1. Организационный момент. Вступительное слово учителя




Скачать 61.36 Kb.
Дата02.04.2016
Размер61.36 Kb.
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя

Переломное время конца 19 – начала 20 столетия в нашей стране характеризовалось глубоким кризисом существующей власти. Требовались перемены. Но кризис коснулся не только политической жизни, но и жизни литературы и искусства.

Поиск новых форм привёл к возникновению модернизма

- С какими направлениями модернизма вы знакомы?



2. Цели урока

Сегодня более подробно мы поговорим об основных принципах футуризма и его представителях; через анализ лирических произведений выявим особенности ранней лирики футуристов.



3. Запись темы урока, эпиграфов

Представьте, что Мы с вами находимся на литературном вечере в кафе, где звучит фортепианная музыка Скрябина, Чайковского, Рахманинова, где в мягком свете приглушённых ламп расположилась благопристойная, интеллигентная публика. Все внимательно внимают степенным писателям, поэтам, провожая со сцены кого бурными, кого вежливыми аплодисментами.

И вдруг конферансье вечера с запинкой объявляет: «А теперь, господа, молодые поэты, назвавшие себя группой футуристов, желают познакомить нас со своей литературной программой».

Но прежде чем молодые поэты предстанут перед благопристойной публикой, давайте познакомся особенностями направления искусства футуризм.



Футури́зм (лат. futurum — будущее) — название художественных авангардистских движения 1910-х — начало 1920-х годов,. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».




Поэтов-будетлян ( «будетляне» - придуманная одним из основоположников направления В.Хлебниковым версия слова «футуристы» - здесь соединились понятия «будущее» и «земляне».)

Их совместные с художниками манифесты, выставки, диспуты, поездки по стране служили одной цели – провозглашению нового искусства. Они вместе эпатировали публику, сотрудничали и соперничали, а главное – учились друг у друга.

- Ну что ж, господа футуристы, выходят на сцену.     

В.Хлебников, А.Кручёных, В.Маяковский в жёлтой кофте с бантом, Давид Бурлюк . Громко читают отрывки из манифеста «Пощёчина общественному вкусу»:

С Т И Х далее

- Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Чёрным, Кузминым, Буниным и прочим нужна лишь дача на реке!

- С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!

- Только мы – лицо нашего времени!

- Прошлое тесно! Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности!

- Мы презираем славу!

- Мы выдвинули новые принципы творчества!

- Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания.

-Мы расшатали синтаксис.

- Гласные мы понимаем как время и пространство, согласные – краска, звук, запах.

- Нами сокрушены ритмы.

- Мы, будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами, их хитрыми сочетаниями.

- Мы новые люди новой жизни!

Возгласы из зала:

- Довольно!

- Кто их допустил сюда!

- Это же не поэты, это табор дикарей!

- Шайка хулиганов!

Учитель: Благопристойная публика ревела, свистела. Известные мастера слова возмущались. Но кубофутуристы решили стоять до конца – они ведь тоже поэты…

Чтение стихотворения А.Кручёных

…зима + аудио……………………………………

Возгласы из зала:

- Безобразие! - Бессмыслица! - Нелепость!



Учитель: Ну что ж вы так грубо, господа, а ведь между прочим авторы статей говорили об Алексеем Кручёных «…в этом стихотворении больше русского, национального, чем во всей поэзии Пушкина»

Возглас Д.Бурлюка:

ПУШКИН- Вот это и есть безобразие, бессмыслица и нелепость!



Чтение стихотворения Велимира.Хлебникова «Заклятие смехом»

ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ

О, рассмейтесь, смехачи!


О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
 

Возгласы из зала:

- Безвкусно и бездарно!



Учитель:  Но всё-таки попробуйте оценить словотворчество юного поэта (слайд 10).

Высказывания уч-ся.

Учитель: Он пытался «найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов из одного в другое – свободно плавить слова».

Чтение стихотворения В.Маяковского «Нате!»

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.


Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется -и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.
[1913]
Возгласы из зала:     

- Долой грубиянов и неучей!



Работа с текстом стихотворения (слайд 11)

- Почему у стихотворения такое странное название? Чего добивается этим автор?

- Кому брошен вызов?

- Как поэт называет себя?

- О ком эти слова?

- В каких строках противопоставлены два мира?

- Какова тема этого стихотворения?

Учитель:  Конечно же, после такого дебюта молодых поэтов попросили со сцены, закончить выступление им не удалось.

- Что же шокировало публику в таких выступлениях?



Предположения ребят.

почему футуристы отвергают великих писателей прошлого и настоящего? (ищут новое в искусстве)

- Можете ли вы объяснить дерзость высказываний этих молодых людей? (это был намеренный эпатаж)

- Для чего? (вызвать интерес к себе – слайд 11).

Действительно, творчество футуристов было необычайно по содержанию и совершенно непривычным по форме. Равнодушными они не оставляли никого: одних они раздражали, других смущали, третьи восторгались ими. Но непременно любое их выступление сопровождалось атмосферой скандала.

Рассказы футуристов о случаях из своей жизни

В.Каменский: «Перед выходом нашим на эстраду сторож принёс поднос с двадцатью стаканами чая. А когда вышли мы (Маяковский в жёлтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк – в сюртуке и жёлтом жилете, с расписным лицом, я – с жёлтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу), когда прежде всего сели пить чай, аудитория гремела, шумела, орала, свистала, вставала, садилась, хлопала в ладоши, веселилась».

«Аудитория решила нас бить. Маяковский прошёл сквозь толпу, как раскалённый утюг сквозь снег. Кручёных шёл, взвизгивая и отбиваясь галошами… я шёл, упираясь прямо в головы руками налево и направо, был сильным - прошёл». (В.Шкловский)

Учитель: Одной из главных задач футуристы считали «увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (словоновшество)».------это фрагмент из рукописи В.Хлебникова.

В своём стихотворении «Любхо» он образует до – скольки бы вы думали словоновшеств от глагола «любить»?



Звучат предположения

«Люблея в любисвах и любви любвеющих… любрами олюбрясь нелюбрями залюбить… приполюбливать в люблениях любёж» и т. д.

- Таких словоновшеств в стихотворении было до 300!

4. Подведём итоги

- Против чего бунтовали футуристы?

- Уходили ли они, как, например, акмеисты, символисты от насущных проблем жизни?

- Какие темы волновали поэтов-футуристов?

- Какие принципы творчества они выдвигали?

- Можно ли считать, что они обогатили литературу и искусство?



Вывод:

  • эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на стремительно меняющийся, теряющий опоры мир;

  • творчество футуристов раздвинуло границы поэзии, поставило вопрос о новых функциях искусства, сделало искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя.

Поэтому всех представителей модернизма мы можем смело назвать «Колумбами новых поэтических материков».


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница