0. Творчество А. Дейнеки. Александр Дейнека




страница1/10
Дата11.07.2016
Размер1.99 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
0. Творчество А. Дейнеки.

Александр Дейнека, 1899-1966. Из Курска, семья железнодорожного рабочего. С детства интересовался живописью и техникой (первые живописные впечатления связаны с Нивой + сундуки бабушки и матери обклеены всякими картинками) - многое роднит его с Машковым. Учился в Курском ж/д училище + ходил в небольшую студию, оттуда рекомендация и в 1915-17 учится в Харьковском художественном училище. С 1918 фотограф в угрозыске, руководитель секции ИЗО Губнадзора, оформление агитпоездов, плакаты, театральные постановки + участвовал в обороне Курска от белых. 1919-20 армия, но продолжает руководить худ студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа», на фронте как художник агитационного театра. Из армии командируют в Мск, продолжает обучение во ВХУТЕМАСе (полиграфическое отделение), великолепные учителя - Нивинский и Фаворский + встречался с Маяковским, но как и Машков ушел в 1925, не получив диплома (надо зарабатывать+уверен в себе, начинает сотрудничать с журналами). В это время учебные рисунки (человеческая фигура, все телесное) + басни Крылова («Кот и повар», «Крестьянин и смерть»). 1920е - это расцвет карикатуры, он стоит у истоков (Прожектор, Красная Нива, 30 дней, Смена, Даешь, Безбожник и тд). + едет в Донбас (много путешествует). Это типично для 1920х, хотя чаще всего командировки оплачивались АХХРу. + в 1926г едет в Псков и Новгород (фрески, Новгород стал Меккой для художников 1920х), многие увлечены идеей создания монументального искусства.

1924г - Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства, там три группы («проекционисты», Лучишкин, Тышлер; «конкретивисты», Вильямс, Меркулов; «группа трех», Дейнека, Пименов, Гончаров). В следующем году к ним примкнули люди - основан ОСТ (председатель Штеренберг). Идеология: их современники отвергли станковое искусство ради худ-производственного, как и АХРР против авангарда, но не отвергали художественный язык 20в (любили экспрессионизм), решили совмещать европейские течения с советской действительностью; в основном не революционные темы, а мирная советская жизнь (индустрия, город, спорт). Дейнека хотел развивать монументальное искусство, действовал в разных сферах (плакат, театр), а Штеренберг считал, что надо развивать только живопись - быстро ушел в Октябрь (с 1928), раскол, но дружба не потеряна; в 1931-32 был в РАПХ (рос ассоциация пролетарских худ). Он окончил ВХУТЕМАС - типичная жертва экспериментов, представитель молодого поколения, преподавал во ВХУТЕИНе (1928-30), потом в Полиграфическом, МАРХИ, МХИ - периферия (основной - Суриковка), именно там сохранялся шлейф авангарда, там преподавали самые крупные мастера. На какое то время увлекся кубизмом (оформление Курска, большое полотно, чуть ли не на клеенке), но быстро остыл, кубизм - это система, надо изучать. Важно: тезис Фаворского о стремлении к законченности композиции, к 4х мерности изображения, к разновременному в искусстве («работа должна быть проста и ясна, ибо что такое композиция, как не отбор главного, нужного»). Строго отбирает детали, нет ничего лишнего. Характерно: много схожего с Маяковским, вера в революцию, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и здоровьем, но есть и сатира.



Портрет железнодорожника, инженер А. Невердов, 1914. Он еще совсем юн, это традиционная вещь, совершенно. Русская реалистическая школа. Автопортрет, Лесной массив, Беседка городского сада - 1916, есть что то от постимпрессионизма, живой мазок, пастозно, все пульсирует. Потом Женский портрет, 20-30, болезненный, перекрученный, есть что то от экспрессионистов МОСТ, но параллельно Потрет матери, совершенная классика. Натурщица, Девушка на стуле, портрет Вялова, 1920е - не кубизм, но сходное упрощение формы, геометризация.

Перед спуском в шахту, 1924. 3ч композиция (как у Фаворского), контур фигуры выделяется на залитом светом пространстве. Можно говорить почти о графике. Огромный холст, решен почти в ч/б, только немного охры. Важна ритмика, состояние торжественно-напряженного труда или его ожидание. Центр - как раз кабинка для спуска, по краям почти плоскостность. Построение по вертикали, перекличка с лифтом.

На стройке новых цехов, 1926г. Первая выставка ОСТ. Использует прием моментального снимка, застывший пластический ракурс. Уже в 20е использует приемы кинематографа, потом разовьют шестидесятники. Здесь 2 женских типажа, девушка в белом как «полуфабрикат» - человек рождающийся, новый, лишен характера, босая. Это образ будущего. Дама с вагонеткой - прием от Фаворского - изображать разнопространственное и разновременное; это эпатаж публики, мощный замах, мощная пластика (сам он говорил, что любит Ходлера, «Лесоруб», есть много параллелей, но и Мухина в это время любит мощные жесты дееспособных людей), не женственный образ. Две точки схода - девушка удаляется, откатчица вываливается на нас. Это жанр декоративно-монументального панно, огромная картина. Конструктивная декорация и принципы киномонтажа, Дейнека увлекался кружевом заводских конструкций, но человек важнее (в сильных типичных движениях). Важна документальная составляющая, попросил инженера вычертить фермы. + важно освещение, свечение красок - удаляющаяся фигура будто светится. В 1930х он продолжит экспериментировать со светом. + важен ритм, как в стихах Маяковского, тяжесть вагонетки сбивает с ног. + прослеживаются графические эксперименты Фаворского с объемом (его фигуры будто прорывают пространство).

Текстильщицы, 1927г. Одно из центральных произведений своего времени. Важна роль веретена на 1п, оно не похоже на себя, настолько 4х мерное. Не приходит в голову, что оно не закреплено, вращается само по себе. Зритель становится соучастником сцены, частью пространства, которое подразумевается + размер картины (=человеку). В первом эскизе более реальное пространство, в окончательном его механизированность воспринимается как мистика своего времени. Важен ритм и своеобразная орнаментика (сам говорил), это ритм непрерывного кругообразного движения, эти бабины крутятся и задают движение самим ткачихам. Ориентируется на Ван Гога (как не странно) - рифленость потолка напоминает мазок ВГ (опять же сам писал, что здесь ритмизировал мазок ВГ). Важна роль освещения, светом и фактурой стремится вызвать ассоциацию с эстетикой текстильного производства. Все крутится и вертится, исключительно футуристический прием. Девушка на 1п может восприниматься как и новая Венера, + прядет нить - ассоциация с Марией + нити жизни античных мойр и тд, слишком много ассоциаций. Но это тип, человек новой эпохи, а не личность. По сути, об этом мечтали футуристы - создания новой рассы людей. Еще один интересный момент - это городской пейзаж, составленный из конструктивистской архитектуры, он тоже воспринимается как отдельный кадр. Картина серебристо-белая с пятнами охр, работал с поверхностью холста, она гладкая и лакированная, хотел найти единство холста с фактурой гладких стен (на которых мечтал писать). Самохвалов, Ткацкий цех (Круг художников), 29. Много похожего, вообще многие увлечены производством и машинной эстетикой.

Оборона Петрограда, 1928г. Это они из шедевров, идут против Юденича. Для работы над картиной изучал жизнь рабочих, посещал рабочие окраины Петрограда, познакомился с Путиловцами, много эскизов. Пейзаж узнаваем, на эскизе он занимает большее пространство (важен как документальность). Чугунный мост, важен как декорация - плоскость и сухость конструктивистского чертежа. Для него есть только 2 линии - горизонталь и вертикаль, в совокупности дают устойчивость композиции, надо движение - появляется диагональ (винтовки). Силуэтность формы сочетается с объемной пластикой (от Фаворского). Используется прием углубления в пространство, здесь с помощью пейзажа, в Ткачихах с помощью окна. Колонна солдат внизу ритмична, колонна раненных вверху уже хаотична. Но нижняя колонна - это круг (от фаса в профиль и затылок). Сам прием заимствовал у Холера (фреска Выступление Йенских студентов). Свои панно он покрывал специальным состав черного лака - сглаженная, глянцевая фактура, аскетизм конструктивистской архитектуры - он хотел видеть свои панно на стенах. Вот в 1930е он обратится к традициям Джотто (светлые фоны, стремление к матовости фактуры (с помощью специального тянущего грунта)).

Графика: Больному старому миру противостоит здоровый новый, искусство в целом сдержано по колориту, графина, ритмично, «снайперское». Сам оправдывал графизм тенденциями эпохи «настало время более графичное, чем живописное».

«На теплые воды», рисунок для журнала Безбожник у станка, 1924г. Более зрелая работа, он обрел свой стиль. Когда он изображает мещанскую среду - много деталей, они рассказывают о персонаже, раскрывают его. Дамочку видим со всех сторон благодаря зеркалу, он всячески над ней издевается. Белый фон, черная заливка, но есть и растушевки, нельзя сказать, что плоскостно.



Тоска по изящной жизни, для Прожектор, 1927. Типичные дамочки, стоят у магазина шляп. Все передано через пластику, форму, это всем безумно нравилось.

Цикл Современные женщины, для Прожектор, 1929. Он не насмехается, анализирует пластически, живописно. Получаются очень разные персонажи, галерея женских образов. Постепенно сатира уступает место положительному герою. Герою нового мира, рожденному для счастья. Теперь это человек-машина, человек-функционирующий. 1920е - это образ человека работающего, в 1930х появляется образ человека-играющего.

В 1929г новый журнал Даешь, он 1 из основных + художники из Безбожника. Новые черты - там работает ряд фотографов, у них Дейнека заимствует угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Время плодотворное +плакат+детская книга (журнал Искорка, Про лошадей). Ударник, будь физкультурником! Механизируем Донбасс! Китай на пути освобождения от империализма. Кутерьма - книга Асеева, памятник графики 20-30х, тема - человек должен вступить в схватку с морозом (воля и мужество преодолевают стихию), мороз - нет электричества, погасла лампа - уже не жизнь. Зима-сказка, ее он строит на выразительности черного+белая гуашь (а снег тогда черный, его упрекали). Мороз побежден движением и светом.



С 1932г веха, 30е плодотворны. Колорит светлее и мягче, портреты и пейзажи наполняются романтизмом и реализмом, много женских образов, вещи лиричнее, человечнее, но и смелее, индивидуальнее (Полдень, спят малыши, вид сверху). Одновременно пишет и в знакомых темах и стилях (Безработные в Берлине, Коммунисты на допросе). Главное - изобразить пространство, наполненное светом.

Мать, 1932, ГТГ. 1 из самых значительных, советская «Мадонна», мать и ребенок на руках, ничего лишнего. Этот образ станет классическим.

Стахановцы, 1937. Искусство = средство пропаганды, оружие режима. Мотив движения - напористое, мощное, как лавина (подобное движение в к/ф Цирк), это от утопических идей. Характерное для соц реализма обилие белого.

В 1934 ездил в Севастополь, а в 1935 в США, Францию и Италию. Создал ряд портретов и пейзажей. Вашингтон. Капитолий; Парижанка; Стадион в Риме; Скука. О последней сам говорил, что портрет женщины писал в Филадельфии, у нее все по последней моде (левые картины, мебель), но кроме косметического лица она пуста внутри, жизнь некрасива, как и лицо человека.

Техника: смог совместить любовь к живописи и технике, увлекся авиацией. Картины очень разнятся, от простой изобразительности (Гидропланы, литография), до героической патетики (Парашютист над морем, 1934). Здесь плакатный принцип, он летит на нас, сейчас дернул кольцо. Возможно это исходный вариант для Сбитого аса. Иллюстрирует детские книги. Никитка, 1940. Неожиданно возвращается к основам, здесь образ смекалки, важно новаторство. Дейнеку возмутило, что о Никите не было ни одной картине. Изобразил его в момент полета, мускульного напряжения. Вертикаль поддерживается колокольней Новодевичего (обрезана), с ней почти сливается женщина в красном (мать?), много неба. Для него важно и разнообразие чувств зрителей - злоба, страх, неприязнь, но и сочувствие и восторг. Будущие летчики, 1937. Шедевр. 1 из самых романтических, 3 подростка спиной, улетает самолет, они мечтают. Дейнека не очень вписывается в соц реализм, там детали и повествовательность, у него почти аскетизм. Композиции на основе горизонталь-вертикаль-диагональ+важна круглая форма. Контрастное сопоставление форм и элементов от Фаворского.

Вратарь, 1934. Также для времени характерна тема спорта, но здесь есть и полет. Монументальная вещь, вратарь летит, но есть и цветовой аскетизм. Футболист, 1932. Странная вещь, человек висит в воздухе, нога 90 градусов, подкинул мяч, все это на фоне колокольни Новодевичьего и куполов собора. В основе идея взлета мяча. Бег. Обеденный перерыв в Донбасе (Мальчики, выбегающие из воды) - эффект контражура (в Красной Ниве была фотография Симонович, Человек и солнце). Воспитывался на Ниве, оттуда вырезки, продолжал этим заниматься; собирал пластические находки, потом использовал в картинах. + в Ниве фотографы, отсюда принцип кадрированного движения, эффект моментального снимка.

Монументальное искусство: именно в 30е выходит в новую область. Знатные люди страны советов. Панно для Экспо, он становится известным и в СССР, и за рубежом (золотая медаль). Театр Красной армии, панно потолка. Идея полета, стремительного движения, идея светлого завтра. Это движение и объекта, и пространства, завораживающая световая среда, мир мечты. Опять же тема спорта, авиации и прорыва в небо. Маяковская, 1939. Гран-при в НЙ. Мозаичный цикл «Сутки советского неба», 34 панно. По замыслу должна быть жизнь народа за сутки, начал работать всего за 6м до открытия станции, успел. Есть у него Мальчики, которые играют в мяч, чем то перекликается с Пушболом Кузнецова. Потом оформлял Новокузнецкую, плафону наружного и подземного вестибюлей, но война и открылась станция только в 43.

ВОВ. Самые интересные явления - графика (Дейнека, Пахомов, Толкачев)+ кукрыниксы.

Левый марш, 1941. Мотив навеян одноименным стихотворением Маяковского, есть что то от ритмики Обороны Петрограда.

Графика: появляется откровенный разговор о смерти. Есть серия Из фронтовых зарисовок. Характерен принципсерийности, крупные циклы, для станковой графики характерна повествовательность и картинность. Самый популярный сюжет - фронтовая дорога (Нисский, Ленинградское шоссе; Дейнека, Окраины Москвы; Пименов, Фронтовая дорога). Светлый путь превращается в грязную, разбитую дорогу, с порванными линиями электропередач (это можно только сейчас, потом подобные изображения буду восприниматься как преступление). Можно выделить Курдова - Смерть фашистским захватчикам, потрясающе красивое солнце, будет признано символом светлого будущего. + миллионными тиражами выпускались открытки и листовки, они засыпались к врагу, предлагая сдаться в плен (немцы тоже так делали). Еще практиковалась форма альбомов-выставок. Сюжеты, как и в окнах ТАСС определялись официальными сообщениями, сводками с фронта, использовали публицистику.

Окраина Мск. Ноябрь, 1941г. Он сам в Мск, сначала интересует прифронтовая жизнь. Опять странный ракурс, снизу, будто глазами умирающего. Уезжающий грузовик и штыки. По стилистике напоминает 20е, возрождается экспрессивная символика. Масштабно тематический замысел, опирающийся на принципы обобщенной формы и сочиненной композиции. Неореалистический пейзаж, сочинен на Дейнеку, сюда будут ориентироваться художники Оттепели, основа - структурность. Потом ряд других городских пейзажей.

Сгоревшая деревня. От города переходит к деревне, знакомые места в зловещем антураже, хотя краски довольно свежие. Но желтое небо и предзакатное, и пожарное.

Оборона Севастополя, 1942. Пафосное полотно, гимн мужества. Он был в разрушенном городе, его любил, потрясен. Чтобы собрать материал даже поехал на линию фронта (Юхнов). Он вспоминал, как видел зимой людей, которые мчались на танке, все обмороженные, но для него это Микеланджело чувств, барочное буйство человека и природы. Полотно страшное и величественное. Важнее философский аспект, чем момент битвы, противостояние двух групп погибший немец и русский матрос, это один и тот же натурщик, тот момент, что на месте одного может быть и другой. Контрастное сопоставление 2гр + кадрирование персонажей, резкое масштабное приближение. Это напоминает кино, вроде бы разные люди, но здесь движение одного и того же человека.

Сбитый ас, 1943. Не забывал и темя авиации, но уже другое настроение. Картина балансирует на грани сюрреализма. Уже совсем у земли, 1й рукой прикрывает голову, другой еще пытается выдернуть кольцо. Пацифистский образ - сбитый парашют. Но использует уже найденную композицию (Парашютист над морем).

Раздолье, 1944. Даже в военное время смогу создать несколько мирных работ. Здесь почти 30е (Обеденный перерыв в Донбасе), но есть и отличие. Это вымышленная реальность, но развернута повествовательность, есть признаки объема, натурность (а там важен светл-пластический мотив). Но он уже ломается, не достигает высот 30е. + Победа вдохновляет его на серию акварелей взятого Берлина и на изображение освобожденных просторов родной земли.

50-60е. К к40х он меняется, старается подстроиться. Сохраняет уровень, но возвращается к старым жанрам и методам. Мировые будни, спор, отдых и тд, перестает расширять границы творчества. Но все равное есть и хорошие образцы (У моря. Рыбачки, почти этюд в белом), работает и над монументальными декорациями (МГУ, фойе Дворца Съездов). Были и мозаичные работы (Хоккеисты, Хорошее утро), удостаивается премий и наград.

Тракторист, 1954. По сути, это Грачи прилетели+ традиции русской реалистической школы, образ архаичный. Его образы уже привычны, он человек 1й пятилетки, а для молодежи это уже далеко.

В это же время много натюрмортов. Работа Кузнецы похожа на Перед спуском в шахту, 3х частность, но физически делит на 2 неравные, все светлее, натуральнее, проработаннее. Еще отметим Девушку, завязывающую платок, эскиз к Купальщице.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница