1. 4 Деятельность человека Деятельность




Скачать 178.48 Kb.
Дата12.07.2016
Размер178.48 Kb.
1.4 Деятельность человека

Деятельность понимается как проявление активности чело­века в какой-либо сфере его существования.

В процессе деятельности происходит взаимодействие с окру­жающей средой. В отличие от животных человек не только при­спосабливается к окружающей среде, но и стремится преобразо­вать ее. Действия животных, связанные с добыванием пищи, обустройством нор и гнезд, воспитанием детенышей, основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественни­ков, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность строится на предвари­тельном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим выделяют та­кую разновидность деятельности, как мыслительную.



Субъектом деятельности, т. е. тем, кто ее осуществляет, яв­ляются человек, группа людей, государственная, коммерческая или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздей­ствует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхожде­ния, растения и животные и даже отношения между людьми. Так, из руды производят металл, из глины - посуду, из кирпичей - дом. Фермер обрабатывает землю, выращивая на ней сельскохо­зяйственные культуры, разводит коров и свиней. Мужчина и жен­щина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действия без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители инфор­мации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человече­ской деятельности.

Субъект, объект и орудия деятельности представляют в сово­купности ее структуру. Деятельность не может быть полноцен­ной без какого-либо элемента структуры. Отсутствие объекта де­лает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата голыми руками - необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта дея­тельность вообще невозможна.

Деятельность должна иметь целенаправленный характер. По­становка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель - это мысленная модель будущего результата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной форме, выражаться графически, содержаться в со­знании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время цель должна быть реальной. Можно поставить перед собой цель изобрести вечный двигатель, слетать на Луну, найти клад или, например, стать пре­зидентом, но такие желания не всегда совпадают с реальными ус­ловиями окружающего мира и возможностями самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значе­ние для достижения цели. Однако часто бывает, что одного жела­ния оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во мно­гом зависит от средств, к которым могут быть отнесены орудия труда, используемые материалы, знания, опыт, конкретные дей­ствия человека на пути к желаемому. Причем средства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого достаточно простой лопаты, то для рытья котлована придется использовать экскава­тор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.

Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может вы­брать два пути. Первый - купить автомобиль, второй - украсть его. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет достиг­нута. Но кража автомобиля нарушает права законного владельца и, кроме того, является уголовным преступлением. Добиться слу­жебного повышения можно упорным трудом, а можно путем уст­ранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам и помогут, в глазах сослуживцев вы будете нечест­ным человеком, с которым не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект на­носит вред окружающим и неизбежно создает проблемы для себя.

Деятельность не представляет собой однородного процесса. Например, чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и т.д. Он совершает ряд последовательных действий, которые в итоге приводят его к достижению поставленной цели - выполнению домашнего задания.

Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по-раз­ному. Внешние проявления деятельности называются поведением. В поведении отражается отношение человека к окружающим лю­дям. Один человек уважителен с людьми, другой - надменен. Кто-то ответственно относится к выполнению работы, а кто-то от­лынивает. От чего же зависит поведение человека? Как опреде­лить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения слу­жат правила, установленные в обществе. Если поведение не соот­ветствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотива­ция, т.е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом на­зывают осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными при­чинами могут быть как материальные, так и нематериальные ус­ловия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, матери­альный и духовный дискомфорт активизируют деятельность чело­века. Мотивом в этом случае выступают потребности - осозна­ваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его су­ществования. Появление ощущения неудовлетворенности вынуж­дает человека проявлять активность с целью вернуться в состоя­ние равновесия, что и происходит после удовлетворения потреб­ности (схема 3).

Классификацию потребностей предложил американский пси­холог Абрахам Маслоу (1908 - 1970). Он расположил потребно­сти в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические по­требности и потребности в безопасности, а к высшим (или вторичным, приобретенным) - социальные, престижные и духовные по­требности (схема 3).

Схема 3. Классификация потребностей по А.Маслоу



Физиологические (или витальные, т. е. связанные с сохранени­ем человеческой жизни) потребности возникают у человека с рож­дения. Человек нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в вос­производстве себе подобных, рождении детей тоже относят к фи­зиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.

Потребности в безопасности (экзистенциональные потребно­сти) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близких от каких-либо посягательств, избежать на­силия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и эко­номических основ существования — достойного уровня жизни, социальных гарантий.

Социальные (коммуникативные) потребности реализуются в процессе общения людей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и в других местах. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со сторо­ны окружающих и сам готов отвечать тем же.

Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, получить престижную работу, продвинуться по служебной лест­нице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль играют самооценка человека, стремление к достижению успеха, сопоставление целей и реальных возможностей их достижения. Поэтому такие потребности называют еще эгоистическими.

Духовные потребности связаны с творческой активностью человека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духов­ные потребности путем просмотра телевизионных программ, дру­гие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения литературы и искусства.

Первичные потребности уравнивают человека с животными. По­требности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные потреб­ности человека социальны. Человек может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. Исто­рия знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли на смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потребность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем хоро­шо сервировать стол, зажечь свечи, включить приятную музыку.

Первичные потребности присущи в той или иной степени всем людям. Вторичные проявляются не у всех. Кто-то любит шумные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и пред­почитает общаться только по необходимости, в школе или на ра­боте, потому что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руко­водителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.

Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности. Если мы хотим есть, мы бу­дем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы хотим пообщаться с друзьями, мы обязательно встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, будем получать новые знания, перенимать опыт, ответственно выполнять поруче­ния начальника.

В то же время мы не можем приступить к удовлетворению пре­стижных потребностей, не удовлетворив социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поиске пищи, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется прин­цип иерархии потребностей.

Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, об­щении, человек тем не менее тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда твор­ческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произ­ведения искусства. С другой стороны, среди материально обеспе­ченных людей иногда встречаются такие, кто не заботится о своем духовном развитии, тратя силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независи­мо от материального благосостояния человека.

В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справедли­вости (ценности межличностного общения), вопросы престижно­сти материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система ценностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасывает чуж­дые ему отношения и встает на защиту положительных проявле­ний, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в разного рода нормах (правилах поведения) - моральных, этических, кор­поративных, правовых и пр. Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют виды деятельности (схема 4).

Схема 4. Виды деятельности



Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобра­зование окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производственную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на обще­ство. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осо­знании всех элементов окружающего мира, оценочной деятель­ности, в ходе которой определяются приоритеты, а все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением воз­можных вариантов развития и планированием своих действий.

В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную. Большинство достижений человечества есть результат его созидательной деятельности. Но многие из этих достижений погибли во время войн и революций, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос: с какой позиции следует рассматри­вать создание новых видов военной техники? С точки зрения научно-технического развития общества - это, несомненно, прояв­ление созидательной деятельности, в ходе которой создается что- то новое. Но военная техника изначально нацелена на разруше­ние. Поэтому в оценке этого вида человеческой деятельности воз­никает противоречие.

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, до­суговую, образовательную, творческую, научную, политиче­скую, преподавательскую и другую деятельность.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями. В результате твор­ческой деятельности создаются новые, ранее не существовавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наиболее ярко творчество проявляется в науке и искусстве. Основу творчества составляет замысел, т. е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображе­нии, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По дости­жении результата автор оценивает новизну своего произведения и его практическую значимость. Причем результат творческой деятель­ности обязательно должен быть признан обществом. На практике бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и Бруно.

Одной из форм деятельности является труд.

Труд - это деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей, которая отличает человека от животных. Именно труд, по мнению Ф. Энгельса, способствовал становлению человека как со­циального существа.

Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жиз­ни человека. Он трудится не только на работе, но и дома, на дачном участке, в других местах. В зависимости от результата труд подразделяется на производительный и непроизводительный. Производительный труд связан с созданием разнообразных ма­териальных предметов. Например, человек работает на заводе, изготовляет детали, из которых затем собирают какое-либо изде­лие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабо­чего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например собирает радиоприем­ник. В выходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на обслуживание материальных предметов. В экономической сфере непроизводительный труд связан с оказанием услуг: перевозка товаров, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относятся, к примеру, уборка кварти­ры, мытье посуды, текущий ремонт.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышлен­ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свалки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, авто­мобилями, мебелью и пр. Но зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?

Однако человечество создает не только материальные предме­ты. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литературе, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде, или духовном производстве. Для выделения такого вида труда потре­бовалась особая классификация, а именно деление труда на умственный и физический.

Человечество долгие века своей истории знало преимуществен­но только физический труд. Многие работы производились с по­мощью мускульной силы человека. Иногда его заменяли животные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш­ленном производстве физический труд все более заменялся ум­ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто­янно увеличивалась. Это ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум­ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельно­сти. Нужно не только осознать саму потребность, но и осмыслить способы ее удовлетворения и те усилия, которые требуется для этого приложить.

Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспо­собленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую- либо работу, надо иметь представления о наиболее эффективных способах воздействия на объект труда, т.е. на то, что подверга­ется преобразованию в процессе трудовой деятельности. Различ­ные способы воздействия на объект труда называют технология­ми, а совокупность операций по преобразованию исходного про­дукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех­нология применяются, тем выше будет производительность тру­да. Она выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе­раций, действий, движений. Их характер зависит от техническо­го оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уро­вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис­пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизиро­вать. Не всегда применима техника, например, при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, при сборке конечного про­дукта.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллек­тивной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писате­ля и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые операции вплоть до получения конечного результата. В большин­стве же случаев трудовые операции так или иначе поделены меж­ду отдельными субъектами трудового процесса: рабочими на заво­де, строителями на возведении дома, учеными в научно-исследо­вательском институте. Даже первоначально кажущаяся индивиду­альной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло­жение называется специализация или разделение труда. Для бо­лее эффективной организации трудового процесса необходимо об­щение его участников. Посредством общения передается инфор­мация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смыс­ле они действительно совпадают. Однако если к труду мы можем отнести любую деятельность по преобразованию окружающей дей­ствительности и удовлетворению потребностей, то работой чаще всего называется деятельность, которая осуществляется за вознаг­раждение. Таким образом, работа - это разновидность трудовой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, появление новых ее видов привело к возникновению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называется вид трудовой деятельности с определенными характе­ром и целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии называется специальность. Еще на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель ма­тематики.

Однако мало иметь определенную специальность. Надо полу­чить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности называется квалифика­ция. Она определяется разрядом или званием. Разряды существу­ют у рабочих промышленных предприятий, у школьных учите­лей. Звания присваиваются деятелям науки и культуры, высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», то подразумевают высокое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний руководителя. По­лучив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его вы­полнить. В правилах, приказах, инструкциях невозможно преду­смотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, позволяющее каче­ственно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творче­ский подход к выполнению заданий называют инициативой.

Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, тре­бует выполнения особых правил. Одни из них связаны с техноло­гическим процессом, т.е. последовательностью и точностью всех выполняемых работником трудовых операций. Другие основаны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем известно, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключены от элек­тросети, разводить костры вблизи деревянных строений, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя. Несоблюдение правил может привести как к поломке вещи, кото­рую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека и окружающих его людей.

Большую роль в процессе трудовой деятельности играют усло­вия труда. К ним относятся оборудование рабочего места, уро­вень шума, температура, вибрация, проветриваемость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда вызывают крупные аварии, тяжелые профессиональные заболевания, серь­езные травмы и даже гибель людей.

В период становления и развития индустриального производ­ства рабочий рассматривался как часть процесса производства, как придаток машины. Подобный подход исключал инициатив­ность при исполнении трудовых обязанностей. У работающих возникало чувство, что над ними как личностями доминируют маши­ны. Соответственно появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимо­сти. Такое явление индустриального производства получило на­звание дегуманизация труда.

В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания. Прежде всего нужно устранить факто­ры, угрожающие человеческому здоровью, заменить тяжелый мо­нотонный физический труд работой машин. Нужно готовить об­разованных, всесторонне развитых работников, способных твор­чески подходить к выполняемым ими трудовым функциям; повы­шать уровень культуры труда, т. е. усовершенствовать все составляющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и пр.). Работник не должен замы­каться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать особенности производства на теоретическом и техноло­гическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.

Противоположностью трудовой деятельности выступает досу­говая деятельность. Ученые все свободное от работы время назы­вают временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды чело­век ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают совер­шение активных действий.






  1. В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от действий животных?

  2. Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Проил­люстрируйте эти понятия примерами.

  3. Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?

  4. Что такое поведение? Каковы его критерии?

  5. Какую роль в деятельности играет мотив?

  6. Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия по­требностей?

  7. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей. Почему побуждающей к действию силой обладают только неудов­летворенные потребности?

  8. В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не зависят от других видов потребностей?

  9. Какие ценности и идеалы существуют в современном обществе? В чем состоят ваши ценности и идеалы?

  10. Какие виды деятельности вы знаете? В чем состоит особенность творческой деятельности?

  11. Как труд повлиял на процессы антропо- и социогенеза?

  12. В каких сферах жизни человека и каким образом проявляется тру­довая деятельность?

  13. В чем состоят различия производительного и непроизводительно­го труда?

  14. Что такое интеллектуальный труд? В чем состоит взаимосвязь ум­ственного и физического труда?

  15. Каковы цели трудовой деятельности?

  16. Какую роль в трудовой деятельности играет специализация?

  17. Объясните понятия «профессия», «специальность», «квалифика­ция».

  18. Кого называют профессионалом? Что понимают под профессио­нализмом? Приведите примеры высокого профессионализма.

  19. Какие правила надо выполнять в процессе трудовой деятельно­сти? Почему соблюдение правил необходимо?

  20. В чем состоит проблема гуманизации труда?


Прочтите приведенные ниже высказывания. Что говорят авторы о соотношении целей и средств деятельности? Выскажите свое мне­ние.

Животное полагает, что все его дело - жить, а человек жизнь прини­мает только за возможность что-нибудь делать (А. И. Герцен).

Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна (Д. Дидро).

Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обрат­ное тому, к чему они стремятся (И. В. Гёте).

Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасностей, он сравни­вал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крю­чок — и никакой улов не возместит потери (Светоний).

Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик (И. В. Гёте).

Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по меньшей мере, опасных средств, и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий: и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия (М. Вебер).

Какие вопросы труда поднимаются в следующих высказываниях?

Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необхо­дим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни (А. П. Чехов).

Каждый должен научиться отказываться от своих индивидуальных при­емов работы, приспособлять их к ряду нововведенных форм и привык­нуть принимать и исполнять директивы, касающиеся всех мелких и круп­ных приемов работы, которые раньше оставлялись на его личное ус­мотрение (Ф.У.Тейлор).

Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно пред­шествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного умения в обла­сти одного какого-либо предмета дает большее образование, чем ус­воение наполовину сотни разнообразных предметов (И. В. Гёте).

Телесный труд не только не исключает возможности умственной дея­тельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет ее (Л. Н. Толстой).



Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический, и, по­жалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворен­ным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. со­единял «голову с руками» (И. П. Павлов).




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница