие феодалы имели незначительное количество земли, крестьян. Земля давалась как правило за службу во временное пользование. Занимали должности в местном управлении. К шляхте в ВКЛ относились также и свободные люди, имевшие небольшой надел земли, крестьяне не имели, землю обрабатывали сами. Всего около 12% населения ВКЛ были шляхтой. Шляхта была привилегированным сословием, звание передавалось по наследству. Лишить шляхетства можно было по суду за преступление или если шляхтич начинал занимался ремеслом или торговлей. Единственной обязанностью было военная служба и налог на военные нужды по решению Сейма. Духовенство – менее привилегированное, но также неподатное сословие. Имеют права: владеть землей и зависимыми людьми, судиться своим церковным судом, участвовать в управлении государством, подавать жалобы самому монарху и др. Освобождены от уплаты государственных налогов. Городское население проживало в городах численностью 2-3 тысячи человек, большие города – до 10 тысяч.




8. Государственный строй ВКЛ XIV – первой половины XV вв.

ВКЛ по форме правления представляло собой феодальную монархию. Во главе государства был великий князь. Фактически избирался Радой, формальной – Сеймом. Основные обязанности: организация обороны; сбор дани; поддержание внутреннего порядка; руководство исполнительными органами; подписание законов; назначал на высшие должности; осуществлял судебные функции. Власть великого князя не была абсолютной и ограничивался во-первых крупными феодалами, многие из которых входили в состав Рады, во-вторых, Сеймом. Власть великого князя опиралась на Раду, которая возникала из совета князя – его ближайших советников. Численность Рады – от 20 до 60 человек. Состав: родственники великого князя, высшие должностные лица, верхушка духовенства. Иностранцы и простой люд не допускались. Рада являлась исполнительным органом. Значение Рады было велико и фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде. Сейм представлял собой сословно-представительный орган и состоял из шляхтичей. Вначале мог принимать участие любой шляхтич, затем депутаты на Сейм избирались на поветовых сеймиках. Полномочия Сейма (изначально): избрание великого князя по предложению Рады; унии с Польшей. В последующем полномочия расширяются. Сейм созывался по мере необходимости и мог заседать от нескольких дней до нескольких месяцев. Особенность госаппарата ВКЛ в отсутствии коллегиальных отраслевых органов управления.



9. Государственный строй ВКЛ второй половины XV – XVI вв.

Унификация системы местных органов власти и управления произошла в результате административной реформы 1564-1566 гг. Вся территория ВКЛ была разделена на 13 воеводств и 30 поветов. Последние в свою очередь состояли из волостей, сел и городов. Во главе воеводства стоял воевода, назначался ВК и Радой. Осуществлял воен., полицейские, админ. и хоз.функции. Опирался на многочисл. штат местных должностных лиц, находящихся в его подчинении (подвоевода – заведовал канцелярией, каштелян – заместитель, командовал вооруженными силами, ключники – собирали налоги, лесничие, мостничие и др.). Компетенция воеводы: поддержание порядка, сбор налогов, организация вооруженных сил, исполнение правосудия. Во главе повета был поветовый староста. Его компетенция на тер-рии повета аналогична компетенции воеводы в воеводстве. Помощники: подстароста – суд. полномочия, поветовый маршалок – командовал поветовым ополчением. В воеводства и поветах существовал сословно-коллегиальный орган – сеймик. Созывался примерно раз в год, учавстовала только шляхта, решали все местные вопросы, избирали представителей на вальный Сейм. В воластях главой был державец. Во главе городской администрации и суда стоял войт. Назначался Радой из феодалов или горожан. Работала городская Рада, существовали общие собрания горожан. По форме правления ВКЛ была сословно-представительной монархией. Рада и Сейм ограничивали власть великого князя. По государственному устройству ВКЛ была сначала федераций, затем унитарным государством, однако отдельные его части имели определенную автономию.



10. Унии с Польшей

ВКЛ находилось в самом центре Европы и граничила со многими княжествами и государствами. Это предопределяло активную позицию княжества во внешнеполитической жизни: ВКЛ вело оборонительные войны, совершало захватнические походы, заключало торговые и политические союзы, в том числе на основании брачных союзов. В 1385 году был заключен династический брак великого князя Ягайло с польской наследницей Ядвигой. ВКЛ этот союз был выгоден не только в борьбе с крестоносцами но и в укреплении положение великокняжеской власти. 15 августа 1385 года было подписано историческое соглашение с Польшей, известное под названием Кревская уния. В соответствии с условиями договора ВКЛ и Польша объединялись на следующих основаниях: король и великий князь в соединенных государствах должен был быть один – сначала Ягайло, затем его наследник, потомок Ягайло и Ядвиги; внешнее управление – сообща, внутреннее – самостоятельное, свое войско, свои деньги, свое правительство; Ягайло принимает католичество и распространяет его на все население ВКЛ. Условия унии были на руку польской стороне, но не удовлетворяли литовско-белорусских феодалов, потому что они, как минимум, становились вассалами Польши и теряли свою самостоятельность. Ягайло начинает политику акатоличивания широких масс населения ВКЛ, что вызывает определенные сопротивления. За принятие католицизма Ягайло обещал существенные привилегии и ощутимый перевес в правах по сравнению с православной частью знати. Браки между католиками и православными разрешались лишь при переходе последних в католицизм.



11. Основные источники права в ВКЛ

В 14-15 веках начинает развиваться законодательство, которое постепенно ограничивает обычное право. Издаются законы в форме привилеев (грамот), в которых юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств. Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины 15 в. в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему. Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Феодальное право ВКЛ как регулятор общественных отноше¬ний интенсивно развивалось под воздействием экономи¬ческих, социальных и политических причин. Для него ха¬рактерны два основных этапа развития. Первый, «привилейный» этап (13-15 вв.), на про¬тяжении которого складывается общеземское право, его отдельные отрасли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев).




12. Гражданское право ВКЛ

Гражданское право ВКЛ развивается под влиянием товарно-денежных отношений. Имущественные отношения регулируются в зависимости от классовой и сословной принадлежности, вероисповедания, места жительства. Больше прав у феодалов, церкви, государства, которые могут свободно распоряжаться своим имуществом. Права шляхты немного ограничивались, например, они не могли свободно распоряжаться поместьями, полученными за службу. Правоспособность простых людей не была одинаковой и зависела от множества факторов – католики имели больше прав, чем православные, жители городов – чем жители деревень. Ограничивается правоспособность женщин и детей. У рабов прав нет вообще. Главная ценность – земля. Земельные владения можно подразделить на три категории: вотчина – родовые земли, передаваемые по наследству; поместье – выдавалось за службу; усадьба – купленная или подаренная земля. Обязательственное право. Обязательства вытекали из договоров и деликта. Равенства не было, преимущества – у шляхты. Неспособный выполнить обязательства должен был отработать. Зависимый человек не мог заключать договоры без разрешения хозяина. Договоры заключались письменно при свидетелях. Наследственное право. Наследование можно подразделить на несколько очередей: 1) рожденные в законном браке дети наследовали имущество родителей; 2) братья и сестры; 3) родители; 4) все остальные родственники. Если наследников нет – имущество государству. На семейное право влияние оказывал церковь, которая определяла порядок заключения брака и обряды. Возраст – 13Ж и 18М. Развестись было крайне сложно.



14. Суд и судебный процесс в период ВКЛ

До начала 16 века судебную власть исполняла администрация. С 16 века суд постепенно отделяется от администрации и в результате складывается две судебные системы: 1) общие суды (для всего населения); 2) сословные суды (для определенных сословий). Высшие судебные органы: 1) суд великого князя (как суд первой инстанции рассматривал дела по государственным преступлениям, о принадлежности к сословию шляхты; по делам, затрагивающим экономические интересы государства; как суд второй инстанции – апелляции на решения нижестоящих судов). Состоял из великого князя и двух-трех членов Рады, если дело важное, то могло быть и больше. Решение суда можно было обжаловать у великого князя. 2) Суд Сейма – проводился во время работы Сейма и рассматривал наиболее важные дела. Состав: ВК и члены Рады, по статуту 1588 года Сейм избирал 8 человек из состава. Если ВК отсутствовал, то после он мог помиловать. 3) Комиссарский суд – рассматривал земельные споры; специально назначенный комиссар выезжал на место спора и принимал решение. Решение можно было обжаловать у ВК. 4) Суд Маршалковский – возглавлял Маршалок; рассматривал дела о преступлениях при дворе по поручению ВК. ВК часто отсутствовал на территории ВКЛ, поэтому суд ВК созывался редко, рассмотрение дел затягивалось, что обуславливало необходимость создания высшего суда. В 1581 создается Главный Суд или Главный Трибунал. С этого времени полномочия суда ВК. Местные судебные органы характеризуются отделением от администрации. Земский поветовый суд: судьи сначала назначались администрацией, а затем на поветовых сеймиках избирались кандидаты в судьи, а ВК назначал судей.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница