1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие представлений о предмете психологии. Многие вопросы в психологии невозможно понять без опоры на ее историю развития одним из первых «историков психологии»




страница1/17
Дата29.07.2016
Размер4.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие представлений о предмете психологии.

Многие вопросы в психологии невозможно понять без опоры на ее историю развития (одним из первых «историков психологии» считается Аристотель, в своем трактате «О душе» он представил исторический экскурс, обзор по данной проблеме).

Психология имеет многовековую историю.

Один из вариантов периодизации истории психологии основывается на содержательных критериях, определявших смену взглядов на природу психического. Согласно этой периодизации, в истории психологии можно выделить следующие основные этапы развития:



I. Существование психологии в рамках философии и других наук (> 2500 лет)

1 – 6в.до н.э. – 5 в.н.э.: возникновение науки о душе и появление первых эмпирических знаний о психических процессах; формирование двух направлений – материализма и идеализма – в объяснении происхождения и проявления души; выделение проблем: душа и тело, врожденное и приобретенное.

Материалистические учения: Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, стоики. Идеалистические учения: Протагор, Сократ, Платон. Аристотель! Сложилось представление о душе как самостоятельном предмете исследования и главном объяснительном принципе. Накоплен материал об отдельных психических функциях. Поставлен вопрос о соотношении души и тела; 3 направления: душа материальна, душа идеальна, душа – форма живого тела (Аристотель – единство души и тела). В поздней античности ситуация стала меняться: с укреплением христианской религии акцент переносится на верование (Квинт Тетрулиан, Аврелий Августин).

2 – 6- 16 в.н.э.: развитие представлений о душе в рамках философии, медицины и других наук. Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа. (1590г. – введение немецкими схоластами Гоклениусом и Кассманом понятия «Психология»).

В Европе появляется схоластика (номинализм и реализм). Фома Аквинский. Дунс Скотт и Уильям Оккам. Френсис Бэкон: наметил эмпирические пути для развития психологии, исключил органические функции из состава души; вплотную подошел к понятию «сознания».

3 – 17 – сер.19 в.: выделение сознания как предмета исследований, возникновение теоретических основ психологии, философии и естествознания. Формирование естественно-научных предпосылок психологии как самостоятельной науки (психофизика, психометрика…).

Декарт, Локк, Гоббс, Спиноза, Лейбниц.

Ассоциативная психология в Англии: Беркли, Юм, Гартли, Пристли. В Германии – Вольф, Кант, Гегель, Фейербах, Гербарт. Во Франции: Кондильяк, Ламетри.



II. Существование психологии как самостоятельной науки.

1 – кон.19в.: возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки в рамках учения о сознании; постепенное проникновение экспериментального метода в психологию.

Первые программы построения психологии как самостоятельной науки: психология как наука о непосредственном опыте (Вундт), психология как наука об интенциональных актах сознания (Брентано), психология как наука опроисхождении психических деятельностей (Сеченов).

Экспериментальная психология на рубеже 19-20 веков: Англия – Гальтон, Франция – Бине, Рибо, США – Джемс, Холл, Кеттелл, Мюнстенберг.

2 – 10-30ые гг. XXв.: открытый кризис психологии по вопросу о предмете и методах исследования. Возникновение школ и направлений в психологии: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.

3 – 30-50ые гг.: затухание кризиса психологии; эволюция научных школ (необихевиоризм, неофрейдизм …)» в отечественной психологии бурно развивается теория деятельности.

4 – 60ые гг. – настоящее время: поиски новых теоретических подходов в психологии; возникновение гуманистической и когнитивной психологии; дискуссия о предмете психологии в отечественной науке.

История психологии может рассматриваться как динамическое расширение ее предмета. Так, изначально предметом изучения была душа, затем – сознание, затем – поведение, на современном этапе предметом психологии является психика, объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Дальнейшее развитие психологических знаний в современном зарубежном мире характеризуется несколькими тенденциями. Одна из них заключается в постепенном стирании границ между разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических концепциях. Вторая - состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике. Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем.




2. Современная психология: предмет, задачи и место в системе наук.

Психология (psyche – душа, logos – учение; с греч. «наука о душе»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Он был введен немецкими схоластами Гоклениусом и Кассманом в 1590 году и окончетельно утвердился после выхода в 1732г. книги «Рациональная психология» Х.Вольфа.

Однозначного подхода к определению предмета психологии не существует. Наиболее широкое и непротиворечивое определение психологии дал американский психолог В.Джеймс («Принципы психологии», 1890): Психология – наука о психической жизни. Другие определения сужают полноту термина, внося в него воззрения автора. В разных школах – разные представления о предмете. Фрейд и фрейдисты: психология – наука о бессознательном и его влиянии на сферу сознания. Бихевиористы: психология – наука о поведении человека и животных. Гештальтпсихологи: психология – наука о целостных психических структурах.

Отечественные психологи: психологи – наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития. А.Н. Леонтьев дал следующее определение психологии: «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, деятельности живых индивидов» (1973). Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях. Объектом психологии является человек и живые организмы, наделенные психическими источниками (психикой). Предметом психологии является психика. Определение А.Н. Леонтьева (классическое): Психика – это свойство живых материальных тел, которые своими состояниями способны отражать независимо от них существующий внешний мир (свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях). Психика сложна и многогранна по своим проявлениям. Выделяют три основные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.



Задачи психологии.

Ломов Б.Ф.: Основной задачей психологии является «изучение природы психики, ее механизмов и управляющих ею закономерностей».

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:



  1. Изучить суть психических явлений - процессов, состояний и свойств (Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерностей).

с научной точки зрения, научными методами; есть и житейские представления.

  1. Научиться управлять ими.

  2. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практики.

  3. Быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Место психологии в системе наук.

Если обратиться к истории, то междисциплинарный статус психологии отмечался еще в древности. Так, Платон разделяет виды наук в соответствии с психическими функциями человека: диалектика (логическое рассуждение), физика (чувственное познание, ощущение и (2) восприятие) и этика (воля и стремление). Таким образом, психология, по Платону, становится «королевой наук», обосновывающей саму возможность их существования.

По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, психологии должно быть отведено совершенно особое место в системе наук, так как: - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству (психике); - в психологии как бы сливаются объект и субъект познания; - психология – наука не только познающая, но и созидающая человека.

Таким образом, психология занимает важное место в современных классификациях наук.

В рамках классификации наук Кедрова (1965) психология представляет собой «связующее звено» между вершинами так называемого «треугольника наук». Сутью данной классификации является отражение предметного и методического родства между различными научными дисциплинами. Схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют группы естественных, социальных и философских наук. П. Находится в тесном родстве с естественными науками преимущественно в отношении метода построения исследования, во взаимодействии с социальными науками по материалу исследования, с философскими науками – по предмету, так как область мышления сама по себе является предметом диалектики и логики.

По мнению Пиаже, совокупность наук может быть рассмотрена как некий континуум, в котором к одному из полюсов будут тяготеть науки, которые призваны координировать общую структуру познавательной деятельности человека (философия, математика, логика), а к другому – те, что определяются специфическими особенностями познаваемых объектов (физика, химия, биология). Психология занимает «ключевую позицию в системе наук» (Пиаже), так как именно через нее вся система наук приобретает свою замкнутость и целостность. Психология отвечает на вопрос, как человек познает мир, а все остальные науки – как науки, описывающие абстрактные правила познания, так и распространяющие эти правила на предметный мир, - являются конкретным воплощением познания. Другими словами, психология опосредствует понимание деятельности по реализации принципов абстрактных наук на материале наук специальных и процесс ассимиляции данных, полученных в рамках специальных наук, науками абстрактными.

Саймон разделяет все современные науки на науки о «естественном» (их предмет – области действительности, генетически не связанные с деятельностью человека: физика, химия, геология) и об «искусственном» (предмет – область действительности, возникновение которой является результатом человеческой деятельности: социология, история, искусствознание). Психология выполняет пограничную, связующую роль между различными группами дисциплин. С одной стороны, психика является одним из природных феноменов; с другой стороны, психика порождается в деятельности и тем самым превращается в ходе развития человечества во все более «искусственный» объект и, наконец, сама психика действует как производящая сила, создающая и поддерживающая всю сферу «искусственного».

В практическом плане наиболее очевидна взаимосвязь психологии со смежными дисциплинами, с которыми она во многом пересекается. Такое взаимопроникновение можно проследить на примере «пограничных» отраслей психологии, или междисциплинарных специальных отраслей психологии. Активный взаимный обмен данными исследования и объяснительными схемами происходит у психологии с социологией, историей, культурологией, лингвистикой, нейрофизиологией, генетикой, компьютерными науками…



3. Отрасли психологии, основания их выделения.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений; она носит многоотраслевой характер. Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельные направления научных исследований; причем постоянно появляются все новые отрасли. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию и специальные отрасли психологии. Общая психология выделяется как теоретическая база всех остальных направлений в психологии. Она изучает все важнейшие категории (психику, психические явления, сознание, деятельность…) и универсальные закономерности функционирования психики. Общая психология включает в себя 4 основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций психики), психологию познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление…), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и воли) и психологию личности. Специальные и междисциплинарные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и основываются на основных законах функционирования психики, сформулированных в ее рамках. Знания, накопленные общей психологией и преломленные через более конкретную проблематику специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных отраслях психологии (они же обогащают общую психологию новыми проблемами и результатами, стимулирующими ее развитие).

Отрасли психологии выделяют по следующим основаниям:

  • по осуществляемой деятельности:

- педагогическая (изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания),

- психология труда (рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков),

- инженерная психология (изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники),

- авиационная, космическая психология (анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта, явления и закономерности психической жизни в условиях космического полета, невесомости),

- медицинская психология (изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии),

- юридическая психология (изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника),

- психология спорта, предпринимательства, рекламы…


  • по развитию психики и сознания:

- возрастная психология (изучает особенности функционирования психики у представителей различных возрастных групп) (психология детства, дошкольника, младшего школьника, подростка, ранней юности, взрослого человека, геронтопсихология),

- сравнительная психология (зоопсихология – изучает эволюцию и закономерности

(3) функционирования психики животных, этология – изучает врожденные механизмы живых существ),

- специальная психология (патопсихология, олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология…)



  • по взаимоотношению личности и общества:

- психология личности (акцентирует внимание на субъективном мире личности, изучает психологическую структуру личности, ее поло-возрастные особенности, выявляет закономерности и движущие силы становления личности),

- социальная психология (изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах; закономерности поведения людей, обусловленные фактом их включения в группу, а также психологические характеристики самих групп).


Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).


4. Представление о предмете и методах психологии в гештальтпсихологии. Влияние идей гештальтпсихологии на развитие психологии.

Гештальтпсихология - одно из направлений, которое заявило о себе в период открытого кризиса психологии. Данное направление зародилось в Германии и получило признание в Европе. Движение гештальтпсихологии оформилось после опубликова­ния в 1910 г. М. Вертгеймером (1880-1944) результатов исследова­ния «иллюзорного движения». Другими видными представителями этого направления стали В. Келер (1887-1967), К. Коффка (1886­1941) и впоследствии К. Левин (1890-1947). Представителей данного направления не устраивал упрощенный атомистический подход к изучению и анализу психических явлений, характерный для ассоциативной интроспективной психологии. Такая психология разлагала все сложные явления на элементарные, стремясь из их сочетания по ассоциативному принципу вывести законы формирования целостных структур психического. Психические явления, по сути дела, сводились к разнообразным сочетаниям простейших элементов по ограниченному числу законов.

В то время как представители структурного подхода в пси­хологии считали, что сложные психические явления производны от простейших элементов психики, гештальтпсихологи выдвинули противополож­ный тезис. Основной девиз: Целое не равно сумме входящих в него частей, целое всегда больше! Гештальтпсихологи заявили о себе утверждением о существовании собственных законов формирования сложных, целостных систем психических явлений, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. Они постулировали первичность целостных форм вос­приятия, от которых лишь в результате анализа можно прийти к элементарным ощущениям. Например, вы замечаете в отдалении фигуру человека, затем, по мере сокращения расстояния, вы види­те, что этот человек - мужчина. Спустя еще некоторое время вы опознаете в приближающемся мужчине своего знакомого. То есть сначала вы воспринимаете целостный образ, который впоследствии становится все более дифференцированным. Такие целостные фор­мы, которые определяют психическую жизнь, получили название «гештальтов».



Таким образом: гештальтпсихология не отрицала, что психология должна изучать сознание. Но предметом психологии должны быть не элементы, а целостные структуры сознания (гештельты). Изменяется и метод исследования: используется феноменологическая интроспекция (от испытуемого требуется принять позицию наивного испытуемого и смотреть, воспринимать как обычно, как наивный испытуемый.

Эксперимент Вертгеймера: возникновение ил­люзорного движения не могло быть объяс­нено суммой статичных элементарных ощу­щений от двух не связанных между собой полосок света. Вертгеймер объявил, что по­лученный им эффект представляет собой один из «гештальтов», т.е. особых психиче­ских функциональных структур, которые по присущим им законам упорядочивают нашу психическую жизнь.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные прояв­ления психики подчиняются законам гештальта. Так как в первые годы основным объектом их исследований были процессы воспри­ятия, они экстраполировали принципы организации восприятия на психику вообще: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка частей в направлении максимальной просто­ты, близости, равновесия, тенденция каждого психического фено­мена принять определенную, завершенную форму (закон сходства, принцип близости, принцип замкнутости, принцип прегнантности – «хорошей формы»…). Келлер ставил задачу показать, что эти принципы действуют и у животных (эксперимент с курами, зерна клали на белые и серые, а затем на серые и черные круги).

(4) Психика человека и животного понималась гештальтпсихолога­ми, как целостное «феноменальное поле» (совокупность пережива­емого субъектом в данный мо­мент), которое обладает опреде­ленными свойствами и строением. Основными компонентами фено­менального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выс­тупает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в на­шем сознании. Парадоксально, но фигура и фон могут меняться местами в пределах одного изображения (пример: катрина Боринга, которая воспринимается то как профиль девушки, то как лицо старухи; когда воспринимается одно из конкурирующих изображений, другое со­вершенно ускользает от восприятия; картина Рубина: лица и ваза).

Схожий процесс, названный «переструктурирование поля», ле­жит, по мнению гештальтпсихологов, в основе решения интеллек­туальных задач. Мгновенное переструктурирование поля ведет к усмотрению скрытого до этого решения задачи. Такое явление было названо инсайтом.

В рамках гештальтпсихологии было получено много экспери­ментальных данных, которые остаются актуальными и по сей день. Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что це­лостный образ не меняется при изменении его сенсорных элемен­тов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно из­меняется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.). Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки, гештальтпсихология так же, как и бихевиоризм, не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интересным проблемам.


5. Представление о предмете и методах психологии в психоанализе. Основные направления психоанализа.

Психоанализ – одно из направлений, возникшее в период кризиса психологии. Его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Фрейдизм - и в этом его заслуга - стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего, психотерапевтических задач.

Для психоанализа ключевыми понятиями стали "сознание" и "бессознательное". Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания, был зафиксирован еще в монадологии Г. Лейбница. Однако именно в учении З. Фрейда (1856-1939) фе­номен бессознательною стал основным предметом психологическо­го исследования.

Первое систематическое изложение теории Фрейда было пред­принято в книге «Толкование сновидений» (1900). Материалом для исследования Фрейд избрал необычные проявления психики: психопатологические расстройства, сновидения, повседневные ошибки. Фрейд считал, что только через «сбои» в работе психики можно про­никнуть в сферу бессознательного, которая и составляла область его интереса.

В психической жизни выделяется 3 уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «OHO», «Я» и «Сверх-Я». «OHO» - это сфера неосоз­наваемых влечений человека, насыщено сексуальной энергией либидо; оно подчиняется принципу удовольствия. «Сверх-Я» - это своеобразное отражение социального мира в пси­хике человека, ее содержание составляют мораль­ные запреты, нормы социального общежития, религиозные установ­ления. «OHO» и «Сверх-Я» пребы­вают в постоянном напряженном конфликте, который отражает кон­фликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку при­ходится ограничивать себя во многих желаниях). Однако ни «OHO», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объек­тивное существование они получают через «Я». Основными орудиями адаптации к социальному миру являются «механизмы психологической защиты» (вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, замещение, изоляция, регрессия).

Основные линии развития психоанализа: - «отступники»: Индивидуальная психология Адлера (1870-1937), аналитическая психология Юнга (1875-1961); - неофрейдизм: социокультурная теория Хорни (1885-1952), теория Фромма (1900-1980); - эгопсихология: эго-психология Эриксона, Э. Берна и др. Характерные для данных теорий проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но тем не менее фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека.

Среди учеников Фрейда, преобразовавших его концепцию, вы­деляются А. Адлер (1870-1937) и КГ. Юнг (1875-1961).

Адлер в целом принимал структурную модель психики, разрабо­танную З. Фрейдом; признавал основополагающую роль бессознательного и большой вклад детского опыта. Но он подчеркивал целостность личности и роль социальных факторов в развитии личности. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребно­стей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Утверждается, что с первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самим чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть. Факторы усиливающие чувство неполноценности: реальные недостатки, отношения в семье, порядок рождения в семье. Кроме комплекса неполноценности ребенку с первых лет жизни

(5) приписывается стремление к творческому самосовершенствованию. Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает про­цесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный де­фект, приводит к выдающимся успехам. Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосход­ству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие -«стиль жизни». Стиль жизни - это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Юнг расширил саму модель психики Фрейда. В соответствии с его концепцмей психика представляет собой сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый "комплекс Я". С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Наряду с индиви­дуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается ему по наследству и отражает общественный опыт, накопленный человечеством. В коллективном бессознательном в форме архетипов (от греч. archetipos - первообраз) фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода. Архетипы проявляют­ся в сновидениях, мифах, ритуалах и индивидуальном творчестве. Важной заслугой Юнга перед психологической наукой явилось то, что он выделил два вида психологической направленности личности: интровертированную (на внутренний мир) и экстравертированную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах. Психологические типы были выделены Юнгом на основе сочетания психологической направленности человека и преобладающей у него психической функции (мышление, чувства, ощущения, интуиция), например интровертивный мыслительный тип или экстравертивный интуитивный тип.

Э.Фромм явился автором концепции "гуманистического психоанализа". В отличие от своего учителя З. Фрейда, утвердившего биологическую обусловленность психики и поведения человека, Э.Фромм доказывал, что они обусловлены социально. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни, и там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичные из них: конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничество.

Психоаналитический подход в целом оказал огромное влияние на мироощущение ХХ в. Для психологической науки, при всей мифологичности психоаналити­ческих построений, ценной оказалась переориентация исследова­ний на проблемы мотивации, эмоций и личности.

6. Представление о предмете и методах психологии в бихевиоризме. Основные линии развития бихевиоризма.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Предмет психологии – поведение. Психология должна стать естественно-научной дисциплиной и использовать объективные методы (+отвечать запросам практики).

Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э. Торндайка (1874-1949), который сформулировал два основных «закона науче­ния»: Закон упражнения и Закон эффекта. Учение Павлова об условном рефлексе и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева также оказали значительное влияние на формирова­ние бихевиоризма.

Основоположником бихевиоризма является Уотсон (1878-1958), который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами. Дж. Уотсон в 1913 г. вы­ступил с манифестом нового направления в психологии под назва­нием «Психология глазами бихевиориста». Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообще может обойтись. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы (знаменитое S - R). С точки зрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований.

Он по­лагал, что выработка полезных сочета­ний стимулов и реакций, может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути. В историю вошло экспери­ментальное исследование Уотсона по формированию чувства стра­ха на нейтральные или даже приятные объекты. Испытуемым в дан­ном эксперименте стал малень­кий Альберт. Уотсон сочетал демонстрацию ребенку пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагиро­вать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие пред­меты (это явление получило название «генерализации»). Уотсон отрицал принципиальную возможность научного исследования сознания человека. Поскольку при объективном изучении поведения человека методами, заимствованными из естественных наук, бихевиорист "не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии".

Основные линии развития бихевиоризма: необихевиоризм (Толмен, Халл), оперантный бихевиоризм (Скиннер), социально-когнитивный (нео-нео) бихевиоризм (Бандура).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница