1. Цели освоения дисциплины




страница1/12
Дата18.07.2016
Размер1.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1. Цели освоения дисциплины:

Сформировать у студентов знание закономерностей литературного процесса; понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте.

Сформировать компетентного специалиста-филолога, обладающего необходимым комплексом историко-культурных знаний, умений, навыков.

Сформировать у обучающегося цельное представление о сложности историко-литературного процесса, отражающего проблемы конкретных периодов развития литературы.

Систематизировать знания об особенностях литературных явлений, ведущих темах в литературном процессе рассматриваемых эпох.

Дать представление о развитии современного состояния исследовательской и критической мысли на примере оценок произведений изучаемого периода.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «История русской литературы» входит в блок №3 цикла профессиональных дисциплин.

Для освоения дисциплины «История русской литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Устное народное творчество и диалектная речь», «Основы науки и литературе», «Основы культуры чтения».

Изучение дисциплины «История русской литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

Освоение дисциплины формирует ОК-1(владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ОК-2 (способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы); ОК-3 (способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества); ОК-15 (способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества), ОК-16 (способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики).

В результате освоения дисциплины формируются профессиональные компетенции: (общепрофессиональные): владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); (в области педагогической деятельности): способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях ( ПК-1); готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

этапы историко-литературного процесса;

творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;

содержание и художественные особенности произведений;



уметь:

анализировать эпические, лирические, драматические произведения;

характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению;

пользоваться научной и справочной литературой;


владеть навыками:

литературоведческого анализа художественных текстов;

самостоятельного исследования литературного произведения.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 зачетных единицы, всего 450 часов (всего с экзаменами – 576 часов), в том числе лекций ­– 114, практических – 174, самостоятельная работа 162 ч. Форма итогового контроля ­– зачет/экзамен.


МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекц.

Практ.

Лаборат

Самост.

1

Введение


Предмет и задачи курса. Особенности древнерусской литературы, её метод, жанр, язык. Интерес к проблемам нравственности. Тесная связь с историей народа. Проблема периодизации древней литературы. ДРЛ и УНТ. Основные этапы изучения древней литературы.

2

1

2

2










2

«Повесть временных лет» – выдающийся памятник истории и литературы периода Киевской Руси, явление монументального историзма. Гипотезы возникновения и формирования «Повести» (А.А.Шахматова, Б.А.Рыбакова, Д.С.Лихачёва). Идейно-тематическое содержание «Повести» и её жанровое своеобразие. Ансамблевый характер, принципы изложения исторических событий, типы героев. Стиль «Повести» и литературные каноны. Историко-познавательное и воспитательное значение «Повести».

2

1

2

2










3

Агиография древней Руси. «Житие» как литературный жанр. «Сказание о Борисе и Глебе». Содержание сказания, его основная политическая тенденция и злободневность. Принцип изображения персонажей. «Житие Феодосия Печерского» – образец классического жития. Значение житийного жанра и его эволюция.

2

2

2

2










4

«Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник русской литературы XII века. История открытия и публикации. Полемика о времени создания «Слова» (А.Мазон, А.Зимин, О.Сулейменов, Д.С.Лихачёв и др.). Историческая основа «Слова». Идейное содержание и композиция. Проблема автора, жанра и стиля памятника. Поэтика «Слова». «Слово о полку Игореве» в художественных переводах и переложениях.

2

2

2

4







Контрольная работа

5

Публицистическая литература XVI в. Публицистика как новый вид древней литературы. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Содержание и идейно-политический смысл посланий. Политические идеалы Курбского и Грозного. Особенности стиля Грозного как публициста, разрушителя жанровых канонов.

2

3

-

2




2




6

Особенности житийной литературы XVII в. Литературная деятельность протопопа Аввакума. Необычность содержания и стиля его «Жития» как историко-литературного явления.

Традиционное и новое в «Житие». Образ Аввакума – полемиста и обличителя. Новаторство в языке и стиле, демократизм как выражение идеологии и эстетики Аввакума. Национальный характер творчества писателя.



2

3

-

2




2




7

Открытие ценности человеческой личности в демократической литературе XVII в. Бытовые повести. Появление нового типа героя, особенности жанра. «Повесть о Горе-Злочастии». Её идейное и художественное значение, центральная тема повести. Обобщённый образ героя. Связь «Повести» с народной устно-поэтической традицией.

«Повесть о Савве Грудцыне» – первый русский роман-воспитание. Савва как романтический герой.

«Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла. Новый образ героя и его воплощение в последующей русской литературе и искусстве.


2

4

-

2




2




8

Памятники древней литературы в школьном изучении. Место ДРЛ в литературном образовании школьников, научно-теоретическое освещение проблем (жанр, стиль, художественный метод). Анализ школьных программ и методической литературы.

2

4

-

2




2

тестирование




Итого по модулю







8

18




8

экзамен

МОДУЛЬ 2

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Лекц. Практ. Лаб. Самост.

зан. Раб.


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

1.

Периодизация русской литературы XVIII в. История изучения русской литературы XVIII века. Литература петровской поры.

Предклассицизм и ранний классицизм в русской литературе XVIII в. Сатиры А.Д. Кантемира. Творчество В.К. Тредьяковского. Начало литературной деятельности М.В. Ломоносова.

Классицизм как художественный метод. Своеобразие русского классицизма. М.В. Ломоносов как поэт и теоретик русской литературы. Творчество А.П. Сумарокова (трагедии, комедии, лирические стихи).

2

9-10

2

2





2




2.

Русская сатирическая журналистика. Журналы Н.И. Новикова. Литературная продукция других русских сатириков 1760-1770-х г.г.

Демократическая беллетристика 60-70-х г.г. XVIII в. Творчество Лукина, Эммина, Чулкова. Формирование новой системы жанров.

Творческий путь Д.И. Фонвизина. Жанровая характеристика его произведений. Комедии Фонвизина.

2

11-12

3

4





2

Контро-льная работа

3

Творчество Г.Р. Державина. Обрзор жанров. Новаторский характер од Державина. Принципиальная новизна поэтики Г.Р. Державина в оценке В.Г. Белинского.

2

13-14


1

4




2




4

Жизненный и творческий путь А.Н. Радищева. История создания его книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Проблематика и жанровое своеобразие книги, ее стиль и язык. Специфика художественного метода А.Н. Радищева.

2

15

2

4





2




5.

Сентиментализм как художественный метод. Своеобразие русского сентиментализма. Первые проявления сентиментализма в русской литературе XVIII в. («Душенька» Богдановича, лирика М.Н. Муравьева).

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец сентиментальной прозы. Повести Н.М. Карамзина.

И.А. Крылов и его сатирические журналы. Первые опыты Крылова в драматургических жанрах. Итоги изучения русской литературы XVIII в.

2

16

2

4





4







Итого по модулю







10

18




12

экзамен

МОДУЛЬ 3

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (1 треть)


п/п




Раздел дисциплины



Се-местр



Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоят. работу студента и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестрам)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекц.



Практ



Ла-

бо-рат.



Са-мо-сто-ят.

I


Введение. Своеобразие русской литературы

XIX в.


Периодизация русской литературы XIX в.

III

1

1





0,5




II


Литературное движение первой трети XIX в. Литературные кружки и общества.

Отеч. война 1812 г.

и движение декабристов. Значение этих событий для русской литературы

III

1






1




III


Романтизм. Творчество В.А.Жуковского. Программное значение «Невыразимого». Баллады. Место Жуковского в русской литературе.

III

2-3

2

2




1

Контр.

работа



IV

Творчество К.Н.Батюшкова.

Место Батюшкова

в литературе 19 в.

III

2-3






0,5




V


Особенности гражданского романтизма декабристов. Творчество К.Ф.Рылеева. Сатира «К временщику». «Думы». Поэма «Войнаровский» (проблематика, стиль). Агитационные песни, написанные вместе

с А.А.Бестужевым


III

IV

1

2




1




VI


Творчество И.А.Крылова-баснописца. Роль басен Крылова в развитии русской литературы

III

V-VI


2




1

1

VII


Творчество А.С.Грибоедова. Его связь с декабристами. «Горе от ума». Конфликты. Характеры. Жанровое и стилевое своеобразие

III

VII

2

2




1

1


VIII

Творчество А.С.Пушкина

III

IV-VI













Коллоквиум

VIII 1


Лицейский период. Освоение традиций Державина, Батюшкова, Жуковского и др.

Поиск своего метода


III

VII

0,5














VIII 2

Петербургский период. Вольнолюбивая лирика. «Руслан и Людмила»

III

VII

0,5

2




0,5




VIII 3


«Южный» период. Поэмы.

Их самобытность. Пушкин и Байрон


III

VIII

0,5

2




1




VIII 4


Михайловский период. Утверждение реализма. «Борис Годунов». Значение трагедии

в истории русской культуры


III

VIII

1

2




1





VIII 5

Петербургский период (1826-1830). Философская лирика

III

IX

1







1




VIII 6


«Евгений Онегин» как первый реалистический роман в русской литературе

III

IX

1

2




1,5




VIII 7


Проза Пушкина.

Ее историко-литературное значение («Повести Белкина»)


III

X

0,5







1




VIII 8


«Маленькие трагедии». Их социально-философская проблематика

III

X

0,5







1




VIII 9


Поэма «Медный всадник». Ее социально-исторический и философский смысл

III

XI

0,5







1





VIII 10

«Капитанская дочка». Социальный и этический смысл произведения

III

XI


2




1,5




IX


Творчество М.Ю.Лермонтова





















IX 1


Идейный пафос, жанровые и стилевые особенности ранней лирики Лермонтова

III

XII

0,5





1,5




IX 2


Лирика 1836-1841 гг. Основные мотивы, особенности стиха и языка



XII

2

4




1




IX 3


Поэмы «Мцыри»

и «Демон»: темы, сюжеты, особенности худож. метода








1,5

2




1





IX 4

Драматургия Лермонтова

III











1



IX 5


«Герой нашего времени» как социально-психологичский

и философский роман. Его место в истории литературы








2

2




2





X

Творчество Н.В.Гоголя

III



















X 1


Идейно-эстетическое формирование писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»



XIV

0,5







1




X 2


Социальная проблематика «Миргорода». Особенности гоголевского смеха

III

XIV

1







1




X 3


«Петербургские повести»: проблематика и система образов. Комическое

и трагическое в повестях


III

XV

1,5







1




X 4


Драматургия Н.В.Гоголя. Основные принципы гоголевской теории драмы. «Ревизор» как «истинно общественная комедия»

III

XV

1

2




2




X 5


«Мертвые души». Замысел. Особенности жанра, сюжета

и композиции. Структура образов. Сатирическое

и лирическое в комедии. Смысл названия

III

XVI

2

4




3




X 6


«Выбранные места

из переписки

с друзьями». Их связь

с проблематикой «Мертвых душ»


III

XVII


2




1








Итого по модулю:







18

36




31

экзамен

МОДУЛЬ 4

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века (2 треть)




п/п

Раздел модуля

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц.

прак-тич.

ла-

бор.


са-

мост

1


Раздел 1. Литературный процесс 1840-перв. пол. 1850-х гг.:

1. Общественно-истори-ческая ситуация в России и ее отражение в литературе:

1.1 Идейная борьба между славянофилами и запад-никами; журналистика; критика;

1.2. Типология реализма в русской литературе; «Натуральная школа». Ее философия и эстетика в статьях В.Г. Белинского. Роль гоголевской тради-ции;

1.3. Жанровая система и писательский состав «натуральной школы». Типология конфликта в «физиологическом» очерке.

2.Творчество А.И.Герцена:

2.1. Мировоззрение, обще-ственная деятельность;

2.2. Философская проза

А.И.Герцена (роман «Кто виноват?», повести «Док-тор Крупов» и «Сорока-воровка»);

2.3. «Былое и думы».



4




2

2

2





2

2


Вызывные консультации.

Проверка конспектов



2


Раздел 2. Литературный процесс второй пол. 1850-

1860-х гг.

1.Социально-исторические условия (поражение Рос-сии в Крымской войне, воцарение Александра II, ход крестьянской рефор-мы, роль разночинцев).

2. Особенности литератур-ного развития:

2.1. Общее состояние ли-

тературы, цензура;

2.2. Периодические изда-ния, критика; споры вокруг «пушкинского» и гоголев-ского» направлений в русской литературе;

2.3. Новые черты реализ-ма; типология жанров, сю-жетов, характеров; пробле-ма героя времени.

3.Творчество

И.С.Тургенева:

3.1. Жанровая форма соци-ально-бытового романа в «Рудине»,«Дворянском гнезде», «Накануне». Про-блема героя в творчестве писателя.

3.2. Роман «Отцы и дети» (идейно-художественный состав, система пер-сонажей, своеобразие кон-фликта, образ нигилиста; литературная полемика во-круг романа).

3.3. Изображение социаль-ного драматизма 1870-х годов в романах «Дым» и «Новь». Типология турге-невского романа.

3.4. Особенности послед-него периода творчества. «Таинственные повести», «Стихотворения в прозе».

4. Творчество Н.Г. Черны-шевского:

4.1. Эстетика и литера-турная критика;

4.2. Роман «Что делать?» Идейно-художественный состав и общественное значение романа. . Поле-мика вокруг произведения.

5. Массовая беллетристика 1860-х. Творчество писа-телейдемократов. Романы о «новых людях». Народ-ная тема. Антинигилисти-ческий роман.

6. Творчество

И.А. Гончарова:

6.1. Особенности творчес-кого метода. Романы «Обыкновенная история», «Обломов». Образы Обломова и «обломов-щины» в русской критике. Мастерство Гончарова-очеркиста.

7. Творчество Н.С.Лескова. Темы странничества и праведничества. Проблема положительного героя и русского национального характера («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник»).

8. Творчество

А.Н. Островского:

8.1.Периодизация.Тип дра-матургического конфликта в пьесах 1840-1850-х гг.

8.2. Драма «Гроза», идей-но-эстетические истолко-

вания в русской критике.

8.3.Жанровое многообра-зие и художественные особенности пьес 1860-1880-х гг.

8.4. А.Н.Островский и русский национальный театр.

9. Творчество

Н.А. Некрасова:

9.1. Периодизация и основные жанры поэзии. Поэтическое новаторство; 8.2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблема школьного изучения.

10. Творчество

Ф.И. Тютчева

10.1. Концепция мира и человека в философской лирике

10.2. Любовная лирика («Денисьевский цикл»).

11. Творчество А.А. Фета

11.1. Проблема художест-венного метода, его эволю-ция; основные мотивы лирики и ее стилевое своеобразие.



4





1

3


2

2

1


2

3


1
1


4


2

2

2


2

4







2

2


2

2
2


2

2

2


2
2


Коллоквиум



7

всего:

4




18

18




24




8

Итого по модулю

4




12

24




60

зачет

МОДУЛЬ 5

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века (3 треть)


№ п/п

Раздел дисциплины

семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

практ.

лабор.

самост.

1

Введение. Общая характеристика русского литературного процесса 1870-1890-х годов. Поэзия, проза, драматургия, журналистика; особенности реалистической поэтики, жанровая система. Творчество В. М. Гаршина, Г. И. Успенского, В. Г. Короленко.

5

1-2

2

-

-

4




2

Творчество Ф. М. Достоевского. Достоевский в 1840-е гг. Традиция «натуральной школы» и новаторство писателя. Роман «Бедные люди» и повести.

Каторга в жизни, мировоззрении и творчестве Достоевского.

Романы «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».Идейно-художественный анализ; проблемы школьного изучения.

«Дневник писателя». Итоговые выводы: реализм Достоевского, его основные черты, мировое значение; изучение в современном литературоведении.



5

3-6

4

6

-

6

Коллоквиум

3

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Салтыков-Щедрин в 1840-е гг.традиции «натуральной школы» в повестях «Противоречие», «Запутанное дело», «Губернские очерки».

Салтыков-Щедрин в 1860-е гг. «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», «Благонамеренные речи».

Салтыков-Щедрин в 1870-1880-е гг. Редактирование «Отечественных записок», «Господа Головлёвы», «Сказки», «Пошехонская старина». Сатирический метод Салтыкова, специфика школьного изучения.


5

7-10

4

4

-

4

Контрольная работа

4

Творчество Л. Н. Толстого. Мировое значение и история изучения творчества Толстого.

Толстой в 1850-е гг. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы», «Утро помещика», «Казаки».

Толстой в 1860-1870-е гг. Романы «Война и мир», «Анна Каренина». Идейно-художественный анализ. Мировоззренческая позиция, творчество и общественная деятельность Толстого после перелома 1880-х гг. повести, драматургия, роман «Воскресенье».

Поэтика толстовского реализма. Аспекты школьного изучения.



5

11-15

6

4

-

6

Вызывные консультации, проверка конспектов научной литературы

5

Творчество А. П. Чехова.

Периодизация творчества Чехова. Проза Чехова 1880-х гг.: идейно-художественная эволюция.

Проза Чехова 1890-х гг. Поэтика чеховского рассказа. Аспекты школьного изучения.

Художественное новаторство чеховской драматургии. История исследования творчества



5

16-18

2

4




4




6

Итого по модулю

5




18

18




24

экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница