1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси



страница1/8
Дата14.08.2016
Размер1.19 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8




СОДЕРЖАНИЕ
БИЛЕТ 1

1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси

2. Внутриполитическое положение Великого Княжества Литовского в первой половине XVI в

БИЛЕТ 2


1. Восточнославянские племена на территории Бела­руси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв

2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки за­ключения и распространение униатства на террито­рии Беларуси

БИЛЕТ 3

1. Полоцкое княжество в IX—XI вв. Княжеско-вечевой строй



2. Расширение влияния Возрождения в Беларуси в сере­дине XVI — начале XVII в

БИЛЕТ 4


1.Города на территории Беларуси в IX — середине XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан

2. Беларусь во время войн второй половины XVII — первой половины XVIII в 21

БИЛЕТ 5

1. Развитие культуры на белорусских землях в IX — середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели



2. Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы. Восстание 1794 г. и его события в Беларуси

БИЛЕТ б


1.Причины образования Великого Княжества Литовского

2. Культура Беларуси во второй половине XVII — первой половине XVIII в

БИЛЕТ 7

1. Укрепление великокняжеской власти в Великом Кня­жестве Литовском в первой половине XIV в. Проис­хождение названия княжества



2. Культура Беларуси во второй половине XVIII в

БИЛЕТ 8


1.Государственный строй Великого Княжества Литов­ского в середине XIII — XIV в. Борьба за великие княжение

2. Попытки экономических реформ во второй половине XVIII в. Магнатское предпринимательство

БИЛЕТ 9

1. Сближение Великого Княжества Литовского с Поль­шей. Кревская уния 1385 г.: причины, условия и послед­ствия



2. Сословная и конфессиональная политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Полоцкий церковный собор 1839 г

БИЛЕТ 10


1. Борьба с агрессией крестоносцев в XIII—XIV вв. Грюнвальдская битва 15 июля 1410 г.

2. Реформы в сельском хозяйстве Беларуси в середине XIX в

БИЛЕТ 11

1. Изменения в государственном строе Великого Кня­жества Литовского в XV — первой половине XVI в

2. Беларусь в период войны 1812 г. 49

БИЛЕТ 12


1. Сословия в Великом Княжестве Литовском в XIV — середине XVI в. Этапы закрепощения крестьянства

2. Общественно-политическое движение в первой трети XIX в

БИЛЕТ 13

1. Развитие городов на территории Беларуси в XIV — середине XVI в. Магдебургское право

2. Культура Беларуси в первой половине XIX в

БИЛЕТ 14


1. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»

2. Восстание 1863—1864 гг. в Беларуси. Взгляды и дея­тельность Кастуся Калиновского

БИЛЕТ 15

1. Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в

2. Условия и особенности отмены крепостного права в Беларуси

БИЛЕТ 16


1. Франциск Скорина — восточнославянский и бело­русский гуманист, просветитель, первопечатник. Взгляды и издательская деятельность

2. Столыпинские реформы и их осуществление в Беларуси

БИЛЕТ 17

1. Причины и условия объединения Польши и Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Люблинская уния 1569 г.

2.Промышленное развитие и состояние городов Бела­руси в 60-е гг. XIX — начале XX в

БИЛЕТ 18


1. Политическое положение Великого Княжества Ли­товского в составе Речи Посполитой в последней трети XVI — начале XVII в. Статут ВКЛ 1588 г

2. События Первой мировой войны на белорусских землях

БИЛЕТ 19

1. «Волочная помера» 1557 г. Становление фольварочно-барщинной системы хозяйствования

2. Условия и особенности формирования белорусской нации во второй половине XIX — начале XX в

БИЛЕТ 20


1. Городская жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI — первой половине XVIII в. Цеха. Возникновение мануфактур

2.Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в

БИЛЕТ 21

1. Реформация и Контрреформация на территории Беларуси

2. События российских буржуазно-демократических революций 1905—1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси
БИЛЕТ 1
1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси

1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данно­го типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспо­собились к жизни в холодном климате, обусловленном на­хождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселятся на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек При­пять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомель­ской области. Они существовали примерно 24—21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.

2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысяче­летия до н. э. За этот период произошло несколько наступ­лений ледника.

Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений лед­ника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.

Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют потребительским (присваивающим).

После отступления последнего ледника началось потеп­ление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озера­ми, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изоб­рели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдол­бленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную гли­няную посуду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол.

Незаменимым материалом для производства орудий тру­да был кремень. Его добывали в первобытных шахтах — вертикальных колодцах глубиной 3—5 м, найденных архе­ологами у поселка Красносельский Волковысского района.

Первым известным коллективом людей было первобыт­ное человеческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50—70 кровных родс­твенников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые ис­торики разделяют мнение о том, что родство первоначаль­но велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.

3. Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. приблизительно до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попада­ли с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторож­дений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводс­тву и от собирательства к земледелию. Он означал переход от потребительского к производительному хозяйству. При производительном типе хозяйства древние люди собствен­ным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале зем­леделие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем — подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной- суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плос­кодонную глиняную посуду.

Во время бронзового века на территорию Беларуси посте­пенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Восто­ка. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современных литовцев и ла­тышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.

4. Железный век на территории Беларуси начался при­мерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили э го сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу.. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу — кричное железо. Постепенно раз­вивалось земледелие, ставшее пахотным. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.

Совершенствование орудий труда привело к возникно­вению излишков продуктов и имущественного неравенства среди людей. Появились богатые и бедные. Между ними происходили стычки. Для защиты люди начали строить ук­репленные поселения — городища.

5. Невозможность объяснить природные явления (мол­нию, гром и др.) породила у людей веру в сверхъестес­твенные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела, и в ее бессмертие. Поэтому возникли похоронные обряды, когда тело умер­шего закапывалось головой на запад, лицом к восходящему солнцу, либо сжигалось, так как огонь считался священной силой. Покойнику клали его вещи, будто бы необходимые в «загробном мире». Это были украшения, оружие, орудия труда и быта. Бытовал обычай насыпать над могилами кур­ганы из песка или другого грунта, средняя высота которых составляла 1—2 м.

Возникновение религиозных верований, а также хозяйс­твенные занятия первобытных людей повлияли на зарож­дение первобытного искусства. Первым его примером яв­ляется скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют найденные археологами статуэтки, изоб­ражавшие женщин, мужчин, лося, утку. Свидетельствами возникновения искусства также считаются орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инстру­менты (бубен, дудки).



2. Внутриполитическое положение Великого Княжес­тва Литовского в первой половине XVI в.

1. В начале XVI в. в ВКЛ усилилась внутриполитическая борьба между группировками феодалов за власть, примером которой стало выступление Михаила Глинского в 1508 г. Его авторитет как гетмана ВКЛ возрос после победы над крымскими татарами в битве под Клецком в 1506 г. Он был первым советником при великом князе литовском Александ­ре Казимировиче в 1492—1506 гг. Однако после смерти князя М. Глинский лишился своего влияния при дворе великого князя Сигизмунда I Старого. Оклеветанный соперниками, М. Глинский решил с ними расквитаться, начав вооружен­ное выступление. Собрав своих приверженцев, он выступил против Сигизмунда I Старого с целью возвращения своей прежней роли в государстве.

М. Глинский для борьбы за высокое положение в госу­дарстве решил использовать недовольство православных феодалов. Несмотря на католическое вероисповедание, Глинский стремился присоединить к себе православных феодалов. Он принял предложение великого князя мос­ковского о военной поддержке и передаче роду Глинских всех захваченных им земель взамен на признание своей за­висимости от Москвы. Московское княжество в то время являлось одним из самых сильных среди русских государств и проводило политику «собирания русских земель». Москва стала центром православной веры, а значит, защитницей всего православного населения, в т. ч. на территории ВКЛ.

Отряды Глинского вместе с московским войском всту­пили в борьбу с войском ВКЛ. Однако в 1508 г. между ВКЛ и Москвой был подписан мир и Глинский остался без под­держки. Потеряв надежду на успех, Глинский выехал в Мос­кву. Его выступление завершилось поражением.

2. XVI столетие вошло в историю как «золотой век» ВКЛ, что было связано с правлением великого князя Си­гизмунда I Старого с 1506 по 1548 г. При нем был принят первый свод феодального права — Статут ВКЛ 1529 г. Сигизмунд добивался взаимопонимания между разными группировками феодалов и стремился к уравниванию прав шляхты и магнатов. Выступление М. Глинского свидетельс­твовало о том, что удержать «русские» земли в составе ВКЛ можно, только если православные феодалы получат доступ к управлению государством. Поэтому Сигизмунд I Старый содействовал закреплению веротерпимости, чтобы покон­чить с неравноправным положением православной знати в ВКЛ по сравнению с феодалами-католиками. С 1563 г. высшие должности в ВКЛ могли занимать представители как католического, так и православного вероисповедания.

ВКЛ во время княжения Сигизмунда I Старого вышло из полосы затяжных пограничных войн с Московским го­сударством. Была организована надежная система защиты от крымских татар.

Сигизмунд I Старый содействовал развитию образова­ния, науки и искусств, чему способствовала и его жена — итальянка Бона Сфорца. При нем издавались книги Ф. Скорины, в ВКЛ из Европы приезжали талантливые художники и музыканты, архитекторы и скульпторы.


БИЛЕТ 2
1. Восточнославянские племена на территории Бе­ларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв.
1. В конце V — начале VII в., во время так называемого Великого переселения народов, славяне начали широко рас­селяться в Европе. Они занимали земли южнее реки При­пять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Рассе­ление славян шло с юга и юго-запада в направлении севера. Двигались они преимущественно по рекам и притокам.

Вместе с тем во многих местах на территории Беларуси жили балты. Поэтому долгое время наблюдалось смешанное проживание славян с баллами. Затем балты окончательно слились со славянами, произошла славянизация болтов.

В VI—VII вв. славяне разделились на три большие груп­пы: западные, южные, восточные (последние являются предками современных белорусов, украинцев, русских). В VIII—IX вв. на территории Беларуси сложились племен­ные объединения восточных славян. Кривичи-полочане расселились по течению Западной Двины. Существует ли­тературная гипотеза, будто их название могло возникнуть от слова кровные, т. е. близкие по крови. Кривичи появились в результате славянизации болтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными со­седями полоцких кривичей были дреговичи, жившие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, среди которого они и жили, ведь в древности Припятское Полесье было почти сплошным огромным болотом. Соседями дре­говичей были радимичи, осевшие на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название древ­няя народность.

2. Общественные отношения были связаны с оконча­тельным формированием в VIII в. на территории Беларуси соседской общины. Ее возникновение было обусловлено пере­ходом от подсечно-огневого к пахотному земледелию. Теперь обрабатывать землю сохой и ралом и собирать урожай стало возможно силами одной небольшой семьи. Люди получи­ли возможность жить отдельными малыми семьями (отцы и их дети и внуки). В поисках пригодной для земледелия и урожайной почвы родственники из одной семьи начали покидать укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения.

Жители поселений составляли соседские общины. Са­мостоятельные крестьянские семьи входили в соседскую общину, называвшуюся у славян вервью. Это название проис­ходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежащий каждому члену общины.

У восточных славян постепенно возникало имущест­венное неравенство среди крестьян-общинников с после­дующим выделением знатных людей (знати). Из их числа выбирали вождя племени — князя. Вначале князь у славян был только военным руководителем. Все важные дела в сла­вянских племенах решались на народном собрании — вече. Со временем все управление племенем перешло к князю. Он стал обладателем определенных местных земель. Вместе со своей дружиной (отрядом вооруженных и специально обу­ченных военному делу людей) князь собирал с подвластного населения дань — натуральный оброк продуктами, называе­мый полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай.

3. Хозяйственные отношения характеризовались нали­чием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси. При под­сечно-огневом земледелии высекали лес, сжигали пни, засе­вали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, образовавшийся после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с отсеченными суками. При переходе к пахот­ному типу земледелия стали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными нарогами. Распространенными сельскохозяйственными куль­турами были рожь, просо, пшеница. Вторичную роль играли охота, рыболовство, бортничество (пчеловодство) — сбор меда лесных пчел. Бортью у славян называлось дупло, в ко­тором водились пчелы. Мед и воск тогда высоко ценились.

Важную роль играли ремесла. Ремесленники произво­дили вещи из железа. Была налажена обработка цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали укра­шения. Из глины получали посуду (горшки, миски). Жен­щины пряли и ткали.

2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки за­ключения и распространение униатства на территории Беларуси

1. Предпосылки заключения Брестской унии состоя­ли в том, что с момента раздела христианства в 1054 г. на православие и католичество предпринимались неоднократ­ные попытки их слияния в единое целое. Идею союза двух церквей поддерживали великие князья литовские. Римско- католическая церковь стремилась за счет унии расширить свое влияние, тем самым компенсируя потери Реформации. После заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой ее верховная власть видела возможность объ­единить все население страны с помощью единой религии — католичества. Католические правители путем объединения церквей мечтали добиться победы над православием и уси­лить свое влияние в Европе.

В 1577 г. вышла книга ректора Виленской иезуитской академии Петра Скарги «О единстве церкви Божьей...», в ко­торой утверждалось, что единственным выходом из кризиса для православной церкви в ВКЛ является возобновление унии. Идею унии поддержал православный епископ Ипа­тий Потей, рассчитывая таким образом достичь равенства православной церкви в правах с католической и получить доступ к государственной власти.

В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на ко­тором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (уни­атскую). По условиям унии православные признавали ру­ководство униатской церковью со стороны паны римского, но сохраняли своп прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковносла­вянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.

2. Распространение униатства на территории Белару­си как новой религии в конце XVI — первом десятилетии XVII в. происходило насильно. Закрывались православные церкви и школы. В униатских церквях стал использоваться польский язык вместо старобелорусского, что вызвало не­довольство верующих. Центрами борьбы с унией стали пра­вославные братства в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Менске. В результате оказалось, что уния не объединяла, а разъединяла население ВКЛ. Защитник православия по­лоцкий архиепископ Мелегпий Смотрицкий в своем произве­дении «Фринос» (1610 г.) призывал народы ВКЛ и Украины объединиться против католицизма.

В 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепис­копа Иосафата Кунцевича, силой насаждавшего унию на территории Полоцкой епархии, куда восходят древние корни православной церкви. За свою жестокость Кунцевич полу­чил прозвище «душегуб». Римский папа Урбан расправился с городом: Полоцк лишился магдебургского права, его рату­ша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола.

Многочисленные выступления православных верую­щих вынудили короля Речи Посполитой вернуть права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В кон­це XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси было униатами.


БИЛЕТ 3
1. Полоцкое княжество в IX—XI вв. Княжеско-вечевой строй
1. В конце IX в. возникает древнерусское государство восточных славян Киевская Русь. Современная территория Беларуси составляла западные земли Киевской Руси, счи­тающейся общим государством восточных славян. В пись­менных источниках государственное образование восточ­ных славян на территории Беларуси Полоцкое княжество упоминается как Полоцкая земля. Центром княжества был город Полоцк, упомянутый в летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, являвшейся частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение благоприятс­твовало скорому росту Полоцка и его превращению в круп­ный центр торговли и ремесел.

Первым известным в истории полоцким князем был Рогволод. В летописи под 980 г. говорится, что «Рогволод же пришел из-за моря и имел волость свою в Полоцке». В 60— 70-е гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новго­родом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, также просившему руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Он отомстил полоцкой княжеской семье. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод же и оба его сына убиты. Рогнеда насиль­но взята в жены Владимиром.

В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим князем киевским. С его именем связано при­нятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии — христианства. Владимир дал Рогнеде новое имя — Горисяава. Возможно, Рогнеда, прожив с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и братьев и решилась убить его. Но покушение не удалось, Рогнеду по законам того времени должны были казнить. Мать за­щитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав. Пораженный поступком сына, Владимир приказал выслать Рогнеду с Изяславом в Полоцкое княжество. Здесь для нее был построен город, названный именем ее сына — Изяславль (теперь Заславль). Рогнеда постриглась (по иной гипотезе, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась в истории как княжна с тремя именами и как одна из первых монахинь среди восточных славян.

При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изя- слава на княжение. Он известен в истории как князъ-книжник, знавший и распространявший грамоту вместе с христи­анством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., всего на год пережив свою мать.

2. Усиление Полоцкого княжества произошло в XI в. при сыне Изяслава, полоцком князе Брячиславе. Он со сво­им войском захватил волоки, соединявшие Западную Дви­ну и Днепр на пути «из варяг в греки» и принадлежавшие Новгороду. Они позволяли с помощью бревен провести (проволочь) суда и таким образом пройти от Балтийского (Варяжского) до Черного (Русского) моря. Однако войско Брячислава было разбито его дядей — киевским князем Ярославом Мудрым, который сам хотел контролировать путь «из варяг в греки» и собирать дань с купцов. О княже­нии Брячислава напоминает название современного города Браслава, построенного по его приказу.

Легендами овеяно имя сына Брячислава — полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родил­ся от колдовства, чародейства. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь правил Полоцкой зем­лей, достигшей при нем наивысшего подъема.

Всеслав, расширяя свою власть, стремился захватить зем­ли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого в 1067 г. напали на пограничный город Полоцкой земли — Менск (Минск). 3 марта состоялась жестокая битва на реке Немиге. Город был сожжен, а его жители — меняне — цленены.

3. Способ государственного правления в Полоцкой земле представлял собой княжеско-вечевой строй. Власть князя сочеталась с наличием вече — общего собрания взрослых мужчин, имевшего право снимать и назначать князя. Назва­ние «вече», вероятно, происходит от того, что на собрании вели разговор («вещали») о важных общественных делах. На собрание горожан призывал колокол, а решение прини­малось по силе крика тех, кто его поддерживал.

В обязанности князя входили организация и командо­вание войском, сбор дани с населения. Войско в I [олоцке состояло из дружины — специально обученного военному делу отряда людей и народного ополчения, которое состояло из горожан и называлось «полком».

В восточнославянских землях действовали законы, назы­ваемые «правдами». Наиболее известный среди них сборник «Русская правда», разработанный при киевском князе Яро­славе Мудром. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда Божьего». Например, если у обвиняемого остава­лись ожоги после того, как он подержал руки над огнем, то это свидетельствовало о его вине. Суд правил князь или его представители. Правота либо вина обвиняемого определя­лась обычно в пользу князя через денежные штрафы или физические наказания.




Каталог: upl1
upl1 -> Тест 2 (История. 7-8 классы. 1999) Кушнерева Русское государство во второй половине XV начале XVII в
upl1 -> Т. В. Коваль Н. С. Борисов А. А. Левандовский история россии с древнейших времен до конца XIX века 10 класс Поурочные рекомендации Пособие для учителя
upl1 -> Первобытный строй на территории Беларуси делится на три периода каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40-35 тыс лет назад


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница