1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Новейшие течения в изобразительном искусстве




Скачать 172.08 Kb.
Дата20.03.2016
Размер172.08 Kb.


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

«Новейшие течения в изобразительном искусстве"

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: ОК-5, ОК-6, ОК 8, ПК -6, ПК – 7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК- 11, ПК – 12,ПК – 13, ПК -14, ПК – 15, ПК – 16, ПК – 21.

В результате освоения ООП студент должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Новейшие течения в изобразительном искустве"



Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью интегрироваться в современном обществе, иметь нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-5);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способность создавать в коллективе отношения сотрудничества, владение методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умение анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8);



Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности и воспитательно-эстетической работе в обществе (ПК-6);

способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ПК-7);

способностью к работе с научной и искусствоведческой литературой, способностью к использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-8);

способностью собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных средств и технологий (ПК-9);

способностью к осмыслению процесса развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте и в связи с другими видами искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретных исторических периодов (ПК-10);

способностью различать художественные особенности и исторические аспекты развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, театре, изобразительном искусстве (ПК-11);

способностью к профессиональному анализу произведений изобразительного искусства, музыки, архитектуры, литературы, театра и кино (ПК-12);

способностью формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящие в современном обществе и искусстве, на основе изучения исторических аспектов развития мировой культуры, религии, эстетики и философской мысли (ПК-13);

способностью использовать знания в области мировой и отечественной истории искусства и материальной культуры, знанием истории создания и художественных особенностей выдающихся произведений мировой и отечественной архитектуры, живописи, графики, скульптуры, процессов формирования и развития основных течений в области искусства (ПК-14);

способностью к формированию личных позиций и выражению своего отношения к поискам и течениям в современном искусстве (ПК-15);

знанием выдающихся произведений мировой и отечественной литературы, музыки, театра, кино и телевидения, способностью провести профессиональный и аргументированный анализ их художественных особенностей (ПК-16);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством накопления и управления информацией (ПК-21).

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Курс «Новейшие течения в изобразительном искусстве» является вариативной учебной дисциплиной в системе гуманитарного образования, имеет мировоззренческое, познавательное, воспитательное и эстетическое значение. Изучение памятников изобразительного искусства, многие из которых имеют мировое значение, необходимо художнику.



Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Новейшие течения в изобразительном искусстве» являются знакомство студентов с основными этапами развития архитектуры и  искусства ХХ века в странах Западной Европы и Америки в контексте  историко-культурных процессов эпохи, с магистральными направлениями и региональной спецификой развития  зарубежного искусства ХХ века, с творчеством ведущих мастеров и художественными особенностями их произведений. Формирование необходимого уровня профессиональной оценки и критической рефлексии на опыт изучения  искусства ХХ века в странах Западной Европы и Америки.

 

Задачи дисциплины:

 

1. дать представление об основных этапах развития зарубежного искусства и архитектуры  ХХ века, выявить особенности его исторического развития в контексте общекультурных процессов;



2. дать характеристику и критическую оценку творчества ведущих мастеров ХХ века  в процессе их художественной эволюции;

3. дать представление об этапных для искусства и архитектуры ХХ века произведениях, сформулировать методы их критической и аналитической оценки;

4. обратить внимание на  радикальные изменения, которые произошли в художественном языке и  содержании разных видов зарубежного искусства ХХ века;

5. показать взаимосвязь художественного языка и содержания искусства ХХ века с системой ценностей, выработанной в процессе принципиальных сдвигов в социальной, культурной и общественной жизни эпохи;

6. дать представление об основных художественных центрах и их исторической  эволюции в зарубежном искусстве ХХ века;

7. дать характеристику основным  методологическим системам, выработанным в процессе изучения  искусства ХХ века в российской и зарубежной науке, выявить особенности и критерии критической оценки явлений  искусства ХХ века, как они сформировались в современной истории искусства.



3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу.

Дисциплина «Новейшие течения в изобразительном искусстве» относится к вариативным дисциплинам цикла «Мировая художественная культура» (С2) и предназначена для студентов, обучающихся по специальности (54.05.02) 071001.65 –Живопись, (54.05.03) 071002.65 – Графика, (54.05.04) 071003.65 – Скульптура (специалитет).

Трудоемкость дисциплины «Новейшие течения в изобразительном искусстве» составляет 3 зачетных единиц. Дисциплина изучается в 9-10 семестрах 5 курса.

Объём дисциплины по видам учебных занятий:



Объём дисциплины

«История русской литературы»



Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

108

Аудиторная работа (всего):

68

в т. числе:




Лекции

68

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

40

Вид промежуточной аттестации обучающегося

9 семестр –зачет

10 семестр - экзамен


 

4. Структура и содержание дисциплины

 




Лекции


Самостоятельная  работа студента,


Консультации, дискуссии, устный опрос, коллоквиум, экзамен.

Раздел 1.

Зарубежное искусство1950-х - 1960-х гг.

Тема 1.


Особенности развития послевоенного авангарда.

20

10


12

Консультации, дискуссии

Тема 2.

Кризис авангарда.



10

6

Консультации, дискуссии, устный опрос.

Раздел 2.

Зарубежное искусство 1970-80-х гг.

Тема 1.


Понятие и содержание термина «постмодернизм».

20

10


6

Консультации, дискуссии

Тема 2.

Процессуальные формы искусства



10

6

Консультации, дискуссии, устный опрос.

Раздел 2.

Зарубежное искусство

1990-х гг.

Тема 1.


Кризис концептуализма.

28

14


6

Консультации, дискуссии

Тема 2.

Архитектура постмодернизма.



12




Консультации, дискуссии

 







Экзамен

 

Краткое содержание дисциплины

Раздел I. Зарубежное искусство и архитектура  1950-1960-х гг.

Развитие послевоенной абстракции. Зарождение поп-арта в Англии и США. Основные принципы  поп-арта и его главные представители.



Тема 1. Особенности развития послевоенного авангарда.

Особенности развития послевоенного авангарда. Эксплуатация форм и методов довоенных авангардных направлений. Компромисс авангарда и его исчерпанность. Поздний сюрреализм и коммерция. Развития экспрессивной и конструктивной абстракции в США и Европе. Развитие живописи действия – ташизм в творчестве Дж. Поллока и Ф. Клайна. Минималистические формы живописной абстракции в творчестве М.Ротко и Б. Ньюмана. Французский абстракционизм. Влияние сюрреализма на теорию абстракции. Наивное искусство и профессиональные художники: рождение «арт брю».



Тема 2. Кризис авангарда.

Кризис авангарда, рождение поп-арта, как  реакция на его исчерпанность. Истоки поп-арта, содержание термина и его этимология. Неодадаизм, абстракционизм и поп-арт – принципы взаимодействия. Выход художника в пространство жизни, создание арт-объекта и пространственных инсталляций. Иконография поп-арта, использование языка рекламы. Визуальный и смысловой коллаж. Новые технологии тиражированного искусства. Использование возможностей фотографии и кино. Поп-арт в Великобритании, Америке и Японии. Роль Э. Уорхола в продвижении новых приемов и форм деятельности. Ведущие мастера поп-арта периода его расцвета. Архитектурные школы послевоенной Европы и Америки. Проблема уникального  и массового строительства. Новые технологии и урбанистика. Взаимодействие архитектуры и дизайна. Роль проектирования в создании единой среды «обитания». Возрастающая роль уникального архитектурного объекта и архитектурной теории.



Раздел II. Зарубежное искусство и архитектура 1970-80-х гг.

Понятие постмодернизма. Модификации поп-арта. Развитие других художественных практик: минимализм, неоавангард, концептуализм. Рождение искусства действия – хепенинг, перформанс. Освоение пространства – инсталляция, инвайромент и пр.



Тема 1. Понятие и содержание термина «постмодернизм».

Понятие и содержание термина «постмодернизм». Новые стратегии художественной деятельности. Роль теории в художественной практике. Модификации поп-арта: гиперреализм, искусство среды: инсталляция и инвайромент. Выход за границы поп-арта:

«бедное искусство» в Италии, его роль в формировании стратегии минимализма и концептуализма.

Тема 2. Процессуальные формы искусства.

Процессуальные формы искусства: искусство действия, флуксус, хеппенинг и перформанс.  Теория и практика Й. Бойса. Его теория «социальной пластики». Искусство и политика. Молодежная контркультура. Концептуализм и роль саморефлексии художника. Теория и практика концептуализма. Тексты и объекты Дж. Кошута. Понятия артефакта и концепта. Искусство как текст: леттризм. Перфоманс и видео-арт. Новые технологии и искусство. Овладение природным пространством: ленд-арт. Искусство простых структур-минимализм. Оптические и кинетическое искусство. Психоделическое искусство и молодежная субкультура.

 

Раздел III. Зарубежное искусство и архитектура 1990-х гг.

Использование языка новых технологий в искусстве. Развитие его медийных форм. Роль международного художественного рынка и институций современного искусства.



Тема 1. Кризис концептуализма.

Кризис концептуализма, исчерпанность его стратегии. Роль международных художественных институций в  инициировании новых  стратегических направлений в развитии мирового искусства. Куратор, критик, эксперт – их роль в продвижении художников и новых художественных стратегий на международной арт-сцене.  Коммертизация искусства: ярмарки, биеннале и галереи. Трансавангард – содержание и идеология движения. «Возрождение» авангардных «измов»: неоэкспрессионизм, неофовизм, «новая абстракция», неопримитивизм. «Эстетика взаимодействия» Н. Буррио и конструирование виртуальной реальности. Использование языка новых технологий в искусстве: фотография как объект, видео-арт и видео-инсталляции, компьютерные технологии в искусстве, кинетизм и медийные форм художественного взаимодействия.

Стрит арт и паблик арт – искусство на улицах и стенах.

Тема 2. Архитектура посмодернизма.

Архитектура посмодернизма: поиски выразительности на основе использования опыта авангарда и необрутализма.  Высокие технологии и искусство – архитектура хайтека. Бионическая архитектура. Экспериментальная архитектура и уникальное строительство на рубеже ХХ и ХХI в.



5. Рекомендуемые образовательные технологии

Работа в аудитории: лекции; индивидуальные консультации.

Внеаудиторная работа, проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: встречи с современными художниками, арт критиками, кураторами; выездные занятия в экспозиции музея, посещение выставок современного искусства.

Контрольные вопросы  для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


  1. Основные этапы развития искусства ХХ века

     2.  История и художественная специфика фовизма. Основные имена

     3.  Творчество А. Матисса

     4.    Графика Матисса

     5.   Творчество А. Марке

     6.     Экспрессионизм: история движения и основные имена

     7.     Художники группы «Мост»

     8.    Творчество В. Кандинского и объединение «Синий всадник»

     9.    Кубизм: история и художественная практика. Основные имена

     10.   Общая характеристика творчества П. Пикассо

     11.   Раннее творчество П. Пикассо

     12. Творчество Пикассо 1920-30-х гг.

     13. Позднее творчество Пикассо

     14. Графика в творчестве Пикассо

     15. Абстракционизм: основные направления и имена

     16. Архитектура европейского рационализма

     17. Творчество Ле Корбюзье

     18. Деятельность БАУХАУЗА

     19. Архитектура Гропиуса

     20. Феномен Парижской школы в искусстве 1910-30-х гг.

     21. Искусство и архитектура Германии и Италии периода фашизма

     22. История и практика дадаизма (Швейцария, Германия, Франция и США)

     23. Творчество М. Дюшана

  24. Теория и практика сюрреализма. Основные имена

  25. Творчество М. Эрнста

  26. Творчество Х. Миро

  27.Творчество С. Дали

  28. Метафизическая живопись Де Кирико

  29. Футуризм: история движения и основные имена

  30. Послевоенная абстракция в США

  31.Творчество Дж. Поллока

  32. Архитектура Мисс ван дер Ройэ

  33. Архитектура А.Нимейера

  34. Архитектура Сааринена и А. Аалто

  35. Итальянская архитектура 1960-х гг.

  36. Поп-арт: история и теория, основные имена

  37. Американский поп-арт.

  38. Творчество Э.Уорхола

  39. Английский поп-арт.

  40. Гиперреализм. Основные имена и тенденции

  41. Теория и практика концептуализма

  42. Творчество Дж. Кошута

  43. Оп-арт. Основные имена

  44. Минимализм или бедное искусство

  45. Скульптура ХХ в. Основные тенденции развития

  46. Творчество Г. Мура

  47. Искусство объекта. Инсталляция

  48. Искусство действия: хепенинг, флуксус, перформанс

  49. Медийные формы в современном искусстве

  50. Место фотографии в искусстве ХХ века

  51. Роль и значение новейшей архитектуры в развитии мирового зодчества

  52. Основные зарубежные школы новейшей архитектуры

  53. Влияние утопических идей на градостроительные проекты рационализма

  54. Новая типология общественных зданий в  европейской архитектуре 1920- 1930-х гг.

  55. Основные мастера зарубежной архитектуры ХХ века

  56. Город в представлении идеологов современной архитектуры

  57. Архитектурные биеннале конца ХХ в. и их значение в продвижении новых идей



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

Справочная литература

Энциклопедия «Искусство ХХ века», Спб., 2003

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М., 2003

Энциклопедия «Сюрреализм», Спб.-М., 2005

Энциклопедия «Культурология ХХ века». Т.1-2. М., 2007

Энциклопедический словарь экспрессионизма. М., 2008

Dumonts Kunstlexikon des 20. Jah. Koeln, 2006



Общие проблемы искусства и архитектуры ХХ в.

Давыдов Ю. Эстетика нигилизма. М., 1975

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993

Турчин В.С. Образ двадцатого…. М., 2003

Беньямин В. Избранные эссе. М., 1996

Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1989/1994

Барт Р. Мифология. М., 1996

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994

Шукурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века. М., 1997

Андреева Е.Ю. Модернизм Спб. 2005

Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Спб. 2005

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2008

Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2008

Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. Спб., 2003

Олива Акилле Бонито Искусство на исходе второго тысячелетия. М., 2003

Краусс Розалинд Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003

Гройс Б. Комментарии к искусству. М., 2003

Герберт Рид Краткая история современной живописи. М., 2005

Гринберг К. Авангард и китч / Художественный журнал. № 60, 2005

Искусство эпохи модернизма. Стиль ар деко. 1910-1940. М., 2009

Greenberg C. Art and Culture. Beacon Press. 1961

 Chipp H. Theories of Modern Art. L., 1968.

Read H. Concise History of Modern Art. L., 1973

Concepts of Modern Art. N.Y., 1974

Dessert M. Art of Twentieth Century. N.Y. , 1976

Rosenberg H. The Art on the Edge: Creators and Situations. L., 1976

Bellmont J. Modernes et Postmodernes. Paris, 1987

Art since 1900. N.Y.-L., 2004

Отдельные проблемы и имена

Глез А., Метценже Ж. О кубизме. М., 1913

Манифесты итальянских футуристов. М., 1914

Жадова Л. Монументальное искусство Мексики. М., 1965

Экспрессионизм. Сб. ст., М., 1968

Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978

Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. М., 1978

Турчин В.С. Авангардные течения в современном искусстве Запада. М., 1988

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989

Бобринская Е.А. Концептуализм. М., 1994

Шенье-Жандран Ж. Сюрреализм. М., 2002

Клингсёр-Лерой К. Сюрреализм. М., 2005

Вольф Н. Экспрессионизм. М.,2006

Гесс Б. Абстрактный экспрессионизм. М., 2008

Маркин Ю. Искусство Третьего рейха. М., 2011

Зигель К. Структура и форма в современной архитектуре. М., 1965

Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века. М., 1970

Мастера архитектура об архитектуре. Зарубежная архитектура конца XIX- ХХ вв. М., 1972

Бэнэм Р. Новый брутализм. М., 1973

Бэнэм Р. Взгляд на современную архитектуру. Эпоха мастеров. М., 1980

Ёдике К. История современной архитектуры. М., 1980

Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985

Рябушкин А.В., Шукурова А.Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986

Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры ХХ века. М., 1990

Фремнтон Л. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М., 1990

Encyclopedia of 20th-century Architecture. L.,-N.Y., 1983

Tafuri M. The Sphere and Labyrinth Avant-gardes Architecture. Cambridge, 1987

Steclt J. Architecture today. L., 1997

Голомшток И. Искусство авангарда в портретах его представителей. М., 2004

Крючкова В.А.Кубизм, орфизм, пуризм.1906-1920. История искусства ХХ в. М., 2000

Pevsner N. Pioneers of Modern movement: from William Morris to Walter Gropius. L., 1936/1966

Barra A.H. J. Cubism and Abstract art. N.Y., 1936

Rablowsky I. Pop Art. N.Y., 1965

Richter H. Dada. Art and Anti-Art. L.,-N.Y., 1966

Goldwater R. Primitivism in Modern Art. N.Y., 1967

Godirey T. The new Image. Oxford, 1980

Short B.S. Dada and Surrealism. N.Y., 1980

Gordon D.E. Expressionism. Art and Idea. L., 1987

Baker K. Minimalism. Art of Circumstance. N.Y., 1988

Kosuth J. Art after Philosophy and after: Collected Writings. 1966-1990. Cambridge, Mass., 1991

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины предполагает:



помещение

использование затемненной академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий;



оборудование

наличие необходимых технических средств: компьютер, цифровой проектор или слайд-проектор, экран.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница