1. Обучение олимпизму: российская модель




страница1/3
Дата11.08.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3


Оглавление
От автора

1. Обучение олимпизму: российская модель

2. «Твой олимпийский учебник» и так далее…

3. Двенадцать олимпийских академий вместо одной

4. Постижение олимпизма на российской земле
От автора
Эта брошюра посвящена явлению, которое завоевало свое законное место в олимпийском движении, по сравнению с олимпийскими соревнованиями, не очень давно. На протяжении столетия существовало – и не исчезло до сих пор – явное несоответствие между высоким уровнем развития спорта, с одной стороны, и низким уровнем внедрения давно получивших признание идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования, в частности детей и молодежи, с другой.

Чтобы понять остроту этого противоречия, целесообразно для начала обратиться к изложенным в Олимпийской хартии основополагающим принципам олимпизма (мы оперируем последним по времени изданием Хартии, вступившим в силу 1 сентября 2004 года). «Олимпизм – это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Соединяя спорт с культурой и образованием, олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, воспитательной роли хорошего примера и уважении всеобщих фундаментальных этических принципов… Цель олимпизма – поставить спорт на службу гармоничному развитию человека, способствуя созданию миролюбивого общества, заботящегося о соблюдении человеческого достоинства».

Олимпийская хартия не ограничивается лишь провозглашением принципов, идеалов и ценностей. Правило 28 – одно из двух правил, посвященных национальным олимпийским комитетам, с первых же строк так определяет их роль: «способствовать распространению фундаментальных принципов и ценностей олимпизма в их странах, в частности в сфере спорта и образования, путем продвижения олимпийских образовательных программ на всех уровнях школ, учреждений спорта и физического воспитания и университетов, а также поощрением создания учреждений, посвященных олимпийскому образованию, таких как национальные олимпийские академии…».

В обновляющейся России олимпийское образование приобрело особое значение, и вот почему: Статья 13 Конституции Российской Федерации недвусмысленно говорит, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В новой России в вакуум, образовавшийся после конституционного запрета на любую общегосударственную идеологию, и даже раньше, двинулись, чтобы его заполнить, и религиозные власти, и представители других идейных направлений.

Сторонники олимпизма тоже обязаны были сделать свою попытку. К моменту образования идеологического вакуума уже существовала концепция – олимпизм, которая определенную (без максимализма!) часть этого вакуума в состоянии заполнить. В начале 1990-х годов мы окончательно пришли к твердому убеждению, что для России быть великой державой в олимпийском движении означает не только сияние вручаемых медалей и звучание российского гимна на зарубежных стадионах, но и распространение олимпийских идеалов среди россиян. Мы убеждены, что великая олимпийская Россия должна быть гармонично великой – и в олимпийском спорте, и в олимпийском образовании.

Имена, мужество, мастерство российских спортсменов – путеводная звезда, пример для подражания, бесценное ядро олимпийского образования молодежи, которая учится у наших лучших олимпийцев любви к своему Отечеству, благородству в спорте и в жизни, пытается воспринять мудрую миротворческую и человеколюбивую философию – олимпизм.

Рано или поздно мы просто обязаны были в Устав Олимпийского комитета России – в Статью 3, где говорится о целях, включить словосочетание содействие олимпийскому образованию, а в Статью 4 – прямую запись:

«Задачами ОКР являются:


  • пропаганда среди населения России основополагающих принципов олимпизма;

  • распространение знаний об олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх в учреждениях образования;

  • содействие созданию учреждений, деятельность которых направлена на развитие олимпийского образования;

  • поддержка олимпийских академий, олимпийских музеев, а также культурных программ, связанных с олимпийским движением;

  • пропаганда идеалов и принципов чести и благородства в спорте и в жизни».

В этой брошюре – своеобразный отчет о том, как Олимпийский комитет России выполняет эти положения своего Устава.

Если же коснуться олимпийского образования не только в нашей стране, отмечу, что определенная координирующая роль в его распространении принадлежит Международной олимпийской академии и комиссии Международного олимпийского комитета по культуре и олимпийскому образованию. В дополнение к ним в 1994 г. тогдашний президент МОК Хуан Антонио Самаранч образовал руководящий комитет «Национальные олимпийские комитеты в действии: олимпийские идеалы через образование» под председательством Кэрол Энн Летерен, члена МОК в Канаде. Некоторые идеи, разработанные Комитетом, в котором состоял и автор этой брошюры, нашли отражение в национальных системах олимпийского образования, сформированных в некоторых странах.

Полагаю, что для самого МОК олимпийское образование – это экономически наиболее эффективная программа профилактики периодически возникающих критических ситуаций в олимпийском движении, вроде бойкотов Олимпийских игр или «неправильного поведения» отдельных членов МОК – благодаря соответствующему обучению лиц, которые наделены полномочиями принимать решения в области политики, права, экономики, управления.

Вот почему в Олимпийской хартии, убежден, нужна отдельная статья о том, что Международный олимпийский комитет финансирует разработку и публикацию учебников по олимпийскому образованию и их распространение во всех школах стран, участвующих в олимпийском движении. Только это позволит создать реальную основу для императива XXI столетия – создания глобальной модели олимпийского образования.

А тем временем, не дожидаясь поддержки МОК, многие национальные олимпийские комитеты, национальные и региональные олимпийские академии настойчиво стремятся к выполнению пожеланий, высказанных в Олимпийской хартии, ищут единомышленников и союзников в государственной педагогике, чтобы обеспечивать олимпийскому образованию так необходимую социально-педагогическую нишу в формировании сознания новых поколений. Убедительным примером такого стремления и его успешной реализации стала новая Российская Федерация.

Завершая это необходимое предисловие, считаю своим долгом выразить благодарность поддержавшим наши усилия по формированию российской системы олимпийского образования президентам Международного олимпийского комитета Хуану Антонио Самаранчу и Жаку Роггу, президентам Олимпийского комитета России Виталию Георгиевичу Смирнову и Леониду Васильевичу Тягачеву, всем моим коллегам в руководстве ОКР и активному участнику всего того, о чем написано в этой брошюре начальнику Управления олимпийского образования ОКР Александру Тихоновичу Контанистову.


1. Обучение олимпизму: российская модель
Это направление нашей деятельности – олимпийское образование детей и молодежи – принципиально отличается от всего того, что в спорте делалось раньше. Потому и развертывалось не так легко и быстро, как хотелось бы. И прямая запись в Олимпийской хартии далеко не всегда помогала.

Кстати, поначалу и по поводу прямой записи, точнее, ее перевода на русский, возникла неясность. Напомню: Олимпийская хартия в Правиле 28 предписывает национальным олимпийским комитетам поощрять создание учреждений, которые посвящают себя...

Пока процитирую Хартию по-английски: «посвящают себя Olympic education», потому что хочу напомнить о существовавшей в конце 1980-х – начале 1990-х и терминологической, и принципиальной разнице в подходах к тому, чем должны заниматься национальные олимпийские комитеты – олимпийским воспитанием или олимпийским образованием.

Мы тогда высказали убеждение, что более правильно и прагматично из двух возможных переводов на русский язык термина Olympic education, содержащегося в Олимпийской хартии, выбрать не олимпийское воспитание, а олимпийское образование, и именно им следовало бы заниматься национальным олимпийским комитетам.

Во-первых, воспитание – процесс и результат множества воздействий, в нем взаимодействуют личность, группы и коллективы, семья, учебно-воспитательные заведения, государственные и общественные организации, религиозные институты; значительное влияние оказывают средства массовой коммуникации.

Во-вторых, олимпийское образование – конкретное, предметное и проверяемое, как любой процесс усвоения знаний и совокупность знаний, полученных в результате обучения.

Таким образом, именно распространение среди детей, молодежи и всего населения конкретной суммы знаний об олимпийском движении, олимпизме и Олимпийских играх я считаю той практической деятельностью, которой следует заниматься национальным олимпийским комитетам.

После тех существенных изменений, которые произошли во всей нашей стране, а не только в ее названии, мы пришли к убеждению, что идея формирования системы олимпийского образования вполне соответствует задачам и проблемам, на разрешение которых страна направляет свои усилия, интересам и потребностям современной цивилизации, тенденциям общественного развития, в том числе в области политики и идеологии.

Не нужно заблуждаться на тот счет, что у нас с самого начала перестройки была четко сформулированная стратегия. Но поиск был. Первоначально – в сфере воспитания.

Еще до создания Всероссийского олимпийского комитета, а именно 31 июля 1989 г., коллегия Государственного комитета по физической культуре и спорту РСФСР приняла постановление «О мерах по усилению воспитательной работы со спортсменами и использованию в этих целях идеалов и ценностей олимпизма». Но надо признать честно: эта наша совместная с профессором Владиславом Ивановичем Столяровым и Александром Тихоновичем Контанистовым акция не возымела сколь-нибудь существенного практического действия, кроме, может быть, конкурса «Спортивная честь», который – теперь под английским именем Фэйр Плей – работает до сих пор.

Наверное и не могло сыграть. Мы собирались использовать олимпийские идеалы там и тогда, где и когда главными в воспитании были идеалы коммунистические. Это явное противоречие разрешить на том этапе истории так и не удалось.

А после создания Олимпийского комитета мы приступили к разработке и реализации принципиально другого подхода, а именно организационно-методической концепции олимпийского образования в России.

Начиная с 1990 г. концепция поэтапно формулировалась в организационно-распорядительной документации ОКР и раскрывающих ее содержание материалах. Вначале назову ее 10 положений, а потом попытаюсь как можно более сжато раскрыть и сами положения, и то, каким образом они были реализованы.

1. Выбор для практической реализации из двух возможных значений термина Olympic еducation, содержащегося в Олимпийской хартии, не олимпийское воспитание, а олимпийское образование. Выбор термина олимпийское воспитание в условиях пересмотра в России прежних воспитательных стереотипов мог создать для распространения олимпизма тупиковую ситуацию.

2. Создание в ОКР подразделения, на профессиональной основе осуществляющего организационную работу по формированию системы олимпийского образования.

3. Выбор стратегии, адекватной стратегии страны со стабильной государственной системой школьного образования, привлечение интереса руководителей образовательных органов тем, что освоение знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх способствует формированию у детей и молодежи нравственных и других олимпийских принципов, оказавшихся востребованными в период идеологического вакуума.

Стратегия означает на федеральном уровне – взаимодействие Олимпийского комитета и Министерства образования России, на территориальном – сотрудничество региональных олимпийских академий и органов управления физической культурой и спортом, с одной стороны, и органов образования – с другой.

4. Ведущая роль Олимпийского комитета и привлекаемых им ученых и специалистов – в создании программно-методического обеспечения олимпийского образования.

5. Закрепление тематики олимпийского образования в официальных программах школьного теоретического курса физической культуры.

6. Стимулирование научных исследований проблем, относящихся к олимпийскому образованию, путем проведения, начиная с 1990 г. почти ежегодно, всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», а также с 1994 г. – всероссийского совещания «Практика олимпийского образования».

7. Создание региональных олимпийских академий, а не национальной (общероссийской).

8. Необходимость при отсутствии единой национальной олимпийской академии эффективной координации деятельности академий региональных в форме взаимодействия созданного в этих целях совета президентов олимпийских академий и Управления олимпийского образования ОКР, совместно выпускающих единый координационный план мероприятий.

9. Формирование в Российской Федерации движения Фэйр Плей – за честную игру в спорте (в отличие от СССР, где задача создания такого движения не ставилась) с целью создания противовеса негативным сторонам спорта, прежде всего насилию, агрессивности и нечестности.

10. Включение российского движения Фэйр Плей (в отличие от СССР) в аналогичное всемирное и европейское движение.

Мой постоянный ретроспективный авторский анализ реализации этой концепции показывает, что эти ее десять основных положений оказались востребованными в период кардинальных социально-экономических преобразований в России и получили практическое воплощение (о реализации 9-го и 10-го положений концепции, относящихся к движению Фэйр Плей, рассказывается в других изданиях).

А теперь зададим себе вполне закономерный вопрос: почему происшедший в последнее десятилетие всплеск интереса к олимпийскому образованию был реализован?

Конечно, есть ответ бюрократический: есть Правило 28 Олимпийской хартии, описывающее функции и прерогативы национальных олимпийских комитетов и призывающее к созданию системы олимпийского образования. Но гораздо важнее мотивы другие.

1. Понимание того, что школьная физическая культура, которая призвана стать одним из элементов общественного воспитания (не путать с олимпийским воспитанием), обеспечивает выполнение лишь части этой программы – обращая внимание на формирование физических качеств и двигательных навыков и оставляя в стороне задачу приобщения молодежи к гуманистическим идеалам и ценностям спорта.

2. Внедрение олимпийского образования соответствует интересам и потребностям современной цивилизации, тенденциям общественного развития, формирующемуся в нашей стране приоритету общечеловеческих ценностей, отказу от воспитательных штампов, основанных на следовании нормативам и классовой идеологии.

3. Введение курса олимпийских знаний для учащихся определяется также сформировавшимся в значительной части общества стремлением заместить складывавшиеся десятилетиями идеологизированные воспитательные стереотипы распространением общечеловеческих ценностей, к которым принадлежат и идеалы олимпизма.

4. Освоение знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх способствует формированию у детей и молодежи стремления к гармоничному развитию физических и интеллектуальных способностей, принципов благородного поведения, особенно целесообразных в период охвативших часть молодежи чрезмерного прагматизма, нигилизма, безразличия к нравственным ценностям.

5. Радикальные политические и социально-экономические преобразования определили в числе важнейших принципов образования его гуманистический характер, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, реализацию права молодежи на свободный выбор взглядов и убеждений.

Осуществление в образовательном процессе этих принципов потребовало поиска и использования новых, нетрадиционных, источников образования, проповедующих общие для всего человечества моральные и духовные ценности. К числу таких важнейших социальных явлений общества, оказывающих существенное влияние на его жизнь, относится олимпийское движение.

6. Генеральная социально-педагогическая цель, которую мы ставим перед олимпийским образованием, состоит в том, чтобы создать в сознании учащегося образ олимпийского движения, олимпизма и Олимпийских игр как яркой, наглядной, запоминающейся модели современного общества с его организационными, нравственными, эстетическими и правовыми нормами и атрибутами.

Например, в государстве и обществе существуют законы и их нарушители. В олимпийском движении и спорте существует Олимпийская хартия, правила соревнований – и... есть их нарушители.

7. Оформилась и еще одна – сугубо прагматическая – цель. Разумеется, в любом обществе уровень развития спорта определяется экономическими законами. Но не менее важно пока еще и формирование во всех властных структурах поощрительного отношения к спорту, в том числе в сфере его финансового обеспечения. А это в очень большой мере зависит от понимания конкретными законодателями (всех уровней) или руководителями (всех уровней), что значат сегодня и в мире, и в России, и в жизни большинства людей олимпийское движение и спорт как общественная ценность. А для такого понимания нужно, чтобы через систему олимпийского образования прошли все будущие парламентарии, губернаторы, военачальники, менеджеры и владельцы предприятий.

Словом, все только что изложенное можно считать той социально-педагогической парадигмой, которая определяла необходимость и возможность создания постоянно действующей системы олимпийского образования, задача которой – приобщение школьников к общечеловеческим идеалам и ценностям.

Пришлось рассмотреть несколько реально существовавших или формируемых национальных систем олимпийского образования. Есть разные модели его организации, методов, содержания, финансовых ресурсов и сотрудничества с государственными и муниципальными органами.

Анализ показал, что, во-первых, единственной успешной организационной стратегией является выбор в качестве учебного учреждения общеобразовательной школы. Причина ясна: через основную школу проходят все поколения граждан страны. Стратегической, следовательно, является опора на стабильную государственную систему школьного образования. Тактика же состоит в том, чтобы внедриться в эту систему, отыскав в ней предметную область и исполнителей.

Во-вторых, наиболее перспективной является государственно-общественная модель олимпийского образования. Почему именно государственно-общественная, а не просто государственная или просто общественная? Ответ следует искать в том бесспорном факте, фиксируемом уже более столетия, что мировая система олимпийского спорта и на международном, и на национальном уровне – не межгосударственная или межправительственная, а, наоборот, общественная, неправительственная. Эта система нуждается в своем собственном идейном позиционировании в современном обществе, то есть распространении своих идеалов. А у государства, владеющего национальной образовательной системой, наоборот, множество других идейных или предметных альтернатив. Поэтому система олимпийских знаний для государства никогда не будет приоритетной. Таким образом, олимпийское (общественное) движение просто вынуждено само позиционировать себя. Но – через государственные образовательные системы.

Основа российской государственно-общественной системы олимпийского образования на федеральном, то есть общенациональном уровне – взаимодействие Министерства образования и Олимпийского комитета России, на территориальном – сотрудничество органов образования, с одной стороны, органов государственного управления физической культурой и спортом и региональных олимпийских академий – сегодня их в нашей стране 12, с другой.

Функции олимпийского образования мы обязаны были отразить и в структуре Олимпийского комитета России, в рабочем аппарате которого уже с осени 1992 г. появилось Управление олимпийского образования, территориальных и ведомственных организаций. А с 1997 г. отпочковалось Управление олимпийского образования.

Но гораздо важнее, повторяю, было внедриться в стабильную государственную систему школьного образования, отыскав в ней союзников и выбрав предметную область.

Существуют два возможных подхода. Один из них, в некоторых странах считающийся приоритетным, – междисциплинарный. Его существо в том, что различные сюжеты Олимпийских игр, олимпийского движения, олимпизма включаются в содержание разных предметов школьного курса – истории, эстетики, музыки, физвоспитания и т.д. Многие полагают, что такой подход более эффективен. С этим можно согласиться. Но его реализация в каждой конкретной школе требует сильной межпредметной координации, что, по моему мнению, трудно осуществимо, если речь идет о десятках тысяч школ. Кстати, в России отдельные школы, использующие такой подход, есть, и такого можно добиться в одной отдельно взятой школе. И действительно нашелся, например, директор 39-й школы Смоленска Геннадий Петлеваный, и школа выиграла Всероссийский конкурс по постановке олимпийского образования.

Однако более практичным оказался другой путь. В школьном предмете физическая культура есть не только практические уроки, но и теоретическая часть. Она и является областью, которая может быть наполнена олимпийскими знаниями. И естественно, что главный исполнитель этого подхода остается тем же, что и на протяжении предыдущих нескольких столетий, – учитель физкультуры. Подавляющее большинство из них, во-первых, получили соответствующую образовательную подготовку, во-вторых, постоянно усваивают дополнительную новую информацию в силу профессионального интереса.

Параллельно с разработкой организационно-методической концепции мы просто обязаны были искать союзников в российской системе общего образования. И в 1993 г. мы такого человека наконец нашли на самом верху российской школы. В нужность олимпийского образования поверил радикальный реформатор демократического толка в должности заместителя министра образования России профессор Александр Григорьевич Асмолов. Благодаря его поддержке 5 марта 1994 г. вышел совместный приказ Министерства образования Российской Федерации и Олимпийского комитета России № 51/84а «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр». Этим приказом, подписанным министром образования Российской Федерации Евгением Викторовичем Ткаченко и Виталием Георгиевичем Смирновым, предусматривалось не очень многое, но главное: в целях приобщения обучающихся к духовно-нравственным ценностям олимпийского движения поручалось Управлению олимпийского образования, территориальным и ведомственным организациям Олимпийского комитета создавать временный творческий коллектив для разработки учебно-методического комплекса, адресованного образовательным учреждениям различных типов. Главным управлениям развития общего среднего образования, профессионального образования, управлению внешкольного дополнительного образования Министерства поручалось включить в действующие образовательные программы по физической культуре и по видам спорта вопросы олимпийской тематики и олимпийского движения; директорам институтов усовершенствования учителей, ректорам институтов повышения квалификации работников образования – предусмотреть в учебных планах специалистов по физической культуре изучение вопросов по олимпийской тематике. Главное управление педагогического образования Министерства должно было подготовить предложения по включению в программу по теории и методике физического воспитания факультетов физической культуры педагогических вузов вопросов, посвященных олимпийской тематике. Руководители высших и средних физкультурных учебных заведений, факультетов физической культуры педагогических институтов и университетов обязывались ввести спецкурс «Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры». Главному управлению развития общего среднего образования Министерства поручалось по согласованию с издательством «Просвещение» включить в план на 1996 г. выпуск пособия для учащихся общеобразовательных учреждений. Так создавалась необходимая административная база для введения курса олимпийских знаний.

Не нужно заблуждаться: далеко не все было потом выполнено. Но мы тогда шутили: нам достаточно только названия приказа и подписей под ним, остальное мы сделаем – вместе с единомышленниками во многих регионах России. Там олимпийские уроки начали раньше, еще до приказа – например в Челябинске, Красноярском крае, Москве.

Наряду с Канадой, Германией, Австралией и Великобританией Россия становилась экспериментальной базой для отработки программы созданного МОК Руководящего комитета по олимпийскому образованию. Но, как принято в нашей стране, мы шли преимущественно своим путем.

Назову некоторые – пожалуй, определяющие – этапы.

С привлечением ведущих ученых (познакомлю с ними ниже) был разработан программный материал «Основы олимпийских знаний», включенный затем в Программу физического воспитания учащихся 8-х классов общеобразовательных школ. Программу опубликовало Министерство образования, и ее получило большинство школьных учителей физкультуры.

Олимпийский комитет выпустил лекцию «Приглашение в олимпийский мир» в помощь чемпионам и призерам Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, страны для подготовки к проведению ими олимпийских уроков в школах. Вот как это было зафиксировано в Отчете Олимпийского комитета России: «На основе изданного ОКР текста лекции «Приглашение в олимпийский мир» были проведены тысячи олимпийских уроков в школах. В большинстве территорий России, в частности в гг. Москве, Санкт-Петербурге, в Красноярском крае, Челябинской, Омской, Рязанской, Смоленской, Волгоградской областях, олимпийские уроки провели выдающиеся спортсмены и известные специалисты, которые, используя материалы данной лекции, ознакомили школьников с историей олимпийского движения, идеалами и социальными ценностями олимпизма, рассказали о празднике спортсменов мира – Олимпийских играх – и их героях, дали школьникам практические советы по основам тренировки, самоконтролю физического состояния организма, соблюдению гигиенических требований».

В распространение олимпийских знаний все активнее включались территориальные органы управления физической культурой и спортом и региональные олимпийские академии. Например, академией Поволжья была издана монография «Олимпийское образование», допущенная Государственным комитетом по физической культуре и туризму в качестве учебного пособия для студентов физкультурных вузов.

Совместно с Министерством образования были объявлены и проведены три всероссийских конкурса – конкурс среди школ на лучшую постановку олимпийского образования учащихся, конкурс среди школьников – знатоков олимпизма, конкурс детского плаката на тему олимпизма.

Один из ключевых вопросов – закрепление тематики олимпийского образования в официальных программах школьного теоретического курса физической культуры. После выпуска в 1996 г. Минобразованием России Программы физического воспитания с разделом «Основы олимпийских знаний. VIII класс» очередным шагом стало включение олимпийской тематики в теоретический раздел примерных программ отдельно для начальной школы, основной школы и средней школы. Можно сказать, что олимпийское образование постепенно становится тематической областью общего основного образования.

И все-таки поистине переломным моментом стал выход первого в истории официального учебного пособия «Твой олимпийский учебник». Об этой книге, и не только о ней – ниже.

Но, разумеется, на этапе становления нашей уникальной системы олимпийского образования, то есть в первые десять лет, очень важно было сформировать ее научно-методические основы. И поэтому оказались востребованными – в первую очередь практикой – многие десятки проведенных исследований в этой предметной области. И что наиболее существенно и показательно – кандидатские и докторские диссертации, ибо именно они проходят квалификационную экспертизу. Хочу познакомить читателя с перечнем подготовленных и успешно защищенных, начиная с 1988 г., в Российской Федерации семнадцати (!) диссертаций по тематике олимпийского образования. В двух из них – по хронологии первых – понятие олимпийское образование еще отсутствует, но как официальный оппонент этих двух работ учеников профессора В.И. Столярова (я был официальным оппонентом или научным руководителем по всем кандидатским диссертациям, кроме четырех, из этого перечня) имею право утверждать: они об олимпийском образовании.

1988: Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов.

1990: Сегал Ю.П. Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитанию школьников старших классов.

1994: Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи.

1997: Петлеваный Г.Ф. Система олимпийского образования в многопрофильной школе – комплексе физкультурно-эстетического направления.

1998: Антипова В.М. Олимпийское образование как фактор формирования общественного мнения.

Ефременков К.Н. Межпредметные связи в структуре школьного олимпийского образования.

1999: Баринов С.Ю. Проблемы олимпийского образования в деятельности Международной олимпийской академии.



Болдырева В.А. Научно-методические основы организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов физкультурных вузов.

2000: Сергеев В.Н. Гуманистическая направленность реализации олимпийского образования.

2001: Пирожников Р.А. Региональные системы олимпийского образования России.

Контанистов А.Т. Формирование организационно-педагогических основ олимпийского образования в России.

2002: Захаров М.А. Фэйр Плей в системе олимпийского образования.

2003: Рагозина Г.А. Технология подготовки кадров для реализации олимпийского образования.

Дивинская Е.В. Олимпийское образование будущих специалистов физической культуры и спорта на основе личностно ориентированного подхода.

2004: Баюров В.И. Информационные технологии в системе олимпийского образования студенческой молодежи.

Защищены и две докторские диссертации.

2001: Чернецкий Ю.М. Концептуальные основы олимпийского образования.

2003: Поликарпова Г.М. Педагогическая технология непрерывного олимпийского образования и воспитания.

До настоящего времени наибольшая часть исследований в сфере олимпийского образования относилась к организационно-методическим проблемам, то есть преимущественно к формированию системы. Но на нынешнем этапе все большее значение приобретает содержание образования, принципы формирования знаний, общие подходы к отбору материала для включения в учебные пособия, адресованные непосредственно учащемуся.

Одна из целей олимпийского образования – освоение подрастающими поколениями многообразной общественной жизни. Это многообразие раскрывается в понятиях и представлениях, которые могут быть освоены через содержание олимпийского образования.

Поскольку в спорте наглядно отражается поляризация качеств личности, противостояние добра и зла, а олимпийское образование можно считать образовательной моделью спорта, в его содержании должны быть представлены убедительные примеры положительного и отрицательного в этом феномене, отражены как цели, актуальные в переходный период, переживаемый нашей страной, так и глобальные нравственные и социальные императивы общества XXI века.

Обязательная цель любого образования – формирование умений и навыков. В применении к олимпийскому образованию можно говорить об умении различать нравственное и безнравственное, прекрасное и безобразное, гуманное и антигуманное, о таких навыках, как сопереживание, как понимание состязательности и ранжирования, как отнесение фактов и элементов современного мира к конкретным социальным, нравственным, географическим ареалам.

Но наиболее существенным в олимпийском образовании я считаю актуальные социально значимые понятия и представления. В первом приближении я отобрал 31 такое понятие, относящиеся, во-первых, ко всей социальной жизни, во-вторых, к спорту.

Первая группа: национальная идентичность; общечеловеческая, всемирная идентичность; правовое государство; гражданское общество; всеобщие этические принципы; Фэйр Плей в повседневной жизни; общественные ценности; социальный прогресс; прогресс культуры и цивилизации; демократизм; терпимость; сотрудничество; историческое развитие общества; гуманистические представления и убеждения; чувство социального оптимизма; чувство гармонии и гармоничность человека; мировая система международных общественных объединений; международные общественные движения; социальная ценность окружающей среды; ксенофобия; дискриминация; терроризм.

Вторая группа: спорт как социальный феномен; миротворческая сущность спорта; Олимпийские игры как современный социально-экономический проект; адекватное восприятие зрелищного спорта; этика спорта; принципы Фэйр Плей в спорте; феномен соперничества и негативные стороны спорта; использование Олимпийских игр в политических целях; потребность в здоровом образе жизни и в занятиях спортом.

Естественно, этот перечень скорее начальный, чем исчерпывающий. И конечно, формирование массива знаний – процесс постоянный, он никогда не может быть признан завершенным.

После первого 1996/97-го учебного года в системе олимпийского образования наступило время сделать очередной шаг. Постановлением Олимпийского собрания от 16 января 1997 г. предусматривалось развернуть работу по формированию системы олимпийского образования студенческой молодежи и разработать программы распространения олимпийских знаний среди лиц старшего возраста.

Названная в постановлении 1997 г. система олимпийского образования студенческой молодежи не относилась к студентам физкультурных учебных заведений. Ее обучаемым контингентом, наоборот, должны были стать студенты нефизкультурных вузов. В них тоже, как и в общеобразовательной школе, планировалось наполнить олимпийским содержанием теоретическую часть дисциплины физическая культура. И, как для школы, нужно было учебное пособие. Олимпийский комитет продолжил традицию и взял его выпуск на себя. Но только спустя шесть лет после постановления Олимпийского собрания, в 2003 г., вышло первое издание книги «Олимпийский учебник студента». Еще через год – второе. В начале 2005 г. – третье.

Постановлением Олимпийского собрания от 16 января 1997 г. предусматривался и следующий шаг: разработать программы распространения олимпийских знаний среди лиц старшего возраста. Речь идет о всем остальном – кроме школьников, студентов и дошкольников – населении страны. Пока речь лишь о разработке программы. Впрочем, возможно опять найдутся союзники.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница