1 Характеристика приобретаемой новой квалификации Область профессиональной деятельности выпускников дополнительной профессиональной программы включает: образование, социальную сферу, культуру




страница1/10
Дата16.07.2016
Размер2.22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительного образования


СОГЛАСОВАНО


Председатель экспертного совета

по дополнительному образованию

ГБОУ ВО МГПУ

____________________/ /

Протокол №_____ от _________________

УТВЕРЖДАЮ


Первый проректор

ГБОУ ВО МГПУ


_________________Е.Н. Геворкян

«_____»______________2015 г.



Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)
«ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»,

Квалификация – преподаватель истории, обществознания
(504 час.)

Авторы курса:

Шевченко Н.И., к.п.н., доцент,

Иванова О.А., д.п.н., профессор,

Махотин Д.А., к.п.н., доцент,

.

Москва, 2015



Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Характеристика приобретаемой новой квалификации

Область профессиональной деятельности выпускников дополнительной профессиональной программы включает: образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности выпускников дополнительной профессиональной программы с присвоением квалификации «учитель истории, обществознания» являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение.

Вид профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники дополнительной профессиональной программы с присвоением квалификации «учитель истории, обществознания» - педагогическая.

Программа профессиональной переподготовки «Преподаватель истории, обществознания» разработана учетом нормативных документов:



  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «22» декабря 2009 г. № 788);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «17» января 2011 г. № 46);

  • Историко-культурный стандарт по истории России. 30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте (ИКС).

  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) и др.


Вид трудовой деятельности и трудовые функции

Вид профессиональной деятельности

Группа занятий

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции, реализуемые после обучения

Код

Уровень квали-

фикации

Среднее общее образование

Преподаватели в средней школе

Код А

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования



Общепедагогическая функция. Обучение

А/01.6


6

6
6


Воспитательная деятельность

А/02.6


Развивающая деятельность

А/03.6







Код В

Педагогическая деятельность

по проектированию и реализации основных общеобразовательных

программ


Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

B/03.6


6



1.2. Цель реализации программы

Формирование / совершенствование профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение педагогами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями дополнительной квалификации по профилю «История, обществознание» в области основного общего образования, среднего общего образования.



1.3. Планируемые обобщенные результаты обучения

Код компетенций

Компетенции

Код трудовых функций

Трудовые

функции

Бакалавр

050100

Магистр

440401

ОК-3




способностью понимать значение культуры как формы человеческого

существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными

ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества


А/01.6


Общепедагогическая функция. Обучение



ПК-1




способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и

элективных курсов в различных образовательных учреждениях



А/01.6

В/03.6

Общепедагогическая функция. Обучение
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

ПК-2




способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития

личности обучающихся;



А/01.6


Общепедагогическая функция. Обучение


ПК-3




готовностью применять современные методики и технологии, методы

диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-

воспитательного процесса;


А/01.6


А/03.6

А/02.6

В/03.6



Общепедагогическая функция. Обучение
Развивающая деятельность
Воспитательная деятельность
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

ПК-4




способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов

социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к

сознательному выбору профессии;


А/01.6

А/02.6


А/03.6


Общепедагогическая функция. Обучение
Воспитательная деятельность

Развивающая деятельность




ПК-5




способностью использовать возможности образовательной среды для

формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества

учебно-воспитательного процесса;


А/01.6

А/02.6


Общепедагогическая функция. Обучение
Воспитательная деятельность

ПК-7




способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать

активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие

способности;


А/01.6

В/03.6


Общепедагогическая функция. Обучение
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

ПК-11




готовностью использовать систематизированные теоретические и практические

знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;



А/03.6
В/03.6



Развивающая деятельность
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

ПК-12




способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом

особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;



А/01.6

А/03.6


Общепедагогическая функция. Обучение

Развивающая деятельность




ПК-13




способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные

методы научного исследования.




А/01.6


А/03.6

В/03.6

Общепедагогическая функция. Обучение

Развивающая деятельность


Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

1.4. Категория слушателей: лица, имеющие высшее профессиональное образование.

1.5. Форма обучения: очно-заочная (с использованием ДОТ).

1.6. Режим занятий: 6 часов в день, 2 раза в неделю.

1.7. Трудоемкость обучения по ДПП: 504 часа.

1.8. Срок обучения по ДПП составляет 1 год.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный (тематический) план

программы «Преподаватель истории, обществознания»

п/н




Наименование разделов, дисциплин, итоговой аттестации


Всего часов


В том числе



Форма контроля

Аудиторная

Внеаудиторная работа.

(Самост.работа)

Лекции

Практ.

занятия

Базовая часть

Р.1.

Введение в педагогическую деятельность

42

22

12

8

зачет

1.1.

Нормативно-правовое обеспечение историко-обществоведческого образования. Профессиональный стандарт педагога.

18

10

6

2




1.2.

Психолого-педагогические основы образовательной деятельности

24

12

6

6




Вариативная составляющая

Профильная часть (предметно-методическая)

Р.2.

Научные основы школьных предметов (история и обществознание)

332

172

96

64




2.1

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

Всеобщая история с древности по начало XXI века



60

30

18

12

Экзамен

2.2.

Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины

18

6

6

6

Зачет

2.3

История России с древнейших времен по начало XXI века

92

52

28

12

Экзамен

2.4

История мировой и отечественной культуры

18

6

6

6

Зачет

2.5.

Обществознание

72

42

18

12

Экзамен

2.6

Методика преподавания истории и обществознания

72

36

20

16

Экзамен

Р.3

Стажировка

100




12

88

Зачет

Р.4

Итоговая аттестация











30

Защита проекта




Всего (аудиторных)

180

194

120










Всего (внеаудиторных)

190







190







Общая трудоемкость

504

194

120

190





2.2. Рабочие программы дисциплин Раздела 1. «Введение в педагогическую деятельность»
2.2.1. Рабочая программа дисциплины

«Нормативно-правовое обеспечение историко-обществоведческого образования»
2.2.1.1. Планируемые результаты обучения

Р.1.

Введение в педагогическую деятельность

Код компетенции


Знать


Уметь

Бакалавриат

Магистратура


4 года

5 лет

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт

общего образования. Фундаментальное ядро






ПК-4,

ПК-3,


ПК-11,

ПК-13





-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

-основные документы историко-обществоведческого образования, регулирующие общее образование, локальные акты;

-содержание фундаментального ядра по истории и обществознанию;

-основы планирования: виды планов, назначение, принципы и методы их разработки, критерии оценки качества планов;

-особенности составления рабочей программы по истории, обществознанию;

-современные подходы к воспитанию школьников и способы их реализации на роках истории, обществознания и во внеурочной деятельности;

-требования подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.


-реализовывать на практике нормативные требования к достижению результатов по истории и обществознанию;

--доступно излагать изменения в нормативной базе школьникам;

-решать профессиональные предметные задачи;

-формулировать цели историко-обществоведческого образования и доносить их смысл до обучающихся;

-соотносить фундаментальное ядро с программой УМК;

-контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.



2.

Историко-культурный стандарт. Концепция УМК




ПК-3,

ПК-5,


ПК-7,

ПК-11,






Концепцию единого учебника по истории России;

-историко-культурный стандарт (далее ИКС);

Отличие ИКС от ФГОС;

основные подходы реализации ИКС;

концепцию УМК на основе (ИКС);

линии учебников на основе ИКС;

«трудные вопросы» истории России и способы совместного поиска ответа;


-соотносить содержание обучения с применяемыми методами и приемами;

-отбирать обществоведческое содержание на урок в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся и другими факторами;

-составлять план (проект) урока, с учетом деятельности учителя и учащихся,

-разрабатывать средства оценивания, планировать применение и использование современных педагогических технологий;

-создавать оптимальные учебные ситуации для формирования УУД


3.

Профессиональный стандарт педагога.




ПК-5, ПК-7, ПК-9,

ПК-13





-трудовые функции и условия их осуществления;

о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;

-способы эффективного отбора педагогических методов и средств


-решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

-использовать знание детской психики, особенностей среды;

-проектировать рост и развитие профессиональной карьеры



2.2.1.2. Учебный (тематический) план



п/п

Наименование

разделов (модулей) и тем

Всего,

час.

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

Самост. работа




Базовая часть

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Фундаментальное ядро

6

2

2

2



Выполнение заданий

2

Историко-культурный стандарт. Концепция УМК

8

6

2






3.

Профессиональный стандарт педагога

4

2

2










ВСЕГО

18

10

6

2

Выполнение заданий


2.2.1.3. Содержание дисциплины

«Нормативно-правовое обеспечение историко-обществоведческого образования»
Рабочая программа дисциплины

п/п, название темы

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Базовая часть

Нормативно-правовое обеспечение

историко-обществоведческого образования



Виды учебного занятия, учебных работ




Тема 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Фундаментальное ядро

Лекция, 6 час.; практич. занятия, 2 час.; сам.раб., 2 часа (см. 2.2.1.4)

Конституции Российской Федерации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам общего образования). Федеральный государственный стандарт общего образования. Цели ФГОС общего образования. Интегральные линии ФГОС. Требования к образовательным результатам обучающихся. Рабочие программы по истории, обществознанию. Фундаментальное ядро по истории и обществознанию. Санитарно-эпидемиологические требования к организации деятельности образовательной организаций. Права и обязанности участников образовательного процесса, закрепленные в законодательстве. Особенности кадровой политики в области образования. Профессиональный стандарт педагога, осуществляющего педагогическую деятельность в основном общем, среднем общем образовании. Изменение требований к подготовке педагогов

Тема 2. Историко-культурный стандарт.



Лекция, 6 час.; практ. занятия, 2 час.

Единая концепция исторического образования. Различие в целях академического научного познания и ИКС как основы и комплекса требований к преподаванию истории. Идея, цели и особенности, структура историко-культурного стандарта (далее ИКС) по истории России. Концепция нового УМК по истории России. Учебно-методические задачи УМК. Научно-общественная экспертиза ИКС. Переход в преподавании с концентрической модели на линейную. Процедуры создания новых линий УМК на основе ИКС. Новизна линий УМК по новой Концепции. ИКС и трудные вопросы истории. Понятие «трудные вопросы истории». ИКС и формирование исторического сознания. Перечень трудных вопросов истории. Соотнесение требований ФГОС и ИКС к достижению результатов.

Тема 3. Профессиональный стандарт педагога. Компетенции педагога

Лекция, 4 часа;

Правовой статус педагога. Нормативные документы, регламентирующие требования к педагогическим работникам. Профессиональный стандарт как нормативный документ, описывающий требования к профессиональной деятельности педагогических работников по различным квалификационным группам. Цель, структура и содержание профессионального стандарта педагога.

Сферы применения профессионального стандарта педагога в области управления педагогическими кадрами и как основание для профессионального развития педагога.

Понятие профессионального развития как непрерывного процесса совершенствования личностных и профессиональных компетенций работника в процессе накопления формального, неформального и спонтанного опыта. Цели, условия и методы профессионального развития педагогических работников.


Практическое занятие, 2 час.

Задания:

1) Построение индивидуального плана (программы) профессионального развития педагогического работника на основе профессионального стандарта (работа в группах).


Вопросы для обсуждения:

  1. Что может анализировать педагог для построения планов профессионального развития?

  2. Какие методы диагностик личностных и профессиональных компетенций работника вы знаете? Используете в своей профессиональной деятельности? Какие используются в вашей образовательной организации?

  3. Имеет ли право педагог на выбор методов и форм профессионального развития?

  4. Что эффективнее – обучаться индивидуально или в команде?

2) Используя экспертный лист, оцените свои профессиональные качества в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога для педагогической деятельности на конкретном уровне образования (основного и среднего общего). Сделайте вывод по поводу самооценки своих профессиональных качеств (компетенций).





2.2.1.4. Формы аттестации и оценочные материалы

по дисциплине «Нормативно-правовое обеспечение историко-обществоведческого образования»
Реализация содержания программы профессиональной переподготовки включает использование текущего, промежуточного и итогового контроля. Задания текущего и промежуточного контроля предназначены для их выполнения каждым слушателем в рамках изучения соответствующей дисциплины.

Формы аттестации:

Текущий контроль: в форме тестирования, выполнения различных проектных и практических заданий, семинаров, вопросов к дискуссии, моделирующих элементы профессиональной деятельности учителя истории и обществознания и др.; контроль посещаемости и присутствия на занятиях.

Промежуточный контроль - зачет, экзамен по завершению освоению дисциплины, промежуточные задания по комплексам тем. Допуск к промежуточной аттестации осуществляется на основе успешных результатов текущего контроля (аттестации).

Итоговый контроль: аттестационная работа (проект) по программе.

Форма итоговой аттестации позволяет оценить результаты освоения программы.



Виды аттестации и формы контроля по дисциплине

Вид

аттестации

Форма

контроля

Виды оценочных материалов

Текущая

Тест

    1. Главной целью реализации ФГОС по истории является:

А) творческое развитие школьника;

Б) формирование личности;

В) сотрудничество;

Г) получение знаний. (Ответ: б)

2. Структура программы по истории включает:

А) задания по темам;

Б) пояснительную записку;

В) учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;

Г) проектирование деятельности учителя.

(Ответ: б, в)



текущая

Проблемно-ориентированное задание (п.1.)

1.Проанализируйте требования ФГОС, ФЗ «Об образовании» и предложенное извлечение из примерной ООП.

текущая

Проектные задания для малых групп (по выбору) (п.2.)

1)Разработка технологической карты перехода на ИКС по истории России для 7 класса.

2)Разработка проекта урока истории в условиях перехода на ИКС и развития УУД (коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные).



текущая

Практическое задание (п.3.)

1) Используя экспертный лист, оцените свои профессиональные качества в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога для педагогической деятельности на конкретном уровне образования (основного и среднего общего). Сделайте вывод по поводу самооценки своих профессиональных качеств (компетенций).

текущая

Самостоятельная работа

См. с. 15 - 16

промежуточная

Зачет (собеседование, фронтальное)

Вопросы для собеседования:

  1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие развитие системы историко-обществоведческого образования.

  2. Историко-культурный стандарт по истории России.

  3. Санитарно-эпидемиологические требования к организации деятельности образовательной организаций.

  4. Права и обязанности участников образовательного процесса, закрепленные в законодательстве.

  5. Характеристика профессионального стандарта педагога.

  6. Сферы применения профессионального стандарта как основание для профессионального развития педагога.

  7. Особенности психологии современного подростка.

  8. Психолого-педагогические условия развития личности старшеклассника.



Контрольно-измерительные материалы по дисциплине



Предмет оценивания

Формы и методы оценивания

Характеристика оценочных материалов

Показатели оценивания

Критерии оценивания

Вид аттестации



ОК-2,

ПК-4,

ПК-5,

ПК-11

ПК-13

Проблемно-ориентированное задание (п.1.)

Устный ответ

Способность использовать эффективные методы достижения образовательных результатов

См. ниже



текущая




ОК-3,

ПК-7,

ПК-11, ПК-12

Проектные задания (п.2.)

Письменный ответ

Готовность прогнозировать и проектировать педагогическую ситуацию, процесс

Ответ оценивается положительно, если он содержит:

1)целостное представление о процессе;

2)имеет логичную структуру;

3)очевидны связи между этапами (действиями);

4)структура является обоснованием результата.



текущая





ПК-2,

ПК-4,

ПК-3,

ПК-5, ПК-11,

ПК-13

Практическое задание (п.3.)

Письменный ответ (заполнение экспертного листа)

Способность использовать эффективные методы достижения образовательных результатов

Ответ оценивается положительно, если он содержит:

1)  обоснование дидактической целесообразности применения инструментария;

2) соотносит собственные умения и действия с требованиями ПСП;

3)  вывод, основанный на логической связи с содержанием экспертного листка.




текущая




ОК-3,

ПК-2,

ПК-4, ПК-5,

ПК-7,

ПК-11,

ПК-12

Зачет (собеседование, фронтальное)

Устный ответ

Способность ориентироваться в усвоенном материале;

демонтрировать способность к анализу, аргументации, обобщению, корреляции и экстраполяции, аналогии



См. ниже

Промежуточная


Критерии оценивания устного ответа

на практическом занятии, семинаре

Устный ответ на практическом занятии, семинаре должен представлять собой доступное, логически последовательное сообщение на заданную тему, демонстрировать умение применять тезаурус, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) грамотное изложение мыслей.

Отметка «отлично» ставится, если:


  • слушатель полно излагает материал, использует основные понятия;

  • демонстрирует владение изучаемым материалом, способен обосновывать свои суждения, применять знания на практике, подбирать необходимые примеры;

  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«Хорошо» – слушатель представляет ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «отлично», но допускает 1- 2 ошибки, которые способен сам исправить, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«Удовлетворительно» – слушатель обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:



  • излагает материал неполно, нелогично, допускает неточности в определении понятий и их интерпретации;

  • не готов достаточно глубоко и доказательно аргументировать суждения и подбирать примеры;

  • излагая материал, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «неудовлетворительно» ставится в случае, если:

  • обнаруживается незнание большей части представляемого вопроса;

  • допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл;

  • беспорядочно и неуверенно излагает материал;

  • слабо ориентируется в рамках учебной программы.

Отметка «неудовлетворительно» отражает недостатки в подготовке, препятствующие успешному овладению последующим материалом, становлению опыта.
Самостоятельная работа слушателей программы

Самостоятельная работа слушателей преимущественно осуществляется посредством системы дистанционного обучения MOODLE по дисциплинам программы в виде изучения тематической информации, презентаций, электронных изданий (ЭИ) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), а также выполнения широкого спектра заданий, представляющих собой проектирование методических разработок разного уровня сложности по истории и обществознанию. Методическая подготовка к выполнению самостоятельной работы осуществляется на осваиваемых дисциплинах всех разделов программы. При изучении дисциплин Раздела 2, предполагающих формирование специальных компетенций, усиливается значимость и доля самостоятельной работы обучающихся в процессе применения изученного теоретического материала в методическом формате образовательных ситуаций на уроках по истории и обществознанию.

Освоенные умения, навыки, развитые способности и универсальные действия и виды деятельности в процессе выполнения различных типов заданий интегрируются, закрепляются в процессе прохождения педагогической стажировки.
Примерные задания для самостоятельной работы


  1. Проанализируйте учебники отечественной истории выпуска 90-х годов XX века, 2006 года и 2013-14 годов по самостоятельно найденному основанию.

  2. Сравните учебники по обществознанию Л. Боголюбова и А. Кравченко по самостоятельно найденному основанию (с позиции требований ФГОС к результатам освоения ООП).

  3. Сопоставьте методический аппарат учебников по двум стандартам по истории и обществознанию (на выбор).

  4. Проанализируйте, насколько реализуются идеи развития личности школьника в учебниках ведущих издательств.

  5. Проанализируйте тексты учебников на соответствие требований развития метапредметных компетенций у обучающихся.

  6. Проанализируйте учебник истории (ФГОС) с позиции требований ИКС.


2.2.1.5. Организационно-педагогические условия реализации дисциплины

2.2.1.5.1. Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины (литература)

Основная:



  1. Акульшин П.В., Гребенкин И.Н. Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание. Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2013. - № 4 (41).

  2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций. (Серия «Просвещение - учителю»). - М.: Просвещение, 2015.

  3. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016. — 77 с.

  4. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ от 28 мая 2014 года №3241п-П8).

  5. Махотин Д.А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу // Вестник РМАТ. 2012. №2, 3 (5,6). С. 89-99.

  6. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Сертификация педагогических работников как инструмент независимой оценки их квалификации и компетенций // Народное образование. 2012. №8. С. 163-171.

  7. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? - М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная:



  1. Балыхин Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. – М: ИФ «Образование в документах», 2010. – 248 с.

  2. Комплексная безопасность образовательного учреждения. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. Сборник законодательных актов, нормативных и информационно-методических материалов / Под общ. ред. Л.Н. Антоновой, министра образования Московской области. Отв. редакторы: Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко. Составители: Н.В. Андреева, Х.М. Асеев, В.И. Беляев, А.И. Котова, Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко, В.Ф. Сауткин, Т.И. Шульга. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2008. - 259с.

  3. Макет профессионального стандарта (вторая редакция, утв. распоряжением Президента РСПП от 06 сентября 2012 г. №10-РП).

  4. Медицинское обеспечение безопасности в образовательных учреждениях: метод. пос. / авт. - сост. А.Н. Каргин, Ю.Н. Фокин. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 80 с. - (Методика).

  5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. М., 2010.

  6. Пилипенко В.Ф., Парфенов А.А. Организация охраны образовательного учреждения. Учебно-практическое пособие // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2009. - 96 с.

  7. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Комплексная оценка педагогической деятельности№ 10 (октябрь), б.м. : Справочник руководителя образовательного учреждения, 2009 г.

  8. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Методика стимулирования профессионального развития педагогических работников . №№ 10,11, б.м. : «Администратор образования» , 2010 г. (статья представлена на сайте http://comp-mgpu.ru)

  9. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Масумов М.А. Эффективный педагогический работник: оценить по стандарту. № 6. – С. 81-89, б.м. : Кадровик, 2012 г. (статья представлена на сайте http://comp-mgpu.ru)

  10. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Критерии оценки педагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и образовательного стандартов педагога. Москва : ООО «НИЦ Инженер», 2007. – 92 с. (монография представлена на сайте http://comp-mgpu.ru)

  11. Советы специалистов. – журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – М., 2013. - №6. – с. 35-42.

  12. Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода // Справочник заместителя директора школы, № 6 (июнь), 2009

  13. Фролов Ю.В. Управление знаниями: учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим, управленческим и экономическим специальностям в учреждениях высшего профессионального образования. М.: Инженер, 2007. – 404 с.

  14. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов. №8, б.м. : Высшее образование сегодня, 2004 г.


Нормативные документы

  1. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3483

  2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. – URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii (дата обращения: 25.09.2015).

  3. Перечень учебников на 2015-2016 учебный год. Приказ от 8 июня 2015 года № 576 «Изменения, которые вносятся в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253». [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5613/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4486/%D0%9D%D0%A2-16_08%D0%BF%D1%80%20%D0%BE%D1%82%2015%2005%202015.pdf (дата обращения: 25.09.2015).

  4. Письмо Минобрнауки РФ от 09.10.2014 г. N МОН-П-4505 «Об учете Положений концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/420234687 (дата обращения: 25.09.2015).

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

  6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) стандарт. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 года [Электронный ресурс]. – URL: http://профстандартпедагога.рф/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0/ (дата обращения: 05.05.2015).

  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт
    среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413).

  9. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 (дата обращения: 05.05.2015).


2.2.2. Рабочая программа дисциплины

«Психолого-педагогические основы образовательной деятельности». Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
2.2.2.1.Планируемые результаты обучения

Р.1.

Введение в педагогическую деятельность

Код компетенции


Знать


Уметь

Бакалавриат

Магистратура


4 года

5 лет

1.

Педагогика




ПК-1,

ПК-2,


ПК-3, ПК-4,

ПК-5,


ПК-7,

ПК-11,


ПК-12




-закономерности педагогического процесса, -современные психолого- педагогические теории и технологии обучения, воспитания и развития;

-современные педагогические и психологические концепции;

-современные педагогические технологии и способы их эффективного использования;

-отличия между методом и технологией;

-значимость целеполагания в образовательном процессе;

- структуру технологии.



-отбирать методы, адекватные целям;

-определять эффективные условия для личностного развития обучающихся;

-проектировать воспитательные мероприятия;

-создавать интерактивную образовательную среду;

-технологизировать образовательный процесс, отдельные этапы урока;

-составлять технологическую карту;

-осуществлять проектную и следовательскую деятельность;

-применять современные образовательные технологии.




2.

Психология.




ПК-1,

ПК-2,


ПК-3, ПК-4,

ПК-5,


ПК-7,

ПК-11,


ПК-13




-особенности детей с отклонениями в развитии и специфику их обучения, развития и воспитания;

-основы возрастной психологии;

-особенности поведения в конфликтных ситуациях, ведения дискуссии.


-учитывать индивидуальные особенности детей.

-осуществлять

мониторинг и анализировать конфликтные ситуации;

- работать с традиционными носителями информации, распределенными базами



знаний.


2.2.2.2. Учебный (тематический) план



п/п

Наименование

разделов (модулей) и тем

Всего,

час.

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Лекции

Практические занятия

Самост работа







Базовая часть
















1.

Педагогика

12

6

4

2




2

Психология

12

6

2

4







ВСЕГО

24

12

12




Выполнение заданий


2.2.2.3. Содержание дисциплины «Психолого-педагогические основы образовательной деятельности»

п/п, название темы

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Базовая часть



Вид учебного занятия, учебных работ




Тема 1. Педагогика

Лекция, 6 час.

Качество образования в системе модернизации образовательной системы. Модернизация и трансформация системы образования. Дидактика как раздел педагогики. Предмет дидактики. Дидактические отношения. Образование и образовательная деятельность. Целостный педагогический процесс. Педагогическая задача. Понятие «процесс», «структура», «педагогический процесс». Структура целостного педагогического процесса. Функции целостного педагогического процесса. Этапы целостного педагогического процесса. Прикладная дидактика. Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Технологии формирования метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий. Технологии повышения мотивационного потенциала субъектов образовательного процесса. Личностно ориентированные, здровьесберегающие, диалоговые технологии. Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения. Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения. Технологии сотрудничества. Технология развития позитивности в отношениях субъектов образовательной среды.




Практическое занятие, 2 час.


1.Проектирование образовательного процесса в условиях реализации личностно ориентированных образовательных технологий.

Вопросы и задания:

1)Понятие и классификация личностно ориентированных образовательных технологий.

2)Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации личностно ориентированных образовательных технологий.

3)Деятельность обучающегося и педагога в условиях личностно ориентированных образовательных технологий

4)Разработка дидактического материала по одной из личностно ориентированных образовательных технологий: технология полного усвоения; технология индивидуальных образовательных траекторий; адаптивная система обучения; парацентрическая технология обучения; технология естественного обучения; бригадно-индивидуальная технология и т.д.






Практическое занятие, 2 час.

1.Задания практической работы:

  1. Составьте аннотированный список литературы по вопросу модернизации образовательной системы РФ.

2.Составьте список аргументов в пользу утверждения: «Системно-деятельностный подход - основа реализации ФГОС нового поколения».




Самостоятельная работа, 2 час.

Задания (выполнить два задания по выбору):

1.Изучите классификации технологий. 2.Составьте характеристику наиболее востребованных педагогических технологий.

3.Инновационные педагогические технологии и их характеристика.1.Разработка технологической карты урока с использованием технологий развития (по выбору).


Тема 2. Психология


Лекция, 6 час.

Возрастная периодизация в психологии. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы.

Теория деятельности. Психология познавательных процессов. Психология личности (мотивы, потребности, эмоции, воля, я-концепция, личность в критических ситуациях). Индивидуальные особенности человека (темперамент, характер, способности). Проявление индивидуальных особенностей у современных подростков и раннего юношества. Социализация ребенка в образовательной организации и семье. Этапы и условия социализации






Практическое занятие, 1 час.

Тема занятия: «Тренинг коммуникативной компетентности педагогов»

Цель тренинга: овладение навыками эффективности взаимодействия с коллегами, учащимися, их родителями.

Задачи тренинга:


  1. Знакомство с концепцией коммуникативной компетентности.

  2. Освоение стилей педагогического общения, расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.

  3. Овладение навыками эффективного слушания и «я-высказывания».

  4. Освоение техник снижения эмоционального напряжения.

Развитие навыков личностной защищенности в ситуациях общения.




Практическое занятие (в группах), 1 час.

Тема занятия: «Наблюдение как метод изучения педагогом личности учащихся»

Цель – формирование навыка грамотного педагогического наблюдения за учащимися.

Оборудование: дневники наблюдений, заключения о проведенных наблюдениях.

Ход занятия:

Фронтальная работа – анализ опыта наблюдения:


  1. Достоинства и недостатки метода наблюдения?

  2. Индивидуальные трудности, возникшие при проведении наблюдения и способы их преодоления?

Групповая работа: слушатели объединяются в группы по 5-7 человек. На основе предварительно проведенных наблюдений и подготовленных заключений составляют обобщенный портрет современного ребенка (дошкольника, школьника, подростка – в зависимости от программы):

Группа 1 – Личностные особенности младших школьников.

Группа 2 – Гендерные различия в поведении младших школьников.

Группа 3 – Особенности познавательной сферы младших школьников.

Группа 4 – Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников.

Группа 5 – Особенности поведения младших школьников в различных ситуациях (конфликта, успеха, неудачи, игры и др.).



Подведение итога занятия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница