1. По численности субъектов и объему аудитории общения



Скачать 39.94 Kb.
Дата01.08.2016
Размер39.94 Kb.
Классификация деловых коммуникаций

В зависимости от различных признаков деловая коммуникация делится на:



1. По численности субъектов и объему аудитории общения (коммуникации)

  • Массовое общение и коммуникация - процесс трансляции социально и культурно значимой информации с помощью технических средств (печать, радио, телевидение и др.) или посредством голосовых усилий (речи) большому количеству пространственно рассредоточенных или собравшихся вместе людей (массовой аудитории) в больших общностях, в многотысячной аудитории читателей, слушателей и зрителей СМИ, на митингах и других публичных выступлениях.

  • Коллективное общение - внутри средних и больших локальных групп и вторичных (сводных) коллективов, включающих несколько первичных коллективов.

  • Групповое - общение в первичных коллективах и малых группах, в которых люди годами работают бок о бок.

  • Межличностное (интерперсональное) - общение лицом к лицу двух или нескольких человек; переписка; телефонный разговор; общение по факсу, через Интернет, посредством SMS- сообщений.

  • Внутриличностное (интраперсональное) - общение с самим собой (самообщение, или автокоммуникация). Это мышление, пометки-маргиналии на полях читаемой книги, завязанный узлом угол носового платка и заметки на память, запись номера очереди чернильным карандашом на ладони, календарные зарубки на столбе, которые делал Робинзон Крузо на необитаемом острове

2. По способу передачи сообщения:

  • Вербальное (лат. verbalis: словесный) - словесное, речевое (устное и письменное).

  • Невербальное общение - посредством различных языков общения (знаковых систем).

3. По степени подлинности и опосредованности:

  • Реальное (подлинное) и мнимое (вымышленное) общение.

  • Прямое (непосредственное) - живое, естественное общение лицом к лицу в режиме личного контакта, когда возможна четкая обратная связь между участниками общения, облегчающая взаимопонимание между ними, и косвенное (опосредованное) - с использованием письменных форм (общение по переписке) или технических устройств: телеграфа, телефона, радиопередатчика, факса, компьютера и пр., когда обратная связь партнеров по общению в определенной мере затруднена.

  • Первичное - общение непосредственно с человеком; и вторичное - с ним же, но не лично, а через людей-посредников (представители его интересов - доверенные лица кандидатов на выборные посты, адвокаты, торговые посредники.

  1. По форме, статусу, содержанию общения и распределению ролевых функций его участников:

  • Официальное и неофициальное (в гостях, дружеское, семейное, домашнее) общение.

  • Служебное (деловое) - во время, по долгу и в интересах службы; по поводу решения каких-либо деловых вопросов, задач; обычно общение сотрудничества и внеслужебное (досуговое, бытовое) - общение прохожих на улице, покупателей в магазине, пассажиров в транспорте, отдыхающих в санатории, участников турпохода и пр.

  • Профессиональное (специальное) - общение по поводу профессиональных интересов и профессионального долга субъектов общения, распространение и получение новой научной, профессиональной и образовательной информации (знаний, сведений, данных и опыта) при помощи специальных отраслевых и профессиональных изданий, совещаний, семинаров; путем обучения в специальных учебных заведениях, повышения квалификации, стажировки и др.; в том числе художественнообразное общение.

  • Художественно-образное - передача и восприятие особой образно-эмоциональной культурно-духовной информации посредством чтения художественной литературы и знакомства с различными видами искусства как непосредственно (посещение художественных музеев, театров, концертов), так и опосредованно (просмотр репродукций, художественных альбомов, телепрограмм; прослушивание грам- и магнитозаписей, радиопередач).

  • Ритуальное - религиозное, светское, служебное (особенно в армии), этикетное.

  • Гуманистическое (альтруистическое) - общение для удовлетворения потребности в понимании, сочувствии, сопереживании (эмпатии).

  • Манипулятивное общение - когда объект общения рассматривается субъектом общения в качестве средства для достижения собственных целей.

  1. . По фактору времени: длительности, повторяемости, новизне:

  • Синхронное (одновременное с продуцированием сообщения) и диахронное (протяженное во времени, происходящее по прошествии времени, через определенное время после создания сообщения) - общение с прошлой авторской мыслью.

  • Мимолетное, краткое, длительное общение.

  • Разовое, редкое, многократное, частое, постоянное общение.

  • Недавнее (новое) и давнее (старое) общение.

  1. По ситуации возникновения, особенностям протекания, результативности:

  • Намеренное (сознательно заранее подготовленное) и ненамеренное (случайное, спонтанное, стихийно возникшее) общение.

  • Явное (открытое) и тайное (скрываемое, закамуфлированное).

  • Формальное и неформальное.

  • Серьезное, ироническое, игровое.

  • Добровольное - возникшее и протекающее по инициативе и желанию всех партнеров по общению; вынужденное - против желания субъектов общения: в силу сложившихся общественных, служебных, личных обстоятельств; в случайной ситуации; и принудительное - против воли субъектов общения; навязанное по чужой, враждебной, воле; в том числе под угрозой, например на допросе.

  • Доброжелательное, нейтральное, конфликтное.

  • Искреннее (правдивое) и неискреннее (лживое).

  • Адекватное - с высокой степенью взаимопонимания партнеров по общению и понимания ими темы (предмета) общения и самих сообщений; и неадекватное - с высокой степенью непонимания.

  • Эффективное (результативное) - с высокой степенью достижения поставленных перед общением целей; и неэффективное (малорезультативное или безрезультатное) - когда поставленные цели достигнуты лишь частично или не достигнуты вовсе.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница