1. Это исключительно область деятельности психолога, в том числе психолога образования, поскольку дети и в ситуации острой психической травмы и соответствующего посттравматического состояния, и тем более в ситуации хронической психической травматизации



Скачать 17.22 Kb.
Дата03.08.2016
Размер17.22 Kb.
ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ
ПОВРЕЖДЕННОГО РАЗВИТИЯ
Особый вид поврежденного развития — это психическая травма.

Психическая травма и ее модификации включены в типологию отклоняющегося развития по трем причинам:



1. Это исключительно область деятельности психолога, в том числе психолога образования, поскольку дети и в ситуации острой психической травмы и соответствующего посттравматического состояния, и тем более в ситуации хронической психической травматизации развиваются, учатся в школе, общаются со сверстниками.

2. Детям в подобной ситуации необходимы специальные образовательные условия, особое отношение всех других субъектов образовательного процесса. То есть можно говорить об особом образовательном маршруте и специфичной коррекционной психологической работе.

Типы отклоняющегося развития:

психическое развитие после «острой» психической травмы;

развитие в условиях хронической психической травмы.

Специалисты, работающие в этой области, выделяют различные причины психической травматизации.

• травмы физического типа (ситуации, затрагивающие тело человека и его физический мир);

• травмы нарциссического типа (зона отношений с другими людьми и формирования субъектности);

• травмы, касающиеся системы социальных отношений. По содержанию травмирующие ситуации могут быть эпизодами социального или физического насилия, резкой смены жизненной ситуации, стихийных бедствий и прочего.

Наиболее понятны и чаще всего рассматриваются в медицинской практике ситуации внешнего воздействия на человека, например, пожар, стихийное бедствие, автомобильная катастрофа, террористический акт и, естественно, акты насилия, направленные на ребенка.

В качестве последствий мы можем ожидать неожиданно возникающие приступы паники, депрессивные проявления, феномен подавленной ярости и беспомощности.



Для ребенка дошкольного возраста существенно сохранение окружающей среды. Изменение окружения становится источником неудовлетворенности, требует затраты душевных сил на адаптацию и может даже стать поводом для травмы. Это, например, эпизоды отделения от родителей и помещения в больницу, передача ребенка новому ухаживающему лицу и так далее. В сущности, любое изменение ситуации окружения в детстве является источником стресса.

В любом случае, имея в виду модель отклоняющегося развития, можно говорить о своеобразной поломке эмоционального контакта ребенка со взрослым и изменения сознания.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница