1 правовые акты и материалы офиц делопроизводства в 16-17 вв




страница1/8
Дата28.07.2016
Размер1.25 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
1) правовые акты и материалы офиц делопроизводства в 16-17 вв

Актовый материал. Акт – юридич документ. Акт = грамота ①законодательные акты (Судебник 1550, Соборное уложение); ②жалованные грамоты; ③актовый материал, регламентирующий социально-экономические отношения между частными лицами (грамоты: 1) оформлявшие частные сделки, 2) фиксирующие степень зависимости, 3) рядно-сговорные грамоты, 4) договоры хоз. предпринимательства и 5) поручные или трехсторонние грамоты) ④грамоты, регламентирующие отношения внутри господствующего класса (духовные завещания, межкняжеские договорные грамоты, договоры Великого Новгорода с князем-царем); ⑤ внешне-политические акты; ⑥ акты государственного управления.

Делопроизводственные материалы 16-17 в – продукты деятельности центральных и местных правительственных учреждений (Боярская Дума, Земские соборы, Приказы, Губные и Земские избы). Писцовое делопроизводство: ① писцовые книги (валовые описания всей страны или важнейших ее частей (1 раз в 20-30 лет составлялись)); ② приправочные книги (вспомогательный материал к писцовым книгам); ③ дозорные книги (смягчали налоги и следили за снижением платежеспособности населения); ④платежные книги (составлялись на основе писцовых для взимания недоимок и долгов); ⑤ сотницы (выписки из писцовых книг на мелкую административно-территориальную единицу); ⑥ переписные книги (фиксировали население мужского пола); ⑦ межевые книги; ⑧ отказные книги; ⑨описные книги (составлялись при передачи владения государству).

Сергей Борисович Висяловский – ученый, занимающийся писцовым делопроизводством.



2) формационный подход и результаты их использования при анализе событий

формационный подход))))Феодализм – эпоха при которой существуют два класса: феодалы и зависимые крестьяне. Феодалы владеют основными средствами производства и прежде всего землей, наделяют крестьянам землей, которую те обрабатывают собственными орудиями труда и платят земельную ренту. Понятие «класс» базируется на 3 китах: отношение к собственности, способ получения прибыли, доля в производстве. (экономические различия).Понятие «сословие» - большие люди, различающиеся по правам и обязанностями, закрепленным законодательно и передающимся по наследству. Существовала также и сословная структура.

Существовало 3 вида земельной ренты: ① натуральный оброк, ② денежный оброк (с 16 века), ③ барщина (с 17 века). \\Оброк отличается от барщины, тем что оброк формируется внутри крестьянского хозяйства, а барщина на земле феодала.

####На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, либо монистический, другой — цивилизационный, либо плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития метода производства. На данной базе происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: обычное, индустриальное и постиндустриальное.

Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается довольно просто, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цивилизационной теории не существует, как не существует одного понятия «цивилизация». Этот термин очень многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех качествах. В первом аспекте понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономичес-кую компанию публичной жизни, относительно высокий уровень потребления удобства. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.

① Формационный: Маркс, Энгельс. История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такового характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические дела определяют все остальные (понимание в духе экономического материализма).②Цивилизационный. Не лишь экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития. Если в ① – есть предопределенность, направленность, то в ② – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть реальным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и действий, законов их развития, имеющихся «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости.

1. История – продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы.

2. История – единство субъективного и объективного, - независима от воли и желания людей, - их история



3) развитие с\х производства в 16 в

Общая тенденция развития:сер. 15- сер.16 вв – экономический подъем. \\70-80гг 16в. – экономический кризис.\\90гг 16 века. - 1) кризис преодолен 2) перманентно перейдет в начало 17 века.

Ассортимент возделываемых культур: ①злаковые культуры (рожь, пшеница, ячмень, просо и гречиха (16 век), овес) ②технические культуры (лен, конопля, хмель) ③огороды (морковь, свёкла, кислица, репа, капуста, яблоки, сливы, вишня).\\ Системы земледелия: ①перелог; ② подсечно-огневая; ③ трехполье; ④двухполье;⑤залежная. \\\Орудия труда: ①двузубая соха с полицей (полица – отвальное устройство); ②двузубая соха с отрезом (отрез – металическая вещь снимающая целинный пласт земли) ③одновременное использование большой и малой сохи ④костромская косуля (нечто среднее между плугом и сохой) ⑤борона, косы, серпы.

Продуктивное животноводство отсутствовало в 16 веке.Новации: ①использование пастухов для постьбы ② разнообразные помещения для скота ③ наиболее развитый мелкий и средний рогатый скот. \\\\Крестьянские промыслы (определялись природно-климатическом фактором): ①бортничество (пасечное пчеловодство) ②охота ③рыболовство ④добывающая промышленность (солеварение, железо) -> из-за соли сильная дифференциация крестьян и просматриваются элементы капиталистического производства ⑤домашнее производство (смолокурение, ткачество)

Землевладение: ①процесс сближения доменов с вотчиной ②увеличение церковного землевладения ③вотчины развивались в результате двух направлений (мельчали в сеймейных разделах и увеличивались в результате государственно-поместных раздач, переселения из Новгорода в Новгород и за счет покупки земель). ④увеличивается поместное землевладение ⑤сохраняется общинное землепользование

Роль феодала в организации сельского производства:

Способы увеличения прибыли с феодального хозяйства: 1)увеличение оброка 2)увеличить запашку за крестьянский двор 3)увеличить число исправных крестьянских хозяйств \\\\ Способы помощи крестьянам: ①судно-подможная деятельность ②льготы (слобода – освобождала крестьян сроком на 10-15 лет от уплату княжеских налогов и пошлин, посредством которой крестьяне попадали во внеэкономическую зависимость) ③перевод крестьян из истощенных участков на новые.

Крестьянские повинности и обязанности:

Повинности, направленные на личные потребности феодала: 1)прокорм феодала (самая необременительная часть крестьянина) 2)удовлетворение потребностей феодала, порождаемых необходимостью поддерживать свой статус (одежда среднестатического феодала – 300 рублей.)

Обязанности по отношению к государству (до сер. 16 века по 2 направлениям): 1)государственные налоги: ①ямской налог ②полоняничные деньги на выкуп пленных ③налог на строительство крепостей или «городовое дело». ④С сер. 16 века добавляется большая соха (поземельный налог): черносошные крестьяне – 400-500 десятин четвертей, церковники – 600 десятин четвертей, землевладельцы с 800 десятин четвертей ⑤стрелецкий хлеб(содержание стрелецкого войска)) 2)платежи и службы в пользу местной власти \\\\\До сер. 16 века прямые налоги не увеличивались, однако увеличивается косвенное налогообложение (примет – дополнения к основным прямым налогам).

Категории зависимых крестьян: 1)старожильцы (крестьяные, проживающие в своих вотчинах поколениями. Перейти могли в любое время от одного хозяина к другому независимо от Юрьева дня, но обязаны были предоставить замену). 2)новоприходцы (заключали с господином договор об условиях заведения ими хозяйства на новом месте) 3)бобыли (возникали в результате разорения или были приблудными казаками) 4)половники (те крестьяне, кот. получили ссуду за половину урожая. Развито в северных районах) 5)кабальные холопы (появились в результате развития товарно-денежных отношений. Они брали деньги в долг, а проценты отрабатывали в поле или во дворе кредитора. Кабальное холопство переходило по наследству).

Резкое повышение денежных взиманий с крестьян в середине XVI в. в пользу государства естественно предполагало рост связей крестьянского хозяйства с рынком. Об этом же свидетельствует появление чисто оброчно - денежных дворов, удельный вес которых в крупной и средней сеньории конца XVI - середины XVII в. заметен. Факты того же порядка отразились и в ряде иных экономических явлений, связанных с арендой определённого вида, относительно большим развитием незерновых отраслей сельского хозяйства и т.п. Во всём этом выразилась тенденция некрепостнического развития русской деревни, объективно наиболее соответствовавшая интересам крестьянского хозяйства и наиболее прямо связанная с ростом товарно - денежных отношений.



4) особенности эволюции феодального землевладения в 16 веке

Втор этап развитого феодализма в России охватывает период начала XVI - по середину XVII в. То было время сложных и противоречивых процессов в развитии феодальной собственности, в эволюции ренты, в росте промышленности и торговли, наконец, в изменении экономического положения и правового статуса крестьянства. Противоречивость социальной эволюции наглядно видна из простого указания на крайние полюса: с одной стороны, Соборное уложение 1649 г. во многом подвело итог юридическому оформлению закрепощения крестьянства; с другой - в середине XVII столетия появляются первые ростки капиталистических отношений в промышленности, а на XVII век в целом приходится начальный этап в складывании общероссийского рынка. На протяжении XVI- середины XVII в. климат несколько изменился. Зимы стали в целом более суровыми, более длительными и снежными. Большое значение это имело в районах новой колонизации ( подзона широколиственных лесов, лесостепь), но, судя по темпам освоения, климатические условия и здесь не сдерживали заметного развития сельского хозяйства.

В целом колонизационным процессам на новых территориях был присущ волнообразный характер. Вольная крестьянская колонизация как правило опережала и предшествовала правительственному и частнофеодальному освоению. Среди причин, подталкивающих крестьян к перемене мест, помимо природных и экономических (лучшие почвы и климат, более высокая урожайность и т.п.), всё большее значение приобретают социальные - уход от усиливавшейся феодальной эксплуатации и растущего режима крепостничества. Хотя главной фигурой в распространении земледелия в новых районах был русский крестьянин, активнейшее участие в этом принимали украинцы, народы Поволжья (мордва, татары, марийцы, чуваши), коми и другие. Наконец, в областях внешней колонизации обычно иная (чем в центре страны в XV в.) сеть поселений: плотность её значительно ниже, но выше показатель дворности, т.е. большинство поселений - многодворные.

К 60 - м. Годам XVI в. на Северо - Западе и во многих уездах центра плотность поселений достигла максимума по отношению к удобной для окультуривания земле. Как и ранее, преобладало пашенное зерновое земледелие, однако со второй середины XVI в. заметно повысился удельный вес скотоводства. Набор зерновых культур практически не изменился. Несколько повысился удельный вес технических культур, особенно льна и конопли. При повсеместном их распространении (что типично для натурального в целом облика крестьянского хозяйства) формируются районы, где их возделывание занимало относительно большое место. В XVII в. для льна такой областью стало Верхнее Поволжье (наряду со старыми районами - Новгородом и Псковом), для конопли - зона к югу и юго - западу от Смоленска и Калуги. Соха сохранила значение главного пахотного орудия. Плуг был распространён только в отдельных районах, включая некоторые области новой колонизации. В Поволжье у местных народов встречался архаичный плуг ("сабан"). Общераспространённой была соха с полицей (с перекладной или неподвижной),часто снабжавшаяся отрезом (для облегчения взрезывания почвенного пласта). Повышение удельного веса животноводства, датируемое второй половиной XVI в. наблюдалось и в хозяйстве феодалов, и в крестьянском хозяйстве. Уже к XVII в. относится складывание породной группы холмогорского молочного скота. Ещё более возросла роль занятий, связанных с заготовкой леса и деревообработкой. В районах солеварения и железоделательных промыслов имела широкие масштабы заготовка дров. Распространены смолокурение, производство дёгтя, полуфабрикатов и разных строительных материалов. Значение данных промыслов видно из того , что в XVII веке порой считали доходы от них достаточными для уплаты налогов.

НО в целом следует констатировать бесспорное ухудшение экономического положения крестьянства во второй половине XVI - середине XVII в. об этом свидетельствуют резкое сокращение крестьянского тяглового населения в староосвоенных областях, массовое бегство его на окраины, быстрый рост численности и удельного веса бобылей, появление сравнительно многочисленной категории гулящих людей, рекрутировавшейся в значительной мере за счёт крестьянства. Итог данному этапу закрепощения был подведён Соборным Уложением 1649 г., посвятившим этому вопросу специальную главу (гл. 11 "Суд о крестьянах"). Уложение прежде всего провозгласило бессрочное и лично - потомственное прикрепление крестьян и бобылей к наделу. Существенно также, что Уложение ввело ощутимые денежные штрафы за приём беглых и заложило основы для развития государственного сыска беглых и вывезенных крестьян.

Известное значение имели для него и особенности в эволюции феодального землевладения. В условиях тяжелейшей демографической ситуации установка правительства на сохранение или поддержание на прежнем уровне удельного веса поместных владений стимулировала поземельное прикрепление крестьян с целью обеспечить для основной части феодалов минимум рабочих рук.

Также сложная взаимосвязь развития товарно - денежных отношений, меры вовлечения в рыночную сферу аграрного производства с изменением статуса крестьян. Отметим лишь важнейшие аспекты. Исходной посылкой повышения степени эксплуатации в середине XVI в. стал заметный рост потребностей феодалов и государства, который не может быть правильно понят и описан вне рамок развивавшихся товарно - денежных отношений и который в немалой мере был ими и вызван. Постепенно расширявшаяся потребность казны в деньгах была одним из важнейших регуляторов внутренней политики в целом. Существенные потребности разных слоёв феодалов могли быть удовлетворены (прямо или косвенно) посредством обращения к рынку.
5) развитие научн знаний и просвящения в 16 в. Книгопечатание. Иван Федоров

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. С XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Религиозе мировоззрение по-прежнему определяло духовн жизнь общества. Все свое влияние и могущество церковь употребляла на укрепление своих позиций. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете или изображении. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Москов Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

Публицистика. События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих вопросов того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое "Сказание о князьях владимирских", содержание которого преследовало цель укрепить авторитет верховной власти. Так, если в "Повести временных лет" летописец объяснял появление княжеской власти призванием варягов, то "Сказание о князьях владимирских" выводило происхождение русской царской династии от римского императора Августа. Это легендарное историческое сочинение начиналось с описания Ноева ковчега. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно, и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: "Мы родством от Августа кесаря ведемся". Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции великого Рима и Киевской державы.

В среде церковников был выдвинут тезис о Москве — " третьем Риме". В их изложении история выступает как процесс смены мировых царств. Первый Рим —"вечный город" погиб из-за ересей, "Второй Рим" — Константинополь из-за унии с католиками. "Третий Рим" — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержится в сочинениях И.С.Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание. В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К летописным сочинениям этого периода относится "Летописец начала царства", в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и где доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Другим крупным сочинением того времени является "Степенная книга". Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы подчеркивали нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в. — так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода (лицо — изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. Это повести "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и др. Создавались новые хронографы. Об обмирщении культуры свидетельствует написание книги, содержащей разнообразные полезные сведения и руководства как в духовной, так и в мирской жизни, —"Домострой" (в переводе — домоводство), автором которой считают Сильвестра.

Выдающееся событие в культуре XVI в. — появление русского книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга "Апостол". Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших

Книгопечатание. русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первый русский букварь (в 1574 г. во Львове). За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI и в XVII вв.

Высокого уровня достигло русское ремесло. Особенно это проявилось в области литейного дела. Русская артиллерия появилась в 1382 г. при отражении набега Тохтамыша (на несколько лет позже, чем в Европе). Своей вершины литье орудий достигло в работах Андрея Чехова. Созданная им царь-пушка до сих пор является крупнейшим по калибру артиллерийским орудием в мире. Она предназначалась для обороны Москвы и должна была стрелять картечью. Царь-пушка весит 40 т, а ее калибр — 89 см.


6) российское крестьянство в 16в

Новации: ① использование пастухов для постьбы② разнообразные помещения для скота ③ наиболее развитый мелкий и средний рогатый скот\\\ Крестьянские промыслы (определялись природно-климатич фактором): ① бортничество (пасечное пчеловодство) ②охота③ рыболовство④ добывающая промышл (солеварение, железо) -> из-за соли сильная дифференциация крестьян и просматриваются элементы капиталистического производства ⑤домашнее производство (смолокурение, ткачество)

Землевладение: ① процесс сближения доменов с вотчиной ②увеличение церковного землевладения ③ вотчины развивались в результате двух направлений (мельчали в сеймейных разделах и увелич в результате госуд-поместных раздач, переселения из Новгорода в Новгород и за счет покупки земель). ④ увеличивается поместное землевладение ⑤ сохраняется общинное землепол-е

Роль феодала в организации сельского производства:

Способы увеличения прибыли с феодального хозяйства: 1) увеличение оброка 2) увеличить запашку за крестьянский двор 3) увеличить число исправных крестьянских хозяйств \\\\Способы помощи крестьянам: ①судно-подможная деятельность ② льготы (слобода – освобождала крестьян сроком на 10-15 лет от уплату княжеских налогов и пошлин, посредством которой крестьяне попадали во внеэкономическую зависимость) ③ перевод крестьян из истощенных участков на новые.

Крестьянские повинности и обязанности:

Повинности, направленные на личные потребности феодала: 1)прокорм феодала (самая необременительная часть крестьянина) 2)удовлетворение потребностей феодала, порождаемых необходимостью поддерживать свой статус (одежда среднестатического феодала – 300 рублей.)

Обязанности по отношению к государству (до сер. 16 века по 2 направлениям): 1)государственные налоги: ①ямской налог ②полоняничные деньги на выкуп пленных ③налог на строительство крепостей или «городовое дело». ④С сер. 16 века добавляется большая соха (поземельный налог): черносошные крестьяне – 400-500 десятин четвертей, церковники – 600 десятин четвертей, землевладельцы с 800 десятин четвертей ⑤стрелецкий хлеб(содержание стрелецкого войска)) 2)платежи и службы в пользу местной власти \\\\\До сер. 16 века прямые налоги не увеличивались, однако увеличивается косвенное налогообложение (примет – дополнения к основным прямым налогам).

Категории зависимых крестьян: 1)старожильцы (крестьяные, проживающие в своих вотчинах поколениями. Перейти могли в любое время от одного хозяина к другому независимо от Юрьева дня, но обязаны были предоставить замену). 2)новоприходцы (заключали с господином договор об условиях заведения ими хозяйства на новом месте) 3)бобыли (возникали в результате разорения или были приблудными казаками) 4)половники (те крестьяне, кот. получили ссуду за половину урожая. Развито в северных районах) 5)кабальные холопы (появились в результате развития товарно-денежных отношений. Они брали деньги в долг, а проценты отрабатывали в поле или во дворе кредитора. Кабальное холопство переходило по наследству).

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница