1. Общее значение Субботы Смысл Субботы в Десяти Заповедях Суббота как праздник Сотворения Мира




Скачать 167.44 Kb.
Дата21.07.2016
Размер167.44 Kb.
Лекция 2. Суббота

1. Общее значение Субботы


2. Смысл Субботы в Десяти Заповедях
3. Суббота как праздник Сотворения Мира
4. Анализ текста Торы о Субботе в Сотворении Мира
5. "Помни" и "Соблюдай"
6. Суббота как знак "союза с Богом"
7. Общественно-исторический смысл субботы
Список контрольных вопросов

1. Общее значение Субботы



Отрывок из книги р. Х.. Донина ("Суббота праздники будни" )

Четвертая из Десяти Заповедей посвящена Субботе: "Шесть дней ты можешь трудиться и делать все работы свои, день же седьмой - суббота, посвященная Господу, Богу твоему; не делай никакой работы... поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его" (Шмот/Исход, 20:9-11). Эти слова известны всем, кто хоть раз открывал Священное Писание. Но они ничего не говорят о том, чем была суббота для еврейского народа на протяжении всей его истории, чем она является для тех, кто придерживается еврейского образа жизни. Уже тот факт, что из Десяти Заповедей только эта носит характер ритуала, указывает: среди всех законов, определяющих отношение человека к Богу, этому повелению Сам Творец отдает пальму первенства.

Хотя верующий еврей выполняет много заповедей, к субботе он питает особое чувство. Во всей Торе нет другой мицвы (заповеди), в которой с такой силой выражались бы преданная любовь и глубокое религиозное чувство. Суббота - единственное из фундаментальных понятий в иудаизме, удостоившееся персонификации в литургии. Субботу еврей называет невестой, она для него воплощение чистоты и красоты. Ее уподобляют также царице, ибо она - символ величия. Субботе посвящены прекрасные строки сотен стихов и песен, которые слагали цари и мудрецы.

Человеку со стороны еврейская суббота может показаться суровой, аскетической, полной мелочных запретов, лишенной радости и воодушевления. Для религиозного еврея все обстоит как раз наоборот. Суббота для него - освобождение от каждодневных забот, будничных тягот и даже от мирских удовольствий. Это - день раздумчивого покоя, тихой радости и духовного возвышения, полный песен и веселья.

Пытаться описать стороннему наблюдателю чувства, владеющие религиозным евреем в субботу, - то же самое, что пытаться описать красоту заката слепому. Наблюдать со стороны празднующих субботу - то же, что глухому смотреть на тех, кто танцует под музыку скрытого оркестра. Не слыша музыки, глухой вполне может принять танцующих за помешанных. Лишь вкусившему в полной мере от субботнего блаженства откроется она в своей подлинной сущности.

"Драгоценный камень есть у меня, - говорит Всевышний Израилю, - зовется он субботой". Ни один соблюдающий субботу еврей не усомнится в этих словах. Можно лишь пожалеть, что в двадцатом веке так много наших братьев забыли о величайшей драгоценности своего народа, попав под влияние новомодных атеистических теорий и занявшись поисками "научных" путей спасения всего человечества. Лишь немногие сумели противостоять соблазнам. Большинство не нашло в себе достаточно душевных сил. И если первое поколение отказавшихся от субботы еще сохраняло драгоценные воспоминания о родительском доме, где суббота царила безраздельно, то их дети и внуки выросли уже без всякого представления о ней и о ее духе. Возвращаясь к нашей метафоре, можно сказать, что они оказались глухими и слепыми к музыке и красоте субботы.

Пострадала не только суббота. Пошатнулся весь еврейский дом, стал разрушаться весь еврейский уклад жизни. Ибо суббота - фундамент иудаизма. Герман Вук в книге "Это Бог мой" заметил: "С отказа от субботы начинается обычно разрыв с традицией. И наоборот, через ее соблюдение чаще всего возвращаются к иудаизму".

Еврейская суббота не только не стала архаичной - она все еще далеко опережает наше время; она не только не лишена практического смысла - наоборот, она сегодня особенно необходима человеку в напряженной, противоречивой, суматошной современной жизни. Блестящие греки, подарившие миру культуру, ставшую неотъемлемой частью западной цивилизации, в свое время насмехались над евреями за то, что они раз в неделю не работают. Неприспособленными к труду лентяями называли евреев не варвары, а люди, труды которых и сегодня изучаются в университетах. Понадобились столетия, чтобы мир начал постигать все огромное значение дня отдыха и положил шестидневную рабочую неделю в основу своей социальной жизни.

Быть может, потребуется еще много столетий, чтобы народы мира осознали весь смысл и ощутили всю прелесть еврейской субботы. Даже первые американские пуритане, близко подошедшие к ритуалу субботы в той строгости, с которой они соблюдали свой воскресный день отдыха, не смогли приблизиться к постижению ее духа. Их "суббота", по их собственному признанию, была печальным, мрачным днем. Для евреев же это день радости.

Далекие от еврейской традиции люди видят в субботе всего лишь день отдыха, когда запрещена всякая работа. Это верно лишь отчасти, ибо суббота была задумана как святой день, отделенный от всех остальных. Это высшая точка недели, к которой стремятся уже с первого буднего дня. С одной стороны, в этот день мы целиком и полностью отключаемся от внешнего мира, с другой - освящаем его духовным значением и смыслом. Он наполнен не суетными, а очищающими стремлениями, предназначен для отдохновения плоти и освежения души. Субботний отдых для еврея не просто выходной день.

Контрольный вопрос

КВ-1. Выделите те аспекты Субботы, из обсуждаемых в статье Х. Донина, которые являются для вас новыми и над которыми вы не задумывались до чтения этого отрывка.
2. Смысл Субботы в Десяти Заповедях

Сравните два отрывка, в которых сформулирована заповедь Субботы. Эти два отрывка представляют собой два варианта Десяти Заповедей, данных нам в Торе.



Первый отрывок: Шмот/Исход 20:8-11

/8/ ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО. /9/ ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, /10/ А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА, - БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ. /11/ ИБО ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ, МОРЕ И ВСЕ, ЧТО В НИХ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ; ПОЭТОМУ БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО.



Второй отрывок: Дварим/Второзаконие. 5:12-15

/12/ СОБЛЮДАЙ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО, КАК ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ. /13/ ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, /14/ А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА - БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ, НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ БЫК ТВОЙ, НИ ОСЕЛ ТВОЙ, НИ ВСЯКИЙ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ, ЧТОБЫ ОТДОХНУЛ РАБ ТВОЙ И РАБЫНЯ ТВОЯ, КАК ТЫ. /15/ И ПОМНИ, ЧТО РАБОМ БЫЛ ТЫ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, И ВЫВЕЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ОТТУДА РУКОЮ МОЩНОЮ И МЫШЦЕЮ ПРОСТЕРТОЮ; ПОЭТОМУ ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ОТМЕЧАТЬ ДЕНЬ СУББОТНИЙ.

Дополнительный вопрос

ДВ-2. Выделите основные принципиальные различия между этими двумя изложениями заповеди Субботы.

Рассматривая причину дарования Шаббата, в каждом из этих отрывков, мы видим, что в первом из них дается "религиозная" мотивация Субботы" - "Сотворение Мира": так же, как Бог шесть дней трудился, а в седьмой день "покоился" - должен делать и человек. (Отметим, что религиозный принцип, согласно которому человек должен стараться поступать так же, как поступал Всевышний [этот принцип называется на латыни Imitatio Dei, буквально "Подобие Богу"] является одной из фундаментальных основ этики во всех монотеистических религиозных системах). В соответствии с этим подходом, в Субботу запрещена не просто "работа", а "созидательная деятельность", что детализировано в запрете "39 субботних работ" (см. ниже)

Во втором отрывке мотивация Субботы - это выход из Египетского рабства, и, соответственно, подчеркивается социальный аспект Субботы - необходимость отдыха, в том числе и для раба. Вообще, социальные заповеди имеют очень большое значение в иудаизме, и мыслятся как неотъемлемая часть религии.
3. Суббота как праздник Сотворения Мира

Первое упоминание Субботы в Торе приведено в Берешит/Бытие 2:1-3

"И завершены были небо и земля, и все воинство их. И завершил Бог в День Седьмой работу свою, которую делал; и покоился в День Седьмой от всей работы Своей. И благословил Бог День Седьмой, и освятил его, ибо это был день покоя при Сотворении Мира".

Значение Субботы как праздника Сотворения Мира может быть осмыслено следующим образом:

"Таким образом, смысл Субботы — это признание того, что мир сотворен, а не возник случайно. Только в этом случае мир может иметь цель и смысл, и тогда жизнь каждого отдельного человека тоже имеет цель и смысл как частное выражение этого общего смысла. Таким образом, празднование Субботы — это празднование осмысленности мира. Суббота напоминает тем, кто соблюдает ее (и тем, кто видит соблюдающих ее), что мир был создан Богом и по Его слову продолжает существовать. Суббота провозглашает: "Почитай Своего Создателя, и пусть вся земля преклоняется перед Ним".

("Суббота как праздник Сотворения Мира")

Вообще вопрос о Сотворении Мира, являющийся одним из ключевых пунктов еврейского мировоззрения, был еше в древности предметом спора между еврейскими и греческими мыслителями. Этот спор описывает, например, следующая история из Талмуда.

Однажды к одному из еврейских мудрецов пришел греческий философ и сказал: "Мы, философы, верим, что мир вечен и был таким всегда; вы же, евреи, верите в то, что мир был сотворен. Можешь ли ты доказать это?" - "Да, могу, - ответил мудрец, - приходи завтра". На следующий день, придя к мудрецу, философ увидел на столе пергамент с написанным на нем текстом. "Как замечателен этот пергамент, - сказал философ. - Как интересна выраженная в нем идея! И как искусно написан текст, как красив его каллиграфический почерк! Кто написал его?" - "Да никто не писал этот текст. Просто стояла на столе чернильница, подул ветер, чернила разлились, и получился этот текст", - ответил мудрец. - "Да ты смеешься надо мной, - воскликнул философ. - Не может текст не иметь автора!" - "Но разве мир не гораздо более совершенен и гораздо более сложен, чем этот текст? - ответил мудрец. - Если текст не может не иметь автора, то тем более мир не может не иметь Автора".

(В наше время проблема Сотворения Мира является одной из тем, в рамках которых обсуждается вопрос противоречий между религией и наукой. См. об этом подробнее в книге "Две истории Сотворения Мира", гл.1).

А вот как формулирует важность Субботы в Сотворении Мира проф. Йосеф Бен-Шломо в своей книге "Введение в философию иудаизма", Глава "Идея Шабата":

"Суть Шабата не в том, что Всевышний, создав за шесть дней реальный мир, нуждался в отдыхе на седьмой, т.е. дело не просто в отсутствии работы в Шабат, а в том, что в седьмой день Творения - в Шабат - бытие получило дополнительную реальность, к бытию было добавлено нечто, не связанное с материальной сущностью, некое ценностное измерение - измерение святости".

Контрольный вопрос

КВ-3. Выделите основные философские смыслы празднования Субботы как праздника Сотворения Мира.
4. Анализ текста Торы о Субботе в Сотворении Мира

Как мы уже упоминали выше, первое упоминание Шаббата в Торе приведено в Берешит/Бытие. 2:1-3

/1/ И ЗАВЕРШЕНЫ БЫЛИ НЕБО И ЗЕМЛЯ И ВЕСЬ СОНМ ИХ. /2/ И ЗАВЕРШИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЕ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ. /3/ И БЛАГОСЛОВИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО, ИБО ТОГДА ПОЧИЛ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ТВОРЯ, СОЗИДАЛ.

Рассмотрите комментарий Раши к стиху 2:2 .Обратите внимание на то, что Раши дает два разных комментария к данным словам:



2:2. и завершил Бог на седьмой день (или: седьмым днем)

Раби Шимон говорит: "Человек (букв.: плоть и кровь), не знающий времен своих и мгновений своих, обязан прибавить от буднего к святому (к дню субботнему). (Однако) Святой, благословен Он, знающий времена Свои и мгновения Свои, вошел в него (в седьмой день) с точностью величайшей (буквально "на волосок"), и казалось, будто Он завершил (Свой труд) в этот день".

Другое объяснение: Чего недоставало миру? Покоя. Настала суббота - настал покой; труд был закончен и завершен (седьмым днем).

Контрольные вопросы:



КВ-4.

а) Согласно комментарию Раши, является ли Шаббат одним из дней, когда происходило Творение, или же это день, когда собственно Творения не было? Какая проблема стоит перед Раши, для решения которой он предлагает комментарий? Как он решает эту проблему?
б) Сравните комментарий Раши с комментарием Сончино к 2:2 к слову "почил".

2:2. В седьмой день "Что еще не было создано и чего не хватало в мире после шести дней работы? - Покоя. Всевышний завершил Творение в седьмой день, создав день отдыха и покоя" (Мидраш).
И почил Иврит: шават ("отстранился") от процесса Творения. В четвертой заповеди (Шмот, 22:11) о Всевышнем говорится, что Он "успокоился" в седьмой день. Такое приписывание Всевышнему свойств и действий, присущих человеку, называется антропоморфизмом. Подобное описание никогда не понимается буквально. Все, что связано с истинными свойствами Всевышнего, недоступно человеческому разуму. Тора, рассказывая о Всевышнем, пользуется языком образов, доступных для ограниченного человеческого разума, и в то же время дает намек, с помощью которого хотя бы в какой-то степени можно приблизиться к пониманию Бесконечного. Талмуд, анализируя те отрывки, в которых рассказывается о Всевышнем, как правило отмечает: "Дибра Тора келашон бней Адам" - "Тора говорит языком, доступным человеку".

Контрольный вопрос



КВ-5. Каково мнение комментария Сончино по вопросу о том, является ли Шабат одним из дней, когда происходило Творение?
5. "Помни" и "Соблюдай"

Мы уже говорили выше о том, что Суббота есть одна из Десяти Заповедей. Рассмотрим снова два варианта Десяти Заповедей, как они даны в Торе (в книгах Исход и Второзаконие).



Шмот-Исход 20:8-11

/8/ ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО. /9/ ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, /10/ А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА, - БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ. /11/ ИБО ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ, МОРЕ И ВСЕ, ЧТО В НИХ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ; ПОЭТОМУ БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО.



Дварим-Втор. 5:12-15

/12/ СОБЛЮДАЙ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО, КАК ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ. /13/ ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, /14/ А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА - БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ, НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ БЫК ТВОЙ, НИ ОСЕЛ ТВОЙ, НИ ВСЯКИЙ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ, ЧТОБЫ ОТДОХНУЛ РАБ ТВОЙ И РАБЫНЯ ТВОЯ, КАК ТЫ. /15/ И ПОМНИ, ЧТО РАБОМ БЫЛ ТЫ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, И ВЫВЕЛ ТЕБЯ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ОТТУДА РУКОЮ МОЩНОЮ И МЫШЦЕЮ ПРОСТЕРТОЮ; ПОЭТОМУ ПОВЕЛЕЛ ТЕБЕ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ОТМЕЧАТЬ ДЕНЬ СУББОТНИЙ.

Дополнительный вопрос

ДВ-6. Сравните первое слово в каждом из двух отрывков. Как вы считаете, есть ли разница между словами, с которых начинаются отрывки "Помни" ("Захор") и "Соблюдай" ("Шамор"), или же Тора подразумевает одно и то же, выражая это разными оборотами?

Классические комментарии объясняют эти термины следующим образом:



"Помни ("Захор") день Субботний":

Мехилта:

"Помнить день субботний" означает, что всякий день следует вспоминать Субботу (поэтому будние дни недели на иврите не имеют собственных названий, но считаются от Субботы: Первый по Субботе, второй по Субботе… канун Субботы, Суббота).



Раши:

Это означает: "Постоянно помни о Субботнем дне, и если встретится тебе красивая вещь, постарайся приуготовить ее на Шаббат".

Сравни: "Рассказывают про Шамая, что он все дни ел с субботнего стола. Когда приобретал хорошую еду, говорил: "Эта на Шаббат", когда находил другую, лучшую, использовал первую в будни, а вторую оставлял на Шаббат (Вавилонский Талмуд, трактат Бейца, 16а).

Рашбам:

"Всякое "помни" – это помнить о днях уже ушедших… Помни день Субботний – помни день Субботний шести дней Творения, как это явствует из дальнейшего текста: "ибо в шесть дней создал…".



Сефер hа-Хинух:

"Помнить" - означает "Произносить определенный текст при приходе Субботы и при ее исходе, чтобы было упомянуто величие этого дня и его превознесенность, чтобы выделять этот день из остальных дней, как сказано: …Помни день Субботний, чтобы освящать его"… "Освящать" означает "выделять". Иными словами: упоминайте его святость и величие. Мудрецы же научили нас произносить соответствующие слова над вином при приходе Субботы и ее исходе… И произносят над ним текст Кидуша, слова которого известны евреям. Подобное же благословение по исходе Субботы называется Авдала… Соблюдать эту заповедь предписано как мужчинам, так и женщинам".

Контрольные вопросы

КВ-7. В какой из дней недели следует выполнять предписание "Помни день Субботний" согласно каждому из приведенных комментариев?

КВ-8. Является ли согласно приведенным комментариям заповедь "помнить о субботе" заповедью интеллектуальной (то есть предписывающей мыслить определенным образом и думать о предписанных вещах), или же эту заповедь следует исполнять, совершая определенные действия, или же она предписывает совершать некоторые ритуалы?

Рассмотрите теперь классические комментарии к словам



"Соблюдай ("Шамор") день субботний ":

Мехилта:

"Соблюдай" – это заповедь запрещающая, /т.е. это запрещение совершать работу в Субботу/.

Слова "Соблюдай ("Храни") день субботний" встречаются в Торе несколько раз. Рассмотрите, например, следующий отрывок Шмот/Исход 31:13-17, в котором после описания работ по сооружению Скинии (переносного Храма, который был у евреев в пустыне), Бог говорит Моисею:

/13/ "А ТЫ СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ ТАК: НО СУББОТЫ МОИ ХРАНИТЕ (СОБЛЮДАЙТЕ), ИБО ЭТО - ЗНАК МЕЖДУ МНОЮ И ВАМИ НА ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ ВАШИ, ЧТОБЫ ЗНАЛИ ВЫ, ЧТО Я - БОГ, ОСВЯЩАЮЩИЙ ВАС. /14/ И БУДЕТЕ ВЫ ХРАНИТЬ СУББОТУ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ДЛЯ ВАС - СВЯТЫНЯ; ОСКВЕРНИТЕЛЬ ЕЕ БУДЕТ ПРЕДАН СМЕРТИ, ИБО ДУША КАЖДОГО, КТО В СУББОТУ РАБОТАЕТ, БУДЕТ ОТТОРГНУТА ОТ НАРОДА СВОЕГО. /15/ ШЕСТЬ ДНЕЙ БУДЕТ ДЕЛАТЬСЯ РАБОТА, А В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ - СУББОТА, ДЕНЬ ПОКОЯ, СВЯТЫНЯ ДЛЯ БОГА; КАЖДЫЙ, КТО ДЕЛАЕТ РАБОТУ В ДЕНЬ СУББОТНИЙ, БУДЕТ ПРЕДАН СМЕРТИ. /16/ И БУДУТ ХРАНИТЬ СУББОТУ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, ОТДЕЛЯЯ СУББОТУ ОТ ПРОЧИХ ДНЕЙ, ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ СВОИХ; ЭТО - ВЕЧНЫЙ СОЮЗ. /17/ СУББОТА - ВЕЧНЫЙ ЗНАК СОЮЗА МЕЖДУ МНОЮ И СЫНАМИ ИЗРАИЛЯ, НАПОМИНАНИЕ О ТОМ, ЧТО ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРИЛ БОГ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ, А В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ - ПРЕКРАТИЛ И ПРЕБЫВАЛ В ПОКОЕ".

Контрольный вопрос

КВ-9. Можно ли из этого отрывка сделать вывод, что слово "соблюдай" ("храни") означает – "не делай работы". Почему?

Раши дает следующий комментарий к 13 стиху:



и ты говори сынам Исраэля

И ты (Моисей), хотя Я назначил тебя повелевать им относительно сооружения Скинии, пусть не покажется тебе допустимым оттеснить Субботу (т. е. нарушить ее святость) из-за той работы.



только (однако) субботы Мои соблюдайте

Хотя вы будете торопиться и усердствовать в работе, суббота не должна оттесняться, нарушаться из-за этого. Везде (в Писании) слова  "ах"   и   "рак" ("но", "только", "однако")   имеют ограничительное значение. (В данном случае это слово употреблено), чтобы исключить Субботу (из числа дней, когда совершались) работы для Скинии.

Дополнительный вопрос

ДВ-10. Какая связь между сооружением Скинии и Субботой? Можно ли счесть, что упомянутая связь очевидна из текста Торы?

Традиция считает связь между Субботой и сооружением Скинии очень важной. Скиния как бы символизирует "Микрокосмос", и создание Скинии считается подобным, параллельным Божественному Сотворению Мира. Соответственно, именно из порядка создания Скинии и службы в ней мудрецы выводят список 39 запрещенных в Субботу работ.

Более подробный комментарий к соотношению слов "Соблюдай" и "Помни", а также описание 39 работ можно найти в книге "Шавуот" в разделе, посвященном Четвертой из Десяти Заповедей - Соблюдению Субботы

Дополнительный вопрос к соотношению отрывков "Соблюдай" и "Помни" в Десяти Заповедях.



ДВ-11. Как вы считаете, в соответствии с тем, как обоснована причина установления Шаббата в каждом из этих отрывков, является ли Шаббат праздником общечеловеческим, или же еврейским национальным? Должны ли, исходя из этого, другие народы отмечать Шаббат, и в каком смысле?

А вот еще один вывод, который можно попробовать сделать из наличия в Торе двух аспектов заповеди Субботы: "Помни" и "Соблюдай":



<<Понятно, что начать "соблюдать Субботу", т.е. воздерживаться в этот день от всей работы, зажигания огня, варки еды, написания текстов и т.д. - может быть сложным и непонятным для далекого от еврейской традиции человека. Но смысл и важность празднования Субботы понятны всем. Это празднование может включать в себя, например, зажигание Субботних свечей, Кидуш, семейную или дружескую совместную трапезу, обсуждение вопросов Торы или проблем еврейской традиции и т.д. Важно знать, что даже если Вы не соблюдаете Субботу, празднование ее уже является выполнением заповеди "Помнить день Субботний" - и, соответственно, имеет самостоятельную религиозную ценность, и так стоит поступать. С другой стороны, тот, кто будет зажигать субботние свечи, когда уже стемнело (т.е. когда Суббота уже началась, так что зажигание огня является ее нарушением) проявляет вовсе не "частичное следование" еврейской традиции, но скорее неуважение и даже насмешку над ней. (Вся эта ситуация подобна тому, например, как несоблюдение кем-то всех законов Песаха не должно, конечно, помешать ему участвовать в праздновании Пасхального Седера; но если кто-то будет читать Пасхальную Агаду, преспокойно жуя при этом квасные булки вместо мацы - то это будет воспринято как кощунство.)>>

Контрольный вопрос



КВ-12. Как вы считаете, является ли точка зрения автора данной заметки ортодоксально-религиозной или нет? Обоснуйте свое мнение.
6. Суббота, как знак союза с Богом

В отрывке о соблюдении Субботы в процессе построения скинии мы видели слова: "СУББОТА - ВЕЧНЫЙ ЗНАК СОЮЗА МЕЖДУ МНОЮ И СЫНАМИ ИЗРАИЛЯ".

Дополнительный вопрос

ДВ-13. Что по вашему мнению может означать термин "знак союза"?

Слово "союз" ("завет", на иврите "брит") - очень важное понятие иудаизма. Например, о другом "союзе" - "союзе обрезания" - Тора говорит:



Берешит /Бытие 17:11-14

/11/ ВЫ ОБРЕЗАЙТЕ ВАШУ КРАЙНЮЮ ПЛОТЬ, И БУДЕТ ЭТО ЗНАКОМ СОЮЗА МЕЖДУ МНОЮ И МЕЖДУ ВАМИ. /12/ ВОСЬМИ ДНЕЙ ОТ РОДУ ДА БУДЕТ ОБРЕЗАН У ВАС КАЖДЫЙ МУЖЧИНА ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ ВАШИХ: И ТОТ, КТО В ДОМЕ РОЖДЕН, И ТОТ, КТО КУПЛЕН ЗА ДЕНЬГИ ИЗ ЛЮБОГО ДРУГОГО НАРОДА, КОТОРЫЙ НЕ ИЗ ПОТОМКОВ ТВОИХ; /13/ НЕПРЕМЕННО БУДЕТ ОБРЕЗАН ТОТ, КТО В ДОМЕ ТВОЕМ РОЖДЕН, И ТОТ, КТО КУПЛЕН ЗА ДЕНЬГИ ТВОИ, И БУДЕТ СОЮЗ МОЙ В ВАШЕЙ ПЛОТИ ЗАПЕЧАТЛЕН - ВЕЧНЫЙ СОЮЗ. /14/ А ТОТ МУЖЧИНА, КОТОРЫЙ НЕ ОБРЕЖЕТ СВОЮ КРАЙНЮЮ ПЛОТЬ, БУДЕТ НАКАЗАН: ДУША ЕГО БУДЕТ ОТТОРГНУТА ОТ НАРОДА ЕЕ - ПОТОМУ ЧТО СОЮЗ МОЙ РАСТОРГ ОН!".

И подобным образом еще раз о Субботе у пророка Исайи (56:6: )

"…И ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К ГОСПОДУ ИНОРОДЦЕВ, ЧТОБЫ СЛУЖИТЬ ЕМУ, ВОЗЛЮБИТЬ ИМЯ ГОСПОДНЕ, СТАТЬ ЕМУ СЛУГАМИ, ВСЕ, ОБЕРЕГАЮЩИЕ СУББОТУ ОТ ОСКВЕРНЕНИЯ, ДЕРЖАЩИЕСЯ СОЮЗА СО МНОЮ…".

Контрольные вопросы

КВ-14.

а) Найдите параллели между Субботой и обрезанием.
б) Подумайте, почему Суббота такой же знак союза, что и обрезание.
в) Попробуйте придумать, чем Суббота, как знак, превосходит обрезание.
7. Общественно-исторический смысл субботы

Прочтите отрывок из статьи Ахад hа-Ама, известного нерелигиозного публициста и сионистского общественного деятеля начала 20 века "О субботе".

...И видим мы нынче людей, чьи имена широко известны, - трезвых аналитиков, далеких от всяких верований, - которые, признавая откровенно, что они сами не соблюдают ни субботу, ни другие религиозные постановления, выступают, тем не менее, в защиту Субботы как общенародного исторического института, без всякого религиозного ханжества, как это имело место в прошлом в подобных дискуссиях.

...Это ли не лучшее доказательство пробуждения национального, еврейского чувства среди наших братьев на Западе, также и вне сионистского лагеря?

...Тот, кто ощущает в сердце своем подлинную связь с жизнью народа во всех поколениях, не может ни при каких обстоятельствах представить себе еврейскую действительность без "Царицы Шаббат". Можно без всякого преувеличения утверждать, что в гораздо большей мере, чем сыны Израилевы охраняли Шаббат, она охраняла их. Если бы она не "возвращала" им душу и не обновляла их духовную жизнь каждую неделю, то будничные заботы засасывали бы их все глубже и глубже, и они бы уже давно очутились на самой нижней ступени грубого материализма, нравственной низости и нищеты разума. Поэтому, наверняка, не требуется быть сионистом, чтобы ощущать все величие исторической святыни этого "доброго дара", и со всей силой восставать против каждого, на нее покушающегося.

(Из кн. "На распутье", стр. 19)

Контрольный вопрос



КВ-15. Можно ли сказать, что Ахад hа-Ам полностью раскрывает значение Субботы для еврейского народа? Как, с точки зрения позиции Ахад hа-Ама, следовало бы установить общественные правила соблюдения Субботы в сегодняшнем нерелигиозном Государстве Израиль, чтобы, с одной стороны, люди не ощущали "религиозного принуждения", а с другой стороны, историческое, духовное и философское значение Шаббата не было бы потеряно?

Дополнительный вопрос



ДВ-16. Каково ваше личное мнение по этому вопросу?


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница